СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психология как учебный предмет в школе

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

нужно ли изучать психологию школьникам и зачем, что они дают детям? какие темы изучать и почему? постаралась ответить на эти вопросы

Просмотр содержимого документа
«Психология как учебный предмет в школе»

Практико-ориентированный семинар по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних



Дата проведения: 08 ноября 2022 года


Время проведения: 16ч.00м. (местное время)


Форма проведения: на платформе «телемост» по ссылке

https://telemost.yandex.ru/j/85438931239658

тема выступления: Психология как учебный предмет в школе

(из опыта работы гимназии)

Вопрос о преподавании психологии в школе не нов. Еще в XVIII в. русские просветители подчеркивали важность таких знаний для молодого человека, которые дают ему возможность познать самого себя.

С помощью образования или без него человек так или иначе входит в культуру. Психология как наука и как практическая деятельность составляет часть общей культуры.

Ребенок, достигнув определенного возраста, познает себя в физическом отношении. Признаки физиологической зрелости во многом самоочевидны. Психологическое самопознание, самосознание для ребенка – процесс сложный, иногда мучительный. Выводы о самом себе нередко бывают ошибочны, так как знаниями о себе как о человеке ребенок не располагает.

Школьники часто задаются вопросами о том, как узнать самого себя, как развить у себя те или иные качества личности, как определить свои способности, как наладить отношения со

сверстниками и взрослыми.

Поэтому одной из задач современного образования является формирование критичности, самостоятельности мышления и устойчивости детей к информационным воздействиям. В связи с этим преподавание психологии в школе приобретает особую значимость.

Знания о человеке, которые получают дети, должны быть научной информацией.

Поэтому целью преподавания психологии в школе можно считать овладение каждым школьником элементарной психологической культурой, которая является необходимой частью общей культуры.

Преподавание психологии в школе направлено на решение важнейших психолого-педагогических задач, обеспечивающих становление личности ребенка:

– формирование у школьников общих представлений о психологии как науке;

– оказание детям помощи в открытии внутреннего мира человека;

– пробуждение интереса ребенка к другим людям и к самому себе;

– развитие интеллектуальной сферы (общих и специальных способностей, познавательной направленности и пр.);

– развитие самосознания (чувства собственного достоинства, адекватной самооценки);

– раскрытие сущности личностной направленности (потребности, желания, цели, смыслы, идеалы, ценностные ориентации);

– развитие эмоциональной сферы (чувств, переживаний, настроений и т.д.);

– понимание чувств, настроений, переживаний других людей.

Современная система обучения в школе имеет классно-урочный характер. Это значит, что основной организационной формой школьного обучения является урок по тому или иному учебному предмету. Уроки проводятся с постоянным составом учащихся (классом), по твердому расписанию.

Урок представляет собой единое целое, с конкретной дидактической целью, которой подчинены все элементы урока, составляющие его структуру. Структурными элементами урока являются: сообщение новых знаний, закрепление их в памяти учащихся, применение знаний на практике, учет и оценка знаний. Структура урока не может быть постоянной и жесткой. Она зависит от логики урока, его места в системе уроков по определенной теме, от характера содержания учебного материала, состава класса, методического предпочтения учителя и др.

Урок психологии в школе ― это не развивающее или коррекционное занятие с учащимися. Он подчиняется общим дидактическим законам ведения урока. И так же, как урок по любому учебному предмету, урок психологии имеет свои специфические особенности в содержательных акцентах и способах проведения. Одна из таких специфических особенностей заключается в том, что учащиеся на уроке познают не только психологию человека вообще, но имеют возможность познавать и себя, познавать закономерности, механизмы, сущность и условия развития личности.

В гимназии с 2013 года ведутся уроки психологии по программе «Психология в школе», созданная творческим коллективом ученых под руководством И.В. Дубровиной. На уроках создается обстановка доверия, когда каждый ученик знает, что может высказаться свободно. На уроках дети получают психологические знания, знакомятся с научной терминологией. Выполняют психологические тесты и получают объяснение результатов, причем ответы на тесты учитель психологии не всегда собирает у детей. Тематика уроков основывается на возрастных особенностях учащихся, затрагивает темы, которые интересны детям определенного возраста. Как и на любом уроке проводятся проверочные по изученным темам, даются домашние задания в виде написания реферата, ответов на вопросы, составление своего психологического портрета и другие виды заданий. Уроки психологии помогают учащимся лучше понять, свое состояние. Они смело могут задать любой интересующий вопрос. Исходя из опыта проведения уроков психологии могу сказать, что детям интересны такие уроки, им интересно познавать себя, особенно, когда после выполнения теста или анкеты им поясняешь, что означает полученный результат, как можно работать над развитием тех или иных своих качеств, получают объяснение своему поведению или состоянию. На сегодняшний день урочная система преподавания уроков психологии в гимназии охватывает только 9-11 классы, однако для 5-8 кл организованы факультативные занятия по психологии во внеурочное время. Там организация занятий несколько иная: это игры, тренинги, но также применяется выполнение тестов с последующим пояснением результатов. Т.е. в гимназии все делается, что бы учащиеся могли получить у специалистов ответы на вопросы о себе.

Подростковый возраст или период отрочества – школьники 10-14 лет или учащиеся 5-8 классов.

У подростков формируется не только потребность углублять познания о мире, что развивает его интересы, способности, но и потребность занять определенное место в обществе людей, наладить контакт с людьми, прежде всего со сверстниками. Не случайно ведущей деятельностью является общение со сверстниками. При этом учитывается, что наряду с общей тенденцией развития в этом возрасте школьники 5,6,7,8-го классов имеют и свои существенные психологические особенности.

Так, 5-й класс или младший подростковый возраст – сложный возрастной период, суть которого заключается а переходном характере развития ребенка, в значительной степени определяемом условиями педагогического процесса. Данный возраст является благоприятным временем для пробуждения у детей интереса к самим себе, для постепенного понимания своих возможностей, способностей, особенностей характера, темперамента, для развития и укрепления доверия к себе, чувства собственного достоинства. Но в гимназию производится набор с 5 класса, и дети еще не знакомы с начальным курсом психологии « Психические процессы». Учитывая этот факт, планирование уроков скорректированы таким образом, чтобы в 5 классе изучить психические процессы.

6-й класс – сензитивный период для развития основного психического новообразования подросткового возраста – умения понимать чувства, переживания других людей и строить свое поведение и отношения с учетом этого. Большое значение в развитии личности приобретает общение со сверстниками. При планировании учитывалось, что учащиеся не изучили курс «Характер. Темперамент» и в этот период они больше готовы к пониманию своих особенностей характера и темперамента, то план составлен таким образом, чтобы вызвать интерес учащихся, узнавая себя, изучая свой характер и темперамент. Общение включено как один из тем данного курса.

7-й класс – весьма актуальной проблемой для подростков становится проблема их объединений в группы различного плана. Для семиклассника характерен обостренный интерес к вопросам групп, коллективов, подростковых объединений в группах, проблемам лидерства, межличностных отношений, к вопросам внутригруппового и межгруппового взаимодействия.

Восьмиклассники уже близко подходят к необходимости сделать первый осмысленный выбор в жизни : через год им надо будет принимать решение о форме дальнейшего обучения. Актуальным в этот период становится знакомство учащихся на научной основе с психологическим понятием деятельности, видам деятельности, с понятием профессии.

В учебной работе по психологии со старшеклассниками (учащиеся 9-11 классов, 15-17 лет) основное внимание можно уделить пониманию ими своего призвания, их умению видеть смысл жизни, временным перспективам и эмоциональным привязанностям, личностному и профессиональному выбору и будущей семейной жизни пр.

9-классники уже почти взрослые люди, заканчивают неполную среднюю школу, обладают большим объемом теоретических знаний. С ними уже всерьез можно обсуждать и изучать такие сложные понятия науки психологии, как сознание, личность, поведение, поступок.

Возраст учащихся 10-11 классов благоприятен для завершения развития психологической готовности к самоопределению – личностному, профессиональному, жизненному.

При этом предусмотрено, что учащиеся 9 и 11 классов проходят итоговую аттестацию за курс основного и полного образования и в конце учебного года их предстоит сдавать экзамены в форме ГИА и ЕГЭ. При планировании учтен этот факт и предусмотрены тренинговые занятия по оказанию психологической помощи учащимся выпускных классов.

Предполагаемый результат : школьник начинает осознавать уникальность своей личности, свою индивидуальность, понимает и признает то, что любой другой человек столь же уникален и индивидуален.


Тематический план программы курса «Психология»

5-11 классы

№ п/п

Название темы

Количество часов

5-й класс «ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ»


Введение

1

1

Знакомство с собой (Образ «Я»)

5

2

Как мы воспринимаем окружающий мир

22

3

Речь

6


Заключение

1


ИТОГО

35 часов




6-й класс «ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ»


Введение

1

1

Эмоции

4

2

Речь

7

3

Воля

5

4

Характер как индивидуальная особенность человека

7

5

Темперамент как индивидуальная особенность человека

6


Заключение

1


ИТОГО

35 часов




7-й класс «ЧЕЛОВЕК В ГРУППЕ И КОЛЛЕКТИВЕ»


Введение

1

1

Психология группы

6

2

Малая группа

6

3

Влияние группы и коллектива

7

4

Большая группа

11

5

Конфликты и их разрешение

3


Заключение , резервный

2


ИТОГО

35 часов




8-й класс «ПСИХОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»


Введение

1

1

Что побуждает человека к деятельности

4

2

Отношение человека к деятельности и к себе как деятелю

7

3

Профессиональная деятельность

10

4

Путешествия в мир профессий (Играя, изучаем профессии)

4

5

Особенности учебной и игровой видов деятельности

5

6

Привычка и навык.

3


Заключение

2


ИТОГО

34 часа





9-й класс «ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ»



Введение


1

Человек


2

Индивид. Личность. Индивидуальность


3

Характеристики человека как личности


4

Личность и мотивация


5

Поведение и поступок


6

Психологическая подготовка к ГИА



Заключение



ИТОГО

3 часа




10-й класс «ПСИХОЛОГИЯ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ»


Введение

1

1

Юность – пора самоопределения

5

2

Личностное самоопределение

10

3

Профессиональное самоопределение

4

4

Социальное самоопределение

9

5

Что может нарушить процесс самоопределения

6


Заключение

1


ИТОГО

35 часов




11-й класс «ПСИХОЛОГИЯ: НАУКА, КУЛЬТУРА, ЖИЗНЬ»


Введение

1

1

Психологическая культура как часть общей культуры

6

2

Психологическая культура личности

7

3

Психология в повседневной жизни

9

4

Практическая психология

8

5

Психологическая подготовка к ЕГЭ



Заключение

2


ИТОГО

34 часа



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!