Путь к успеху начинается с мотивации
Вопрос о мотивации учения есть вопрос
о процессе самого учения.
П.Я. Гальперин
Образование, как культурное явление, в нашей стране, да и во всем мире, хотя и медленно, но меняется. Школа, основной элемент системы образования. Она обеспечивает преемственность поколений, сохраняя и аккумулируя в виде совокупности знаний весь накопленный предшествующими поколениями опыт, подготавливая новое поколение к жизни в определенном обществе и жизни вообще. Тем не менее, жизнь не стоит на месте, и новые общественные реалии требуют новых подходов в системе образования в целом и школе в частности. Естественная тяга к познанию, присуща людям вообще, а детям в особенности, в современном обществе легко удовлетворяется обилием литературы и средствами интернет. Неслучайно подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. Если говорить языком психологии, то можно сказать о том, что у учащихся отсутствует мотивация к учению.
Проблема мотивации вот уже много лет остается одной из самых дискуссионных в образовании. Школьник, движимый внутренней, познавательной мотивацией, учится намного успешнее того, кто старается ради оценки и похвалы. Иными словами, один вид мотивации явно предпочтительнее другого. Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: “не хочет учиться”, “мог бы прекрасно заниматься, а желания нет”. В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. Большинство специалистов говорят о том, что формировать нужно не учебную мотивацию, а непосредственно учебную деятельность. Учебная деятельность имеет место тогда и только тогда, когда она побуждается познавательным мотивом.
Вспомним основные понятия, которые относятся к данной теме.
Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели, это факторы, влияющие на активность или пассивность поведения. Изучение мотивации – это стремление понять как и почему люди начинают действовать, стремясь к достижению цели, почему проявляют настойчивость, что дает им силы преодолевать порой очень сложные препятствия.(Со стороны учителя – мотивация обучения, со стороны ученика – мотивация учения).Мотивация основывается на мотивах. Мотив - конкретные побуждения, причины, заставляющие личность действовать, совершать поступки.
Мотивация может быть внутренней и внешней. Внутренняя мотивация возникает, когда деятельность и ее результат являются предметом потребности: человек учится, потому что ему интересно.Внешняя мотивация – учеба ради внешних по отношению к ней мотивов и целей ( учеба ради того, чтобы стать специалистом, компетентным работником – гражданская мотивация; учеба ради того, чтобы стать лидером – позиционно-лидерская мотивация; учеба ради совершенствования своей личности – психологическая мотивация)
Внешние мотивы, стимулирующие процесс учения, напрямую не связаны.
Внутренние мотивы непосредственно связаны с учебной деятельностью.
Ведущими мотивами ученической деятельности могут быть и внешние, и внутренние мотивы. Разумеется, все мы хотим, чтобы деятельность наших учеников направлялась внутренними мотивами, но и внешняя мотивация может привести к постановке цели деятельности, если это только не отрицательный (боязнь плохой отметки), а положительный мотив (желание получить хорошую отметку).
Крайне важно знать динамику развития мотивов, и следить за тем, чтобы внешние положительные мотивы не перешли во внешние отрицательные. При правильно поставленном обучении происходит наоборот, интерес к учителю перерастает в интерес к предмету и позже – к науке, которую он представляет.
Реально каждый ученик побуждается несколькими мотивами, т.к. учебная деятельность всегда полимотивирована. т.е. побуждается не одним мотивом, а несколькими, иногда даже многими мотивами.
Мотивационную сферу можно разделить на познавательные и социальные мотивы. Познавательные мотивы:
направленность на изучение материала по предмету;
процесс познания;
приемы обретения знаний;
организация учебного труда;
самообразование.
Социальные мотивы:
направленность на общение с людьми;
отношения с другими людьми;
стремление занять определенное место среди сверстников;
заслужить авторитет;
осознавать и анализировать способы своего сотрудничества и взаимодействия.
Учитель, бесспорно, влияет на социальную адаптацию ребенка своим отношением к преподаваемому предмету. Особенно это заметно в гуманитарных дисциплинах: истории или литературе. Кто-то любит определенный предмет, потому что он у него получается, кто-то старается изо всех сил, чтобы не расстроить учителя. Так что влияет на учебу подростка? Ведь любой внутренний или внешний мотив побуждает к деятельности куда сильнее, чем простое «надо». А.К. Маркова, доктор психологических наук, известный детский психолог, считает, что все мотивы могут быть сведены к 7 основным позициям:
Позиция 1. Широкое видение или широкие познавательные мотивы. Именно они формируют отношение учащихся к содержанию учения. У ребенка появляется желание учиться, стать образованным. Рождаются они… из обыкновенного любопытства, которое знакомо преподавателям младших классов и которое куда реже встречается к старшей школе. Интерес к новым занимательным фактам и к поиску закономерностей — реальные двигатели «прогресса» в обучении.
Позиция 2. Познание или учебно-познавательные мотивы, которые направлены на усвоение уже не знаний, но способов добывания знаний. Прочесть книгу, пролистать словарь, перевести материал, провести опыт, сравнить две картинки и найти отличия — чем больше способов, тем лучше.
Позиция 3. Я сам если коротко — это мотивы самообразования. Lifelong-learning, или «обучение в течение всей жизни», является одним из трендов XXI века. Лучше бы закладывать их еще в раннем возрасте.
Позиция 4. «Я бы строить дом пошел…» Социальные мотивы также являются одними из популярных мотивационных стратегий школьников. В 8–9-м классе или в среднем подростковом возрасте постепенно появляется осознание, что школа существует не только ради школы, но и ради жизни. Стремление быть полезным в будущем — мотив похвальный, но трудновырабатываемый.
Позиции 5–6. Позиционирование и стремление занять достойное место «Хочу быть лучше, чем…», «Хочу, чтобы меня считали умным…», «Хочу быть начальником», «Хочу творческую работу» и так далее — все это называется желанием занять определенную позицию в отношениях с окружающими. Лучше, конечно, просто уметь делать что-то хорошо, чем делать что-то лучше Ивана, сидящего за соседней партой.
Позиция 7. Сотрудничество. Большинство детей младшего подросткового возраста имеют потребность в общении, а потом мотивом обучения может стать социальное сотрудничество, то есть желание взаимодействия с партнером.
Методы мотивации и стимулирования познавательной деятельности учащихся делятся на
Эмоциональные ( поощрение, создание ситуаций успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор заданий, признание значимости личности).
Познавательные ( опора на жизненный опыт, учет познавательных интересов, создание проблемных ситуаций, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий).
Волевые (информирование об обязательных результатах, формирование ответственного отношения, самооценка и коррекция своей деятельности, формирование рефлексивности, прогнозирование будущей деятельности).
Социальные ( развитие желания быть полезным, создание ситуаций взаимопомощи, развитие эмпатии, сопереживания, поиск контактов и сотрудничества, организация само – и взаимопроверки).
Наиболее удачные методы и приемы создания позитивного настроя учащихся на уроке является следующее:
1. создание игровых ситуаций;
2. нестандартное начало урока;
3. нестандартный урок;
4. применение интересных развивающих задач;
5. использование дополнительных внепрограммных материалов.
Наиболее оптимальными методами и приемами мотивации учебной деятельности учителя считаются:
1. проблемно-поисковые, актуальные, практические, интерактивные, личностно-ориентированные методы и принципы работы;
2. индивидуальные, парные, групповые формы работы, сотрудничество учителя и учащихся на уроке;
3. беседа, лекция, соревнования, игры и др.
При подготовке к уроку, выбирая методы и приемы мотивации, учителя учитывают специфику класса и индивидуальные возможности учащихся.
Важная роль в мотивации учащихся к обучению отводится стилю общения учителя с учениками во время урока и во внеурочное время. Приоритетным определен демократический стиль общения.
Учителя школы умеют формировать у учащихся глубокие мотивы обучения, создавая для этого соответствующие условия на уроках.
Чтобы научить ребенка, надо не просто передать ему знания и умения, но и вызвать в нем ответную активность, познавательную или практическую. Важным структурным элементом этой активности является мотивация, в которой отражается отношение школьников к учебе.
При подготовке к уроку необходимо учитывать мотивационное обеспечение урока:
1. Постоянно стимулировать и мотивировать положительного отношения к учению через обеспечение психического и физического здоровья на уроке, соблюдение гигиены труда;
2. Создавать ситуации успеха;
3. Стимулировать мотивацию через удовлетворение потребности учащихся в общении и сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
4. Способствовать развитию как «сильных», так и «слабых» учащихся, сохранять их веру в свои силы, давать толчок к самообразованию;
5. Стимулировать любознательность, познавательные интересы и способности.
Большую роль в создании мотивации играют цели урока
Цель должна указывать на её достижение; у учителя должны быть способы и приемы проверить достигнута ли цель урока;
Общие цели урока должны быть детализированы микроцелями, т.е. задачами этапов урока;
Необходимо проектировать перспективные цели, рассчитанные на весь период изучения курса (цель курса реализуется через систему уроков)
Необходимо обеспечивать понимание и принятие цели учащимися как собственную, значимую для себя, для своего духовного, интеллектуального развития и личностного становления;
Цель должна соизмеряться с возможностями учащихся;
Проектируя урок, учитель, должен быть внутренне готов к тому, чтобы принимать оперативные решения и вносить в ткань урока необходимые изменения
Одним из стимулов мотивации является оценка (Слайд 6).
Оценка мотивирует, но не всегда. Оценка мотивирует
Когда ученик уверен в её объективности;
Когда ученик воспринимает её как полезную для себя;
Знает что нужно сделать для того, чтобы достигнуть более высоких показателей;
Уверен, что ему окажут в этом достижении помощь;
Уверен в том, что для достижения высоких результатов есть условия - места, где это можно реализовать.
Для поддержания мотивации учения необходимы положительные эмоции :
связанные со школой в целом, пребыванием в ней;
обусловленные отношениями с учителями, другими учащимися;
связанные с осознанием учеником своих больших возможностей и способностей;
положительные эмоции от получения новых знаний (любознательность, любопытство);
от самостоятельного добывания знаний, от овладения новых способов добывания знаний.
Все выше названные эмоции образуют атмосферу эмоционального комфорта.
Эмоции с отрицательной модальностью
неудовлетворенность, чувство не преодоления трудностей;
обида, страх перед учителем, необъективное отношение учителя к ученику, долгое переживание несправедливости.
перегрузки, эмоциональная напряженность.
Отрицательные эмоции должны включаться в процесс учения и сменяться положительными, иначе возможен переход в стресс и невроз.
При работе с индивидуальными особенностями учащегося важно исходить из принципов :
процесс обучения должен приводить не к нивелированию, т.е., уравниванию знаний учеников, а к возрастанию их индивидуальных различий;
показ учителем школьнику того, что активное овладение способами учебной деятельности, приемами целеполагания способствует развитию его индивидуальности.
Сильную и устойчивую мотивацию изучения предмета создаёт пробудившийся у школьника интерес к предмету. Существует широкий спектр способов и приёмов развития такого интереса.
Формированию положительной мотивации учения, развитию интереса к предмету способствует общая атмосфера в классе, отношения учителя и учащихся, занимательность изложения учебного материала.
Учитывая вышесказанное, учитель может помочь подростку осознать и оценить отдельные стороны своей учебной деятельности и собственной личности сформировать положительные мотивации, что является важнейшим условием повышения качества образования:
Всестороннее расширение кругозора
Применение старых способов работы в новых ситуациях
Создание ситуации коллективной учебной работы
Самостоятельный формы учебной работы, а также самоконтроль, самооценка, взаимоконтроль, взаимооценка
Быстрый темп работы на уроке
Формировать целеполагание и умение планировать свою трудовую деятельность.
Общим выводом считаю, что одна из главных задач школы – научить человека учиться, сделать потребность в знаниях - основой жизни, стремление к познанию – смыслом жизни. Это свойственно как для учащихся, так и для педагогов.
5