СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра "Путешествие в страну Фразеология"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Форма урока: Путешествие в страну Фразеология.

Цели и задачи: Обучающие: научить узнавать в речи  фразеологизмы, определять лексическое значение, умело их использовать, выяснить, какую роль играют фразеологизмы  в нашей речи, обобщить знания о фразеологизмах. Развивающие: развивать умение пользоваться фразеологизмами в собственной речи. Воспитывающие:  прививать любовь к русскому языку.

Оборудование:  мультимедийная аппаратура, иллюстрации, карточки для индивидуальной работы, словари.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Здравствуйте, юные моряки! Садитесь. Капитан, дать рапорт: кто отсутствует на корабле? 

2.  Этап мотивации. Звучит мелодия «Вокруг света» И.Дунаевского. Учитель:  Моряки вашего фрегата передали мне письмо. Оно секретное. Нужно его расшифровать. Замените буквы цифрами. Составьте слово из цифр.

 

А-1, Б-2, В-3, Г-4, Д-5, Е-6, Ё-7, Ж-8, З-9, И-10, Й-11, К-12, Л-13, М-14, Н-15, О-16, П-17, Р-18, С-19, Т-20, У-21, Ф-22, Х-23, Ц-24, Ч-25, Ш-26, Щ-27, Ь-28, Ы-29, Ъ-20, Э-31, Ю-32, Я-33.

 

22

18

1

9

6

16

13

16

4

10

33

Ф

Р

А

З

Е

О

Л

О

Г

И

Я

Учитель: Сегодня у нас необычный урок, урок-приключение, полное опасностей и неожиданностей, урок-путешествие в страну Фразеология. Посмотрите на сказочную карту, на ней указан наш маршрут. А капитан нашего корабля – Осипов Денис. Слово капитану.

 

Просмотр содержимого документа
«Игра "Путешествие в страну Фразеология"»


Тема урока:
 Фразеологизмы (5 класс).

Форма урока:
 Путешествие в страну Фразеология.


Цели и задачи:

Обучающие: научить узнавать в речи  фразеологизмы, определять лексическое значение, умело их использовать, выяснить, какую роль играют фразеологизмы  в нашей речи, обобщить знания о фразеологизмах.

Развивающие: развивать умение пользоваться фразеологизмами в собственной речи.

Воспитывающие:  прививать любовь к русскому языку.


Оборудование:  мультимедийная аппаратура, иллюстрации, карточки для индивидуальной работы, словари.


Ход урока:

  1. Организационный момент. Здравствуйте, юные моряки! Садитесь. Капитан, дать рапорт: кто отсутствует на корабле?


2. Этап мотивации.
Звучит мелодия «Вокруг света» И.Дунаевского.

Учитель: Моряки вашего фрегата передали мне письмо. Оно секретное. Нужно его расшифровать. Замените буквы цифрами. Составьте слово из цифр.


А-1, Б-2, В-3, Г-4, Д-5, Е-6, Ё-7, Ж-8, З-9, И-10, Й-11, К-12, Л-13, М-14, Н-15, О-16, П-17, Р-18, С-19, Т-20, У-21, Ф-22, Х-23, Ц-24, Ч-25, Ш-26, Щ-27, Ь-28, Ы-29, Ъ-20, Э-31, Ю-32, Я-33.


22

18

1

9

6

16

13

16

4

10

33

Ф

Р

А

З

Е

О

Л

О

Г

И

Я


Учитель: Сегодня у нас необычный урок, урок-приключение, полное опасностей и неожиданностей, урок-путешествие в страну Фразеология. Посмотрите на сказочную карту, на ней указан наш маршрут. А капитан нашего корабля – Осипов Денис. Слово капитану.


Капитан: Кто за приключения?
Все: Все без исключения!
Капитан: Давай поднимем парус.

И прямо в океан!

Ведь и для нас осталось
Еще немало стран,
Пока что не открытых,
Или давно забытых!

Дорог в морях немало - 
Смелее у штурвала! 



Учитель: Отправимся мы в путь на фрегате «Победа» к берегам загадочной и прекрасной Фразеологии, населенной фразеологизмами.  Известный  русский  лингвист А.И.Ершов их назвал «самородками и самоцветами родного языка». 



Учитель: Запишем тему урока.

Учитель: Цель нашего путешествия:
научиться узнавать в речи  фразеологизмы, понять,  какую роль играют фразеологизмы  в нашей речи, умело их использовать, обобщить знания о фразеологизмах, в очередной раз восхититься чудесными возможностями русского языка.

3. Этап – Море Словарных слов.



 Учитель: Итак,  мы   с отважным капитаном плывем по морю Словарных слов.  Нам здесь предстоит выдержать экзамен.

   Дует горько-солёный бризКапитан, боцман, лоцман и штурман смело ведут фрегат к дальним берегам. 

Учитель: Запишите словарные слова и поработайте с ними: ставьте ударения в словах, определите лексические значения слов. Дайте с помощью словаря объяснение новым словам. Но капитан сам должен выбрать словарь, в котором можно найти толкование этих слов.  Какой это словарь? (Толковый).


Бриз – легкий  ветерок, дует днем с моря, а ночью с суши. 

Капитан – лицо, управляющее судном.

Лоцман – специалист по проводке судов в пределах определённого участка, где требуются особо точные знания местных условий плавания.

Фрегат – трёхмачтовое парусное военное судно (18-19 в.), обладавшее большой скоростью хода.



Вывод: Ребята, вы раньше знали лексические значения этих слов? Эти слова понадобятся нам в путешествии?


4. Этап – Остров Повторения.


Учитель: Мы приближаемся к острову Повторения. На этом острове мы поиграем в игру «Найди  «третий лишний».  



1.    Вымыть руки.  (Когда хотим помыть руки)
2.     Держать себя в руках. (О выдержанном человеке)
3.     Взять голыми руками. (Легко одолеть)



- Объясните, когда мы так говорим. Какие словосочетания созданы на основе переносного значения слов? (2,3

- Кроме свободных сочетаний в русском языке существуют какие сочетания? (несвободные, устойчивые сочетания)

 - Когда слово употребляется в переносном значении? (Когда происходит перенос прямого значения слова на другой предмет или явление.)
- В чем секрет удивительной красоты русского языка? (В нем очень много слов, которые употребляются не только в прямом, но и  в переносном значении.)



Фразеологизмы, фразеологические обороты – это устойчивые сочетания слов, которые существуют в языке в готовом виде. (Чтение правила по учебнику)

 Вывод: Кроме свободных словосочетаний в русском языке существуют  несвободные, устойчивые, или фразеологизмы (фразеологические обороты). 


Учитель: Молодцы! Справились с этим заданием. Вдали виден мыс Ошибок. Странный листок выпал из судового журнала. На нем записаны словосочетания, но солёная океанская вода размыла  чернила. Помогите мне понять, что же там написано? Если команда успешно справится с заданием,  то удачно обогнёт мыс Ошибок и благополучно продолжит путешествие.

  • На все руки (мастер).

  • Как с гуся (вода)

  • Делить шкуру (неубитого медведя)

  • Как белка (в колесе)

  • Без сучка (без задоринки)

  • Выносить сор (из избы).

  • Держать язык (за зубами).

  • Куда глаза (глядят).

  • Как ветром (сдуло).


Учитель: Молодцы! Все ошибки мы исправили. А теперь придумаем предложения с этими фразеологизмами.



Вывод: Ребята, вам понравилось на острове Повторения? Что вы узнали, чему научились на этом острове?


  1. Этап – Бухта фразеологических оборотов.  

     

Учитель: Мы на бухте фразеологических оборотов. Свистать всех наверх! Посмотрим, насколько богата ваша речь и выразительна. Знаете ли вы эти фразеологизмы? Отгадайте фразеологические загадки.

  • Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. (Нос)

  • Ее заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело; ее не сваришь с тем, с кем трудно сговориться; ее «просит» рваная обувь; она в голове у вечных путаников. (Каша)

  • Ее толкут или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом; ее набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей; в нее прячут концы нечестные люди, иногда они выходят из нее сухими. (Вода)

  • Его проглатывают, упорно не желая говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит легко и бойко; за него тянут или дергают, заставляя высказаться; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего. (Язык)

  • Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-либо бесследно исчез; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит. (Ветер)



Учитель: На бухте Фразеологических оборотов нам нужно выполнить еще одно задание.

  • Задание 18. Назовите фразеологизмы, изображенные на картинке.

  • Как кошка с собакой (в постоянной ссоре)

  • Спустя рукава (небрежно, кое-как)

  • Как курица лапой (небрежный почерк)

  • Море по колено (ничего не страшно)

  • Как с гуся вода (все нипочем, безразлично)

  • Волчий аппетит (очень сильный аппетит)

  • Класть зубы на полку (нуждаться)

  • Носом к носу (близко столкнуться)

  • Как пить дать (наверняка)

  • Черт дернул за язык (сожалеть о сказанном)

Учитель. Проверим, что получилось у нас. Попробуем сделать вывод. В отличие от свободного словосочетания у фразеологического оборота лексическое значение имеет не каждое слово в отдельности, а весь фразеологизм в целом. В предложении фразеологизмы выступают как неделимое словосочетание.

  1. Этап – Поэтический перевал.


Учитель: А теперь, ребята, нам предстоит переход через Поэтический перевал.


Найдите в тексте фразеологизмы:


На помосте – кот Емеля.

До чего ж силён и смел!

Говорят, что в этом деле

Он давно собаку съел.

(В.Чижиков).


Вывод 4. Фразеологизмы делают речь яркой, выразительной, экспрессивной.


  1. Этап – Проверка Д/з.

Учитель: Ребята, вам было дано задание нарисовать иллюстрацию к фразеологическим оборотам. Давайте, проверим.


  1. Этап – Д/з.


Вычеркни «четвёртый лишний» в каждом столбце.

  1. Хоть пруд пруди

  2. Кот наплакал

  3. Тьма-тьмущая

  4. Яблоку негде упасть

  1. Во все лопатки

  2. Сломя голову

  3. Черепашьим шагом

  4. В мгновение ока

  1. Слово в слово

  2. Тютелька в тютельку

  3. Вилами на воде писано

  4. Комар носа не подточит


  1. Попасть впросак

  2. Попасть на седьмое небо

  3. Попасть в переделку

  4. Попасть в переплёт



  1. Этап - Рефлексия.

Учитель. Итак, что мы сегодня узнали о загадочной стране Фразеология? Чему мы научились? Понравилось вам путешествие?

  • Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, которые существуют в языке в готовом виде.

  • У фразеологического оборота лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом.

  • Фразеологизмы делают речь яркой, выразительной.


  1. Этап – Выставление оценок.



Учитель: Сегодня наше путешествие подошло к концу. Сколько чудесных походов в мечтах и наяву ждет вас впереди.

По океану книг, через океан языкознания и многие другие моря вы обязательно придете к Земле Знаний. Спасибо всем и попутного ветра!




















6




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!