СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Путешествие по Фразеологии

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал можно использовать на уроках по теме "Фразеологизмы", а также на внеклассных мероприятиях.

Просмотр содержимого документа
«Путешествие по Фразеологии»

Урок русского языка в 6 классе по теме «Фразеология».


Образовательные технологии: технология групповой деятельности, ИКТ, поисковые и исследовательские технологии, игровые технологии, здоровьесберегающие.

Тема: «Путешествие по стране Фразеология».

Цель: обобщить и расширить знания по теме «Фразеология», развивать творческие и познава-тельные способности учащихся, воспитывать культуру общения, развивать культуру речи, потребность внимательного и бережного отношения к русскому языку. Развивать логическое мышление, смекалку, сообразительность. Закрепить и расширить знания по литературе, прививать желание читать внимательно и вдумчиво, брать для себя за образец язык классиков литературы.


Предварительное задание: 1Подготовить тематическое представление команды.

2Повторить теоретические сведения по теме «Лексика и фразеология».

3 Провести исследовательскую работу. Найти примеры использования

фразеологизмов в баснях И.А. Крылова и С. Михалкова.

4 Рисунки на тему «Фразеологизмы».

5 Приготовить рисунки для оформления доски.

6 Сделать презентацию «Крылатые фразы Крылова».


I Слово учителя.


Не наяву и не во сне,

Без страха и без робости

Хотим мы побывать в стране,

Которой нет на глобусе.


На карту не нанесена,

Но знаешь ты и знаю я,

Что есть она, что есть она,

Страна Фразеология.


II Перед отправлением поезда – проверка билетов. Представление команд.

Поезд отправляется. Чтобы было веселее, предлагаю произнести вместе: «Мы едем, едем, едем в

далёкие края, название которых – страна Фразеология!


IIIПутешествие по станциям:

1 Знакомая

2 Теоретическая

3 Литературная

4 Творческая

5 Сообразительная





1 Станция Знакомая.Кроссворд. «Разгадай-ка!» Знаете ли вы фразеологизмы?


Если по горизонтали впишете слова верно, то по вертикали прочтёте название языкового термина.




1








2






3




4




5





6






7







1 Бить …

2 Как … на голову.

3 Мало … съел.

4 Как …в масле.

5 Где … зимуют.

6 Как … в колесе.

7 Валять … . Ответы: баклуши, снег, каши, сыр, раки, белка, дурака. Лексика.


2 Станция Теоретическая. Блиц. Конкурс капитанов.


1 Что такое лексика?

2 Что такое лексикон?

3 Что такое лексическое значение?

4 Какое ещё значение может иметь слово?

5 Что такое синонимы?

6 Что такое антонимы?

8 Что такое омонимы?

9 Что такое паронимы?

10 Что такое общеупотребительные слова?

11 Что такое профессионализмы?

12 Что такое диалектизмы?

13 Что такое фразеологизмы?

14Как называются новые слова, появляющиеся в языке?

15Как называются слова, пришедшие из других языков?


На уроке мы говорили об источниках происхождения фразеологизмов, сегодня расширим знания об этом. И для этого отправляемся на станцию Историческую.


3 Станция Литературная.Исследование.


1)«Подумай и ответь».А сейчас я предлагаю вам самим додуматься, каково происхождение фразеологизмов и что они обозначают. Карточки с заданием – каждой группе.


1 команда: а)при царе Горохе (очень давно, неизвестно когда), б)молочные реки и кисельные берега (хорошая, привольная жизнь) - (русские народные сказки), в)содрать две шкуры (С одного вола 2 шкуры не дерут. Безжалостно эксплуатировать, сильно притеснять),г) рыть яму (Не рой яму другому – сам в неё попадёшь. Готовить неприятность, вредить),


2команда:а)по щучьему велению( неожиданным образом, чудом, без чьей – либо поддержки. Из русской народной сказки), б)возить воду на ком-то (На сердитых воду возят. Обременять кого-то тяжёлой унизительной работой), в)пуд соли съесть (Чтобы узнать человека, надо с ним пуд со-ли съесть.Прожить долгое время вместе),г) гоняться за 2 зайцами (За двумя зайцами погонишься - … Стремиться выполнить сразу 2 дела)


3 команда:а)заварить кашу (Сам заварил – сам и расхлёбывай. Затевать какое-нибудь хлопот-ное и неприятное дело), б)язык без костей (… что хочет, то и лопочет. О ком -либо чрезмерно болтливом, говорящем лишнее), в) колоть глаз (Правда глаза колет. Сильно упрекать кого - то),за тридевять земель (далеко)г) блоху подковать (Изобретательность, выдумка, мастерство в каком-нибудь деле. Н. Лесков «Левша»)


4 команда:а) на мякине не проведёшь (Старого воробья …), б)кусать локти (Близок локоток, да…), в)небо коптить (Без дела жить – только небо коптить), г) у разбитого корыта (Ни с чем. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке),


Дополнительно: расхлёбывать кашу, отольются слёзы (Отольются волку овечьи слёзы),тряхнуть стариной (Вспомним молодость – тряхнём стариной.Значение: поступать так, как в молодости),

хвататься за соломинку (посл.: Утопающий хватается за соломинку. Ища спасения, прибегать к такому средству, которое явно не сможет помочь), чудеса в решете (посл.: Чудеса в решете: дыр много, вылезть неоткуда. Нечто удивительное, необычное), чужими руками жар загребать (посл.: Чужими руками жар загребать легко. Пользоваться результатами чужого труда).


2) «Объявлены в розыск»Фразеологизмыукрашают нашу речь, обогащают её. Их используют в своих произведениях писатели. Давайте продолжим поисковую работу и найдём фразеологизмы в отрывках, которые нашли вы в баснях И. Крылова и С. Михалкова.


IИ.А. Крылов


1) Пример такой на свете не один:
И диво ли, когда жить хочет мещанин,
Как именитый гражданин,
А сошка мелкая, как знатный дворянин?

(И.А. Крылов Лягушка и вол)


2) Посмотришь на дельца иного:
Хлопочет, мечется, ему дивятся все.
Он, кажется, из кожи рвется,
Да только все вперед не подается,
Как Белка в колесе.

(И.А. Крылов Белка)


3) Нет, кумушка; я видывал частенько,
Что рыльце у тебя в пуху.

(И.А. Крылов Лисица и Сурок)


4) И сделалась моя Матрена
Ни пава, ни ворона.

(И.А. Крылов Ворона)




5) Старик Крестьянин с Батраком
Шел под вечер леском
Домой, в деревню, с сенокосу,
И повстречали вдруг медведя носом к носу.

(И.А. Крылов Крестьянин и работник)


6) Все только слушают его, разинув рот,
Хоть он такую дичь несет,
Что уши вянут.

(И.А. Крылов Мешок)


7) Вот от учителей тебе мой аттестат:
У птиц недаром говорят,
Что я хватаю с неба звезды.

(И.А. Крылов Воспитание Льва)


8) Иные господа,
Запутавши дела, их поправляют.
Посмотришь: в Тришкином кафтане щеголяют.

(И.А. Крылов Тришкин кафтан)


9) Пустынник был неговорлив;
Мишук с природы молчалив:
Так из избы не вынесено сору.

(И.А. Крылов Пустынник и Медведь)


10) Тут поздно девушки узнали,
Что из огня да в полымя попали.

(И.А. Крылов Госпожа и две служанки)


11) И на приветливы Лисицыны слова

Ворона каркнула во всё воронье горло:

Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

(Крылов Ворона и Лисица)


12) Вот за Ларец принялся он:

Вертит его со всех сторон

И голову свою ломает;

То гвоздик, то другой, то скобку пожимает…

(И. Крылов Ларчик)


13) Так рассуждать они пустилися вдвоём

О всякой всячине: о их собачьей службе,

О худе, о добре и, наконец, о дружбе.

(Крылов Собачья дружба)


14) Воз начал напирать, телега раскатилась;

Коня толкает взад, коня кидает вбок;

Пустился конь со всех четырёх ног

(Крылов Обоз)


15) Однажды Лебедь, Рак и Щука

Везти с поклажей воз взялись,

И вместе трое все в него впряглись;

Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!

(Крылов Лебедь, Щука и Рак)


16) Крестьяне, вышед из терпенья

От разоренья,

Что речки им и ручейки

При водополье причиняли,

Пошли просить себе управы у Реки.

(Крылов Крестьяне и Река)


17) А Мишенька и ухом не ведёт:

Со светом Мишка распрощался,

В берлогу тёплую забрался,

И лапу с мёдом там сосёт

Да у моря погоды ждёт.

(Крылов Медведь у пчёл)


18) Что Климычна руку нечист, все это знают;

Про взятки Климычу читают,

А он украдкою кивает на Петра.

(Крылов Зеркало и Обезьяна)


19) Когда-то вздумалось Мышам себя прославить

И, несмотря на кошек и котов,

Свести с ума всех ключниц, поваров…

(Крылов Совет Мышей)


20) Невежда также в ослепленье

Бранит науки и ученье,

И все учёные труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

(Крылов Свинья под дубом)



IIС. Михалков


1) Послушать певчих птиц однажды пригласили
Начальство – Льва. (Лев был в чинах и в силе.
И перед ним, дыханье затая,
На задних лапках многие ходили.)

(С. Михалков Без вины пострадавшие)


2) «Известно, – начал Волк, – что испокон веков
Всегда травили нас, волков,
И скверные про нас пускали толки».

(С. Михалков Волк-травоед)


3) «...Демьян Кузьмич!
Я, знаешь, не из тех,
Которым кружит голову успех.
Твои-то как дела?» –
«Мои-то? Хуже всех!
Небось читал районную газету?
Опять нас, грешных, взяли в оборот

(С. Михалков Простой секрет)


4) За праздничным столом в тот вечер шумно было...
На все лады звенели голоса.

(С. Михалков Соловей и Ворона)


5) Иной, как тот Петух, с трибуны призывает,
Шумит, кричит, приказы отдает,
Работы требует. А сам баклуши бьет!

(С. Михалков Петух-болтун)


6) А Льву и невдомек, что Муха так сильна,
Что перед ней все лезут вон из кожи.

(С. Михалков Лев и муха)


7) В одной приёмной горсовета

На ум пришла мне тема эта.

(С. Михалков Енот, да не тот)


8) В лесу порядка нет, хоть правит в нём Енот!

Кругом что только не творится –

Он даже ухом не ведёт!

(С. Михалков Енот, да не тот)


9) Жил-был мужской портной – хороший мастер,

«Собаку съел» он по портновской части,

И это было видно по тому,

Что каждый, кто хотел принарядиться,

Мечтал попасть на очередь к нему.

(С. Михалков Портной на лаврах)


10) Другая разнеслась по городу молва,

А там узнали все, ушам своим не веря:

Кроят и шьют теперь в портновской подмастерья!

(С. Михалков Портной на лаврах)


11) С укоромпоутру встречал его сосед:

- Чего же ты с ружьём на улицу не вышел?

Волк ночью у меня телёнка уволок!

- А я намаялся и спал без задних ног!-

Зевнул в ответ Степан.- Я ничего не слышал… (С. Михалков Чужая беда)


12) -…вкруг вашего стебля

Живёт и множится растительная тля,

Мне кажется, что в ней для вас угроза!

- Где вам судить о нас!- вспылила Роза.-

Ромашкам полевым в дела садовых роз

Не следует совать свой нос!

(С. Михалков Ромашка и Роза)


13)Своим родителям беспечный ученик

Дал обязательство учиться на «отлично»,

Но продолжалвести себя обычно –

Две «двойки» тут как тут.

Испорчен весь дневник!

(С. Михалков Данное обязательство)


14) Но был второй во всём упорней братца –

Барахтаясь во тьме что было сил,

Он из сметаны за ночь масло сбил

И, оттолкнувшись, выскочил к рассвету…

С. Михалков Завидное упорство)


15) Лев юбилей справлял. Седой, почтенный Лев,

Как говорят, видавший в жизни виды.

Со своего поста ушёл он, одряхлев,

За время долгих лет остыли страсть и гнев.

(С. Михалков Старый Лев)


16) Косой хотел рвануть было назад,

Но тут, придя в себя, увидел «детский сад»:

Лисицы дома нет – в норе одни лисята.

(С. Михалков Наглый Заяц)


17) Что там за шум? Столпотворенье!

Из Мухи сделали Слона!

Все рвутся посмотреть: как выросла она?!

Козявка в панике. Кит при особом мненье.

(С. Михалков Муха и Слон)


18) Собрались однажды вместе

Иностранные коты

И расселись, честь по чести,

Распушив свои хвосты.

(С. Михалков Шутка)


19 Гадюка заползла на солнечный пенёк,

Где разлеглась, своё расправив тело.

К ней несмышлёный подбежал Щенок –

Общался он не с теми то и дело.

(С. Михалков Щенок и Гадюка)


20) Поэт трудился до седьмого поту:

Стопу бумаги измарал,

Весь мир животных перебрал –

Опасна каждая порода!

(С. Михалков Рождение оды)




  • Какие из данных устойчивых сочетаний общенародные, а какие – принадлежат автору этих цитат (И.Крылову и С.Михалкову)?

  • I. Басни И.Крылова:

  • 1) «Лягушка и Вол»: сошка мелкая; 2) «Белка»: из кожи рвется, как белка в колесе; 3) «Лисица и Сурок»: рыльце... в пуху; 4) «Ворона»: ни пава, ни ворона; 5) «Крестьянин и работник»: носом к носу; 6) «Мешок»: разинув рот; дичь (чушь) несет (говорит); уши вянут; 7) «Воспитание Льва»: хватаю с неба звезды;8) «Тришкин кафтан»: в Тришкином кафтане (щеголяют); 9) «Пустынник и медведь»: из избы не вынесено сору; 10) «Госпожа и две служанки»: из огня... да в полымя.

  • II. Басни С.Михалкова:

  • 1) «Без вины пострадавшие»: на задних лапках... ходили; 2) «Волк-травоед»: испокон веков; 3) «Простой секрет»: кружит голову (успех); взяли в оборот; 4) «Соловей и Ворона»: на все лады; 5) «Петух-болтун»: баклуши бьет; 6) «Лев и Муха»: лезут вон из кожи.


3)Мы видели, выполняя задание, как используют фразеологизмы баснописцы, а ведь есть устойчивые сочетания, авторы которых – сами писатели. Выступление ученика с презентацией. «Фразеологизмы от баснописцев».

Автор – Крылов: как белка в колесе («Белка»), ни пава ни ворона («Ворона»), Тришкин кафтан («Тришкин кафтан»), медвежья услуга («Пустынник и Медведь»), мартышкин труд («Обезьяна»), ходить на задних лапках («Две Собаки»),

Эзоп : как собака на сене, пригреть змею на груди («Крестьянин и Змея»), плясать под дудку


Дополнительно: «Рыцарь на час». Название стихотворения Некрасова. Слабовольный человек, неспособный на длительную борьбу ради благородных целей),

Сражаться с ветряными мельницами – бесполезно тратить силы, способности с воображаемой опасностью, мнимыми трудностями. Сервантес «Дон Кихот».


4 Станция Творческая.


а) Мы убедились в том,что классики часто используют фразеологизмы в произведениях. Мы тоже любим заниматься творчеством. Конкурс – «Проба пера»(первые литературные опыты). Напишите сочинение – миниатюру «Один день школьной жизни 6 А класса», используя фразеологизмы.(по первое число, разжевать и в рот положить, гладить по головке, пушкой не прошибёшь, привести в себя, с пятого на 10, пыль в глаза пускать, высунув язык, переливать из пустого в порожнее, что есть мочи, во все лопатки, во весь дух, засучив рукава, не покладая рук, во всю прыть, от корки до корки, отбиться от рук, сломя голову, от слова до слова, от случая к случаю, очертя голову, перевести дух, от зари до зари, тыкать пальцем в небо)


б) Театральная студия. Пантомима.Задание – на карточках.От каждой команды – по 1 человеку, который будет обыгрывать фразеологизм, написанный на листе.


1 водить за нос 1 сидеть сложа руки

2 намылить шею 2 развесить уши

3 засучив рукава 3 пальчики оближешь

4 махнуть рукой 4 в одно ухо влетело, в другое вылетело


1 в поте лица 1 задирать нос

2 прикусить язык 2 махнуть рукой

3 положа руку на сердце 3 палец а рот не клади

4 кусать себе локти 4 надуть губы


в) Мы видели иллюстрации художников, пришла очередь вам показать свои способности в изоб-разительном искусстве. Вы делали рисунки к фразеологизмам. А сами фразеологизмы затерялись. «Потерянная иллюстрация». Помогите найти фразеологизм!


г) Что в чёрном ящике? Почему вы так считаете? Вы сможете дать ответ на этот вопрос, если догадаетесь, что связывает все написанные слова. (кисель, гусь, рыба, хлеб, трава)


5 Станция Сообразительная.

а) «Одним словом»:


зарубить на носу-запомнить

намылить шею-...отругать

пальчики оближешь - ...вкусно

развесить уши - ... подслушивать

куры не клюют - ... много

прикусить язык - ...замолчать

вставлять палки в колеса-...мешать

обвести вокруг пальца-... обмануть

заткнуть за пояс - ... обогнать

наложить вето - ... запретить

бить баклуши-...бездельничать

выйти из себя – разозлиться

повесить нос - огорчиться


б) «Четвёртый – лишний» В каждом из столбцов найдите четвертый лишний фразеоло­гизм; объясните, почему он «лишний», и составьте с ним по пред­ложению.

  1. хоть пруд пруди 1) во все лопатки
    2) кот наплакал 2) сломя голову

3) тьма-тьмущая 3) черепашьим шагом

4) яблоку негде упасть 4) в мгновенье ока


1) слово в слово 1) попасть впросак

  1. тютелька в тютельку 2) быть на седьмом небе

3) вилами на воде писано 3) попасть в переделку

4) комар коса не подточит 4) попасть в переплет.


в)«Паутина слов» Для каждого фразеологизма из левого столбика найдите синонимичный в правом.


В незапамятные времена Во весь дух

С пустыми руками Плечом к плечу

Изо всех сил Кровь от крови

Плоть от плоти При царе Горохе

Бок о бок Несолоно хлебавши



6 Рефлексия

1 Урок, по вашему мнению, удался?

2 Какие знания обобщили? Какие выводы сделали?

3 Какие желания появились?




Наш 6а класс Оказался молодцом,

Смог осилить ношу,

Не ударил в грязь лицом

И не сел в калошу.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!