СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Путешествие по природным уголкам Южного Урала»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Путешествие по природным уголкам Южного Урала»»

«Путешествие по природным уголкам Южного Урала»

Программное содержание: Уточнять и расширять знания детей о многообразии природных уголков Южного Урала. Продолжать учить детей выделять связи и взаимозависимости в различных экосистемах (луг, лес, водоем, горы). Продолжать формировать навыки экологического поведения в природе. Развивать творческое мышление. Развивать речевую активность, коммуникативные навыки, внимание, память. Воспитывать бережное отношение к природе родного края. Вызвать желание детей отражать свои впечатления в творческой деятельности. Воспитывать патриотические чувства.

Предварительная работа: Беседы о Родине, России, родном крае – Урале; чтение художественной, краеведческой литературы; заучивание стихов; рассматривание фотографий, иллюстраций с изображением природы родного края; дидактические игры «Животный и растительный мир Южного Урала»; знакомство с коллекцией камней – самоцветов.

Материал: Презентациякартинки с изображением животных и растений, карточки с условными обозначениями корней, стеблей, листьев, карточки – домики (желтый, синий, зеленый), канат, магнитофон, аудиозапись «Шум леса», доска.

Ход занятия:

Педагог: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по природным уголкам Южного Урала. Скажите, какие правила должен соблюдать человек, находившись в лесу, на лугу, у водоемов.

Дети: не должен ломать ветки, рвать цветы с корнем, разорять муравейники, гнезда и т.д.

Педагог: Мы пойдем осторожно и тихо, не тронем мухоморы, и муравейники, по-доброму отнесемся к животным и растениям. Посмотрите на экран, откуда мы начнем наше путешествие.

Дети: Мы начнем путешествие от вокзала.

Педагог: Занимаем места в поезде и в путь! (звучит аудиозапись) Посмотрите в окно, полюбуйтесь красотой лугов и лесов, какие высокие горы, как звонко щебечут птицы (слайды 5). Вот и остановка. Как здесь красиво и много цветов, как пахнет разнотравьем. Как вы думаете, куда мы приехали? (слайд 6).

Дети: Мы находимся на лугу.

Педагог: Рассмотрите, какие цветы здесь растут? Расскажите про них.

Дети: Рассказывают стихи про гвоздику, ромашку, василек, и т.д.

Педагог: Ребята, посмотрите на экран, что это за цветок?

Дети: На карте изображен колокольчик.

Педагог: Бывает фиолетовый или голубой,

Часто на полянке встречает нас тобой.

Звонким названием он наделен,

Но никогда мы не слышим звон.

Какими нежными и красивыми словами описывают этот цветок. А вы хотели бы превратиться в колокольчики?

Физминутка: «Колокольчики»

Раннее утро колокольчики спят (Дети сидят на корточках, прижав голову к коленям)

Но вот полянку осветили первые лучи солнца. Колокольчики просыпаются, расправляют листья, тянуться к солнышку. Тепло, хорошо, цветы радуются солнечному утру. (Дети встают, потягиваются)

На листьях роса, цветы стряхнули ее. Осмотрелись по сторонам. Поздоровались друг с другом. (Потрясти руками, повертели, покивали головой)

С озера подул легкий ветер. Закачались колокольчики, зазвенели: «Динь-динь». но их звон так тих, что никто его не слышит.

Захотелось колокольчикам пить. Стали они тянуть корешки к подземным водам. (Поочередно вытягивают ноги в сторону)

Попили. Расправили листья и раскрыли свои лепестки. (Поднимают руки над головой, плавно через стороны опускают).

Но вот солнышко стало садиться. Наступил вечер. Колокольчики засыпают. (Дети сидят на корточках, прижав голову к коленям)

Педагог: Отдохнули. Продолжаем наше путешествие. Посмотрите, куда мы пойдем дальше?

Дети: Мы пойдем к лесу.

Педагог: Перед нами лес. А что такое лес?

Дети: Лес – это общий дом растений и животных. Это множество разных деревьев.

Педагог: Давайте вспомним и составим схему строения дерева. (ребенок на доске составляет схему дерева)

Педагог: А какие виды деревьев вы знаете?

Дети: Есть деревья лиственные и хвойные.

Педагог: Как мы условно обозначаем лиственные деревья и хвойные?

Дети: (на доске выкладывают условные обозначения) Лиственные деревья – обычный лист

Хвойные деревья – лист-иголка (хвоя)

Педагог: А сейчас девочки назовут лиственные деревья, а мальчики – хвойные. Дети классифицируют деревья, объясняя свой выбор.

Педагог: Много деревьев вы знаете. Бывает, что в лесу соседствуют хвойные и лиственные деревья. Как называется такой лес?

Дети: Такой лес называется смешанный.

Педагог: (на экране показывает разновидности леса). Если в лесу растет один вид лиственных деревьев, то он называется – роща, если хвойных – бор.

Педагог: Ребята, а у народов Южного Урала есть такая пословица «Возле леса жить – голодному не быть». Как вы ее понимаете. А чем можно полакомиться в Уральских лесах?

Дети: В лесу можно собирать грибы, ягоды.

Педагог: А какие лесные ягоды вы знаете?

Дети: Лесные ягоды малина, земляника, смородина и т.д.

Педагог: Какие грибы растут в наших лесах?

Дети: Грибы - сыроежки, боровики, опята и т.д.

Педагог: Ребята, а без чего растения не могут существовать?

Дети: Растения не могут существовать без солнца, влаги, почвы, чистого воздуха и т.д.

Педагог: Продолжаем наше путешествие. Куда мы пойдем дальше?

Дети: Мы пойдем к ручью.

Педагог: Переправиться через него можно, если вы правильно назовете и распределите животных и растения по различным экосистемам (луг, лес, водоем).

Дидактическая игра «Найди домик» Заполнение карточек – домиков (луг, лес, водоем) животными и растениями.

Педагог: Молодцы, справились с заданием. Продолжаем путешествие. Куда мы пойдем дальше?

Дети: Мы пойдем к горам.

Педагог: Уральские горы называют каменным поясом. Словно в гигантской сказочной копилке, в недрах Урала собраны богатства: полезные ископаемые, камни – самоцветы, минералы и драгоценные камни. Назовите, чем богаты и славятся наши горы

Дети: Рассказывают о камнях (железной руде, яшме, известняке, малахите, граните, и т.д.)

Педагог: Для чего используют? Что из них делают?

Дети: Из железной руды делают металл, из малахита и яшмы – украшения и т.д.

Педагог: Люди часто не задумываются о том, как легко они могут нанести вред растительному и животному миру. Каждый находящийся в лесу, на лугу, у водоема должен знать и помнить правила, которые мы повторили в начале нашего путешествия

Педагог: Наше путешествие подошло к концу. Отправляемся в детский сад.

(звучит аудиозапись) Вам понравилось путешествовать по природным уголкам Южного Урала? Где мы с вами побывали? Сейчас мы пойдем на прогулку, а вечером вы нарисуете, то, что больше всего вам понравилось в путешествии.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!