Творческий отчет учителя математики коррекционной школы 8 вида за 2015/16 учебный год.
Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить эту работу в забаву – это одна из труднейших и важнейших задач дидактики.
К. Д Ушинский
Математика в коррекционной школе является одним из основных учебных предметов. В процессе обучения математике школьников, обладающих различными способностями к усвоению математических знаний, необходимо не только обеспечить знание ими предмета, но и подготовить к овладению профессиональными знаниями и умениями, научить использовать математические знания в повседневной жизни.
Обучение математике организует и дисциплинирует учащихся, способствует формированию таких черт личности, как аккуратность, настойчивость, воля, воспитывают привычку к труду, желание трудиться, умение доводить любое дело до конца.
«Математика дисциплинирует ум, приучает к логическому мышлению. Недаром говорят, что математика – это гимнастика ума. Я не сомневаюсь, что голова у вас ломится от мыслей, но эти мысли надо упорядочить, дисциплинировать, направить, если можно так выразиться в нужное русло полезной работы. Вот математика и поможет вам справиться с этой задачей…» Калинин М. И.
Одной из основных задач преподавания математики в специальной (коррекционной) школе дать учащимся такие доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность.
Программа предусматривает формирование у школьников прочных вычислительных навыков и овладение ими знаниями основ десятичной системы счисления, ознакомление с основными математическими величинами. Однако наряду с необходимостью помочь детям в овладении знаниями, предусмотренными школьной программой, педагог неизбежно встречается с трудностями, обусловленными сложностью самого предмета: высокой степенью абстрагирования и обобщенности нормативной структуры научных знаний, лежащих в основе математики как учебного предмета, и чрезвычайной их разнородностью. Таким образом, совершенствование обучения математике детей с нарушением интеллекта существенно зависит от учета в педагогическом процессе наиболее значимых параметров, характеризующих содержание математики как учебного предмета в специальной (коррекционной) школе. В частности, для более полного усвоения умственно отсталыми учащимися правил решения задач необходимо использовать специальные методики формирования у них умений переносить опыт, накопленный в работе с конкретными предметами, на знаково-идеальный уровень, оказывая тем самым корригирующее влияние на развитие познавательной деятельности школьника.
Коррекционное обучение математике – основное направление нашего ОУ. Оно дает уверенность учащимся, желание работать на уроке, формирует познавательную деятельность учащихся, готовит к жизни умственно отсталых школьников.
Показателями моей работы могут служить результаты проверочных, самостоятельных и итоговых работ за 2015-2016 год. Из 46 учащихся обучающихся в 5 «а», 7, 8, 9 «а» классах 28 учеников успевают на «4» и «5», что составляет 60% обучающихся. Итоги контрольных работ за год позволяют судить о высоком качестве усвоения материала, заинтересованности учащихся в качественном выполнении задания, интересе к математике.
На уроках математики я старалась показать важность изучения данного предмета для практического применения его в повседневной жизни. Учила учащихся осознанности, целеустремленности, ответственности. Учащиеся 8 класса Чебанов Даниил и Нечитайло Денис занимались по индивидуальной программе (числовой материал 6 класса, отдельные темы были взяты из программы 8 класса). В течение года у данных учащихся отмечена положительная динамика в усвоении учебного материала.
В 2015 году я прошла аттестацию, мне присвоена высшая квалификационная категория. В течение года работала над темой по самообразованию «Связь предмета математики с другими предметами в коррекционной школе 8 вида».
Изучила методическую литературу:
1. М.П. Парахина « Практическая направленность преподавания математики во вспомогательной школе», журнал « Дефектология», 1991 год, №5,
Интернет ресурсы: kgsou. ucoz. ru,festival. 1september. ru, s.gart-info. Ru
2. Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. – М.: Просвещение, 1988. – 192 с. и другие. По данной теме подготовила доклад
и выступила с ним на заседании МО учителей математики, практические материалы, представленные в докладе, были рекомендованы для использования педагогами на уроках математики.
Для повышения уровня самообразования, научно-методического уровня, обмена опытом с преподавателями, пользующимися Интернет, и в рамках подготовки к аттестации на подтверждение высшей квалификационной категории я создала свой сайт:http://multiurok.ru/valiya26/. На страницах сайта я разместила свои доклады, уроки и презентации.
С 21 мая по 4 июня 2016 года прошла курсы при СКИРО ПК и ПРО (Дистанционное обучение) на тему: «Теоретико- методологические и методические основы реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ».
В своей работе использую различные стили деятельности:
Индивидуальный стиль деятельности – использовала всесторонние знания, старалась увлечь учеников своим предметом, использовала творческий подход к обучению.
Эмоционально методический стиль – умение преподать теорию, в ходе чего учащиеся демонстрировали эмоциональную активность.
Рассуждающий импровизированный стиль – умение ясно и четко изложить материал, умение сопровождать ученика во время образовательного процесса.
В перспективе намечаю следующие задачи:
Продолжить изучение психологии умственно отсталых школьников, олигофренопедагогики, педагогической коррекции.
Пополнять методическую копилку.
Изучать дополнительную литературу (о взаимоотношениях ученика и учителя).
Публиковать материалы своей работы на своем и других педагогических сайтах.
Просмотр содержимого документа
«Творческий отчет, Земцова В.Я. 2015/16 учебный год»
Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить эту работу в забаву – это одна из труднейших и важнейших задач дидактики.
К. Д Ушинский
Математика в коррекционной школе является одним из основных учебных предметов. В процессе обучения математике школьников, обладающих различными способностями к усвоению математических знаний, необходимо не только обеспечить знание ими предмета, но и подготовить к овладению профессиональными знаниями и умениями, научить использовать математические знания в повседневной жизни.
Обучение математике организует и дисциплинирует учащихся, способствует формированию таких черт личности, как аккуратность, настойчивость, воля, воспитывают привычку к труду, желание трудиться, умение доводить любое дело до конца.
«Математика дисциплинирует ум, приучает к логическому мышлению. Недаром говорят, что математика – это гимнастика ума. Я не сомневаюсь, что голова у вас ломится от мыслей, но эти мысли надо упорядочить, дисциплинировать, направить, если можно так выразиться в нужное русло полезной работы. Вот математика и поможет вам справиться с этой задачей…» Калинин М. И.
Одной из основных задач преподавания математики в специальной (коррекционной) школе дать учащимся такие доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность.
Программа предусматривает формирование у школьников прочных вычислительных навыков и овладение ими знаниями основ десятичной системы счисления, ознакомление с основными математическими величинами. Однако наряду с необходимостью помочь детям в овладении знаниями, предусмотренными школьной программой, педагог неизбежно встречается с трудностями, обусловленными сложностью самого предмета: высокой степенью абстрагирования и обобщенности нормативной структуры научных знаний, лежащих в основе математики как учебного предмета, и чрезвычайной их разнородностью. Таким образом, совершенствование обучения математике детей с нарушением интеллекта существенно зависит от учета в педагогическом процессе наиболее значимых параметров, характеризующих содержание математики как учебного предмета в специальной (коррекционной) школе. В частности, для более полного усвоения умственно отсталыми учащимися правил решения задач необходимо использовать специальные методики формирования у них умений переносить опыт, накопленный в работе с конкретными предметами, на знаково-идеальный уровень, оказывая тем самым корригирующее влияние на развитие познавательной деятельности школьника.
Коррекционное обучение математике – основное направление нашего ОУ. Оно дает уверенность учащимся, желание работать на уроке, формирует познавательную деятельность учащихся, готовит к жизни умственно отсталых школьников.
Показателями моей работы могут служить результаты проверочных, самостоятельных и итоговых работ за 2015-2016 год. Из 46 учащихся обучающихся в 5 «а», 7, 8, 9 «а» классах 28 учеников успевают на «4» и «5», что составляет 60% обучающихся. Итоги контрольных работ за год позволяют судить о высоком качестве усвоения материала, заинтересованности учащихся в качественном выполнении задания, интересе к математике.
На уроках математики я старалась показать важность изучения данного предмета для практического применения его в повседневной жизни. Учила учащихся осознанности, целеустремленности, ответственности. Учащиеся 8 класса Чебанов Даниил и Нечитайло Денис занимались по индивидуальной программе (числовой материал 6 класса, отдельные темы были взяты из программы 8 класса). В течение года у данных учащихся отмечена положительная динамика в усвоении учебного материала.
В 2015 году я прошла аттестацию, мне присвоена высшая квалификационная категория. В течение года работала над темой по самообразованию «Связь предмета математики с другими предметами в коррекционной школе 8 вида».
Изучила методическую литературу:
1. М.П. Парахина « Практическая направленность преподавания математики во вспомогательной школе», журнал « Дефектология», 1991 год, №5,
Интернет ресурсы: kgsou. ucoz. ru,festival. 1september. ru, s.gart-info. Ru
2. Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. – М.: Просвещение, 1988. – 192 с. и другие. По данной теме подготовила доклад
и выступила с ним на заседании МО учителей математики, практические материалы, представленные в докладе, были рекомендованы для использования педагогами на уроках математики.
Для повышения уровня самообразования, научно-методического уровня, обмена опытом с преподавателями, пользующимися Интернет, и в рамках подготовки к аттестации на подтверждение высшей квалификационной категории я создала свой сайт:http://multiurok.ru/valiya26/. На страницах сайта я разместила свои доклады, уроки и презентации.
С 21 мая по 4 июня 2016 года прошла курсы при СКИРО ПК и ПРО (Дистанционное обучение) на тему: «Теоретико- методологические и методические основы реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ».
В своей работе использую различные стили деятельности:
Индивидуальный стиль деятельности– использовала всесторонние знания, старалась увлечь учеников своим предметом, использовала творческий подход к обучению.
Эмоционально методический стиль – умение преподать теорию, в ходе чего учащиеся демонстрировали эмоциональную активность.
Рассуждающий импровизированный стиль – умение ясно и четко изложить материал, умение сопровождать ученика во время образовательного процесса.
В перспективе намечаю следующие задачи:
Продолжить изучение психологии умственно отсталых школьников, олигофренопедагогики, педагогической коррекции.
Пополнять методическую копилку.
Изучать дополнительную литературу (о взаимоотношениях ученика и учителя).
Публиковать материалы своей работы на своем и других педагогических сайтах.