УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ПО ТЕМЕ:
«Путешествие по материкам»
Малсуйгенова М.Ю.
учитель начальных классов
МКОУ «СОШ пос.Правокубанский»
Цели урока:
1) создать условия для расширения и углубления знаний учащихся об особенностях
природы и жизни людей на разных материках;
2) способствовать развитию логического мышления, памяти, внимания, устной речи и
кругозора учащихся;
3) создать условия для воспитания информационной культуры младшего школьника
4) Содействовать развитию универсальных учебных действий:
Познавательные:
умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам;
извлекать необходимую информацию из текста;
находить определѐнные понятия.
Регулятивные:
самостоятельно выделять и формулировать цель своей дальнейшей работы;
формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при
решении проблемы поискового характера;
контролировать и оценивать результаты собственной деятельности.
Коммуникативные:
планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстникам;
управлять поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;
с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Личностные:
формировать позитивную самооценку.
Осваиваемые понятия: (новые слова, термины): материк, части света
Планируемые результаты: учащиеся осознают масштабность нашей планеты, а себя еѐ
жителями;
научатся
находить
материки
на
карте
мира;
работать
в
группе;
готовить
сообщения и выступать с ними перед классом.
Тип урока: урок-путешествие
Оборудование:
учебник
«Окружающий
мир.
2
класс»,
карта
мира,
презентация,
карточки.
Этап урока
Деятельность учителя
Виды
деятельности
учащихся
Организационный
момент
Окружающий нас мир
Интересно познавать.
Его тайны и загадки
Мы готовы разгадать!
- Ребята, послушайте загадку:
Под одною голубою
Общей крышей мы живѐм,
Дом под крышей голубой
И просторный и большой.
Дом кружиться возле солнца,
Чтобы было нам тепло,
Чтобы каждое оконце
Осветить оно могло.
У. Что это, ребята?
- Правильно, это наша земля. Сколько бы раз мы не
рассматривали карту мира, всякий раз нас охватывает
чувство острого любопытства. Нам хочется побывать в
каждом уголке планеты! Объехать весь мир - мечта
для многих почти неосуществимая. Но не огорчайтесь
-
можно
путешествовать
и
заочно.
Сегодня
я
предлагаю
вам
отправиться
в
кругосветное
путешествие.
Как
вы
думаете,
какой
транспорт
выберем? Почему?
- Корабль, т.к. почти все пространство нашей планеты
занимает вода.
-
В кругосветное путешествие мы отправимся на 5
кораблях. (класс заранее разделен на 5 групп).
Личностные,
коммуникативные.
Актуализация
опорных знаний
- Но прежде чем отправиться в путешествие,
давайте вспомним материал, который изучали
раньше и который пригодится нам в путешествии.
Индивидуальная работа по карточкам.
Продолжи предложения:
- путешествовать по планете можно с помощью…
(карты мира);
- огромные водные пространства
называются…(океанами);
- участки суши, окружѐнные со всех сторон водой,
называются … (материками);
- на Земле …. океанов;
(проверка заданий на слайде.)
Личностные,
коммуникативные.
Определение темы
и цели урока
- На слайде анаграмма КИАРМТЕ
- Расшифруйте ключевое слово нашего урока.
(Материк).
- Предположите, в какое кругосветное путешествие
мы отправляемся? ( в путешествие по материкам).
- Какие учебные задачи мы поставим перед собой?
(Выслушиваются ответы детей).
- Прочитайте задачи урока в учебнике на странице
118.
-Путешествовать мы будем на корабле.
Девизом нашего урока будут такие слова: «Не
страшны нам любые испытания. Вперѐд друзья,
откроем новые знания».
Регулятивные -
целеполагание .
Этап усвоения
новых знаний и
способов действий
- Каждая группа выбирает себе один материк и готовит
о нѐм сообщение. Работа с учебником.
У.
Давайте
послушаем
выступления
ребят
первой
группы. Они нам расскажут о Евразии.
-Вторая
группа
расскажет
о
Северной
и
Южной
Америке.
- Отгадайте о каком материке идѐт речь?
Доплывѐм до Занзибара
Поплутаем по Сахаре, Поглядим Килиманджаро,
Погуляем с Гиппопо
По широкой Лимпопо. / Африка /.
- Ребята, а почему вы решили, что речь идѐт об
Африке?
( Эта загадка об Африке, потому что Сахара – это
пустыня и находится она в Африке).
- Кто покажет Африку на глобусе? Каким цветом
Африка изображена на глобусе? Почему? ( Потому
что в Африке очень много пустынь.)
- Выступления ребят третьей группы, рассказ об
Африке.
Физкультминутка для глаз
- Следующий наш рассказ об Австралии.
У. Скажите о каком материке нет материала в
учебнике? (об Антарктиде).
У. Вот континент – сплошная льдина
Зимой и летом – холодина!
Закалка здесь необходима!
Бери мой друг, пример с пингвинов.
Познавательные:
общеучебные -
работа с
информацией;
логические -
анализ, сравнение,
доказательство.
Этап первичной
проверки
понимания
изученного
Откройте
рабочую
тетрадь
на
стр.77.
Прочитайте
задание
№
2,
которое
придумала
для
вас
Мудрая
Черепаха. Угадайте, на каких материках сделаны эти
фотографии?
Соедините
линиями
фотографии
и
названия
материков.
Выполните
это
задание,
поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, сделайте
взаимопроверку.
Познавательные,
коммуникативные,
личностные,
регулятивные.
Этап закрепления
новых знаний и
способов действий
- Наше кругосветное путешествие подходит к концу.
А знаете ли вы, кто совершил первое путешествие
вокруг света? (ответы детей)
-
В
1519
году
из
испанского
порта
Севилья
на
5
каравеллах
отправилась
экспедиция
Фернанда
Магеллана с экипажем 265 человек.
Путешествие
продолжалось
три
года.
Суда
пересекли океан, преодолев расстояние в 18000 км.
Спустя три недели плавания через пролив эскадра
вышла в Тихий океан. Три месяца и двадцать дней,
пока корабли плыли по океану, он был спокоен, и
потому
Магеллан
назвал
его
Тихим.
В
результате
плавания
Магеллана
была
подтверждена
идея
шарообразности Земли, доказано, что между Азией и
Америкой лежит огромное водное пространство —
Тихий океан, что большая часть земного шара занята
водой, а не сушей, Магеллан осуществил мечту своей
жизни,
но
погиб
в
стычке
с
местными
жителями.
Лишь
корабль
«Виктория»,
обогнув
Африку,
6
сентября 1522 г возвратился в Испанию. До наших
дней
сохранился
бортовой
журнал,
в
который
мореплаватели записывали все об увиденных землях.
По
их
записям
мы
сейчас
попробуем
догадаться,
какие материки встретились на их пути.
Познавательные:
общеучебные,
логические;
регулятивные.
Физкультминутка
Музыкальная физкультминутка
Регулятивные,
личностные.
Этап применения
новых знаний и
способов действий
Работа
с
диском
«Окружающий
мир».
Выполнение
тестов.
Предметные
коммуникативные,
Личностные.
Подведение итогов
Ребята, наше путешествие подошло к концу. Что вы
нового узнали?
Как вы думаете, добились ли мы той цели, которую
ставили
в
начале
урока:
узнать
об
особенностях
каждого
материка,
научиться
находить
нужную
информацию
в
учебнике
других
источниках,
использовать еѐ для подготовки сообщения. Где мы
можем
применить
полученные
знания?
(Выслушиваются ответы детей).
- В завершении нашего урока я прочитаю стихотворение Е.
Шкловского «Ты береги нас»
-Ребята, берегите нашу Землю.
Регулятивные,
личностные
Рефлексия через
анализ плана урока
Продолжите предложения своими словами:
Мне понравилось…
Мне было интересно…
Мне было легко…
Мне было трудно…
Мне хотелось бы узнать…
Регулятивные,
личностные
Информация о
домашнем задании
Выполнить
задания
№1,
№3
в
рабочей
тетради,
страница 76,78.
Познавательные,
личностные
Приложение 1
Евразия
- Самый большой материк называется Евразия. Он так велик, что его делят на две
части света- Европу и Азию. Именно в Евразии находится наша Родина - Российская
Федерация. Россия расположена в обеих частях света.
В Европе уже почти не осталось нетронутой природы. Сады и парки, пастбища и
фермы,
поля
и
виноградники,
автомагистрали
и
города,
а
также
многочисленные
памятники архитектуры - так выглядит Европа сегодня. Здесь размещается более
сорока стран, народы которых говорят на десятках языков.
В Азии живѐт больше всего людей - только в Китае их уже более миллиарда, а скоро его
догонит Индия.
Северная и Южная Америка
Северная Америка - материк, большую часть которого занимают две страны - США и
Канада.
Северная Америка не обделена достопримечательностями - как природными, так и
созданными человеком. Это самые большие деревья на Земле - секвойи, фантастический
большой
каньон,
портреты
американских
президентов,
вырубленные
в
скалах,
Диснейленд, самые высокие в мире дома -небоскрѐбы.
В Южной Америке расположены густые, влажные тропические леса с яркими птицами,
обезьянами и другими удивительными животными. Здесь протекает самая полноводная
река
планеты
Амазонка.
А
ещѐ
в
Южной
Америке
есть
бескрайние
травянистые
равнины и высокие горы. Хотя Южная Америка по размеру близка к Северной, здесь
живѐт гораздо меньше людей: в горах и лесах жить неудобно. Зато все жители Южной
Америки хорошо понимают друг друга - почти во всех странах этого материка люди
говорят по- испански.
Африка
Много интересного есть в Африке - и самая длинная в мире река Нил, и египетские
пирамиды, и глубочайшие озѐра, и алмазные копи… Но особенно знаменита она своими
животными. Здесь обитают антилопы, зебры, носороги, жирафы, слоны, бегемоты,
львы, крокодилы… Нигде в мире не осталось столько крупных животных. Зимой на
большей части Африки обычно теплее, чем у нас летом, а снег можно увидеть лишь на
вершинах самых высоких гор.
Австралия
Австралия - самый маленький материк Земли. Только здесь обитают кенгуру, коала и
другие сумчатые звери. Кенгуру бывают разные - от маленьких, размером с зайца, до
очень крупных двухметрового роста. Симпатичные маленькие коала, или сумчатые
медведи , живут на деревьях. Все сумчатые звери носят своих детѐнышей в сумках на
животе. Эти и многие другие австралийские животные находятся под охраной.
Антарктида
Антарктида – это закованный в лѐд материк и там живут пингвины. В 1820г. русские
мореплаватели
на
шлюпках
«Восток»
и
«Мирный»
первыми
достигли
берегов
Антарктиды. Беллинсгаузен Фадей Фадеевич и Михаил Петрович Лазарев. По пути им
встречались
плавающие
«ледяные
горы»
-
айсберги.
Айсберги
очень
опасны
для
кораблей. В Антарктиде не растут растения, потому что земля в Антарктиде
покрыта мощным слоем льда, который никогда не тает. В Антарктиде живут :
пингвины, тюлени, киты. Люди там не живут. Там нет городов, но есть научные
станции, на которых живут полярники, изучающие Антарктиду.
Приложение 2
Записи бортового журнала
Это самый маленький материк, почти в 4 раза меньше Африки. Расположен в южном
полушарии, на большом удалении от других материков. Вблизи материка располагается
огромное количество больших и малых островов. Это самый засушливый материк.
Здесь много таких животных и растений, которые не встречаются больше нигде на
Земле, например, чудо – дерево – эвкалипт, коала, утконос, ехидна, муравьед. Но самое
знаменитое животное этого материка – кенгуру.
Это самый высокий материк Земли. Почти вся его поверхность покрыта ледяным
панцирем. С берегов материка медленно сползают ледники, плавучие ледяные горы –
айсберги. Это самый холодный материк. Зимой, в июле, температура достигает минус
88 градусов. Здесь на многие сотни километров простираются снежные равнины.
Часто дают ураганные ветры. Белый цвет снегов и голубоватый цвет льда властвуют
здесь повсюду. Но на высоких скалах летом появляются мхи, лишайники, водоросли.
Тишина материка иногда прерывается криками птиц – альбатросов, чаек и пингвинов.
Здесь нет насекомых. В прибрежных водах этого материка много морских животных.
Крупнейшие из них – киты, тюлени, морские львы.
Это самый жаркий материк. Второй после Евразии по величине материк. Почти
посередине пересекает экватор. Здесь протекает самая длинная река в мире – Нил. На
этом материке находится величайшая пустыня мира – Сахара. Живая природа
поражает богатством и изобилием. Обитает самое высокое животное – жираф,
быстроногие гепарды, антилопы и страусы, громадные бегемоты и гориллы.
Это величайший материк на Земле. Занимает 1/3 всей суши. Самый густонаселенный
материк. Трое из каждых четырех жителей планеты живут
на этом материке.
Благодаря громадным размерам материка
в разных его уголках сложились разные
условия жизни. Например, на севере материка летом и зимой ходят в меховых одеждах,
а на крайнем юге круглый год ходят в лѐгких одеждах.