Психолого-педагогическая характеристика детей
с нарушениями опорно-двигательного аппарата
План
1.Общее понятие нарушений опорно-двигательного аппарата:
2. Виды нарушений опорно-двигательного аппарата:
2.1 ДЦП
2.2 Нарушение осанки (сколиоз)
2.3 Плоскостопие
2.4 Полиомиелит
3. Причины нарушений опорно-двигательного аппарата
4. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
1. Общее понятие нарушений опорно-двигательного аппарата.
Большую часть детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата составляют дети с церебральными параличами. Детский церебральный паралич (ДЦП)– это тяжелое заболевание нервной системы, которое нередко приводит к инвалидности ребенка.
Опорно-двигательный аппарат - это система, которая состоит из костной ткани, образующей скелет, который придает телу внешнюю форму и обеспечивает его надежное строение, защищающее от повреждений внутренние органы; мышц, покрывающих скелет и вместе с костями обеспечивающий двигательную активность человека, и, наконец, суставов и сухожилий, соединяющих мышцы и кости между собой.
Нарушение опорно-двигательного аппарата включает в себя двигательные расстройства, которые имеют генез органического или периферического типа. Нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Отклонения в развитии у детей этой категории отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности различных нарушений. Наблюдаются заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата примерно у 5-7 % детей.
95%
2. Виды нарушений опорно-двигательного аппарата
Отмечают различные виды патологии опорно-двигательного аппарата:
Виды патологии опорно-двигательного аппарата
Врожденная патология опорно-двигательного аппарата
Заболевания нервной системы
Приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата
- детский церебральный паралич;
- полиомиелит.
Заболевания нервной системы
- врожденный вывих бедра;
- кривошея;
- косолапость и другие деформации стоп;
- аномалии развития позвоночника (сколиоз);
- недоразвитие и дефекты конечностей;
- аномалии развития пальцев кисти;
- артрогрипоз (врожденное уродство).
Врожденная патология опорно-двигательного аппарата
- травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей;
- полиартрит;
- заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит);
- системные заболевания скелета (хондродистрофия, рахит).
Приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата
-
- Нарушение мышечного тонуса (по типу спастичности, ригидности, гипотонии, дистонии).
- Нарушение мышечного тонуса (по типу спастичности, ригидности, гипотонии, дистонии).
-
- Ограничение или невозможность произвольных движений в сочетании со слабостью мышц (например, ребенок не в состоянии поднять руки вверх, развести в стороны, вытянуть вперед, разогнуть ногу и т.д.).
- Ограничение или невозможность произвольных движений в сочетании со слабостью мышц (например, ребенок не в состоянии поднять руки вверх, развести в стороны, вытянуть вперед, разогнуть ногу и т.д.).
-
- Наличие насильственных движений, которые проявляются в виде гиперкинезов и тремора.
- Наличие насильственных движений, которые проявляются в виде гиперкинезов и тремора.
-
- Нарушения равновесия и координации движений – атаксия.
- Нарушения равновесия и координации движений – атаксия.
-
- Нарушение ощущения движений.
- Нарушение ощущения движений.
-
- Недостаточное развитие статокинетических рефлексов, которые обеспечивают формирование вертикального положения тела и произвольной моторики.
- Недостаточное развитие статокинетических рефлексов, которые обеспечивают формирование вертикального положения тела и произвольной моторики.
К двигательным нарушениям, которые обусловленные поражениями двигательных мозговых зон относятся :
У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата ведущим является двигательный дефект (недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций). Основную массу среди них составляют дети с церебральным параличом (89%). У этих детей двигательные расстройства сочетаются с психическими и речевыми нарушениями, поэтому большинство из них нуждается не только в лечебной и социальной помощи, но и в психолого-педагогической и логопедической коррекции.
2 направления адаптации ребенка с двигательным дефектом
Имеет целью приспособить к ребенку окружающую среду. Для этого существуют специальные технические средства передвижения (коляски, костыли, трости, велосипеды), предметы обихода (тарелки, ложки, особые выключатели электроприборов), пандусы, съезды на тротуарах.
Имеет целью приспособить самого ребенка к обычным условиям социальной среды.
2.1 ДЦП
ДЦП возникает в результате недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе. При этом наиболее тяжело страдают «молодые» отделы мозга — большие полушария, которые регулируют произвольные движения, речь и другие корковые функции. Детский церебральный паралич проявляется в виде различных двигательных, психических и речевых нарушений. Таким образом, при ДЦП страдают самые важные для человека функции: движение, психика и речь.
К вредным факторам, неблагоприятно действующим на плод внутриутробно, относятся:
инфекционные заболевания, перенесенные будущей матерью во время беременности (вирусные инфекции, краснуха, токсиплазмоз);
сердечно-сосудистые и эндокринные нарушения у матери; токсикозы беременности ;
физические травмы, ушибы плода;
несовместимость крови матери и плода по резус-фактору;
психические травмы, в том числе и отрицательные эмоции;
физические факторы (перегревание или переохлаждение, действие вибрации, облучение, в том числе и ультрафиолетовое в больших дозах);
некоторые лекарственные препараты;
экологическое неблагополучие (загрязненные отходами производства вода и воздух, содержание в продуктах питания большого количества нитратов, ядохимикатов, радионуклидов, различных синтетических добавок).
Разнообразие двигательных нарушений у детей с церебральным параличом обусловлено действием ряда факторов, непосредственно связанных со спецификой самого заболевания.
1
- Нарушение мышечного тонуса.
- Нарушение мышечного тонуса.
- Ограничение или невозможность произвольных движений (парезы и параличи).
- Ограничение или невозможность произвольных движений (парезы и параличи).
2
- Наличие насильственных движений (гиперкинезы (насиль ственные движения) и тремор (дрожание пальцев рук и языка)).
- Наличие насильственных движений (гиперкинезы (насиль ственные движения) и тремор (дрожание пальцев рук и языка)).
3
4
- Нарушения равновесия и координации движений.
- Нарушения равновесия и координации движений.
5
- Нарушение ощущений движений.
- Нарушение ощущений движений.
6
- Непроизвольные содружественные движения.
- Непроизвольные содружественные движения.
- Неправильные патологические позы и положения, нарушение походки, движения недостаточно ловкие, замедленные, снижена мышечная сила.
- Неправильные патологические позы и положения, нарушение походки, движения недостаточно ловкие, замедленные, снижена мышечная сила.
7
Структура интеллектуального нарушения при ДЦП характеризуется рядом специфических особенностей.
1
2
Неравномерно сниженный запас сведений и представлений об окружающем вызван патологией зрения, слуха, мышечно- суставного чувства. Дети с церебральным параличом не знают многих явлений окружающего предметного мира и социальной сферы, а чаще всего имеют представления лишь о том, что было в их практике.
3
Неравномерный, дисгармоничный характер интеллектуальной недостаточности, т.е. нарушение одних интеллектуальных функций, задержка развития других и сохранность третьих. У некоторых детей развиваются преимущественно наглядные формы мышления, у других, наоборот, особенно страдает наглядно-действенное мышление при лучшем развитии словесно-логического.
Выраженность психоорганических нарушений проявляется в замедленности, истощаемое психических процессов, трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточности концентрации внимания, снижении объема механической памяти. Характерны расстройства эмоционально-волевой сферы, достаточно высокий уровень интеллектуального развития часто сочетается с отсутствием уверенности в себе.
2.2. Нарушение осанки (сколиоз)
Сколиоз- это боковое искривление позвоночника во фронтальной плоскости. Реберный горб, который при этом наблюдается, образует деформацию с выпуклостью вбок и кзади - кифосколиоз.
Сколиоз
Сложный
при наличии нескольких дуг искривления в разные стороны
Тотальный
если искривление захватывает весь позвоночник
Простой(частичны)
с одной боковой дугой искривления
Недоразви-тие
Этиологически различают сколиозы, в основе которых лежат различные деформации позвонков:
добавочные позвонки
Клиновид-ная их форма
К приобретенным сколиозам относятся
Ревматические
Рахитические
Паралитические
Привычные
2.3. Плоскостопие
Плоскостопие – деформация стоп, сопровождающаяся уплощением сводов. Плоскостопие – самая распространенная деформация опорно-двигательного аппарата у детей. При уплощении поперечного свода стопы говорят о поперечном плоскостопии, при уплощении продольного свода – о продольном.
В зависимости от этиологии принято различать 5 видов плоскостопия:
врожденное
рахитическое
травмати-ческое
5 видов плоскосто-пия
паралитическое
статическое
2.4. Полиомиелит
Полиомиелит – это острое вирусное заболевание, поражающее нервную систему (преимущественно серое вещество спинного мозга). Помимо этого могут возникать воспалительные явления в слизистой оболочке кишечника и носоглотки. Инфекция обычно передается фекально-оральным путем, реже - воздушно-капельным.
паралитическая
Формы полиомиелита
непаралитическая
Паралитическая - протекает в 4 стадии:
Препара-литичес-кая стадия (3-5 дней)
Пара-лити-ческая стадия
Восстано-витель-ный период (до 2-3 лет)
Стадия остаточ-ных явлений
3. Причины нарушений опорно-двигательного аппарата.
Причины нарушений опорно-двигательного аппарата
Внутриутробная патология
Родовая травма, асфиксия
Патологические факторы
Внутриутробная патология
- инфекционные заболевания матери: микробные, вирусные (гриппозные, герпес, хламидиозы и др.);
Родовая травма, асфиксия
Патологические факторы
- последствия острых и хронических соматические заболевания матери (сердечно-сосудистые, эндокринные нарушения);
- тяжелые токсикозы беременности;
- нейроинфекции (менингит, энцефалит и др.);
- несовместимость по резус-фактору или группам крови;
- травмы, ушибы головы ребенка;
- травмы, ушибы плода;
- осложнение после прививок.
- интоксикации;
- экологические вредности.
4. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
- Кроме двигательных и речевых нарушений, структура дефекта при церебральном параличе включает в себя специфические отклонения в психическом развитии. Они могут быть связаны как с первичным поражением мозга, так и с задержкой его постнатального созревания.
- Двигательные нарушения ограничивают предметно-практическую деятельность.
- Отклонения в психическом развитии у детей с церебральным параличом в большой степени обусловлены недостаточностью их практической деятельности и социального опыта, коммуникативных связей с окружающими и невозможностью полноценной игровой деятельности.
- Нарушения умственной работоспособности у детей с церебральными параличами проявляются в виде синдрома раздражительной слабости. Этот синдром включает два основных компонента: с одной стороны, это повышенная истощаемость психических процессов, утомляемость, с другой — чрезвычайная раздражительность, плаксивость, капризность.
- Особенности мышления у детей с церебральным параличом наиболее четко обнаруживаются при выполнении заданий, требующих симультанного характера интеллектуальных процессов, т.е. целостной интеллектуальной операции, основанной на взаимодействии анализаторных систем.
- Повышенная эмоциональная возбудимость может сочетаться с радостным, приподнятым, благодушным настроением, со снижением критики.
У большинства учащихся отмечаются нарушения умственной работоспособности, которые, проявляются двумя вариантами:
Проявление нарушений умственной работоспособности
Как стойкое равномерное снижение работоспособности, астенические проявления
Как неравномерный (мерцательный) характер умственной работоспособности
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Бадалян Л.О. Невропатология: Учебник для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. завед. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 368 с.
2. Детский церебральный паралич. Хрестоматия. Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических, психологических и медицинских учебных заведений./ Составители – Л. М. Шипицына и М. М. Мамайчук.- СПб., Изд-во « Дидактика Плюс», -2003.- 520 с.
3. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. Пособие для студ. психол. Фак. Высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.-144с.
4. Левченко И. Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. -М.: Издательский центр «Академия»,2001.-192 с.
5. Мастюкова Е. М., Московина А. Г. Основы генетики: Клинико- генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии: Учеб. пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений /Под ред. В. И. Селеверстова, Б. П. Пузанов. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001.- 368 с. - (коррекционная педагогика).
6. Смирнова И.А. Специальное образование дошкольников с ДЦП. Учебно-методическое пособие. СПб.-2003. – 160 с.