«Путешествие в заколдованный лес»
Автор: Моторина Ольга Николаевна - воспитатель, МБДОУ «Детский сад № 66 «РЯБИНУШКА», г. Йошкар-Ола
Программное содержание:
Обобщить знания детей о диких и домашних животных нашего края, особенностях их жизни. Закрепить правила поведения в природе.
Развивать мыслительные операции: сравнивать, классифицировать, анализировать, обобщать.
Воспитывать любовь, бережное отношение к природе и проявлять заботу и внимание ко всему. Формировать доброжелательность, стремление помочь ближнему.
Материал: лесная полянка, деревья, игрушки-звери, конверт с письмом, магнитофон, фонограмма «Пение птиц», мольберт, картинки диких и домашних зверей, картинки из серии «Бережем живое», солнце, лучики-ладошки из бумаги.
Предварительная работа:
Чтение рассказов о животных, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций.
Интеграция: коммуникация, социализация, безопасность.
Словарная работа: активизировать и расширять словарь по теме «Дикие животные».
Методы и приёмы:
Сюрпризный момент
Игровые: д/и «Дикие, домашние», «Кто где живёт», «Кто что ест», «Узнай по описанию»
Работа с перфокартами
Физкультминутка «На водопой»
Собирание солнышка
Хоровые и индивидуальные ответы детей на вопросы
Наводящие вопросы, помощь в поиске ответов
Поощрения
Ход НОД:
Дети входят в группу и встают в круг.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Крепче за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие. Сегодня утром к нам приходил Старичок-лесовичок. Правда он к нам пришёл грустный и принёс письмо от лесных зверей. Вот этот конверт. Какого он цвета? Как вы думаете, какие новости в нём? Послушайте, что в нём написано:
«Здравствуйте, дети! Нужна ваша помощь.
Поскорее приходите и зверятам помогите.
Нас волшебник напугал. Лес он наш заколдовал.
Мы забыли, кто мы есть, что нам пить и что нам есть.
Выручайте, помогите. Солнышко нам в лес верните».
Воспитатель: Ребята, нам скорее надо спешить в лес. Поворачивайтесь друг за другом и в путь:
Мы к лесной полянке вышли, поднимаем ноги выше
Через кустики и кочки, через ветви и пенёчки.
Воспитатель: Что за лес? Ой, как тихо и темно. На солнышке нет ни одного лучика. Не слышно пение птиц, не видно ни зверей, ни насекомых. А это что?
Дети: Цветочек.
Воспитатель: Цветочек не простой, он волшебный с заданиями. Если мы их выполним, то на солнышке появятся лучики, а лес расколдуется. Вот первое задание. Посмотрите, волшебник смешал диких и домашних животных. Надо всё исправить. Каких животных мы отправим в лес?
Дети: Лису, волка, медведя, ежа, зайца, белка.
Воспитатель: Как можно их назвать одним словом?
Дети: Дикие животные.
Воспитатель: Почему, мы их называем дикими?
Дети: Потому, что они сами находят себе еду, не подпускают к себе человека.
Воспитатель: Каких животных мы отправим в дом?
Дети: Кошку, собаку, корову, свинью, лошадь, козу.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому, что за ними ухаживает человек, он их кормит.
Воспитатель: Как мы можем назвать их одним словом?
Дети: Это домашние животные.
Дети раскладывают картинки в обручи: дом – домашние животные, ёлочка – дикие звери.
Воспитатель: Ребята на солнышке появился первый лучик. Лес начинает расколдовываться! А нам пора выполнять следующее задание.
Звери грустные сидят,
В дом попасть они хотят,
Но не знают – кто, куда?
Помогите, детвора!
На лесной полянке в разных местах лежат карточки. Нужно отгадать загадки о жилищах лесных зверей и найти подходящего зверя.
Хозяин леса строгий,
Просыпается весной.
А зимой под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
Медведь/берлога
Вот в стволе большая дырка,
Видно чья-то здесь квартирка.
Здесь зверёк ложится спать,
Сможешь домик мне назвать?
Дупло/белка
Зверь по лесу прыг да скок,
Спрятался вдруг под кусток.
И сидит он под кустом,
Куст для зверя – это дом.
Заяц/куст
Недотрога весь в иголках,
Я живу в норе под ёлкой.
Ёж/нора
Очень любят волчата играть.
И выходят они погулять.
Мама смотрит: шалят немного ли.
А живут они все вместе … в логове.
Волк/логово
Воспитатель: Молодцы! Ребята, на солнышке появилось ещё два лучика. А нам пора отдохнуть, беритесь за руки, сделаем круг. И отправимся вместе с лесными зверями на водопой:
Жарким днем лесной тропой
Звери шли на водопой.
За мамой-лосихой топал лосенок,
За мамой-лисицей крался лисенок,
За мамой-ежихой катился ежонок,
За мамой-медведицей шел медвежонок,
За мамою-белкой скакали бельчата,
За мамой-зайчихой — косые зайчата,
Волчица вела за собою волчат.
Все мамы и дети напиться хотят.
Воспитатель: Молодцы! Ребята, на солнышке появилось ещё два лучика: мы с вами вспомнили названия детёнышей у лесных зверей и показали способы их передвижения. Молодцы!
Ребята, а на цветочке остался ещё один лепесток. Последнее задание – помните, что звери написали в письме:
Нас волшебник напугал.
Лес он наш заколдовал.
Мы забыли, кто мы есть,
Что нам пить и что нам есть.
Сейчас вы подойдёте к столам и на картах проведёте линии от зверя к той еде, которую он любит. Постарайтесь накормить зверей правильно.
Дети выполняют задание. Работа с перфокартами.
Воспитатель: Ребята, все накормили зверей? А теперь передайте карточку соседу, пусть он проверит, правильно ли вы выполнили задание. Молодцы! На солнышке ещё появились лучики. Светло стало в лесу. Ой, вы слышите, птицы запели. Мы помогли лесу и его жителям. Как вы думаете, что сейчас чувствуют звери и птицы? (ответы детей).
Мы зверятам помогли,
Все препятствия прошли,
Теперь в группу собирайтесь,
А с лесом и его жильцами попрощайтесь.
Воспитатель: Вот мы с вами вернулись в детский сад, здесь нас ждут наши гости. Они хотят узнать, что же вы запомнили. Я предлагаю вам поиграть в игру «Да-да-да, нет-нет-нет»:
• Заяц хитрый пробежал, кур в деревне он украл.
• С ветки на ветку мишенька скачет, в дупле он орешки на зиму прячет.
• Ежик шубку поменял, зимой беленький он стал.
• Белка маленький зверек, её шубка рыжая, как огонек.
• Вот в кустах лиса сидит, кочерыжкою хрустит.
Правильный ответ.
• Это лиса хитрая и она кур крадет, а заяц трусливый и курами он не питается, он ест кору деревьев, траву.
• Это белочка по деревьям скачет и прячет орешки в дупле, а мишка, он большой и по деревьям скакать не может.
• Это заяц меняет на зиму цвет своей шубки, а ежик он колючий и спит всю зиму в норке.
• А про белочку правильно сказано.
• Это заяц любит хрустеть кочерыжкой, а лиса она хищница.
Воспитатель: Ну что, ребята, вот и закончилось наше путешествие в заколдованный лес. Чем оно вам запомнилось? (ответы детей). Мне сегодня с вами было интересно заниматься, вы были внимательны и поэтому смогли выполнить много заданий, помочь лесным жителям.