Структура и содержание деятельности службы психолого-педагогическое сопровождение в условиях инклюзивного обучения.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Основные понятия и принципы психолого-педагогического сопровождения
1.1. Основные понятия
1.2. Принципы психолого-педагогического сопровождения
2. Основные этапы психолого-педагогического сопровождения инклюзивного процесса
2.1. Этапы психолого-педагогического сопровождения инклюзивного процесса
3. Технологии психолого-педагогического сопровождения в инклюзивной практике
3.1. Понятие и виды технологий психолого-педагогического сопровождения в инклюзивной практике
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
. Основные понятия
- Процесс психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в инклюзивной среде – это сложный многоуровневый динамический процесс, основанный на тесном мотивированном взаимодействии специалистов, педагогов и семьи ребенка.
- Психолого-педагогическое сопровождение – это не единовременная помощь, а долговременная поддержка ребенка с ОВЗ, в основе которой лежит четкая организация, направленная на выбор варианта решения его актуальных проблем.
- Психолого-педагогическое сопровождение рассматривается как целостный и непрерывный процесс изучения личности учащегося, ее формирования, создания условий для самореализации во всех сферах деятельности, адаптации в социуме на всех возрастных этапах обучения, осуществляемый всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса в ситуациях взаимодействия.
Принципы психолого -педагогического сопровождения
Можно выделить следующие принципы :
- Непрерывность.
- Системность.
- Индивидуальный подход
- Обеспечение положительного эмоционального самочувствия всех участников образовательного процесса
- Междисциплинарное взаимодействие в команде специалистов сопровождения.
Этапы психолого-педагогического сопровождения инклюзивного процесса
Процесс психолого-педагогического сопровождения цикличен и предусматривает последовательную реализацию четырех этапов: диагностического, поисково-вариативного, практико-действенного и аналитического (по Л. Н. Харавиной).
Первый этап
диагностический – предполагает выявление и углубленную оценку детей, нуждающихся в организации специальных образовательных условий.
Втором этапе
осуществляется определение целевых ориентиров комплексного психолого-педагогического сопровождения в рамках разрабатываемой программы индивидуального сопровождения.
Третьем этапе
совершаются реальные действия всех субъектов инклюзивной образовательной среды по осуществлению программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения. На данном этапе важным является отслеживание динамики индивидуального прогресса ребенка и поддержание специальных образовательных условий, определяющих эффективную реализацию адаптированной образовательной программы.
Четвертый этап
психолого-педагогического сопровождения происходит анализ эффективности деятельности отдельных специалистов консилиума и оценка эффективности сопровождения ребенка в целом.
психолого-педагогического сопровождения происходит анализ эффективности деятельности отдельных специалистов консилиума и оценка эффективности сопровождения ребенка в целом .
Под технологией (от греч. тechno – «искусство, мастерство», loqos – «наука») понимают совокупность и последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов, позволяющих получить продукцию с заданными параметрами.
Технология психолого-педагогического сопровождения опирается на координированное междисциплинарное взаимодействие субъектов образовательного процесса, обеспечивающее благоприятные условия для их личностного и профессионального развития.
Технологии психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики, в свою очередь, должны опираться на:
- знание этапов и закономерностей нормативного онтогенеза в различные возрастные периоды;
- понимание психологических задач каждого конкретного возраста, а не навязанных социумом нормативов обучения;
- специфику психического развития детей с различными вариантами отклоняющегося развития, с опорой на понимание механизмов и причин возникновения этих особенностей;
- знание клинических проявлений того или иного варианта психического дизонтогенеза и возможностей медикаментозной поддержки;
- учет различных образовательных задач внутри каждой ступени образования;
- знание этапов и закономерностей развития взаимодействия в детском сообществе в различные возрастные периоды.
К основным технологиям психолого-педагогического сопровождения относится:
- построение адекватной возможностям ребенка последовательности и глубины подачи программного материала в контексте адаптации образовательной программы для различных категорий детей с ОВЗ по каждой отдельной компетенции или предмету;
- технологии проведения междисциплинарных консилиумов специалистов, что в свою очередь способствует выстраиванию приоритетов и определению стратегии медицинского и психолого-педагогического сопровождения как в конкретные моменты, так и на длительные периоды, а также оценке эффективности той или иной стратегии сопровождения;
- технологии выделения детей группы риска по различным видам дизадаптации (образовательной и/или поведенческой);
- технологии оценки особенностей и уровня развития ребенка, с выявлением причин и механизмов (психологической, клинической и педагогической типологизации состояния ребенка) его проблем, для задач создания адекватной абилитации и сопровождения ребенка и его семьи; - технологии оценки внутригрупповых взаимоотношений, для решения задач сопровождения всех субъектов инклюзивного образовательного пространства, формирования эмоционального принятия и группового сплочения; - технологии собственно коррекционно-развивающей работы с включаемыми детьми и, при необходимости, с другими субъектами инклюзивного образовательного пространства; - технологии психокоррекционной работы с различными участниками образовательного процесса (педагогами, специалистами, родителями, старшеклассниками, администрацией), в том числе и крайне специфической психологической работы с родительскими и учительскими ожиданиями.