Рабочая программа
Кружковая программа
«Творческая мастерская»
Направление: физкультурно-спортивное
5, 6, 7 класс
Срок реализации: 1 год
Составитель программы
Кожевников В.П.
Квалификационная категория:
высшая
Содержание программы
I комплекс основных характеристик программы: 3
1.1Пояснительная Записка 3
1.2Цель и задачи программы 5
1.3Содержание программы 6-11
1.4Планируемые результаты 12
II Комплекс организационно педагогических условий: 12
2.1 Календарный учебный график 12
2.2 Формы аттестации 13
2.3 Методические материалы 13
2.4 Список литературы 14
I комплекс основных характеристик программы:
1.1 Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Умелые руки» составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом № 1897 Министерства образования и науки РФ от «17» декабря 2010 г.; Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Гимназия № 1»; Данная программа, разработана для обучающихся 8 классов МБОУ «Гимназия №1» города Кемерово. «Комплексная программа по физической культуре 5-11 класс» В.И. Лях, И.А. Винер « Физическая культура. Баскетбол. Рабочие программы.5-11 классы: пособие для учителей.
Актуальность программы в том, что на современном этапе есть необходимость в развитии творчества, фантазии, что, несомненно, будет способствовать повышению эффективности труда. Правильно поставленная работа кружка имеет большое воспитательное значение. У детей развивается чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других.
Педагогическая целесообразность программы дополнительного образования в том, что она имеет широкие возможности в решении задач общеобразовательного характера.
Отличительные особенности
У обучающегося будут сформированы:
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
владеть монологической и диалогической формой речи;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
высказываться в устной и письменной форме;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
достичь оптимального для каждого уровня развития;
сформировать навыки работы с информацией
Особенности организации учебного процесса
Программа рассчитана на 2020-2021 учебный год, 1 академический час в неделю, 34 часа в год. Возрастная группа 11-13 лет. Особенности набора детей – обучающиеся с разным уровнем физической подготовленности, группой здоровья – основная и подготовительная (по заключению врача).
1.2 Цели и задачи программы
Цель программы: воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться.
Задачи:
развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т.п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);
формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, о взаимосвязи человека с природой – источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов;
воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умение видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному населению - результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;
овладение детьми элементарными обобщенными технико-технологическими, организационно – экономическими знаниями;
расширение и обогащение личного жизненно – практического опыта учащихся, их представление о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры, о роли техники в жизни человека.
Отличительные особенности данной программы кружка от уже существующих в том, что содержательное направление усилено на развитие творческих способностей ребенка.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 11-13 лет.
1.3 Содержание программы 7 класс
№ п/п | Наименование раздела и тем | Кол-во часов | Теория | Практика | Формы организации учащихся при проведении занятий |
1 | Теоретическо-практический раздел | 34 | | | |
1 | Материалы и инструменты сфере обработки конструкционных материалов. | 2 | 1 | 1 | Беседа, индивидуальные , групповые |
2 | Знакомство с видами материалов и инструментов. Безопасность труда (приемы безопасной работы инструментами).Подготовка к выпиливанию лобзиком ручным и электро лобзиком,(выпиловочный столик, струбцина, лобзик, пилки, ключи. Способ закрепления и пиления. | 2 | 1 | 1 | Беседа индивидуальные , групповые |
3 | «Графические знания и умения. Перенос силуэтов». Анализ изделий из древесины фанеры, ДВП, ДСП. | 2 | 1 | 1 | Беседа индивидуальные , групповые |
4 | Составление точных чертежей, эскизов, технических рисунков будущих изделий | 2 | 1 | 1 | Беседа индивидуальные , групповые |
5 | Перенос силуэтов на фанеру с помощью копировальной бумаги. Анализ изделий из древесины и фанеры, ДВП, ДСП. | 2 | 1 | 1 | Беседа индивидуальные , групповые |
6 | Виды графической документации. Разметочные линии с точной графикой. | 2 | 1 | 1 | Беседа индивидуальные , групповые |
7 | Выполнение элементов чертежа. Чтение чертежей различных видов. Анализ чертежа и сборочного чертежа. Изготовление точных деталей изделий из древесного материала. | 2 | 1 | 1 | индивидуальные , групповые |
8 | Составление плана изготовления изделия. Работа с планом и заготовками. | 2 | 1 | 1 | Беседа индивидуальные , групповые |
9 | Выпиливание. Выжигание. Пиление. Обработка заготовок стамеской | 2 | 1 | 1 | Беседа индивидуальные , групповые |
10 | «Приемы пиления лобзиком. Резание заготовок ножовкой». | 2 | 1 | 1 | Беседа индивидуальные , групповые |
11 | Пиление лобзиком, электро лобзиком резание заготовок ножовкой по точным размерам. | 2 | 1 | 1 | Беседа индивидуальные , групповые |
12 | Приемы пиления лобзиком деталей из фанеры, ДВП, ДСП и древесины». «Подготовка деталей из материала древесины». | 2 | 1 | 1 | Беседа индивидуальные , групповые |
13 | Повторение приемов выпиливания лобзиком, способы зачистки деталей наждачной бумагой и подготовка их к сборке. | 2 | 1 | 1 | Беседа индивидуальные , групповые |
14 | «Роль научно-фантастического произведения на развитие мышления у учащихся» Изготовление деталей из древесины и фанеры. Безопасность труда №4,6. | 2 | 1 | 1 | Беседа индивидуальные , групповые |
15 | Способы изготовления деталей из фанеры ДВП, ДСП и древесины, точное пиление по эскизам и чертежам. | 2 | 1 | 1 | Беседа индивидуальные , групповые |
16 | «Изготовление деталей изделий из фанеры ДВП, ДСП и древесины». Нанесение узоров, контуров и образных деталей. | 2 | 1 | 1 | Беседа индивидуальные , групповые |
17 | «Приемы выжигания и выпиливания силуэтов из фанеры». Презентация готового изделия. | 2 | 1 | 1 | Беседа индивидуальные , групповые |
6 класс
№ п/п | Наименование раздела и тем | Кол-во часов | Теория | Практика | Формы организации учащихся при проведении занятий |
1 | Теоретическо-практический раздел | 34 | | | |
1 | Материалы и инструменты сфере обработки конструкционных материалов. | 2 | 1 | 1 | Беседа, индивидуальные , групповые |
2 | Знакомство с видами материалов и инструментов. Безопасность труда(приемы безопасной работы инструментами).Подготовка к выпиливанию лобзиком (выпиловочный столик, струбцина, лобзик, пилки, ключи. Способ закрепления и пиления. | 2 | 1 | 1 | Беседа индивидуальные , групповые |
3 | «Графические знания и умения. Перенос силуэтов». Подставка под горячее. | 2 | 1 | 1 | Беседа индивидуальные , групповые |
4 | Составление чертежей, эскизов, технических рисунков будущих изделий | 2 | 1 | 1 | Беседа индивидуальные , групповые |
5 | Перенос силуэтов на фанеру с помощью копировальной бумаги.Анализ изделий из древесины и фанеры . | 2 | 1 | 1 | Беседа индивидуальные , групповые |
6 | Виды графической документации. Разметочные линии. | 2 | 1 | 1 | Беседа индивидуальные , групповые |
7 | Выполнение элементов чертежа. Чтение чертежей. Анализ чертежа Изготовление деталей изделий | 2 | 1 | 1 | индивидуальные , групповые |
8 | Составление плана изготовления изделия. Работа с планом и заготовками». | 2 | 1 | 1 | Беседа индивидуальные , групповые |
9 | Выпиливание. Выжигание. Пиление. Обработка заготовок стамеской | 2 | 1 | 1 | Беседа индивидуальные , групповые |
10 | «Приемы пиления лобзиком. Резание лобзиком». | 2 | 1 | 1 | Беседа индивидуальные , групповые |
11 | Пиление лобзиком и резание заготовок ножовкой. | 2 | 1 | 1 | Беседа индивидуальные , групповые |
12 | Приемы пиления лобзиком деталей из фанеры и древесины». «Подготовка деталей из древесины». | 2 | 1 | 1 | Беседа индивидуальные , групповые |
13 | Чертежи как способ проявления, внутреннего мышления. | 2 | 1 | 1 | Беседа индивидуальные , групповые |
14 | «Роль научно-фантастического произведения на развитие мышления у учащихся». Безопасность труда №4,6. | 2 | 1 | 1 | Беседа индивидуальные , групповые |
15 | Способы изготовления деталей из фанеры и древесины. | 2 | 1 | 1 | Беседа индивидуальные , групповые |
16 | «Изготовление деталей изделий из фанеры и древесины» | 2 | 1 | 1 | Беседа индивидуальные , групповые |
17 | «Приемы выжигания и выпиливания силуэтов из фанеры». Презентация готового изделия. | 2 | 1 | 1 | Беседа индивидуальные , групповые |
5 класс
№ п/п | Наименование раздела и тем | Кол-во часов | Теория | Практика | Формы организации учащихся при проведении занятий |
1 | Теоретическо-практический раздел | 34 | | | |
1 | Материалы и инструменты сфере обработки конструкционных материалов. | 2 | 1 | 1 | Беседа, индивидуальные , групповые |
2 | Знакомство с видами материалов и инструментов. Свойства материалов. | 2 | 1 | 1 | Беседа индивидуальные , групповые |
3 | Виды изображений | 2 | 1 | 1 | Беседа индивидуальные , групповые |
4 | Составление эскизов, рисунки изделий. Разделочная доска | 2 | 1 | 1 | Беседа индивидуальные , групповые |
5 | Анализ структуры материала. | 2 | 1 | 1 | Беседа индивидуальные , групповые |
6 | Виды рисунков тематики. | 2 | 1 | 1 | Беседа индивидуальные , групповые |
7 | Выполнение элементов чертежа. Чтение чертежей. | 2 | 1 | 1 | индивидуальные , групповые |
8 | Контур изделия. | 2 | 1 | 1 | Беседа индивидуальные , групповые |
9 | Выпиливание. Выжигание. Пиление. Обработка заготовок стамеской | 2 | 1 | 1 | Беседа индивидуальные , групповые |
10 | «Приемы пиления лобзиком. Резание заготовок ножовкой». | 2 | 1 | 1 | Беседа индивидуальные , групповые |
11 | Пиление лобзиком и резание заготовок ножовкой. | 2 | 1 | 1 | Беседа индивидуальные , групповые |
12 | Приемы пиления лобзиком деталей из фанеры и древесины». «Подготовка деталей из древесины». | 2 | 1 | 1 | Беседа индивидуальные , групповые |
13 | Виды материалов, связанные с прочностью изделия. | 2 | 1 | 1 | Беседа индивидуальные , групповые |
14 | «Изготовление деталей из древесины и фанеры. Безопасность труда №4,6. | 2 | 1 | 1 | Беседа индивидуальные , групповые |
15 | Способы изготовления деталей из фанеры и древесины. | 2 | 1 | 1 | Беседа индивидуальные , групповые |
16 | «Изготовление деталей изделий из фанеры и древесины» | 2 | 1 | 1 | Беседа индивидуальные , групповые |
17 | «Приемы выжигания и выпиливания силуэтов из фанеры». | 2 | 1 | 1 | Беседа индивидуальные , групповые |
1.4 Планируемые результаты
Результаты освоения программного материала оцениваются по трём базовым уровням и представлены соответственно личностными, метапредметными и предметными результатами.
1)Личностные результаты: интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности- дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей; -умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях; -умение оказывать помощь своим сверстникам.
2)Метапредметные результаты: -определять наиболее эффективные способы достижения результата; -умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять; -умение объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения. 3)Предметные результаты: Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества ;Развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации; Развитие моторики и координации движений рук при работе с ручным инструментом.
Оценка достижений результатов внеурочной деятельности идет по трем уровням:
- представление коллективного результата группы обучающихся;
-индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося;
- качественная и количественная оценка эффективности деятельности ОУ по направлениям внеурочной деятельности на основании суммирования индивидуальных результатов обучающихся.
II Комплекс организационно педагогических условий
2.1 Календарный учебный график 5-7 класс
2.2 ФОРМА АТТЕСТАЦИИ
Формой аттестации учеников по программе кружковой деятельности является принятие участия в соревнованиях между 5-7 классами внутри школы.
2.3 МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Методы обучения, используемые на занятиях - словесные, наглядные, практические. Методы воспитания – поощрение учащихся на занятиях, что ведёт к большей мотивации и увлечённости учащихся.
АЛГОРИТМ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ – разминка, изучение нового или закрепление материала направленного на развитие учащихся, соревновательная деятельность.
2. 4 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Карабанов И.А. Технология обработки древесины: учебник для 5-9 классов общеобразовательных учреждений/И.А.Карабанов.-М.:Просвещение,2008.
2.Муравьев Е.М. Технология обработки металлов: учебник для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. – М.:Просвещение,2007.
3.Ляукина М. Основы художественного ремесла/М.Ляукина. – М.:АСТ-пресс,2003.
4.Галагузова М.А. Первые шаги в электротехнику/М.А.Галагузова, Д.М.Комский. – М.:Просвещение, 2005.
5.Программы общеобразовательных учреждений:Технология. Трудовое обучение. 1-4, 5-11 классы/ под ред. Ю.Л.Хотунцева, В.Д.Симоненко. – М.:Просвещение,2007
6.Бешенков А.К. Технология (технический труд). Технические и проектные задания для учащихся. 5-9 класс.:пособие для учителя/ А.К.Бешенков. – М.:Дрофа, 2007.
7.Уткин П.И. Народные художественные промыслы/ П.И.Уткин. – М.,2006.
16