«Пути совершенствования системы работы по осуществлению преемственности между начальным и средним звеном обучения в условиях перехода на ФГОС ООО»
2015г
Вступительное слово директора
Образовательные стандарты должны обеспечивать:
начального общего
основного общего
среднего (полного) общего
начального профессионального
среднего профессионального
высшего профессионального образования
Преемственность в обучении - установление необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных уровнях его изучения; понятие преемственности характеризует также требования, предъявляемые к знаниям, умениям и УУД учащихся на каждом этапе обучения, формам, методам и приёмам объяснения нового материала и ко всей последующей работе по его усвоению.
Преемственность – это единая система требований к организации деятельности детей и ее оценке. (Из ФГОС).
Реализация преемственности между начальной школой и средним звеном обучения должна обеспечить создание системы непрерывного образования с учетом сохранения самоценности каждого возрастного периода развития учащегося; сформированности умения учиться как фундаментального новообразования; направленности на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и на развитие индивидуальности каждого учащегося.
Выступление классных руководителей.
Выступление зам. директора по УВР
Перевод из младшей школы в среднюю – переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с учителями. Пятый класс – трудный и ответственный этап в жизни каждого школьника. Учебная и социальная ситуация пятого класса ставит перед ребенком задачи качественно нового уровня по сравнению с начальной школой, и успешность адаптации на этом этапе влияет на всю дальнейшую школьную жизнь.
Для многих детей, обучавшихся первоначально у одного учителя, переход к нескольким учителям с разными требованиями, характерами и разным стилем отношений является зримым внешним показателем их взросления.
Даже в том случае, когда начальная школа полностью и успешно решает свои задачи, это не означает, что ребёнок сможет без проблем продолжать учиться в средней школе. Фактически так и случается, когда отличники начальной школы постепенно становятся троечниками, несмотря на все их старания.
Итак, рассмотрим сравнительные результаты обучения по итогам 4-го и 1 четверти 5 класса.
Сравнительный анализ успеваемости итогов
2014-2015 уч. года и 1 четверти 2015-2016 уч. года.
Из представленных диаграмм видно, что успеваемость в 5-х классах по итогам 1 четверти по сравнению с итогами 4 класса нестабильна.
Количество отличников в 5а кл. уменьшилось на 1 чел. (Зюзин Михаил имеет одну «4» по обществознанию). Количество хорошистов уменьшилось. Понизили результаты 4 человека.
В 5б классе по итогам первой четверти количество отличников уменьшилось на 2 чел. Голубева Александра и Маколикова Анастасия перешли в разряд «хорошистов». Количество «хорошистов» стабильно, но есть изменения: 2 человека перешли из отличников и столько же перешли в разряд «троечников».
В 5в классе количество отличников сохранилось. Но изменились фамилии отличников. Повысили свои результаты: Бузыкина Яна, которая имела одну «4», и Стрельцова Ульяна, которая была в числе «хорошистов». Косарев Максим и Орлова Елизавета перешли в разряд «хорошистов». Количество хорошистов снизилось. Тем не менее Котлик Мартин перешел в разряд «хорошистов».
Некоторые педагоги считают, что преемственность касается лишь содержания обучения. На самом деле ученикам переход в пятый класс дается тяжело, поэтому необходимо выстраивать преемственность не только на уровне содержания, но и на дидактическом, психологическом и методическом уровнях. Различия в общем подходе к выполнению учебной работы связаны с индивидуально-типологическими особенностями детей, их работоспособностью, спецификой познавательного развития, преобладающим типом восприятия и переработки информации, неодинаковым интересом к различным учебным предметам и т.д. В 5-м классе количество предметов увеличивается до 8-12, но самое главное – учителей будет столько же, и у каждого свои требования. Причем все уроки будут вестись в разных кабинетах. Представьте, что у вас – 10 начальников, и каждый из них руководит по-своему, предъявляет свои требования к вам. Представили? Примерно те же чувства испытывают ваши ученики.
Каково же отношение 5-классников к школе, к учебным предметам, к учителям?
Рассмотрим результаты анкетирования 5-классников:
С целью определения эмоционального состояния и отношения к школьной жизни проводилось анкетирование учащихся.
Большинство респондентов идут в школу с радостью. Имеются дети, которые приходят в школу с мыслью «скорее бы все закончилось». Большинство таких ребят в 5 а классе. 23% учащихся равнодушны к тому, что происходит в школе.
Большинство пятиклассников осознают цель своего пребывания в школе. Это для них место приобретения знаний. Некоторые ребята оценивают школу и как место для общения, что также характеризуется как положительный момент.
Среди предметов, по которым задаются самые объемные домашние задания, большинство учащиеся называют математику (в 5б и 5в – по 18 чел., 5а - 6 чел.), английский язык (5а – 8 чел., 5б, 5в – по 6 чел.), обществознание (5а – 9 чел., 5в -4 чел.), географию (5а – 4 чел.), русский язык (5б – 5 чел.)
Среди предметов, по которым задаются интересные, творческие домашние задания, большинство учащиеся называют ИЗО (5в –15 чел., 5а, 5б - 5 чел.), литературу (5в – 11 чел., 5б, 5в – по 4 чел.), музыку (5а – 5 чел., 5в -7 чел.), историю (5б – 8 чел.), информатику (5а – 5 чел.), технологию (5а – 3 чел., 5б – 5 чел., 5в – 6 чел.).
Описывая действия учителя на уроке, учащиеся особенно выделяют такой момент, как отсутствие комментариев при выставлении оценок учителем. Большинство респондентов называют такие предметы, как география, физ-ра, музыка, технология, обществознание.
Выводы:
Исходя из данных анкетирования, можно сделать вывод, что адаптация к обучению в основной школе у пятиклассников происходит успешно. В качестве рекомендаций для учителей следует принять к сведению информацию о выставлении оценок на уроке. Оценивая работу, необходимо детям разъяснять критерии оценивания, дать возможность ученику оценить свой ответ, опираясь на эти критерии, в случае необходимости, объяснить ребенку, над чем ему следует поработать, чтобы восполнить пробел в знаниях.
Вопрос о дозировке домашнего задания встает неоднократно, не только в пятых классах. В связи с этим, с целью предупреждения перегрузок рекомендуется строго регламентировать подачу нового учебного материала, не перегружать учеников излишними по объему домашними заданиями, дозировать их с учетом уровня подготовки ученика, гигиенических требований возраста.
Результаты моноторинга сформированности УУД, проведенного в 5-х классах в декабре 2015 года.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:
1) личностный;
2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
3) познавательный;
4) коммуникативный.
Цель мониторинга уровня сформированности УУД: получение информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у пятиклассников в условиях реализации ФГОС.
Задачи мониторинга:
1. Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД;
2. Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;
3. Апробация диагностических карт и методик оценки уровня сформированности УУД;
4. Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД у обучающихся 5-9 классов;
5. Разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся основного общего образования.
Объекты мониторинга:
Универсальные учебные действия школьников 5 (в последующем году 6-х, 7-х, 8-х, 9-х) классов;
Методы сбора информации:
анкетирование;
тестирование;
наблюдение;
беседа.
Общее количество учащихся 5 классов - 76 чел.
Дата обследования - декабрь 2015г
Обследовано на развитие УУД по методике Свистун Инны Владимировны -74 человека (за исключением индивидуальников).
Общий показатель сформированности УУД, 5 «А» класс
УУД | Высокий уровень (%) | Средний уровень (%) | Низкий уровень (%) |
Личностные | 40% | 40% | 20% |
Регулятивные | 32% | 52% | 16% |
Познавательные | 20% | 64% | 16% |
Коммуникативные | 20% | 72% | 8% |
ОБОБЩЕННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ | 28% | 57% | 15% |
Общий показатель сформированности УУД, 5 «Б» класс
УУД | Высокий уровень (%) | Средний уровень (%) | Низкий уровень (%) |
Личностные | 25% | 58% | 16% |
Регулятивные | 29% | 54% | 17% |
Познавательные | 13% | 71% | 16% |
Коммуникативные | 38% | 58% | 4% |
ОБОБЩЕННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ | 26% | 60% | 14% |
Общий показатель сформированности УУД, 5 «В» класс
УУД | Высокий уровень (%) | Средний уровень (%) | Низкий уровень (%) |
Личностные | 32% | 40% | 28% |
Регулятивные | 40% | 46% | 14% |
Познавательные | 20% | 64% | 16% |
Коммуникативные | 28% | 72% | 0% |
ОБОБЩЕННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ | 30% | 56% | 14% |
Анализируя результаты мониторинга каждого класса в отдельности, следует отметить, что самый большой показатель высокого уровня формирования УУД в 5в классе – 30%. Соответственно, в 5а -28%, в 5б – 26%.
Самый низкий показатель сформированности познавательных УУД на высоком уровне в 5б классе, (13%), в 5а и 5в – 20%.
Самый высокий показатель сформированности личностных УУД на высоком уровне в 5а классе, (40%), в 5б – 25% , 5в – 32%.
Самый высокий показатель сформированности коммуникативных УУД на высоком уровне в 5б классе, (38%), в 5в – 28% , 5в –20%.
Самый высокий показатель сформированности регулятивных УУД на высоком уровне в 5в классе, (40%), в 5б – 29% , 5в –32%.
Анализируя результаты мониторинга каждого учащегося в отдельности можно сделать следующие выводы:
В 5а классе высокий уровень сформированности УУД показывают 4 человека: Зюзин Михаил, Ионов Максим, Раздулова Екатерина, Сахаров Артем. Данные учащиеся, кроме Зюзина Михаила, являются отличниками по итогам 1 четверти.
Низкий уровень показали 5 человек: Охотникова Виктория, Стариков Александр, Сурнин Никита, Червяков Артем, Шаферов Максим.
В 5б классе высокий уровень сформированности УУД показывают 2 человека: Голубева Александра и Коновалова Дарья, которая является отличницей по итогам 1 четверти.
Низкий уровень показали 6 человек: Амелина Полина, Волков Влад, Дивеева Ксения, Кирсанов Андрей, Шлыкова Ульяна, Шульгин Андрей.
В 5в классе высокий уровень сформированности УУД показывает 1 человек: Стрельцова Ульяна, которая является отличницей.
Низкий уровень показали 6 человек: Баринов Сергей, Воронов Евгений, Гульняшкина Кристина, Мухармятов Артем, Оселедько ярослав, Тарасов Максим.
Общий показатель сформированности УУД
УУД | Высокий уровень (%) | Средний уровень (%) | Низкий уровень (%) |
Личностные | 32% | 46% | 22% |
Регулятивные | 34% | 50% | 16% |
Познавательные | 18% | 66% | 16% |
Коммуникативные | 28% | 68% | 4% |
ОБОБЩЕННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ | 28% | 57,5% | 14,5% |
Выводы:
- Обобщенные результаты диагностики пятиклассников показывают, что лишь 28 % учащихся демонстрируют сформированность УУД на высоком уровне и 14,5% - на низком уровне.
- Серьезные затруднения в учебной деятельности испытывают 16% учащихся.
- 16 % учеников 5 класса демонстрируют недостаточно развитую ориентировку на систему требований, обусловленную невысоким уровнем развития произвольности (регулятивные УУД).
- Большинство учащихся (57,5%) показывают средний уровень сформированности УУД.
- На достаточно низком уровне сформированы личностные УУД. 22% учащихся показывают низкий уровень.
(Выступление психолога школы Спириной Т.В.)
Формирование УУД невозможно, если образовательная деятельность организована по-старинке. Нельзя научить ребенка общаться, учиться, организовывать свою работу, не ставя его в активную позицию, не обращая внимание на развивающие задачи. Просто лекциями и пересказыванием учебника не обойтись.
Учитель - тьютор, организатор развития ученика, который понимает и знает, как не только дать знания ребенку, но и использовать урок для развития регулятивных, коммуникативных, познавательных учебных действий.
Учитель – главный помощник ребенка в овладении компетенциями, он идет рядом, создавая условия для развития, а не только для овладения предметными знаниями.
(Выступление ШМО)