Литературное занятие
с элементами сказкотерапии.
Тема «Погружение в мир сказки».
Цель: Формирование навыков адекватного общения и взаимодействия детей со сверстниками в ближайшем окружении, используя сказку «Колючка».
Задачи:
Обучение детей индивидуализированным приемам межличностного общения и взаимодействия (умение увидеть успехи других, оценить достоинства свои и других детей, умение договариваться, уступать, быть внимательными друг к другу и т.д.)
Закрепление навыков бесконфликтного общения друг с другом.
Развитие творческих способностей и познавательного интереса.
Воспитание бережного и заботливого отношения к другим людям.
Способствовать сплочению группы.
Снятие психо - эмоционального напряжения.
Развитие рефлексивных способностей.
Материал:
Магнитофон с записями спокойной музыки, цветные карандаши, листы белой бумаги по количеству детей, текст сказки «Колючка» из книги И.В. Стишенко «Сказка в тренинге»
Ход занятия:
- Сегодня у нас с вами будет необычное занятие:
Во-первых, к нам на занятие пришли гости. Давайте на них посмотрим, поздороваемся и больше отвлекаться не будем.
Во-вторых, занятие у нас будет сказочным.
-Но, в начале, давайте наполним нашу комнату теплом. А давно доказано, что тепло может исходить не только от источников тепла, но и от добрых слов.
-И давайте сейчас по очереди, вы будете называть свои хорошие качества. Тем самым мы зарядим себя положительной энергией и теплотой. Давайте я начну: Добрая…
(дети продолжают называть свои положительные качества, если дети затрудняются, то помогаю наводящими вопросами).
- Ну вот мы и зарядились теплом
(включается спокойная музыка )
- Сегодня я познакомлю вас с новой сказкой. Это не простая сказка, а сказка со смыслом. Вы внимательно слушаете, так как потом мы будем ее обсуждать.
- Чтение сказки «Колючка».
(дети внимательно слушают сказку)
-Обсуждение и анализ сказки.
Примерные вопросы для обсуждения сказки:
О чем эта сказка?
Почему Колючка казалась себе одинокой?
Кто помог Колючке изменить взгляд на жизнь? Каким образом?
Что она сделала, чтобы расцвести?
Есть ли среди ваших знакомых кто-нибудь, похожий на Колючку?
Знакома ли вам такая ситуация и те чувства, которые испытывала Колючка?
Как можно помочь человеку, похожему на сказочную Колючку?
Чему научила нас эта сказка?
Рисование сюжетов сказки по желанию детей.
- А сейчас я предлагаю вам нарисовать любую картинку из этой сказки, что вам больше всего понравилось. Можно использовать цветные карандаши, ручки или фломастеры.
(дети рисуют под сопровождение спокойной музыки. 7 – 10 мин).
- Уже многие справились с заданием. Отложите, пожалуйста, свои работы на край стола.
Релаксация с элементами дыхательной психогимнастики.
- Сядьте удобно, облокотитесь на спинку стула, руки свободно опущены вниз, ноги вытянуты и поставлены на пяточки,
- Дышим свободно, спокойно, глубоко, вдыхаем носом, выдыхаем ртом. (пауза)
- Сделайте вдох и на мгновение задержите дыхание. (2 -3 раза)
- Попробуйте широко улыбнуться, чтобы глазки заблестели. Молодцы, очень красиво улыбнулись. Давайте, выполним еще раз.
- А теперь давайте нахмуримся, сдвинем брови, надуем щеки, как будь-то, обиделись (повтор 2 раза).
- Следующее упражнение: напрягите все мышцы тела от пальцев рук до пяток. Расслабились (повтор 2 раза).
- В заключении: глубоко вдохните три раза и потянитесь, как после сладкого пробуждения. Молодцы.
Подведение итога занятия:
- Ребята, чем мы занимались сегодня на занятии? (ответы детей)
- Чему может научить нас сказка «Колючка»? (ответы детей)
- Мне очень понравилось, как вы сегодня занимались. Все были активны, но не все были внимательны.
-Передайте, пожалуйста, мне ваши работы, за которые вам большое спасибо.
- Занятие окончено.
Литература:
1. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева «Практикум по креативной терапии»
Речь С-П 2003 г.
2. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева «Практикум по сказкотерапии»
Речь С-П 2002 г.
3. И.В. Стишенок «Сказка в тренинге» Речь С-П 2005 г.
Январь 2021 год
педагог-психолог Тропина Н.И.