СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Путешествие по материкам

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Из двух частей света возник Самый большой материк!(Евразия)

Вдоль восточных берегов- Царство фауны лесов, И Большой Барьерный Риф, Как жемчужина для нимф.  (Австралия).

Просмотр содержимого документа
«От.у. по геог. Путешествие по материкам 5 класс ФГОС - Миронова Виктория Дмитриевна»

Открытый урок по географии 5 класс ФГОС.

Класс 5

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

1 этап Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

(5 мин)

Цель: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне

1Включение обучающихся в учебную деятельность

- Знаете ли вы, кто самый трудолюбивый?

(Самые трудолюбивые в мире – пчёлы.)



- Как вы думаете почему? Чтобы собрать нектар, достаточный для приготовления 100 граммов меда, пчеле нужно облететь не меньше 1 миллиона цветков. Люди издавна многому научились у пчёл: трудолюбию, упорству, умению совместно трудиться. Эти качества пригодятся нам на сегодняшнем уроке.

Как пчелы наполняют соты медом, так и мы в течение урока будем совершенствовать свои умения и навыки по изученной теме, собирая их в копилку знаний.


2.Настрой на учебную деятельность при помощи приёма «Узнай материк»

Из двух частей света возник
Самый большой материк!(Евразия)

Вдоль восточных берегов-
Царство фауны лесов,
И Большой Барьерный Риф,
Как жемчужина для нимф.  (Австралия).

В лесах Конго обезьяны:
Шимпанзе и павианы,
И горилла есть в горах,
Что наводит на нас страх.  (Африка).

Вызывают удивленье
Рыбы пираруку
А пираньи при движении
Отрывают руку.  (Южная Америка)

Индейцы за нами по прерии мчат,
Кидают в нас копья и громко кричат!
Вот мы у обрыва, где мощной волною,
Срывается вниз Ниагара стеною..(Сев Америка)

Здесь, среди полярных льдин,

Важно топчется пингвин.

Этот материк безлюден,

И пингвин здесь в роли гида.

Он готов поведать людям,

Как прекрасна...(Антарктида)

1..Рассуждают, определяют значимость урока.












2.Включаются в работу, угадывая материки по описанию (устно)

1. Внимание, уважение к окружающим (Коммуникативные УУД)


Формирование мотивационной основы учебной деятельности. (Личностные УУД);












2. Анализируют, систематизируют материал иузнают по описанию материки (Познавательные УУД);


2этап Актуализации и пробного учебного действия.

(8 мин)

Цель: повторение изученного материала и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.


Учащиеся самостоятельно выполняют задание в тетради, записав дату и оставляя место для темы урока

Из перечня терминов надо исключить тот, который является лишним. 
1. Нил, Конго, Амазонка. 
2. Панамский, Суэцкий, Дрейка
3. Титикака, Сахара, Эйр. 
4. Австралия, Африка, Гренландия. 

5. Эскимосы, индейцы, бушмены

6. Нектарница, страус, колибри (Афр, Афр, Ю.Ам). 
7. Слон, бегемот, кенгуру. 

8. Ехидна, капибара, утконос
9. Баобаб, гевея,пальма. (Аф,Ю.А, Аф)
10. Парана,Анхель, Ниагарский. 

2. Предложить обменяться тетрадями проверить работу товарища по эталону при помощи знаков «+» или «--»



1.Самостоятельно выполняют задание














2.Обмениваются тетрадями и осуществляют взаимопроверку при помощи знаков «+» или «--»

1. Анализируют, систематизируют и сопоставляют(Познавательные УУД);



Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (Коммуникативные)






2. Контроль и оценка (Регулятивные УУД)



3 этап Локализации индивидуальных затруднений.

(4 мин)

Цель: Осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий.


Физкультминутка 1 мин.


Выстраивает анализ учащихся на выявление затруднений

при помощи вопросов:

- Какое задание вы выполняли?

- Каким способом?

- Что сделали сначала, потом?

- Где возникло затруднение?

- Почему здесь возникло затруднение?

В итоге на данном шаге учащиеся должны понять, «чего они не знают», какого знания им не хватает. (Мы не смогли сделать это задание, потому что не знаем, …)

Выявляют и формулируют затруднения, заполняют в инструктивном листе

Знаю

Вызвали затруднения




Выявление и фиксация индивидуальных затруднений (Регулятивные УУД)

4 этап Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения..

(5 мин)

Цель: Построение детьми проекта выхода из затруднения и

формирование способности к его выполнению.

Подводящий диалог.

- На протяжении урока мы свами совершали путешествие по всем материкам. За время нашего путешествия мы познакомились с географическими объектами, особенностями природы и населением всех континентов. И сегодня мы знаем, что у каждого материка есть свои особенности, которые являются их визитной карточкой и сегодня мы должны подвести итог, но сначала давайте попробуем сформулировать тему нашего урока.

Формулирование детьми личностно-значимой темы урока и определение учебных задач.


Выслушивает и предлагает свою тему «Самое удивительное и необычное!», выбирают наиболее понравившийся вариант, записывает на доске. Для определения учебных задач предлагает дополнить фразы

«Систематизировать ….»

«Найти …»

Выявление способа действий

Совместное построение плана действий по выходу из затруднения.

Определяют личностно-значимую тему урока. При помощи предложенных вопросов определяют способ (как?) и средства (с помощью чего?) нужно произвести коррекцию своих знаний, то есть устанавливают, какие конкретно изученные понятия им нужно еще раз осмыслить и понять и каким образом они будут это делать (используя учебник, карту, …).

Определение личностно-значимой темы урока, постановка учебной задачи (Регулятивные УУД);

Определение способов и условий действия для ликвидации затруднений (Познавательные общеучебные УУД);

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (Коммуникативные УУД)



5 этап Реализация построенного проекта.

(7 мин)

Цель: осмысленное исправление учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.

Раздать конверты с контурами материков и предложить вытянуть карточку с названием материка

1. Задание группам.Среди контуров материков найдите свойи прикрепите на доске согласно месту, занимаемому материком по площади.

1м 2 м 3 м 4 м 5 м 6 м

2. Задание. Необходимо «разобрать почту» и ответить на вопросы касающиеся всех материков; самые высокие горы , самый влажный континент, самая большая пустыня и т д .

Показать слайды «Путешествие по материкам».

1. Черапунджи – самое влажное место на Земле (Евразия)

2. Эвкалипт – «природный насос»

3. Нет ни одной реки.

4. Самая высокая гора материка – гора Килиманджаро.

5. Большой каньон – глубокое ущелье, образованное рекой Колорадо

6 Эверест – самая высокая вершина мира.

7.Хинное дерево, из коры которого получают лекарство от малярии.

8.Здесь находится огромное количество снега и льда

9. Пять гигантских чаш, заполненных водой – Великие озёра.

10.Дерево гевея, из сока которой индейцы научились изготавливать резиновую обувь.

11. Байкал - самое глубокое озеро мира.

12.Река Конго два раза пересекающая экватор

13.В водах водится рыба пиранья, из челюстей которой раньше делали ножницы

14.Пустыни Намиб, Калахари, Сахара

15. Коала – «сумчатый медведь».

16. Императорский пингвин выводит своё потомство суровой зимой.

17. Всю территорию материка занимает одно государство.

18. Территория материка не принадлежит ни одному государству.

19. Горная цепь Кордильеры протянулись с севера на юг.

20. Озеро Эйр-Норт, где не возможно не только утонуть, но и промочить ноги

Учащиеся читают задания и распределяют по материкам




Поиск и выбор необходимой информации в тексте учебника , атласе (Познавательные УУД);

Инициативное сотрудничество в группе в поиске и выборе необходимой информации, коррекция затруднений (Коммуникативные УУД);


6этап Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

(1 мин)

Цель: закрепление способов действий, вызвавших затруднения.

ученики выходят к доске и прикрепляют к своему материку выбранные характеристики


Прикрепляют листы на магнитную доску

Проводят контроль по эталону




Контроль и оценка (Регулятивные УУД)

7этап Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

  1. мин)


Работа в группах

«Чудеса материков»

Задание У вас в задании перечислены чудеса материков, нужно правильно определить , значение своего материка и что это значит.

8848 м – г. Эверест (Евразия).

4-5 тонн – вес Африканского слона.

+ 58º С – температура воздуха в Сахаре (Африка).

2 км – средняя толщина ледяного покрова в Антарктиде

50 м – высота Ниагарского водопада (Северная Америка).

7 млн. км кв. – площадь Австралии.

3,5 г – вес колибри (Южная Америка).

1 – одно государство (Австралия).

1054м – высота водопада Анхель. вЮж. Америки.

50 кг – вес императорского пингвина (Антарктида).

-71 º- полюс холода в п. Оймякон.

5 – Великие озёра в Сев. Америки.

После определения учащиеся называют значение своего материка.

Выполняют задание,

Контроль и оценка (Регулятивные УУД)

8этап Включение в систему знаний и повторения.

(3 мин)

Приём «Закончи фразу!»

«Самый, самый!...»

Африка - самый жаркий материк;

Австралия – самый маленький материк;

Южная Америка – самый влажный материк;

Антарктида – самый холодный материк;

Евразия – самый большой материк;

Северная Америка – самый северный материк.

Подведение итогов. Оценка результатов!


Выполняют задания.





Подводят итоги.


Контроль и оценка (Регулятивные УУД)

9этап Рефлексии деятельности на уроке.

(3мин)

Цель: осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной) деятельности.

Рефлексия в виде приема «Закончи предложения (интервью)». Учащиеся по очереди читают начало фразы из рефлексивного ряда и продолжают ее.

Рефлексивный ряд:

сегодня я узнал(а)…

было интересно…

мне понравилось….

было трудно…

я выполнял(а) …

я понял(а), что…

теперь я могу…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

Высказывают своё мнение производят самооценку

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (Познавательные общеучебныеУУД)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД, (Личностные УУД);

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (Коммуникативные УУД)

Учитель: Миронова Виктория Дмитриевна.

Тема урока: Путешествие по материкам п 22.

Тип урока: урок построения системы знаний.

Цель урока: Содержательная цель: повторение и закрепление учебного материала по разделу «Путешествие по материкам. Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к систематизации знаний и реализации коррекционной нормы

Задачи

1. обучающие: систематизировать и закрепить знания об особенностях природы и географических объектах каждого материка;

2. развивающие: создать условия для развития общеучебных умений: работать с картами атласа и текстом учебника, уметь фиксировать затруднения и способы выхода их затруднений, оценивать свою работу и работу товарищей;

3. воспитательные: использовать воспитательный потенциал учебного материала темы для воздействия на эмоциональную сферу личности обучающихся, формирование культуры общения при работе в малых группах.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:Объяснять особенности природы и географических объектов на материках. Определять специфику природы и населения материков по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты.

Метапредметные: Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами, умение фиксировать затруднения и способы выхода их затруднений, осуществлять контроль и самоконтроль, оценивать свою работу и работу товарищей.

Личностные:Понимание специфических черт природы материков. Осознание причин уникальности природы и рельефа материков.

Формы работы учащихся работа в малых группах, фронтальная, индивидуальная.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


О

Просмотр содержимого презентации
«путешествие по материкам»

– Что такое вулкан? – Расскажите о строении вулкана – Расположите по порядку слова МАГМА, МАНТИЯ,ЛАВА – Какие вулканы бывают по форме? – Какие по времени извержения? - Что такое землетрясение?
  • – Что такое вулкан?
  • – Расскажите о строении вулкана
  • – Расположите по порядку слова МАГМА, МАНТИЯ,ЛАВА
  • – Какие вулканы бывают по форме?
  • – Какие по времени извержения?
  • - Что такое землетрясение?
… Все неизвестно! А пока туманы  Плывут под парусами корабля.  Там, позади, неведомые страны,  Там, впереди, – чудесная страна. Эдуард Багрицкий

… Все неизвестно! А пока туманы Плывут под парусами корабля. Там, позади, неведомые страны, Там, впереди, – чудесная страна.

Эдуард Багрицкий

побываем только на суше Земли;  научимся работать с картой;  узнаем, что же на Земле самое, самое…
  • побываем только на суше Земли;
  • научимся работать с картой;
  • узнаем, что же на Земле самое, самое…
Материк – очень большой участок суши, окружённый водой.  Остров - участок суши (обычно естественного происхождения), окружённый со всех сторон водой. От материков острова отличаются меньшими размерами

Материк – очень большой участок суши, окружённый водой.

Остров - участок суши (обычно естественного происхождения), окружённый со всех сторон водой. От материков острова отличаются меньшими размерами

24.01.18

24.01.18

Самая большая по площади страна мира – Россия Гималаи. Гора Джомолунгма (Эверест). Байкал – самое глубокое озеро в мире. Янцзы – самая длинная река Евразии.
  • Самая большая по площади страна мира – Россия
  • Гималаи. Гора Джомолунгма (Эверест).
  • Байкал – самое глубокое озеро в мире.
  • Янцзы – самая длинная река Евразии.
Нил – самая длинная река Африки. Сахара – величайшая пустыня нашей планеты. Гора Килиманджаро – самая высокая точка Африки.
  • Нил – самая длинная река Африки.
  • Сахара – величайшая пустыня нашей планеты.
  • Гора Килиманджаро – самая высокая точка Африки.
Озера являются одними из крупнейших на Земле скоплений пресной воды, уступая в этом показателе, тем не менее, даже взятые все вместе, озеру Байкал . Они связаны между собой реками и каналами и поэтому вода как бы перетекает из одного в другое. Озеро Верхнее является крупнейшим по площади пресноодным озером планеты, а меньшее из пяти — Онтарио — больше самого крупного в Европе Ладожского озера . Средняя глубина их, не будучи очень большой, все же такова, что превосходит среднюю глубину Балтийского и Северного морей.

Озера являются одними из крупнейших на Земле скоплений пресной воды, уступая в этом показателе, тем не менее, даже взятые все вместе, озеру Байкал . Они связаны между собой реками и каналами и поэтому вода как бы перетекает из одного в другое. Озеро Верхнее является крупнейшим по площади пресноодным озером планеты, а меньшее из пяти — Онтарио — больше самого крупного в Европе Ладожского озера . Средняя глубина их, не будучи очень большой, все же такова, что превосходит среднюю глубину Балтийского и Северного морей.

Миссисипи – самая длинная река Северной Америки. Великие озёра. Знаменитый-Ниагарский водопад Гора Мак-Кинли – самая высокая гора Северной Америки (6194 метра)
  • Миссисипи – самая длинная река Северной Америки.
  • Великие озёра.
  • Знаменитый-Ниагарский водопад
  • Гора Мак-Кинли – самая высокая гора Северной Америки (6194 метра)

Амазонка – самая длинная и полноводная река мира Анды – самая длинная горная цепь на поверхности Земли Самый высокий водопад в мире – Анхель Самое высокогорное озеро в мире - Титикака
  • Амазонка – самая длинная и полноводная река мира
  • Анды – самая длинная горная цепь на поверхности Земли
  • Самый высокий водопад в мире – Анхель
  • Самое высокогорное озеро в мире - Титикака
60% материка занимают пустыни Самая известная пустыня материка – Виктория Самое крупное озеро Австралии - Эйр-Норт Самая Длинная река- Муррей с притоком Дарлинг
  • 60% материка занимают пустыни
  • Самая известная пустыня материка – Виктория
  • Самое крупное озеро Австралии - Эйр-Норт
  • Самая Длинная река- Муррей с притоком Дарлинг
Самым большим по площади островом принято считать, Гренландию,которая приблизительно в три раза меньше самого малого континента — Австралии). Встречаются одиночные острова и их группы — архипелаги.

Самым большим по площади островом принято считать, Гренландию,которая приблизительно в три раза меньше самого малого континента — Австралии). Встречаются одиночные острова и их группы — архипелаги.

побывали … работали с …  узнали, что на Земле самое, самое…
  • побывали …
  • работали с …
  • узнали, что на Земле самое, самое…


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!