Учитель: Донскова Наталья Викторовна МБОУ г. Астрахани «СОШ №35»
урок №1 «Слои «твёрдой» Земли».
Используемые учебники и учебные пособия: УМК «Вентана-Граф» 2013г.
№ этапа урока | Смысловые блоки урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1 | Организационный момент | Приветствие. Создание необходимого положительного настроя на учебную деятельность. Проверка готовности класса к уроку. | Приветствуют учителя. Восприятие положительного настроя на учебную деятельность. Самопроверка готовности к уроку. |
2 | Актуализация знаний | Ребята, вы любите сказки? Сейчас мы с вами отправимся в сказку. Согласны? В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь Дадон. И был у него сын-удалой добрый молодец Иван царевич. Тяжело было царю править стало, старенький он стал. И решил царь Дадон испытать своего сына. Отправляет он его в дальнюю дорогу, а сам даёт наказ: «отправляйся, Иван царевич мир повидать, да себя показать. Отыщи ты мне ключ Земли, а потом будешь ты царём. Отправился Иван Дадонов сын в путь дорогу. Долго ли коротко ли шёл, но дошёл до чужого царства-государства. Видит, впереди 4 белых дворца стоят с золотыми крышами, а над ними надпись-Атмосфера, Гидросфера, Биосфера, Литосфера. Прочитал Иван надписи и призадумался, что это такое. Ребята, давайте подскажем Ивану, что обозначают эти слова. Стоит Иван на распутье, а мимо старец проходит и спрашивает : «Что мил человек стоишь не весел, голову повесил?» А Иван отвечает: «Да вот, ключ Земли мне нужно сыскать, да не могу определить, куда мне направиться. Помоги мне, добрый человек». «Помогу, вот тебе ребус волшебный, как его отгадаешь, так и поймёшь куда идти следует» и исчез в тот же миг. Ребята, поможем Ивану разгадать ребус. | Слушают сказку Перечисляют геосферы Земли, расшифровывают их названия. Разгадывают ребус (литосфера) |
3. | Постановка учебной задачи | Вот пришёл Иван во дворец с надписью Литосфера. Отворились перед ним ворота каменные. И очутился он в большой пещере. Стены её блестят, переливаются каменьями драгоценными, а в центре зала на троне сидит прекрасная царевна. Поклонился ей Иван и говорит: «Люди молвят, что скрываешь ты ключ Земли, а он мне нужен, обещал я батюшке его добыть». «Какой ты быстрый, Иван. Сыграй- ка ты сначала со мной в игру «Верю – не верю», выиграешь – отдам тебе ключ заветный. Ребята, давайте поможем Ивану, а заодно каждый и сам себя проверить сможет. Ах, Иван, если б ты сразу верно на все вопросы ответил, отдала бы я тебе ключ, а теперь придётся тебе отправиться за правильными ответами в трудное путешествие в самую глубь Земли. Для этого у меня колодец волшебный есть. Прыгнешь в него и в миг в самом центре Земли окажешься. Только вот обратная дорога долгой, да трудной будет. Ждут тебя испытания. С каждым выполненным заданием будешь ты к поверхности земной приближаться, ну а как все выполнишь, буду тебя наверху ждать, так и быть, отдам тебе ключ, а не выполнишь – навеки в глубинах земных затеряешься. Ну, что ребята, отправимся вместе с Иваном вглубь Земли, поможем ему задания выполнять? | Отмечают ответы в таблице, высказывая свои предположения. Высказывают согласие. |
4 | Открытие «нового» знания Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Прыгнул Иван царевич в колодец и получил своё первое задание. Работа выполняется в парах. Задание №1 Посмотрите в зеркальце волшебное, да книгу мудрую, они покажут вам кино увлекательное и помогут заполнить пропуски в таблице. | http://www.youtube.com/watch?v=VGjBpUobsCc до 0.36, 1.34-2.38 Просматривают фрагмент мультфильма Читают материал учебника стр.29-30, заполняют таблицу. Выполняют самопроверку по образцу, выставляют себе оценки. |
5 | Первичное закрепление. | Прежде чем получить следующее задание, закрепим знания, которые мы узнали. Земля – сложнейший организм, Внутри отлажен механизм. В центре расположено ____, Из железа и ____оно. Из ____слоев там состоит, Но много тайн еще хранит… Слой ____ – поверх ядра, В нем расплавлены все ____. Магма – мантии частица - В лаву может превратиться. Самый верхний слой – ____, Очень тонкая она. У неё свои загадки, Слои она сминает в складки. | Вставляют нужные слова в пропуски. Проверяют себя по образцу. |
6 | Открытие «нового» знания Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Физкульминутка | Задание №2 Необходимо вам снова к зеркалу волшебному и книге мудрой обратиться и узнать, как внутреннее строение Земли изучают. Как узнаете, кроссворд заполните. Игра «Я - Земля» Детям предлагается представить себя круглой Землёй. Учитель называет условные линии и точки, дети выполняют упражнения: экватор – руки на поясе, Северный полюс – руки на макушке головы, Южный полюс – наклониться, дотронуться руками до кончиков пальцев на ногах, Северное полушарие – руки на плечах, Южное полушарие – руки на коленях. | Смотрят фрагмент мультфильма, работают с учебником стр.31-33 http://www.youtube.com/watch?v=VGjBpUobsCc 0.36-1.34 Выполняют самопроверку по образцу, выставляют себе оценки. Играют. Можно выбрать ведущего и предложить придумать свои движения для показа условных линий. |
7 | Включение нового знания в систему знаний и повторение | Задание №3 Необходимо вам доказать, что вы внутри Земли были – вылепить своими руками модель внутреннего строения Земли. | Выполняют задание из Школы географа-следопыта в учебнике стр.33-34 |
8 | Рефлексия (итоги урока) | Выполнил Иван царевич все задания царевны прекрасной. А она не унимается, говорит: « Давайте поиграем в игру Эрудит.
Просит вернуться к нашей таблице «Верю -не верю» Какие из утверждений были верными? Кто ответил правильно? А наша сказка приближается к концу. Молодец Иван царевич, молодцы и вы, ребята. Отдала царевна ключ Земли. Вот он. И сказала такие слова на прощанье: «Вот тебе ключ Земли бери и помни, что только знания, как ключ открывают любые замки и двери и помогают справиться с любыми испытаниями». А Иван царевич вернулся домой и стал править своим царством государством. А нам пришло время подвести итог уроку. Организует самооценку работы в течение урока по методике «Рефлексивный экран» | Играют в игру. Называют основные позиции нового материала, проверяют как их усвоили. Выполняют самоконтроль. Проводят рефлексию по рефлексивному экрану. |
9 | Домашнее задание | Обязательное: Прочитать пар.6 (п.1и п.3) РТ – стр.15, № 1.1, стр.16, №3 Дополнительное: Представить себя путешественником и составить рассказ о своём путешествии вглубь Земли. | Формулируют уточняющие вопросы учителю |
Расскажите о литосфере как можно больше, но разрешается говорить только по одному предложению, начиная со слов: «Я знаю, что …». Нельзя повторяться и делать паузу между ответами соперников более 5 сек.