СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пути совершенствования системы работы по осуществлению преемственности между начальным и средним звеном обучения в условиях перехода на ФГОС ООО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Реализация преемственности между начальной школой и средним звеном обучения должна обеспечить создание системы непрерывного образования с учетом сохранения самоценности  каждого возрастного периода развития учащегося; сформированности умения учиться как фундаментального новообразования; направленности на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и на развитие индивидуальности каждого учащегося. 

Просмотр содержимого документа
«Пути совершенствования системы работы по осуществлению преемственности между начальным и средним звеном обучения в условиях перехода на ФГОС ООО»

Пути совершенствования системы работы по осуществлению преемственности между начальным и средним звеном обучения в условиях перехода на ФГОС ООО»


Абдокова Р.Д.


Учитель начальных классов «СОШ а. Псаучье – Дахе имени Героя России О. М . Карданова ».

(369413, КЧР, Хабезский район, а. Псаучье – Дахе ,ул .А. Темирова ,1)

E-mail: [email protected]


Аннотация. В основе ФГОС лежит принцип: единство преемственности и инновационности. Резкие изменения условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиций «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней - всё это является довольно серьёзным испытанием для психики школьника. Это проявляется в понижении работоспособности, возрастании тревожности, робости или, напротив, развязности, неорганизованности, забывчивости.

Реализация преемственности между начальной школой и средним звеном обучения должна обеспечить создание системы непрерывного образования с учетом сохранения самоценности каждого возрастного периода развития учащегося; сформированности умения учиться как фундаментального новообразования; направленности на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и на развитие индивидуальности каждого учащегося.


Ключевые слова. Преемственность, реализация, адаптация, требования, проблемы, переход, стандарты, учить учиться.


Ways to improve the system of work on the implementation of continuity between the primary and secondary level of training in the conditions of transition to GEF LLC "


Abdokova R.D.


Primary school teacher The «Secondary school a. Psauchye – Dakhe»,

(369413, KCHR, Khabezsky district, a.Psauchye – Dakhe)

E-mail: p.d-​​[email protected]


Annotation. At the heart of GEF is the principle: the unity of continuity and innovation. Sharp changes in the conditions of training, the variety and qualitative complication of the requirements imposed on the schoolchild by different teachers, and even the change of the "senior" in primary school to "the smallest" in the secondary school - all this is quite a serious test for the psyche of the student. This is manifested in a decrease in efficiency, increased anxiety, shyness or conversely, cheekiness, disorganization, forgetfulness.

The realization of continuity between the primary school and the middle level of education should ensure the creation of a system of continuing education, taking into account the preservation of the self-worth of each age period of the student's development; the formation of the ability to learn as a fundamental neoplasm; focus on the preservation of health, emotional well-being and on the development of the individuality of each student.


 Keywords. Continuity, implementation, adaptation, requirements, problems, transition, standards, learning to learn.


Преемственность – это последовательная, непрерывная связь между различными ступенями в развитии качеств личности школьника, опора на его нравственный опыт, знания, умения, навыки, расширение и углубление их в последующие годы образования”.

Суть преемственности в обучении заключается в установлении необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения, т.е. в последовательности, систематичности расположения материала, в опоре на изученное и на достигнутый учащимися уровень развития, в перспективности изучения материала , в согласованности ступеней и этапов учебно-воспитательной работы.

Преемственность между начальным и средним звеньями обучения –это большая нерешённая проблема в системе народного образования. С этой проблемой сталкиваемся и мы, учителя начальных классов. Я уверенна, что нет среди нас учителя, который в какой – то мере не работал над ней. Начальная школа призвана готовить учащихся к обучению в школе более высокой ступени. Адаптация младших подростков в новых условиях жизни и деятельности на 2-й ступени общего образования напрямую связана с их психологической готовностью к переходу в пятый класс. Иногда, в среднем звене, возникают конфликтные ситуации: сталкиваются два разных понимания стиля взаимоотношений между учителями и учениками. Ученики исходят из привычного для них представления о доверительном отношении на уроке, учителя-из формально-дисциплинарного.

  Перевод из младшей школы в среднюю – переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с учителями. Пятый класс – трудный и ответственный этап в жизни каждого школьника. Учебная и социальная ситуация пятого класса ставит перед ребенком задачи качественно нового уровня по сравнению с начальной школой, и успешность адаптации на этом этапе влияет на всю дальнейшую школьную жизнь.

   Для многих детей, обучавшихся первоначально у одного учителя, переход к нескольким учителям с разными требованиями, характерами и разным стилем отношений является зримым внешним показателем их взросления.

        Некоторые педагоги считают, что преемственность касается лишь содержания обучения. На самом деле ученикам переход в пятый класс дается тяжело, поэтому необходимо выстраивать преемственность не только на уровне содержания, но и на дидактическом, психологическом и методическом уровнях.                              

 Итак, рассмотрим  основные  трудности,  которые  испытывают  дети  при  переходе из 4-го в 5-й класс и пути их решения.

К нам приходят малыши, которые в основной своей массе ничего не знают. Происходит ещё и другое , они к нам привыкают: к нашей дикции, к объяснению уроков, к замечаниям, норме оценок. Порой , происходит так, что даже объяснения родителей дети не понимают. Перейдя в 5 класс, дети сталкиваются с массой трудностей.

Переходный период из начальной школы в основную , сказывается на всех участниках образовательного процесса: учащихся, педагогах, родителях, администрации школы.

Часто последствия бывают отрицательными, что обусловлено:

  • сменой социальной обстановки;

  • изменением роли учащегося;

  • увеличением учебной нагрузки;

  • изменением режима дня;

  • разностью систем и форм обучения;

  • нестыковкой программ начальной и основной школы;

  • различием требований со стороны учителей-предметников;

  • изменением стиля общения учителей с детьми.

Переходя из четвёртого класса в пятый, ученик попадает в новый мир. В  средней  школе  коренным  образом  меняются  условия  обучения:  дети переходят  от  одного  основного  учителя  к  системе  классный  руководитель  – учителя-предметники. Каждый учитель по-своему ведёт урок, оценивает знания и т. д. И часто школьник теряется в этом мире.

В 5-м классе количество предметов увеличивается до 8-12, но самое главное  учителей  будет  столько  же,  и  у  каждого  свои  требования. Причем все уроки будут вестись в разных кабинетах.

Пока идёт адаптация детей к новым условиям, все шишки летят на учителя начальных классов: мол, ваши дети не знают, не умеют того-то. Мы с вами уже в начальной школе можем работать над этой проблемой, и обязательное условие для более тесной связи с учителями-предметниками средних классов - это посещение ими уроков в своих будущих классах. Это очень важное условие, потому что мы отдаем им детей, которых они совсем не знают. При посещении уроков и дети постепенно привыкают к ним и учителя узнают наших детей. Исходя из этого, желательно как можно раньше определить классных руководителей в «пятых классах», а также персональную нагрузку учителей-предметников. При этом немаловажно учитывать личностные особенности, как учителя начальных классов, так и будущего классного руководителя. Если дети привыкли к спокойной манере своего первого учителя, то им трудно будет работать с очень подвижным , эмоциональным классным руководителем, к которому придут в 5 класс.

Следует продолжать  начатую  в  начальной  школе  работу  по формированию контрольно-оценочной самостоятельности учащихся. Для более успешной адаптации в 5-м классе на первых уроках учитель должен ознакомить детей с требованиями ,которые он предъявляет к ним по своему предмету.

Резкие изменения условий обучения , разнообразие и качественное усложнение требований предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней, – все это является довольно серьезным испытанием для психики школьника. Это проявляется в понижении работоспособности, возрастании тревожности, робости или, напротив, развязности, неорганизованности, забывчивости.  

В связи, с чем возникает необходимость четкого планирования работы по преемственности.

  • совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей-предметников в среднем звене;

  • работа с учащимися;

  • работа с родителями.

Преемственность между начальной школой и 5-м классом предполагает следующие направления:

  • образовательные программы;

  • организация учебного процесса;

  • единые требования к учащимся;

  • структура уроков.

Очень значимо сохранить положительное отношение пятиклассника к обучению, помочь отыскать ему личный интерес к изучаемому предмету, сориентировать его на пути самосовершенствования и самореализации.

В нашей школе педагоги тесно сотрудничают друг с другом.  Проводятся  регулярные обсуждение успехов и возникающих трудностей, обмен опытом, коллективная выработка способов преодоления трудностей учителей -  предметников и учителей начальных классов.

По  реализации алгоритма деятельности педагогического коллектива школы по организации преемственности между начальным и основным общим образованием ведется следующая работа:

  • посещение уроков в 4-м классе учителями предметниками среднего звена, которые будут преподавать в 5 классе;

  • регулярные обсуждения уроков, координация работы и решение возникающих проблем;          

  • Открытые уроки учителей 4-х классов (русский язык, математика, окружающий мир).

  • Родительское собрание  «Впереди у вас – 5-ый класс»

  • Согласование учебных программ с учителями-предметниками.

  • Посещение будущим классным руководителем уроков, родительских собраний, внеклассных мероприятий.

  • Передача материалов диагностик учащихся, характеристики классного коллектива классному руководителю будущего 5 класса.

  • Анкетирование обучающихся, родителей (лиц их заменяющих), учителей предметников в конце 1 четверти 5го класса.

 Для педагогов, работающих в начальном звене,  работа заключается,  прежде всего, в подготовке к переходу в основную школу. Проблема заключается  в том, что учителя начальных классов имеют определенный стаж и опыт работы по внедрению ФГОС. Другое дело – педагоги-предметники, которым предстоит начать освоение новой для них программы, внедрение технологий ФГОС среднего звена. 

Организация работы по преемственности во многом облегчает переход на новые ФГОС,  активизирует  методическую работу, обнаруживает скрытые резервы коллектива школы.                    

Главная задача начальных классов - ЭТО  НАУЧИТЬ РЕБЕНКА УЧИТЬСЯ

       Создание у детей младшего школьного возраста  познавательной мотивации, без которой невозможно дальнейшее успешное обучение в средней школе.

Осуществление последовательной и тщательной преемственности в воспитании, обучении и развитии дошкольников, младших школьников и подростков. Для этого необходимо создать определенные условия, а именно:

ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ

  • Как можно раньше определить учителей-предметников и классного руководителя  будущих 5классов.

  • Посещение уроков в 4-ом  классе  учителями-предметниками, классным руководителем.

  • Изучение учебных программ: учитель начальных классов должен знать программу 5  класса

  •  Учитель-предметник среднего звена может начинать работу в 5 классе, только изучив программу начальной школы, чтобы правильно организовать повторение материала, изученного в начальной школе и разработать систему мер по дальнейшему  формированию новых учебных знаний и умений.

  • Единство и преемственность учебных требований в начальной и средней школе. Чтобы избежать резкого снижения, успеваемости учителям среднего звена в I четверти надо оценивать учебную деятельность пятиклассников по критериям оценок начальной школы.

  • Проведение срезовых работ в 4-х классах в присутствии учителей среднего звена и совместный анализ проведенных работ.

  • Проведение родительского собрания.

  • Ознакомление с возрастными особенностями младших школьников.

  • Изучение уровня работоспособности (наблюдение, пробные уроки ).

  • Изучение системы работы учителя начальных классов: формы и методы организации учебной деятельности учащихся, стиль общения и т.п.

  • Посещение учителем 4 класса уроков учителей-предметников.

  • Изучение системы внеклассной работы и работы с родителями.

  • Изучение методического письма «Контроль и оценка результатов обучения  в начальной  школе».

И в конце своей статьи хотелось бы пожелать, чтобы учителя начальных классов ясно представляли, что ожидает их детей в средней школе, а учителя среднего звена знали фактический уровень знаний учащихся, характер выполняемых заданий, упражнений, формы работы учителя на уроке, виды деятельности учащихся. Хотелось бы, чтобы они учитывали особенности мышления детей этого возраста, использовали на уроках больше элементов занимательности, чаще применяли наглядность. Не менее важной является и психологическая сторона совместной работы. Ведь на узнавание учащихся и на привыкание к ним зачастую уходит всё первое полугодие.

Там, где соблюдается преемственность в работе учителя начальных классов и учителей-предметников, процесс идет более успешно. Эффективность этой работы зависит во многом от усилий администрации школы. Чтобы обеспечить скоординированное взаимодействие учителей начальных классов и учителей – предметников ,организатором его должна выступить школьная администрация.

Лишь при таком подходе можно надеяться на успех дела.

 Школа может выполнить эту работу лишь в том случае, если будут найдены новые организационные формы взаимодействия педагогов начальной и основной школы. Только тогда направления поиска новых, переходных форм и содержания самого учебного процесса могут быть заданы педагогическим коллективом школы с двух сторон: из прошлого и из будущего.

Литература:

1. Батаршев А.В. Педагогическая система преемственности обучения в общеобразовательной и профессиональной школе.

2. Квитова Л.Ф. Проблема преемственности – это проблема педагогического партнерства и сотрудничества (Начальная школа: плюс до и после.-2007-№2-с.72-77)

3. Орешкина А.К. Теоретико-методологическое обоснование процесса непрерывного образования (Текст. А. К. Орешкина Образовательная политика - 2008 -31 с.18-19)

4. Просвиркин В.Н. Преемственность в системе непрерывного образования (В.Н. Просвиркина . Педагогика – 2005 - 32- с.41-46)

5. Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа -2011-№4


Сопроводительное письмо.

Настоящим письмом гарантируем, что размещение научной статьи «Пути совершенствования системы работы по осуществлению преемственности между начальным и средним звеном обучения в условиях перехода на ФГОС ООО» Абдоковой Радимы Давлетовны в журнале «Вестник Карачаево-Черкесского республиканского института повышения квалификации работников образования» не нарушает ничьих авторских прав. Автор передаёт на неограниченный срок учредителю журнала неисключительные права в полном объеме в соответствии с действующим законодательством РФ

Автор подтверждает, что направляемая статья нигде ранее не была опубликована, не направлялась и не будет направляться для опубликования в другие научные издания.

Также удостоверяем, что автор согласен с правилами подготовки рукописи к изданию, утвержденным редакцией журнала «Вестник Карачаево-Черкесского республиканского института повышения квалификации работников образования» и размещенными на официальном сайте журнала.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!