Пояснительная записка
Автор: Брезгина Маргарита Владимировна
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа №12 с углубленным изучением немецкого языка» г. Перми
Дидактическая игра по математике для 6 класса « Путешествие в страну чисел»
Цели:
Развивать математические и творческие способности на основе заданий, носящих нестандартный занимательный характер
Формировать навыки исследовательской работы
Формировать представление о математике как о части общечеловеческой культуры
Воспитывать культуру межличностного и группового общения
Оборудование: таблица простых чисел (от 1 до 1000) на форзаце учебника, чистые листы бумаги для решений и ответов, компьютер, презентация.
Ход игры:
Организационный момент.
Учитель: «Здравствуйте, ребята. Урок наш будет необычным. Сегодня мы с вами совершим путешествие в удивительный мир чисел. /Слайд №1 /. Предлагаю разбиться на 4 команды, придумать название командам и отправится в путь. Два человека выбрать в жюри.
Ход игры:
Учитель: « Скажите, ребята, какие числа вы знаете? /четные и нечетные, простые и составные, целые и дробные, положительные и отрицательные…/. А знаете ли вы, что бывают числа треугольные, квадратные, пятиугольные /Слайд №2/.
Задание №1: Рассмотрите эти числа и назовите следующее треугольное, квадратное и пятиугольное число.
Ответ: 28 – треугольное, 25 – квадратное, 35 – пятиугольное.
Ребята решают, записывают ответы на отдельном листочке и сдают жюри. Та команда, которая первой дала правильный ответ, получает 4 балла, вторая – 3 балла и т.д.
А слышали ли вы о числах мужественных и женственных? В Древнем китайском манускрипте (более 4000 лет до н.э.) четные числа назывались женственные, а нечетные - мужественными. /Слайд №3/.
Задание №2: /Слайд № 4/
(ответ: или )
Команда, которая первая выполнила задание, получает 3 балла. Команда, которая выполнила задание позже, но может предложить другой вариант решения, получает 2 балла.
Учитель: «А сейчас мы с вами познакомимся с дружественными числами /Слайд №5/. Два натуральных числа называются дружественными, если сумма натуральных делителей одного из них равна другому числу и наоборот (сами числа в состав делителей не входят). История дружественных чисел теряется в глубине веков. По свидетельству античного философа Ямвлиха ( 3-4 век) великий Пифагор на вопрос ,кого следует считать своим другом, ответил: « Того, кто является моим вторым Я, как числа 220 и…» /Слайд №6/
Задание №3: Какое число имел ввиду Пифагор? (при выполнении этого задания снова демонстрируется слайд №5).
(ответ: 284)
Команда, которая первой нашла число 284 получает 4 балла, вторая – 3 балла и т.д. Команда, успевшая выполнить еще и проверку того, что число 284 является дружественным для 220, получает дополнительный балл.
Демонстрируется слайд №7.
Учитель дает комментарии к слайду №7:
« Долго считалось, что следующую пару дружественных чисел 17296 и 18416 открыл в 1636 году знаменитый французский математик Пьер Ферма. Но недавно в одном из трактатов арабского ученого Ибн аль- Банны (1256-1321) были найдены строки: «Числа 17296 и 18416 являются дружественными. Аллах всеведущ».
В 1747-1750 годах Леонард Эйлер провел уникальные числовые «раскопки»: он придумал оригинальные методы поиска и обнаружил сразу 61 новую пару дружественных чисел. Примечательно, что среди них оказались и нечетные числа 69 515 и 1 1498 455.
Сейчас известно 1100 пар дружественных чисел. Любопытно, что в 1866 году итальянский школьник Никколо Паганини (однофамилец великого скрипача) нашел пару дружественных чисел 1184 и 1210, которую все, в том числе и выдающиеся математики, проглядели.»
А теперь давайте познакомимся с совершенными числами. / Слайд №8/ Совершенное число- число, равное сумме всех своих делителей ( без самого числа).В 4 веке до н. э. Пифагор и его ученики знали только 3 совершенных числа. Число 8 128 стало известно лишь в 1 веке н.э., а число 33 550 336 - в 15 веке. До сих пор неизвестно, есть ли нечетное совершенное число и существует ли самое большое совершенное число.
Задание №4: /Слайд №8/ Найти два первых совершенных числа (подсказка:1-ое число однозначное, второе - от 20 до 30)
Команда, нашедшая число 6 получает 1 очко, нашедшая число 28 - 2 очка.
Учитель: «Итак, первое совершенное число - 6. Может быть поэтому именно шестое место считалось самым почетным на пирах у древних римлян. Второе по старшинству совершенное число - 28. В некоторых ученых обществах и академиях полагалось иметь 28 членов. Почти до наших дней дожила эта традиция, идущая из далеких эпох. В Риме в 1917 году при выполнении подземных работ обнаружилось помещении одной из древнейших академий: зал и вокруг него 28 кабинетов - как раз по числу членов академии.
А слышали ли вы про числа - близнецы? / Слайд №9/. Два простых числа, разность которых равна двум, называются близнецами.
Задание №5: Найдите в таблице простых чисел пары чисел-близнецов.
Команда, нашедшая больше всех пар за 3 минуты, получает 2 балла.
Подведение итогов.
Учитель: «Вот и закончилось наше путешествие в удивительный мир чисел. Все хорошо потрудились. Но победила команда (объявляется команда – победитель). А в заключении мне бы хотелось зачитать вам слова немецкого писателя Гессе, который сказал: « Всякая хорошо решенная математическая задача доставляет умственное наслаждение» /Слайд №10/. Помните об этом и решайте больше задач. До свидания»
Литература:
Кордемский Б.А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел – М.:Просвещение,1986.
Гельфман Э.Г., Бек Е.Ф., Вольфенгаут Ю.Ю., Гриншпон С,Я., Демидова Л.Н., Лобаненко Н.Б. Дело о делимости и другие рассказы (учебное пособие по математике для 6 класса) – Томск: Изд-во Томского университета,1994.
Виленкин Н.Я. Математика 6 класс – М.:Русское слово,1997.
Интернет-ресурсы: Совершенные и дружественные числа. school-collection.edu.ru