Пояснительная записка
Рабочая программа по физической культуре для 3 класса разработана основе:
1. Приказа Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643);
2. Примерных программ по учебным предметам. Физкультура. Просвещение, 2012.
3. Программы «Физическая культура. 1-4 классы». Авторы: В.И. Лях, А.А. Зданевич. Просвещение, 2014.
4. Учебника В.И. Лях. Физическая культура. 1 -4. Просвещение, 2015.
5. Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Школа № 10» (ФГОС НОО 1-4 классы).
Цель: формирование у учащихся основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.
Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:
- укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей, жизненно обеспечивающих систем организма;
- совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;
- формирование общих представлений о физической культуре, её значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
- обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
Программа курса рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю). В соответствии с календарным учебным графиком и особенностями расписания учебных занятий на 2016-2017 учебный год программа курса фактически составляет:
3 а -101ч.,
3г- 102ч,
3д- 103ч,
3е- 103ч.
Программа будет выполнена в полном объёме в
3а классе - за счёт объединения уроков № 101 с № 102-105 раздела «Подвижные игры»;
3г классе - за счёт объединения уроков № 102 с № 103-105 раздела «Подвижные игры».
3д, 3е классах - за счёт объединения уроков № 103 с № 104,105 раздела «Подвижные игры».
Планируемые результаты освоения предмета
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта - рабочая программа для 3 класса направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.
Личностные результаты:
испытывать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
уважительно относиться к культуре других народов;
освоить мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения
проявлять этические чувства, доброжелательную и эмоционально
нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
сотрудничать со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, проявлять доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения;
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементарные соревнования, осуществлять их судейство (под руководством учителя);
соблюдать требования техники безопасности к местам проведения занятий физической культурой;
Метапредметные результаты:
способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
определять общую цель и путей её достижения;
распределять функции и роли в совместной деятельности и осуществлять взаимный контроль;
выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных условиях;
характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса.
излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль и значение в жизни человека.
Предметные результаты
Планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, использовать средства физической культуры в проведении своего отдыха и досуга;
Использовать физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности человека;
Измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длины и массы тела) и развития основных физических качеств;
Организовывать здоровье-сберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
Выполнять простейшие акробатические и гимнастические комбинации; самостоятельно их составлять.
Выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельности;
Излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
Оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно относиться друг к другу;
Объяснять ошибки и способы их устранения;
Бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности при выполнении заданий;
Взаимодействовать со сверстниками в процессе проведения подвижных игр и соревнований;
В доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
Применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Содержание учебного предмета
Знания о физической культуре
Физическая культура.
Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека.
Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.
Из истории физической культуры.
История развития физической культуры и первых соревнований.
Роль Пьера де Кубертена в истории становления и развития Современных Олимпийских игр.
Физические упражнения.
Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств.
- Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия.
Способы физкультурной деятельности.
Самостоятельные занятия.
- Составление режима дня.
- Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств;
- Проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки).
- Правила составления занятий спортивно-оздоровительной тренировкой (на примере одного из видов спорта)
- Самостоятельные игры и развлечения Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах).
Физическое совершенствование.
Физкультурно-оздоровительная деятельность
- Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции на рушений осанки - Комплексы упражнений на развитие физических качеств.
- Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.
Спортивно-оздоровительная деятельность.
Гимнастика с основами акробатики: - Движение и передвижения строем
организующие команды и приёмы, строевые действия и перестроения в шеренге и колонне, выполнение строевых команд.
- Акробатика
акробатические упражнения (стойки, перекаты, кувырок вперёд, мост с помощью партнёра)
- Упражнения на гимнастических снарядах
упражнения на гимнастической стенке, упражнения на бревне (гимнастической скамейке), упражнения прикладного характера (передвижения по гимнастической стенке, преодоление полосы препятствий с элементами лазания, перелезания, переползания, спрыгивания, передвижения по наклонной гимнастической скамейке)
- ОФП
общеразвивающие упражнения из базовых видов спорта
Лёгкая атлетика.
- Беговая подготовка (бег из различных и.п., бег с изменением направления и скорости, бег по пересечённой местности, гладкий равномерный бег, бег на выносливость, челночный бег, бег на короткие дистанции ( 30м))
- Прыжковая подготовка (прыжки в длину с места, с разбега способом «согнув ноги», на скакалке)
Метание (метание малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель, метание на дальность)
Кроссовая подготовка
Бег равномерный, переменный, с препятствиями (на выносливость; с изменением скорости и направления, по пересечённой местности)
Подвижные и спортивные игры.
На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию.
На материале лёгкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски;
Упражнения на координацию ,выносливость и быстроту.
Баскетбол-специальные передвижения без мяча; ведение мяча; Броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола.
Волейбол-подбрасывание мяча; подача мяча; приём и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола.
Общеразвивающие упражнения из базовых видов спорта.
Общеразвивающие упражнения
Данный материал используется для развития основных физических качеств и планируется учителем в зависимости от задач урока и логики прохождения материала. На материале гимнастики с основами акробатики
Развитие гибкости: широкие стойки на ногах; ходьба с включением широкого шага, глубоких выпадов, в приседе; наклоны вперёд, назад, в стороны из различных и.п., выпады и полушпагаты на месте; «выкруты» с гимнастической палкой, скакалкой; высокие махи поочерёдно и по переменно правой и левой ногами, стоя у гимнастической стенки и при передвижениях; комплексы упражнений ,включающие в себя максимальное сгибание и разгибание туловища (в стойках и седах); индивидуальные комплексы по развитию гибкости.
Развитие координации: произвольное преодоление простых препятствий; передвижение с резко изменяющимся направлением и остановками; ходьба по гимнастической скамейке, низкому гимнастическому бревну с меняющимся темпом и длиной шага, поворотами и приседаниями; приставными шагами левым и правым боком., игры на переключение внимания, на расслабление мышц рук, ног, туловища(в положениях стоя и лежа, сидя); жонглирование малыми предметами; преодоление полос препятствий, включающих в себя висы, упоры, простые прыжки, перелезание через горку матов; комплексы упражнений на координацию симметрическими и последовательными движениями руками и ногами;
Формирование осанки: ходьба на носках, с предметами на голове, с заданной осанкой; виды стилизованной ходьбы под музыку; комплексы корригирующих упражнений на контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба),на контроль осанки в движении, положений тела и его звеньев стоя, сидя, лежа; комплексы упражнений для укрепления мышечного корсета.
Развитие силовых способностей: динамические упражнения
с переменой опоры на руки и ноги, на локальное развитие мышц туловища с использованием веса тела и дополнительных отягощений (набивные мячи до1кг,гантели до100 г, гимнастические палки и булавы), комплексы упражнений с постепенным включением в работу основных мышечных групп и увеличивающимся отягощениям; перелезание и перепрыгивание через препятствия с опорой на руки; подтягивание в висе стоя и лежа; отжимание лёжа с опорой на гимнастическую скамейку; прыжковые упражнения с предметом в руках , переноска партнёра в парах.
На материале лёгкой атлетики
Развитие координации: бег с изменяющимся направлением по ограниченной опоре; пробегание коротких отрезков из разных исходных положений; прыжки через скакалку на месте на одной ноге и двух ногах поочерёдно.
Развитие быстроты: повторное выполнение беговых упражнений с максимальной скоростью с высокого старта, из разных исходных положений; челночный бег; бег с горки в максимальном темпе; ускорение из разных исходных положений; броски в стенку и ловля теннисного мяча в максимальном темпе, из разных исходных положений, с поворотами.
Развитие силовых способностей : повторное выполнение многоскоков; повторное преодоление препятствий(15—20см); передача набивного мяча(1кг) в максимальном темпе, по кругу, из разных исходных положений; метание набивных мячей (1кг) одной рукой и двумя руками из разных исходных положений и различными способами (с верху, сбоку, снизу, от груди); повторное выполнение беговых нагрузок в горку; прыжки в высоту на месте с касанием рукой подвешенных ориентиров; прыжки с продвижением вперед, запрыгивание с последующим спрыгиванием.
Вторая часть определяется образовательным учреждением и состоит из следующих разделов: Подвижные игры (с элементами спорта).
Игры определяются учителем исходя из материально- технических условий школы. Возможные варианты: подвижные игры на основе баскетбола, подвижные игры на основе волейбола, подвижные игры и национальные виды спорта народов России.
Тематическое планирование
Разделы программы | Кол-во часов |
Базовая часть |
Основы знаний о физической культуре | 3 |
Способы физкультурной деятельности | 3 |
Физическое совершенствование | |
Физкультурно- оздоровительная деятельность | 2 |
Спортивно-оздоровительная деятельность | |
Подвижные игры | 16 |
Гимнаскика с элементами акробатики | 16 |
Лёгкоатлетические упражнения | 16 |
Кроссовая подготовка | 12 |
Вариативная часть |
Подвижные игры на основе спортивных игр (баскетбола, волейбола, футбола) | 24 |
Подготовка и проведение соревновательных мероприятий. Повторение темы «Основы судейства подвижной игры». | 10 |
Повторение темы «Основы судейства подвижной игры». | 1 |
ИТОГО | 103 |
Фактически | 3а-101ч. 3г-102ч. 3д-103ч. 3е-103ч. |
График выполнения контрольных нормативов
№ п/п | Контрольный тест | Дата, класс |
3а | 3г | 3д | 3е |
1 | Бег 30м (предварительный контроль) (сек) | 5.09 | 6.09 | 6.09 | 7.09 |
2 | Бег 30м (итоговый контроль) (сек) | 8.05 | 4.05 | 2.05 | 5.05 |
3 | Челночный бег 3х10 (сек) | 10.09 | 10.09 | 9.09 | 10.09 |
4 | Наклон туловища из положения сидя (см) | 24.11 | 22.11 | 22.11 | 23.11 |
5 | Прыжок в длину с места (предварительный контроль) (см) | 12.09 | 13.09 | 13.09 | 14.09 |
7 | Прыжок в длину с места (итоговый контроль) (см) | 13.05 | 11.05 | 5.05 | 10.05 |
8 | Подтягивание: юноши на высокой, девушки на низкой перекладине (кол-во раз) высокой перекладине, девушки - на низкой перекладине | 17.11 | 15.11 | 15.11 | 16.11 |
9 | Поднимание туловища из положения лежа на спине за 30 сек (кол-во раз) | 20.10 | 20.10 | 20.10 | 21.10 |
10 | Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу(кол-во раз) | 27.10 | 25.10 | 15.10 | 26.10 |
11 | Прыжки на скакалке за минуту (кол-во раз) | 24.11 | 22.11 | 22.11 | 23.11 |