СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пути получения профессионального образования.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профессиональное самоопределение, самооценка, интересы и склонности, способности, развитие способностей.

Просмотр содержимого документа
«Пути получения профессионального образования.»

Пути получения профессионального образования.  Технология, 8 класс, часть1. Выполнила: Капустенко Л.Е., Учитель технологии, МБОУ «Средняя школа № 10» Петропавловск-Камчатского Городского округа.

Пути получения профессионального образования. Технология, 8 класс, часть1.

Выполнила: Капустенко Л.Е.,

Учитель технологии,

МБОУ «Средняя школа № 10»

Петропавловск-Камчатского

Городского округа.

Профессиональное самоопределение . Выбор профессии должен быть сознательным и самостоятельным. Самосознание  – процесс осознания, целостной оценки человеком своего нравственного облика, интересов, идеалов, мотивов поведения, способностей, внешности, социальной значимости и прочего. Самосознание формируется в процессе развития. Оно тесно связано с самооценкой. Самооценка – умение правильно оценить самого себя, свои поступки, умственные и физические силы на основании самопознания. Оценка человеком самого себя бывает: адекватная и неадекватная.

Профессиональное самоопределение .

  • Выбор профессии должен быть сознательным и самостоятельным.
  • Самосознание – процесс осознания, целостной оценки человеком своего нравственного облика, интересов, идеалов, мотивов поведения, способностей, внешности, социальной значимости и прочего. Самосознание формируется в процессе развития. Оно тесно связано с самооценкой.
  • Самооценка – умение правильно оценить самого себя, свои поступки, умственные и физические силы на основании самопознания. Оценка человеком самого себя бывает: адекватная и неадекватная.
Самооценка. Для адекватной самооценки характерно положительное отношение к себе, самоуважение, ощущение собственной ценности. Для неадекватной – самооценка заниженная или завышенная. Заниженная самооценка подразумевает недооценивание своих возможностей. Человек не уверен в себе, испытывает чувство тревоги, акцентирует внимание на неудачах. Завышенная самооценка предполагает преувеличение своих заслуг, успехов, знаний и т.д.

Самооценка.

Для адекватной самооценки характерно положительное отношение к себе, самоуважение, ощущение собственной ценности.

Для неадекватной – самооценка заниженная или завышенная. Заниженная самооценка подразумевает недооценивание своих возможностей. Человек не уверен в себе, испытывает чувство тревоги, акцентирует внимание на неудачах. Завышенная самооценка предполагает преувеличение своих заслуг, успехов, знаний и т.д.

Сильным побудительным фактором, обуславливающим выбор профессии, являются интересы и склонности. Интересы – это побуждения познавательного характера. Интересы связаны с потребностями человека. Интерес заставляет действовать в определённом направлении, выступая мотивом деятельности. Профессиональный интерес – эмоционально окрашенное отношение человека к определённому виду деятельности. Склонность – это активное, сознательное преобразующее отношение к чему-либо. Склонности проявляются в любых занятиях, направленных на усвоение разных знаний или на создание вещей, предметов. Если есть склонность, то есть и интерес. Отличие интереса от склонности . Интерес хочу знать! Склонность хочу сделать!

Сильным побудительным фактором, обуславливающим выбор профессии, являются интересы и склонности.

  • Интересы – это побуждения познавательного характера. Интересы связаны с потребностями человека. Интерес заставляет действовать в определённом направлении, выступая мотивом деятельности.
  • Профессиональный интерес – эмоционально окрашенное отношение человека к определённому виду деятельности.
  • Склонность – это активное, сознательное преобразующее отношение к чему-либо. Склонности проявляются в любых занятиях, направленных на усвоение разных знаний или на создание вещей, предметов. Если есть склонность, то есть и интерес.

Отличие интереса от склонности .

Интерес хочу знать!

Склонность хочу сделать!

и

и

Проверить себя, подлинность своих склонностей можно только в деятельности, на практике.   Склонности не только проявляются, но и формируются в деятельности. Поэтому надо включаться в разные ее виды, не бояться менять увлечения, чтобы максимально раскрыть свои склонности.

Проверить себя, подлинность своих склонностей можно только в деятельности, на практике.

  • Склонности не только проявляются, но и формируются в деятельности. Поэтому надо включаться в разные ее виды, не бояться менять увлечения, чтобы максимально раскрыть свои склонности.
Задание 1 Выпишите свои три интереса (хочу знать) и три склонности (хочу сделать).

Задание 1

Выпишите свои три интереса (хочу знать) и три склонности (хочу сделать).

Способности. Способности – это индивидуальные особенности личности, обеспечивающие ему успех в деятельности. Пример: если человек хорошо запоминает и различает запахи, то это способность очень важная в парфюмерии, кулинарии, химии, фармацевтики, дегустации. Физиологическими основами способностей являются задатки . Они даются человеку генетически, с рождения. Они проявляются и перерастают в способности. Успешность выполнения любой деятельности определяется не какой-либо отдельной способностью, а комплексом, сочетанием способностей, своеобразным у каждого человека. Общие способности обеспечивают более лёгкое и продуктивное овладение общими знаниями и осуществление различных видов деятельности. Специальные способности помогают достичь высоких результатов в определённой области.

Способности.

  • Способности – это индивидуальные особенности личности, обеспечивающие ему успех в деятельности. Пример: если человек хорошо запоминает и различает запахи, то это способность очень важная в парфюмерии, кулинарии, химии, фармацевтики, дегустации.
  • Физиологическими основами способностей являются задатки . Они даются человеку генетически, с рождения. Они проявляются и перерастают в способности.
  • Успешность выполнения любой деятельности определяется не какой-либо отдельной способностью, а комплексом, сочетанием способностей, своеобразным у каждого человека.
  • Общие способности обеспечивают более лёгкое и продуктивное овладение общими знаниями и осуществление различных видов деятельности.
  • Специальные способности помогают достичь высоких результатов в определённой области.
Способности. Общие Специальные Интеллект, работоспособность, целеустремленность и др. Педагогические, спортивные, технические, математические, художественные, организаторские, литературные и др.

Способности.

Общие

Специальные

Интеллект, работоспособность, целеустремленность и др.

Педагогические, спортивные, технические, математические, художественные, организаторские, литературные и др.

Ведущие свойства специальных способностей (по Е. А. Климову ).

Способности

Свойства

Литературные.

Творческое воображение и мышление; хорошо развитая речь; яркие и наглядные образы памяти; развитие эстетических чувств; чувство языка.

Технические.

Интерес к технике, техническому творчеству; стремление работать на машинах и станках, с инструментом; успешное освоение физики, химии, математики, черчения и т.п.

Математические.

Умение обобщать; гибкость мышления; лёгкость переходов от прямого к обратному ходу мыслей; логическое мышление.

Организаторские.

Умение легко входить в контакт с людьми; понимание психологии человека; умение распределить работу между людьми, довести начатое дело до конца.

Педагогические.

Педагогический такт, наблюдательность, любовь к детям; потребность в передаче знаний.

Художественные.

Особенности творческое воображения и мышления; свойства зрительной памяти, способствующие созданию и сохранению ярких образов; развитие эстетических чувств, проявляющихся в эмоциональном отношении к воспринимаемому; волевые качества, обеспечивающие претворение замыслов в жизнь.

Способности. Способности проявляются и формируются в деятельности! Систематические занятия и упорные тренировки помогут в формировании недостаточно развитых способностей. Высшим уровнем развития способностей являются талант и гениальность . Талант – выдающиеся способности личности в определённой деятельности. Гениальность – наивысшая степень творческих проявлений личности.

Способности.

  • Способности проявляются и формируются в деятельности! Систематические занятия и упорные тренировки помогут в формировании недостаточно развитых способностей.
  • Высшим уровнем развития способностей являются талант и гениальность .
  • Талант – выдающиеся способности личности в определённой деятельности.
  • Гениальность – наивысшая степень творческих проявлений личности.
Развитие способностей. ГЕНИАЛЬНОСТЬ ТАЛАНТ СПЕЦИАЛЬНЫЕ  СПОСОБНОСТИ ОБЩИЕ СПОСОБНОСТИ ЗАДАТКИ

Развитие способностей.

ГЕНИАЛЬНОСТЬ

ТАЛАНТ

СПЕЦИАЛЬНЫЕ

СПОСОБНОСТИ

ОБЩИЕ СПОСОБНОСТИ

ЗАДАТКИ

Интересы «Я хочу знать»  Склонности «Я хочу делать»  Способности «Я могу»

Интересы «Я хочу знать»

Склонности «Я хочу делать»

Способности «Я могу»

Практическая работа (для себя, не сдаём).

  • На листе бумаге выпишите в два столбика черты характера, которые предложены ниже. Распределите их под рубриками: «Мой идеал», «Мой анти идеал».

Аккуратность, вспыльчивость, грубость, заботливость, злопамятство, капризность, мечтательность, настойчивость, назойливость, нервозность, обаяние, отзывчивость, подозрительность, презрительность, рассудительность, сдержанность, терпеливость, упорство.

Беспечность, восприимчивость, жизнерадостность, завистливость, искренность, легковерие, мнительность, нежность, нерешительность, обидчивость, педантичность, принципиальность, радушие, решительность, сострадание, трусость, уступчивость.

Вдумчивость, гордость, застенчивость, изысканность, медлительность, мстительность, непринужденность, несдержанность, осторожность, подвижность, поэтичность, развязность, самозабвение, увлечённость, холодность, энтузиазм.

Отметьте знаком + те черты характера, которые на ваш взгляд присущи вам. После этого количество знаков + разделите на количество записанных слов в каждом столбце и вычислите коэффициент самооценки . (Каждый столбик отдельно).

Характер самооценки. Мой идеал. Коэффициент. Самооценка. Мой анти идеал. 0.0 – 0.3 Заниженная 0.4 – 0.6 Коэффициент. Самооценка. Нормальная 0.7 – 1.0 0.0 – 0.3 Завышенная 0.4 – 0.6 Завышенная Нормальная 0.7 – 1.0 Нормальная

Характер самооценки.

Мой идеал.

Коэффициент.

Самооценка.

Мой анти идеал.

0.0 – 0.3

Заниженная

0.4 – 0.6

Коэффициент.

Самооценка.

Нормальная

0.7 – 1.0

0.0 – 0.3

Завышенная

0.4 – 0.6

Завышенная

Нормальная

0.7 – 1.0

Нормальная

Ответьте на вопросы письменно: 1. Какова роль самооценки и уровня притязаний в выборе профессии? 2. Какую роль в профессиональном самоопределении играет интерес? 3. Чем отличаются профессиональные склонности от профессиональных интересов? 4. Как вы думаете, от каких условий зависит развитие способностей? 5. Каким образом в профессиональном самоопределении учитываются общие и специальные способности?

Ответьте на вопросы письменно:

  • 1. Какова роль самооценки и уровня притязаний в выборе профессии?
  • 2. Какую роль в профессиональном самоопределении играет интерес?
  • 3. Чем отличаются профессиональные склонности от профессиональных интересов?
  • 4. Как вы думаете, от каких условий зависит развитие способностей?
  • 5. Каким образом в профессиональном самоопределении учитываются общие и специальные способности?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!