СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Путешествие вглубь Земли

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспек урока "Путешествие вглубь Земли"

Просмотр содержимого документа
«Путешествие вглубь Земли»

Предмет: география

Учитель: Донскова Наталья Викторовна МБОУ г. Астрахани «СОШ №35»

Тема и номер урока в теме – раздел «Геосферы Земли»,

тема «Внутреннее строение Земли»,

урок №1 «Слои «твёрдой» Земли».

Используемые учебники и учебные пособия: УМК «Вентана-Граф» 2013г.

Тип урока: урок «открытия» нового знания, в ходе выполнения учебного проекта «Путешествие вглубь Земли»

Целевые установки на достижение результата:

личностные:

  • осознавать себя жителем планеты Земля;

  • уметь выбирать источники географической информации для обучения;

  • умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности;

метапредметные:

  • уметь организовывать свою деятельность;

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

предметные:

  • знать и объяснять существенные признаки и понятия: «литосфера», «земная кора», использовать их для решения учебных задач;

  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

  • преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Формы организации работы: парная.

Оборудование: мультимедийная установка, интернет, ЭОР, персональный компьютер.


этапа урока

Смысловые блоки урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Организационный момент

Приветствие.

Создание необходимого положительного настроя на учебную деятельность.

Проверка готовности класса к уроку.

Приветствуют учителя.

Восприятие положительного настроя на учебную деятельность.

Самопроверка готовности к уроку.

2

Актуализация знаний

Ребята, вы любите сказки? Сейчас мы с вами отправимся в сказку. Согласны?

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь Дадон. И был у него сын-удалой добрый молодец Иван царевич. Тяжело было царю править стало, старенький он стал. И решил царь Дадон испытать своего сына. Отправляет он его в дальнюю дорогу, а сам даёт наказ: «отправляйся, Иван царевич мир повидать, да себя показать. Отыщи ты мне ключ Земли, а потом будешь ты царём.

Отправился Иван Дадонов сын в путь дорогу. Долго ли коротко ли шёл, но дошёл до чужого царства-государства. Видит, впереди 4 белых дворца стоят с золотыми крышами, а над ними надпись-Атмосфера, Гидросфера, Биосфера, Литосфера. Прочитал Иван надписи и призадумался, что это такое.

Ребята, давайте подскажем Ивану, что обозначают эти слова.

Стоит Иван на распутье, а мимо старец проходит и спрашивает : «Что мил человек стоишь не весел, голову повесил?»

А Иван отвечает: «Да вот, ключ Земли мне нужно сыскать, да не могу определить, куда мне направиться. Помоги мне, добрый человек». «Помогу, вот тебе ребус волшебный, как его отгадаешь, так и поймёшь куда идти следует» и исчез в тот же миг. Ребята, поможем Ивану разгадать ребус.



Слушают сказку


















Перечисляют геосферы Земли, расшифровывают их названия.









Разгадывают ребус (литосфера)

3.

Постановка учебной задачи

Вот пришёл Иван во дворец с надписью Литосфера. Отворились перед ним ворота каменные. И очутился он в большой пещере. Стены её блестят, переливаются каменьями драгоценными, а в центре зала на троне сидит прекрасная царевна. Поклонился ей Иван и говорит: «Люди молвят, что скрываешь ты ключ Земли, а он мне нужен, обещал я батюшке его добыть». «Какой ты быстрый, Иван. Сыграй- ка ты сначала со мной в игру «Верю – не верю», выиграешь – отдам тебе ключ заветный.

Ребята, давайте поможем Ивану, а заодно каждый и сам себя проверить сможет.

Ах, Иван, если б ты сразу верно на все вопросы ответил, отдала бы я тебе ключ, а теперь придётся тебе отправиться за правильными ответами в трудное путешествие в самую глубь Земли. Для этого у меня колодец волшебный есть. Прыгнешь в него и в миг в самом центре Земли окажешься. Только вот обратная дорога долгой, да трудной будет. Ждут тебя испытания. С каждым выполненным заданием будешь ты к поверхности земной приближаться, ну а как все выполнишь, буду тебя наверху ждать, так и быть, отдам тебе ключ, а не выполнишь – навеки в глубинах земных затеряешься.

Ну, что ребята, отправимся вместе с Иваном вглубь Земли, поможем ему задания выполнять?













Отмечают ответы в таблице, высказывая свои предположения.


















Высказывают согласие.

4

Открытие «нового» знания




Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Прыгнул Иван царевич в колодец и получил своё первое задание.

Работа выполняется в парах.

Задание №1

Посмотрите в зеркальце волшебное, да книгу мудрую, они покажут вам кино увлекательное и помогут заполнить пропуски в таблице.



http://www.youtube.com/watch?v=VGjBpUobsCc

до 0.36, 1.34-2.38

Просматривают фрагмент мультфильма

Читают материал учебника стр.29-30, заполняют таблицу.

Выполняют самопроверку по образцу, выставляют себе оценки.

5

Первичное закрепление.


Прежде чем получить следующее задание, закрепим знания, которые мы узнали.

Земля – сложнейший организм,  
Внутри отлажен механизм. 
В центре расположено ____, 
Из железа и ____оно. 
Из ____слоев там состоит, 
Но много тайн еще хранит…  
Слой ____ – поверх ядра, 
В нем расплавлены все ____. 
Магма – мантии частица - 
В лаву может превратиться.  
Самый верхний слой – ____, 
Очень тонкая она.  
У неё свои загадки, 
Слои она сминает в складки.



Вставляют нужные слова в пропуски.

Проверяют себя по образцу.





6

Открытие «нового» знания




Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Физкульминутка

Задание №2

Необходимо вам снова к зеркалу волшебному и книге мудрой обратиться и узнать, как внутреннее строение Земли изучают. Как узнаете, кроссворд заполните.





Игра «Я - Земля»

Детям предлагается представить себя круглой Землёй. Учитель называет условные линии и точки, дети выполняют упражнения:

экватор – руки на поясе,

Северный полюс – руки на макушке головы,

Южный полюс – наклониться, дотронуться руками до кончиков пальцев на ногах,

Северное полушарие – руки на плечах,

Южное полушарие – руки на коленях.


Смотрят фрагмент мультфильма, работают с учебником стр.31-33

http://www.youtube.com/watch?v=VGjBpUobsCc

0.36-1.34



Выполняют самопроверку по образцу, выставляют себе оценки.


Играют.

Можно выбрать ведущего и предложить придумать свои движения для показа условных линий.


7

Включение нового знания в систему знаний и повторение

Задание №3

Необходимо вам доказать, что вы внутри Земли были – вылепить своими руками модель внутреннего строения Земли.


Выполняют задание из Школы географа-следопыта в учебнике стр.33-34

8

Рефлексия (итоги урока)

Выполнил Иван царевич все задания царевны прекрасной. А она не унимается, говорит: « Давайте поиграем в игру Эрудит. 



Просит вернуться к нашей таблице «Верю -не верю»

Какие из утверждений были верными? Кто ответил правильно?

А наша сказка приближается к концу. Молодец Иван царевич, молодцы и вы, ребята. Отдала царевна ключ Земли. Вот он. И сказала такие слова на прощанье: «Вот тебе ключ Земли бери и помни, что только знания, как ключ открывают любые замки и двери и помогают справиться с любыми испытаниями». А Иван царевич вернулся домой и стал править своим царством государством.

А нам пришло время подвести итог уроку.

Организует самооценку работы в течение урока по методике «Рефлексивный экран»



Играют в игру. Называют основные позиции нового материала, проверяют как их усвоили.



Выполняют самоконтроль.













Проводят рефлексию по рефлексивному экрану.

9

Домашнее задание

Обязательное:

Прочитать пар.6 (п.1и п.3)

РТ – стр.15, № 1.1, стр.16, №3

Дополнительное:

Представить себя путешественником и составить рассказ о своём путешествии вглубь Земли.

Формулируют уточняющие вопросы учителю


Приложение №1


«Верные и неверные утверждения»


Учитель предлагает несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.



После путешествия

До начала путешествия

Утверждения



1. Внутри Земли находится 4 слоя.

2. Самую большую часть составляет ядро.

3. Самая высокая температура в мантии.

4. Самая тонкая оболочка – земная кора.

5.Литосфера с греческого «покрывало», «плащ».

6.У Земли нет ядра.









Приложение №2

Игра «Эрудит».

Расскажите о литосфере как можно больше, но разрешается говорить только по одному предложению, начиная со слов: «Я знаю, что …». Нельзя повторяться и делать паузу между ответами соперников более 5 сек.


Примерные ответы

Первый ученик: "Я знаю, что литосфера…"

Второй ученик: "Я знаю, что литосфера…"

... и т.д

Как только ответы исчерпаны, переходят к следующей:

Следующий ученик: "Я знаю, что земная кора…"

  • Я знаю, что литосфера –это оболочка Земли.

  • Я знаю, что литосфера состоит из земной коры и верхней части мантии.

  • Я знаю, что литосфера – объединяет внутренние и внешние оболочки Земли.

  • Я знаю, что литосфера – каменная оболочка Земли («литос» – камень, «сфера» – шар).

  • Я знаю, что литосфера имеет мощность от 70 до 250 км.



  • Я знаю, что земная кора делится на материковую и океаническую… и т.д.






































Приложение №3



Характеристика слоёв Земли

Ядро

Мантия

Земная кора

Мощность




Составные части




Температура




Состав




Состояние вещества










































Приложение №4



1.Что образовала река Колорадо в Северной Америке?

2. Самая глубокая в мире буровая скважина.

3. Наука, изучающая состав и строение земной коры и полезные ископаемые.

4. Что может дать продукт для изучения вещества состава земной коры?

5. Какой каньон учёные называют геологической историей?

6. Косвенный метод исследования глубин Земли.

7. Что относится к прямому методу и роют для изучения глубин Земли?

8. Люди какой профессии изучают строение и развитие Земли?

9. Что помогает изучать самые верхние слои земной коры?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!