СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к сообщению дисциплины "Теория и практика специального образования". 

Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата»

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата  

Психолого-педагогическая характеристика детей

с нарушениями опорно-двигательного аппарата

 

План  1.Общее понятие нарушений опорно-двигательного аппарата:  2. Виды нарушений опорно-двигательного аппарата: 2.1 ДЦП 2.2 Нарушение осанки (сколиоз) 2.3 Плоскостопие 2.4 Полиомиелит  3. Причины нарушений опорно-двигательного аппарата  4. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.    

План

1.Общее понятие нарушений опорно-двигательного аппарата:

2. Виды нарушений опорно-двигательного аппарата:

2.1 ДЦП

2.2 Нарушение осанки (сколиоз)

2.3 Плоскостопие

2.4 Полиомиелит

3. Причины нарушений опорно-двигательного аппарата

4. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

 

 

1. Общее понятие нарушений опорно-двигательного аппарата.  Большую часть детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата составляют дети с церебральными параличами. Детский церебральный паралич (ДЦП)– это тяжелое заболевание нервной системы, которое нередко приводит к инвалидности ребенка.

1. Общее понятие нарушений опорно-двигательного аппарата.

Большую часть детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата составляют дети с церебральными параличами. Детский церебральный паралич (ДЦП)– это тяжелое заболевание нервной системы, которое нередко приводит к инвалидности ребенка.

Опорно-двигательный аппарат - это система, которая состоит из костной ткани, образующей скелет, который придает телу внешнюю форму и обеспечивает его надежное строение, защищающее от повреждений внутренние органы; мышц, покрывающих скелет и вместе с костями обеспечивающий двигательную активность человека, и, наконец, суставов и сухожилий, соединяющих мышцы и кости между собой.

Опорно-двигательный аппарат - это система, которая состоит из костной ткани, образующей скелет, который придает телу внешнюю форму и обеспечивает его надежное строение, защищающее от повреждений внутренние органы; мышц, покрывающих скелет и вместе с костями обеспечивающий двигательную активность человека, и, наконец, суставов и сухожилий, соединяющих мышцы и кости между собой.

Нарушение опорно-двигательного аппарата включает в себя двигательные расстройства, которые имеют генез органического или периферического типа. Нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Отклонения в развитии у детей этой категории отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности различных нарушений. Наблюдаются заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата примерно у 5-7 % детей. 95%

Нарушение опорно-двигательного аппарата включает в себя двигательные расстройства, которые имеют генез органического или периферического типа. Нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Отклонения в развитии у детей этой категории отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности различных нарушений. Наблюдаются заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата примерно у 5-7 % детей.

95%

2. Виды нарушений опорно-двигательного аппарата  

2. Виды нарушений опорно-двигательного аппарата

 

Отмечают различные виды патологии опорно-двигательного аппарата: Виды патологии опорно-двигательного аппарата Врожденная патология опорно-двигательного аппарата Заболевания нервной системы  Приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата

Отмечают различные виды патологии опорно-двигательного аппарата:

Виды патологии опорно-двигательного аппарата

Врожденная патология опорно-двигательного аппарата

Заболевания нервной системы

Приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата

- детский церебральный паралич; - полиомиелит. Заболевания нервной системы - врожденный вывих бедра; - кривошея; - косолапость и другие деформации стоп; - аномалии развития позвоночника (сколиоз); - недоразвитие и дефекты конечностей; - аномалии развития пальцев кисти; - артрогрипоз (врожденное уродство). Врожденная патология опорно-двигательного аппарата - травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей; - полиартрит; - заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит); - системные заболевания скелета (хондродистрофия, рахит). Приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата

- детский церебральный паралич;

- полиомиелит.

Заболевания нервной системы

- врожденный вывих бедра;

- кривошея;

- косолапость и другие деформации стоп;

- аномалии развития позвоночника (сколиоз);

- недоразвитие и дефекты конечностей;

- аномалии развития пальцев кисти;

- артрогрипоз (врожденное уродство).

Врожденная патология опорно-двигательного аппарата

- травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей;

- полиартрит;

- заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит);

- системные заболевания скелета (хондродистрофия, рахит).

Приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата

-

  • Нарушение мышечного тонуса (по типу спастичности, ригидности, гипотонии, дистонии).
  • Нарушение мышечного тонуса (по типу спастичности, ригидности, гипотонии, дистонии).

-

  • Ограничение или невозможность произвольных движений в сочетании со слабостью мышц (например, ребенок не в состоянии поднять руки вверх, развести в стороны, вытянуть вперед, разогнуть ногу и т.д.).
  • Ограничение или невозможность произвольных движений в сочетании со слабостью мышц (например, ребенок не в состоянии поднять руки вверх, развести в стороны, вытянуть вперед, разогнуть ногу и т.д.).

-

  • Наличие насильственных движений, которые проявляются в виде гиперкинезов и тремора.
  • Наличие насильственных движений, которые проявляются в виде гиперкинезов и тремора.

-

  • Нарушения равновесия и координации движений – атаксия.
  • Нарушения равновесия и координации движений – атаксия.

-

  • Нарушение ощущения движений.
  • Нарушение ощущения движений.

-

  • Недостаточное развитие статокинетических рефлексов, которые обеспечивают формирование вертикального положения тела и произвольной моторики.
  • Недостаточное развитие статокинетических рефлексов, которые обеспечивают формирование вертикального положения тела и произвольной моторики.

К двигательным нарушениям, которые обусловленные поражениями двигательных мозговых зон относятся :

У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата ведущим является двигательный дефект (недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций). Основную массу среди них составляют дети с церебральным параличом (89%). У этих детей двигательные расстройства сочетаются с психическими и речевыми нарушениями, поэтому большинство из них нуждается не только в лечебной и социальной помощи, но и в психолого-педагогической и логопедической коррекции.

У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата ведущим является двигательный дефект (недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций). Основную массу среди них составляют дети с церебральным параличом (89%). У этих детей двигательные расстройства сочетаются с психическими и речевыми нарушениями, поэтому большинство из них нуждается не только в лечебной и социальной помощи, но и в психолого-педагогической и логопедической коррекции.

2 направления адаптации ребенка с двигательным дефектом Имеет целью приспособить к ребенку окружающую среду. Для этого существуют специальные технические средства передвижения (коляски, костыли, трости, велосипеды), предметы обихода (тарелки, ложки, особые выключатели электроприборов), пандусы, съезды на тротуарах. Имеет целью приспособить самого ребенка к обычным условиям социальной среды.

2 направления адаптации ребенка с двигательным дефектом

Имеет целью приспособить к ребенку окружающую среду. Для этого существуют специальные технические средства передвижения (коляски, костыли, трости, велосипеды), предметы обихода (тарелки, ложки, особые выключатели электроприборов), пандусы, съезды на тротуарах.

Имеет целью приспособить самого ребенка к обычным условиям социальной среды.

2.1 ДЦП   ДЦП возникает в результате недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе. При этом наиболее тяжело страдают «молодые» отделы мозга — большие полушария, которые регулируют произвольные движения, речь и другие корковые функции. Детский церебральный паралич проявляется в виде различных двигательных, психических и речевых нарушений. Таким образом, при ДЦП страдают самые важные для человека функции: движение, психика и речь.

2.1 ДЦП

 

ДЦП возникает в результате недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе. При этом наиболее тяжело страдают «молодые» отделы мозга — большие полушария, которые регулируют произвольные движения, речь и другие корковые функции. Детский церебральный паралич проявляется в виде различных двигательных, психических и речевых нарушений. Таким образом, при ДЦП страдают самые важные для человека функции: движение, психика и речь.

К вредным факторам, неблагоприятно действующим на плод внутриутробно, относятся: инфекционные заболевания, перенесенные будущей матерью во время беременности (вирусные инфекции, краснуха, токсиплазмоз); сердечно-сосудистые и эндокринные нарушения у матери; токсикозы беременности ; физические травмы, ушибы плода; несовместимость крови матери и плода по резус-фактору; психические травмы, в том числе и отрицательные эмоции; физические факторы (перегревание или переохлаждение, действие вибрации, облучение, в том числе и ультрафиолетовое в больших дозах); некоторые лекарственные препараты; экологическое неблагополучие (загрязненные отходами производства вода и воздух, содержание в продуктах питания большого количества нитратов, ядохимикатов, радионуклидов, различных синтетических добавок).

К вредным факторам, неблагоприятно действующим на плод внутриутробно, относятся:

инфекционные заболевания, перенесенные будущей матерью во время беременности (вирусные инфекции, краснуха, токсиплазмоз);

сердечно-сосудистые и эндокринные нарушения у матери; токсикозы беременности ;

физические травмы, ушибы плода;

несовместимость крови матери и плода по резус-фактору;

психические травмы, в том числе и отрицательные эмоции;

физические факторы (перегревание или переохлаждение, действие вибрации, облучение, в том числе и ультрафиолетовое в больших дозах);

некоторые лекарственные препараты;

экологическое неблагополучие (загрязненные отходами производства вода и воздух, содержание в продуктах питания большого количества нитратов, ядохимикатов, радионуклидов, различных синтетических добавок).

Разнообразие двигательных нарушений у детей с церебральным параличом обусловлено действием ряда факторов, непосредственно связанных со спецификой самого заболевания.

1

  • Нарушение мышечного тонуса.
  • Нарушение мышечного тонуса.
  • Ограничение или невозможность произвольных движений (парезы и параличи).
  • Ограничение или невозможность произвольных движений (парезы и параличи).

2

  • Наличие насильственных движений (гиперкинезы (насиль­ ственные движения) и тремор (дрожание пальцев рук и языка)).
  • Наличие насильственных движений (гиперкинезы (насиль­ ственные движения) и тремор (дрожание пальцев рук и языка)).

3

4

  • Нарушения равновесия и координации движений.
  • Нарушения равновесия и координации движений.

5

  • Нарушение ощущений движений.
  • Нарушение ощущений движений.

6

  • Непроизвольные содружественные движения.
  • Непроизвольные содружественные движения.
  • Неправильные патологические позы и положения, нарушение походки, движения недостаточно ловкие, замедленные, снижена мышечная сила.
  • Неправильные патологические позы и положения, нарушение походки, движения недостаточно ловкие, замедленные, снижена мышечная сила.

7

Структура интеллектуального нарушения при ДЦП характери­зуется рядом специфических особенностей.

1

2

Неравномерно сниженный запас сведений и представле­ний об окружающем вызван патологией зрения, слуха, мышечно- суставного чувства. Дети с церебраль­ным параличом не знают многих явлений окружающего предмет­ного мира и социальной сферы, а чаще всего имеют представления лишь о том, что было в их практике.

3

Неравномерный, дисгармоничный характер интеллектуальной недостаточности, т.е. нарушение одних интеллектуальных функций, задержка развития других и сохранность третьих. У неко­торых детей развиваются преимущественно наглядные формы мыш­ления, у других, наоборот, особенно страдает наглядно-действенное мышление при лучшем развитии словесно-логического.

Выраженность психоорганических нарушений проявляется в замедленности, истощаемое психических процессов, трудно­сти переключения на другие виды деятельности, недостаточности концентрации внимания, снижении объема механической памяти. Характерны расстройства эмоционально-волевой сферы, достаточ­но высокий уровень интеллектуального развития часто сочетается с отсутствием уверенности в себе.

2.2. Нарушение осанки (сколиоз)

2.2. Нарушение осанки (сколиоз)

Сколиоз- это боковое искривление позвоночника во фронтальной плоскости. Реберный горб, который при этом наблюдается, образует деформацию с выпуклостью вбок и кзади - кифосколиоз. Сколиоз  Сложный при наличии нескольких дуг искривления в разные стороны Тотальный если искривление захватывает весь позвоночник Простой(частичны) с одной боковой дугой искривления

Сколиоз- это боковое искривление позвоночника во фронтальной плоскости. Реберный горб, который при этом наблюдается, образует деформацию с выпуклостью вбок и кзади - кифосколиоз.

Сколиоз

Сложный

при наличии нескольких дуг искривления в разные стороны

Тотальный

если искривление захватывает весь позвоночник

Простой(частичны)

с одной боковой дугой искривления

Недоразви-тие Этиологически различают сколиозы, в основе которых лежат различные деформации позвонков: добавочные позвонки Клиновид-ная их форма

Недоразви-тие

Этиологически различают сколиозы, в основе которых лежат различные деформации позвонков:

добавочные позвонки

Клиновид-ная их форма

К приобретенным сколиозам относятся Ревматические Рахитические Паралитические Привычные

К приобретенным сколиозам относятся

Ревматические

Рахитические

Паралитические

Привычные

2.3. Плоскостопие

2.3. Плоскостопие

 Плоскостопие – деформация стоп, сопровождающаяся уплощением сводов. Плоскостопие – самая распространенная деформация опорно-двигательного аппарата у детей. При уплощении поперечного свода стопы говорят о поперечном плоскостопии, при уплощении продольного свода – о продольном.  В зависимости от этиологии принято различать 5 видов плоскостопия:

Плоскостопие – деформация стоп, сопровождающаяся уплощением сводов. Плоскостопие – самая распространенная деформация опорно-двигательного аппарата у детей. При уплощении поперечного свода стопы говорят о поперечном плоскостопии, при уплощении продольного свода – о продольном.

В зависимости от этиологии принято различать 5 видов плоскостопия:

врожденное  рахитическое травмати-ческое 5 видов плоскосто-пия паралитическое статическое

врожденное

рахитическое

травмати-ческое

5 видов плоскосто-пия

паралитическое

статическое

2.4. Полиомиелит

2.4. Полиомиелит

Полиомиелит – это острое вирусное заболевание, поражающее нервную систему (преимущественно серое вещество спинного мозга). Помимо этого могут возникать воспалительные явления в слизистой оболочке кишечника и носоглотки. Инфекция обычно передается фекально-оральным путем, реже - воздушно-капельным. паралитическая Формы полиомиелита непаралитическая

Полиомиелит – это острое вирусное заболевание, поражающее нервную систему (преимущественно серое вещество спинного мозга). Помимо этого могут возникать воспалительные явления в слизистой оболочке кишечника и носоглотки. Инфекция обычно передается фекально-оральным путем, реже - воздушно-капельным.

паралитическая

Формы полиомиелита

непаралитическая

Паралитическая - протекает в 4 стадии: Препара-литичес-кая стадия (3-5 дней) Пара-лити-ческая стадия Восстано-витель-ный период (до 2-3 лет) Стадия остаточ-ных явлений

Паралитическая - протекает в 4 стадии:

Препара-литичес-кая стадия (3-5 дней)

Пара-лити-ческая стадия

Восстано-витель-ный период (до 2-3 лет)

Стадия остаточ-ных явлений

3. Причины нарушений опорно-двигательного аппарата. Причины нарушений опорно-двигательного аппарата Внутриутробная патология Родовая травма, асфиксия Патологические факторы

3. Причины нарушений опорно-двигательного аппарата.

Причины нарушений опорно-двигательного аппарата

Внутриутробная патология

Родовая травма, асфиксия

Патологические факторы

Внутриутробная патология - инфекционные заболевания матери: микробные, вирусные (гриппозные, герпес, хламидиозы и др.); Родовая травма, асфиксия Патологические факторы - последствия острых и хронических соматические заболевания матери (сердечно-сосудистые, эндокринные нарушения); - тяжелые токсикозы беременности; - нейроинфекции (менингит, энцефалит и др.); - несовместимость по резус-фактору или группам крови; - травмы, ушибы головы ребенка; - травмы, ушибы плода; - осложнение после прививок. - интоксикации; - экологические вредности.

Внутриутробная патология

- инфекционные заболевания матери: микробные, вирусные (гриппозные, герпес, хламидиозы и др.);

Родовая травма, асфиксия

Патологические факторы

- последствия острых и хронических соматические заболевания матери (сердечно-сосудистые, эндокринные нарушения);

- тяжелые токсикозы беременности;

- нейроинфекции (менингит, энцефалит и др.);

- несовместимость по резус-фактору или группам крови;

- травмы, ушибы головы ребенка;

- травмы, ушибы плода;

- осложнение после прививок.

- интоксикации;

- экологические вредности.

4. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

  • Кроме двигательных и речевых нарушений, структура дефекта при церебральном параличе включает в себя специфические отклонения в психическом развитии. Они могут быть связаны как с первичным поражением мозга, так и с задержкой его постнатального созревания.
  • Двигательные нарушения ограничивают предметно-практическую деятельность.
  • Отклонения в психическом развитии у детей с церебральным параличом в большой степени обусловлены недостаточностью их практической деятельности и социального опыта, коммуникативных связей с окружающими и невозможностью полноценной игровой деятельности.
  • Нарушения умственной работоспособности у детей с церебральными параличами проявляются в виде синдрома раздражительной слабости. Этот синдром включает два основных компонента: с одной стороны, это повышенная истощаемость психических процессов, утомляемость, с другой — чрезвычайная раздражительность, плаксивость, капризность.
  • Особенности мышления у детей с церебральным параличом наиболее четко обнаруживаются при выполнении заданий, требующих симультанного характера интеллектуальных процессов, т.е. целостной интеллектуальной операции, основанной на взаимодействии анализаторных систем.
  • Повышенная эмоциональная возбудимость может сочетаться с радостным, приподнятым, благодушным настроением, со снижением критики.
У большинства учащихся отмечаются нарушения умственной работоспособности, которые, проявляются двумя вариантами: Проявление нарушений умственной работоспособности Как стойкое равномерное снижение работоспособности, астенические проявления Как неравномерный (мерцательный) характер умственной работоспособности

У большинства учащихся отмечаются нарушения умственной работоспособности, которые, проявляются двумя вариантами:

Проявление нарушений умственной работоспособности

Как стойкое равномерное снижение работоспособности, астенические проявления

Как неравномерный (мерцательный) характер умственной работоспособности

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Бадалян Л.О. Невропатология: Учебник для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. завед. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 368 с.

2. Детский церебральный паралич. Хрестоматия. Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических, психологических и медицинских учебных заведений./ Составители – Л. М. Шипицына и М. М. Мамайчук.- СПб., Изд-во « Дидактика Плюс», -2003.- 520 с.

3. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. Пособие для студ. психол. Фак. Высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.-144с.

4. Левченко И. Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. -М.: Издательский центр «Академия»,2001.-192 с.

5. Мастюкова Е. М., Московина А. Г. Основы генетики: Клинико- генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии: Учеб. пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений /Под ред. В. И. Селеверстова, Б. П. Пузанов. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001.- 368 с. - (коррекционная педагогика).

6. Смирнова И.А. Специальное образование дошкольников с ДЦП. Учебно-методическое пособие. СПб.-2003. – 160 с.

 

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!