Конспект коррекционно-развивающего занятия по сказкотерапии с элементами песочной терапии
«Путешествие в сказку» (1-2 класс)
Тип занятия Комплексное
Вид занятия - путешествие
Цель занятия:
• Обогащение опыта социально - нравственного поведения детей в процессе разрешения моделируемых проблемных игровых ситуаций
• Развитие фантазии
• Воспитание положительного отношения к нравственным ценностям
• Снятие эмоционально – психического напряжения.
Задачи:
1. Образовательные:
• Закрепить знание понятий «добро», «доброта», «добрый поступок».
• Уточнить представления детей о добрых и злых поступках и их последствиях.
• Обучить специальным движениям и их выполнение детьми
• Учить рисовать на бумаге.
• Учить заниматься коллективной деятельностью, считаясь с интересами и мнениями других детей.
2. Развивающие:
• Развивать психические процессы (внимание, память)
• Развивать внимание, интерес, умение эмоционально реагировать на поступки, события.
• Развивать эмоционально- чувственный мир детей.
• Развивать коммуникативные навыки детей.
• Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику
• Стимулировать развитие сенсорно – перцептивной сферы, особенно тактильно – кинестетической чувствительности.
3. Воспитательные:
• Прививать любовь к сказкам
•Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, желание активно взаимодействовать, помогать друг другу, вежливо обращаться.
• Воспитывать желание, готовность совершать добрые поступки по отношению ко всему живому.
• Воспитывать желание прийти на помощь попавшему в беду, умение пожалеть, позаботиться о нем.
• Совершенствовать навыки позитивной коммуникации
• Воспитывать чуткость, отзывчивость, умение сопереживать.
• Доставлять радость от совместной деятельности
Материалы и оборудования: Лазерный проектор, компьютер , песок, пальчиковые куклы, игрушки сказочных героев.
Используемые новые образовательные технологии: здоровье сберегающие (сказкотерапия, песочная терапия).
Проводят педагог –психолог и учитель дефектолог.
Место проведения: кабинет психолога- дефектолога, сенсорная комната
Предварительная работа:
• Беседы, чтение сказок, притчей
• Рассматривание сюжетных иллюстраций
• Знакомство со свойствами песка,
• Знакомство с техникой рисования на песке
Интеграция образовательных областей:
• Социально – коммуникативное развитие
• Познавательное развитие
• Речевое развитие
• Художественно - эстетическое развитие
• Физическое развитие
Под музыку из сказки «Три орешка для Золушки» дети входят в зал
Педагог – психолог: Ребята, я хочу Вас поприветствовать самым важным вежливым словом, которое говорят при встрече. Это слово - "здравствуйте!"
А Вы знаете, что означает это слово, зачем его говорят?
(Ответы детей)
Педагог – психолог: Произнося слово "здравствуйте", мы желаем здоровья тому, с кем поздоровались, и это каждому приятно.
А, Вы, знаете, как надо здороваться правильно?
(Ответы детей)
Педагог – психолог: Посмотрите, если я нахмурю брови и сделаю сердитое лицо, отвернувшись в сторону пробурчу - "здрасьте", это будет правильно? Или произнесу слово "здравствуйте" с улыбкой, глядя в глаза тому, кому говорю, слегка кивнув головой. Какой вариант Вам больше понравился?
(Выслушать рассуждения детей).
Педагог – психолог: А теперь, давайте повернемся к нашим гостям, улыбнемся, и слегка наклонив голову, произнесем: "Здравствуйте!" Вот сколько здоровья мы пожелали сейчас и сделали приятно большому количеству гостей. Вот какое Волшебное Вежливое слово.
Педагог – психолог: Ребята, а вы любите сказки? А какая ваша самая любимая сказка?
(Дети по очереди отвечают)
Педагог – психолог: А вы хотите попасть в сказку? Сегодня я приглашаю вас в сказочное путешествие. Хотите со мной, отправится туда? А вы не боитесь? Правильно, в сказке совсем не страшно и добро побеждает зло. А отправимся мы в сказку на волшебном корабле под названием «Детство», но чтобы попасть на него мы должны зажечь волшебную свечу.
Но, для того чтобы её зажечь нам нужно произнести волшебное заклинание.
-Вы готовы?
Ритуал вхождения в сказку.
Тогда повторяйте за мной. Раз – два – три – Волшебная свеча гори!
(свеча загорается, дети под музыку «Пираты Карибского моря» идут на корабль.
Педагог – психолог: Вот мы и на корабле. Давайте скажем школе до свидания и отправимся поскорей в сказочное путешествие.
Дыхательные упражнения «Ветер надувает паруса».
Под музыку шума моря и крика чаек дети плывут на корабле
Педагог – психолог: Вот мы и попали в сказку!
Посмотрите, как здесь красиво!
Для того чтобы не потеряться, давайте возьмёмся крепко за руки и отправимся в путь.
Логоритмика. «Мы сейчас пойдем направо…»
Появляется учитель- дефектолог в образе Бабушки -Загадушки. (Дети подходят к бабушке -Загадушке)
Педагог – психолог: Ребята, кто это?
(Ответы детей)
Педагог – психолог: Я как вы думаете, бабушка -Загадушка добрая или злая?
(Ответы детей)
Педагог – психолог: Давайте поздороваемся с бабушкой, пожелаем ей здоровья.
(Дети здороваются)
Бабушка - Загадушка живёт в сказке и следит, что бы со сказками все было в порядке, а еще она любит загадывать загадки.
Ну что отгадаем её загадки?
Загадки
Птицы страшные летали,
Братца милого украли.
Ничего с ним не случится -
Выручит его сестрица.
(Гуси-лебеди)
Он однажды появился
В деревянной мастерской.
Папа Карло потрудился
Над игрушкою смешной.
(Буратино)
Три братца дружно строят дом,
Тепло, уютно будет в нём.
В работе братцы знают толк,
Не сможет в дом пробраться волк.
(Три поросёнка)
Педагог – психолог: Молодцы ребята, правильно отгадали загадки и бабушка нас пропускает дальше. Давайте бабушке скажем до свидания!
А наше путешествие продолжается дальше и на пути нам встречаются следующие сказочные герои. Кто же это?
(Ответы детей)
Педагог – психолог: Правильно – это гномы. А что вы знаете о гномах? Кто такие гномы?
(Ответы детей)
Педагог – психолог: гномы – маленькие человечки.
Эти человечки любят жить под землей или вдали от солнечного света: гномы его не переносят и могут превратиться в камень при малейшем лучике света. Гномы всегда охраняют сокровища, скрытые в глубине земли. Они любят одеваться в одежду фиолетового, синего, голубого, зеленого и коричневого цветов. Гномы могут дать человеку уверенность, силу, выносливость. Если же человек оскорбил или обидел гнома, причинив ему зло, то в обратном же порядке гном может наслать на человека грусть и печаль. Еда гномов состоит из диких яблок, грибов, ягод, лесных орехов и разных овощей.
(В зале гаснет свет, с помощью лазерного проектора появляются звёзды, включается релаксационная музыка)
Педагог – психолог: Ребята, это волшебница Ночь решила нам помочь. А что делают ночью люди?
(Ответы детей)
Правильно, отдыхают, спят. Мы сейчас с вами тоже немножко полежим, посмотрим на звёзды и отдохнём.
Релаксация
Включается релаксационная музыка
Педагог – психолог: Ложитесь по удобней, закройте глаза. Не бойтесь, вы не уснёте. Послушайте, что я хочу вам рассказать.
Представьте себе, что вы лежите возле водопада. Чудесный вечер, звёздное небо, теплый ветерок. Вам дышится легко и свободно. Но водопад наш необычен, вместо воды в нем мягкий белый свет. Пусть свет гладит ваши ручки, пальчики. Свет течет и по ногам, и вы чувствуете, как тело становится мягче, и вы расслабляетесь. Этот удивительный водопад из белого света струится по вашему телу. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и с каждым вдохом все сильнее расслабляетесь. А теперь потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Волшебный свет наполнил вас свежими силами, энергией и добром.
Педагог – психолог: Ну что ребята, отдохнули? Вы стали добрыми и сильными.
Но волшебница Ночь не спешит нас отпускать. Пока вы отдыхали она мне шепнула на ушко, что ей очень грустно и одиноко. Давайте сделаем для нее подарок, нарисуем для нее цветы. Но как же мы будем рисовать?
(Ответы детей)
Рисование цветов на песке.
Педагог – психолог: Давайте прикоснёмся своими ладошками к песку. Что вы чувствуете?
(Ответы детей)
Педагог – психолог: Мне приятно. Я чувствую тепло песка. Я перевернула руки, мои ощущения изменились. Возьмите в свои ладошки немного песка, а теперь пропустите его через свои пальцы. Вы чувствуете, как песок просыпается сквозь пальцы?
А теперь с помощью обеих рук рисуем цветы для волшебницы Ночи. Для украшения вы можете взять волшебные камни. Они помогут сделать цветы наиболее красивыми.
Рисование цветов на мольберте.
Педагог – психолог: А еще мы нарисуем наши цветы…. А поможет нам в этом – волшебный мольберт.
Педагог – психолог снимает ткань с мольберта.
Дети рисуют цветы на мольберте по очереди при помощи педагога дефектолога.
Педагог – психолог: Какие цветы красивые нарисовали дети для тебя – Волшебница Ночь. Молодцы! Ночь очень обрадовалась и за это она нас отпускает.
Загорается свет
Театрализация сказки. «Мы актеры».
Педагог дефектолог вводит ребят в мир театра, изготовление кукол из бумаги и проигрывание сказки.
Педагог – психолог: Протянем руки и загадаем свое самое сокровенное желание. Оно обязательно сбудется!
Ритуал «выхода из сказки»
Педагог – психолог: И вот настало время - возвращения в реальность, а с собой мы возьмем все, что нам понравилось, с чем познакомились.
- Но для того чтобы вернуться мы должны снова вернуться на корабль и погасить волшебную свечу вместе.
Под музыку "Пираты карибского моря дети возвращаются снова в школу и класс.
Закроем глаза и произнесём волшебное заклинание. Раз – два – три – свеча не гори!
Рефлексия
С целью выявления эмоционального состояния детей после проведенного занятия.
Педагог – психолог: Вот мы и вернулись в зал. Сегодня мы путешествовали с вами по Сказочной стране.
Каких сказочных героев мы встретили? Что вам больше всего понравилось? Мы с вами нарисовали на песке, на мольберте волшебные цветы для волшебницы Ночи, были актерами в сказке, а это самое главное, прекрасное – быть добрым творцом. У меня сейчас очень хорошее настроение. А какое настроение у вас?
(ответы детей) Я узнала много интересного и прекрасного, отдохнула, играя с вами. А что нового вы, узнали во время нашего путешествия?
(Ответы детей)
Мы берем с собой всё важное, что было сегодня с нами, всё чему мы научились! Я рада была вас видеть, до новых встреч!
Дети под музыку в гостях у сказки выходят из зала.