СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологические приемы достижения расположения учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Прием “имя собственное”. При взаимодействии с тем или иным учащимся не забывайте обращаться к нему по имени, так как звук собственного имени вызывает у человека не всегда осознаваемое им чувство приятного, причем это необходимо делать не от случая к случаю, а постоянно, располагая к себе учащихся “заранее”, а не тогда, когда крайне необходимо уговорить учащегося выполнить то или иное задание.  

Просмотр содержимого документа
«Психологические приемы достижения расположения учащихся»



Психологические приемы достижения расположения учащихся.

1. Прием “имя собственное”. При взаимодействии с тем или иным учащимся не забывайте обращаться к нему по имени, так как звук собственного имени вызывает у человека не всегда осознаваемое им чувство приятного, причем это необходимо делать не от случая к случаю, а постоянно, располагая к себе учащихся “заранее”, а не тогда, когда крайне необходимо уговорить учащегося выполнить то или иное задание.
2. Прием “зеркало отношений”. Лицо — это “зеркало отношений”, и люди с доброй мягкой улыбкой, как правило, притягивают, располагают к себе участников межличностного взаимодействия. Это, однако, не значит, что педагог должен постоянно носить на своем лице улыбку.

3. Прием “золотые слова” — слова, содержащие небольшое преувеличение положительных качеств человека. Самый эффективный комплимент — комплимент на фоне антикомплимента себе.
4. Прием “терпеливый слушатель” — всегда при общении с учащимся педагог должен выступать в роли терпеливого и внимательного слушателя.
5. Прием “личная жизнь”. При общении с учащимися интересуйтесь их внеучебными, их личными заботами и интересами и используйте эти знания в интересах воспитания и обучения.
6. В напряженной ситуации, когда мы испытываем сильные эмоции и они нам не нравятся, самый простой способ решить эту проблему — осознать их и озвучить их партнеру по общению. Этот способ называется «Я-высказыванием». И это лучший из придуманных воспитательных приемов. Например, использование в речи «Я –высказываний» делает общение более непосредственным, помогает выразить свои чувства, не унижая другого человека. («Я очень беспокоюсь за твою успеваемость, когда ты не посещаешь занятия»), а не нацелено, как «Ты-высказывание», на то, чтобы обвинить другого человека («Ты опять пропускаешь занятия!»). Если мы используем «Ты – высказывания», то человек, к которому мы обращаемся, испытывает негативные эмоции: гнев, раздражение, обиду. Использование «Я – высказываний» позволяет человеку выслушать вас и спокойно вам ответить.
7. Преподаватели понимают, что повышение голоса на учеников может разрушить отношения между ними. Однако, как же обойтись без этого, когда некий «шут” срывает урок и настраивает на эту волну других? Крик – не лучший помощьник для разрешения конфликта. В подобных ситуациях есть много других методов, например: вступить в мирный спор на интересную ученикам тему, используя улыбку, а затем плавно и медленно переходить к обучению. Ученик почувствует уважение к себе, и вы на некоторое время овладеете его вниманием.
8. Мимика — один из специфических знаков, которым владеют наши чувства для своего выражения. Всегда найдутся в школе подростки с повышенной возбудимостью, которые очень легко вступают в конфликт и никак не могут остановиться. Чтобы неуравновешенные и склонные к конфликтам учащиеся проявляли себя более благоприятным образом, с ними следует обращаться корректно, со спокойной благожелательностью, с выражением миролюбивой, но убедительной силы. Длительное пребывание в таком режиме общения помогает приобретению благоприятного опыта, то есть правильных форм поведения.
Темп речи должен быть неторопливый, движения собранные, ненавязчивые. Порой бывает лучше промолчать, но молчание должно быть обидным для партнера.
Если действительно с вашей стороны был допущен какой-то промах, который дал повод для упрека и замечания в ваш адрес, то его следует признать, что в свою очередь обескураживает агрессора.
Ничего так не передает ощущение силы личности, как невозмутимое, спокойное дружелюбие. Истеричность же педагогов, возмущенные выкрики, угрозы — все это принижает педагога в восприятии учащихся, делает их неприятными, но никак не сильными (так же как заискивание и задабривание: из них учащиеся извлекают выгоду: но за это напрочь отказывают в уважении).
Правильное поведение можно вызвать только правильным поведением. Все способы поведенческих реакций и формы поведения учащихся обусловлены и заимствованы из поведения взрослых, в том числе и педагогов.

Полезные советы.

Общение – явление, которое в себя включает как вербальную, так и невербальную составляющие. В термине “общение” мы чаще всего понимаем вербальную составляющую, т.е. обычную речь, и при этом не задумываемся над значением невербальных средств.

 Учеными доказано, что человек обычно высказывает лишь 80% той информации, которой хотел поделиться. Собеседники воспринимают 70% от сказанного и понимают 60% услышанного, а через 5 часов в их памяти остается в среднем от 10 до 25% воспринятой информации.

Поэтому в процессе общения человек больше доверяет знакам невербального общения, чем вербальным. Люди в  большей степени  концентрируют свое внимание на том, что они видят, а не на том, что слышат.  

Невербальные средства – внешний вид человека (прическа, одежда, украшения, косметика), жесты, мимика, пантомимика.

Внешний вид педагога должен быть эстетично выразительным.

Недопустимо небрежное отношение к своей внешности, но неприятно и чрезмерное внимание к ней. Главное требование к одежде учителя — скромность и элегантность. Витиеватая причёска, необыкновенный фасон платья и частые изменения цвета волоса отвлекают внимание учеников.

И причёска, и одежда, и украшения всегда должны быть подчинены решению педагогической задачи — эффективному взаимодействию ради формирования личности ученика. И в украшениях, и в косметике — во всём учитель должен придерживаться чувства меры и понимать ситуацию.

Пантомимика — это выразительные движения всего тела или отдельной его части, пластика тела. Она помогает выделить во внешности главное, рисует образ.

Ни одна, даже самая идеальная, фигура не может сделать человека красивым, если ему не хватает умения держаться, подтянутости, собранности. Красивая, выразительная осанка педагога передаёт внутреннее достоинство. Прямая походка, собранность свидетельствуют об уверенности педагога в своих силах, вместе с тем сутулость, опущенная голова, вялость рук — о внутренней слабости человека, его неуверенности в себе.

Учитель должен выработать манеру правильно стоять перед учениками на уроке. Иметь открытую позу:  стоять лицом к классу, ноги на ширине 12—15 см, одна нога немного выдвинута вперёд, не скрещивать рук,  ладони открыты и повернуты к учащимся.  

Это — поза доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта. Использовать жесты открытой ладонью. Во время урока по возможности держать свои руки на виду ладонями вверх – это поможет расположить к себе учеников и заполучить их доверие. Сделать это несложно: вы можете расположить руки на столе, за которым сидите. Если же вы просто стоите – убедитесь, что ваши ладони открыты и направлены в сторону учеников.

Не допустимы: покачивания назад, топтания на месте, манеры держаться за спинку стула, крутить в руках посторонний предмет, почёсывать голову, потирать нос, держаться за ухо.

Поза, при которой человек перекрещивает руки и ноги, называется закрытой. Перекрещенные на груди руки являются модифицированным вариантом преграды, которую человек выставляет между собой и своим собеседником. Закрытая поза воспринимается как поза недоверия, несогласия, противодействия, критики. Более того, примерно треть информации, воспринятой из такой позы, не усваивается собеседником.  

Следует обратить внимание на походку, ведь она также несёт информацию о состоянии человека, его здоровье, настроении.

Кроме того, можно утверждать, что люди, которые ходят быстро, размахивая руками, уверены в себе, имеют ясную цель и готовы ее реализовать.

Те, кто всегда держит руки в карманах — скорее всего очень критичны и скрытны, как правило, им нравится подавлять других людей.

Человек, держащий руки на бедрах, стремится достичь своих целей кратчайшим путем за минимальное время.

Педагог во время урока не так часто передвигается по классу.  Но между учениками и учителем существует некое межличностное пространство – дистанция общения – это расстояние, характеризующее взаимодействие.

 Дистанцию принято считать:

  • до 45 см  — интимной,

  • 45 см — 1 м 20 см — персональной,

  • 1 м 20 см — 4 м — социальной,

  • 4 — 7 м – публичной;

  • более 7 м —  приводит к появлению барьеров в общении.

Изменение дистанции — приём привлечения внимания во время урока.  Рекомендуются движения вперёд и назад по классу, а не в стороны. Шаг вперёд усиливает значимость сообщения, оказывает содействие сосредоточению внимания аудитории. Отступая назад, говорящий как бы даёт возможность слушателям отдохнуть.

Жесты педагога должны быть непринужденными, целесообразными, органичными и сдержанными, без резких широких взмахов и острых углов. Преимущество отдаётся округлой и скупой жестикуляции. Следует обратить внимание и на такие советы: около 90% жестов следует делать выше пояса, так как жесты, сделанные руками ниже пояса, нередко имеют значения неуверенности, неудачи. Локти не должны держаться ближе, чем 3 см от корпуса. Меньшее расстояние будет символизировать никчёмность и слабость авторитета.

Различают жесты описательные и психологические.

Описательные жесты (показ размера, формы, скорости) иллюстрируют ход мысли. Они редко нужны, но применяются часто.

Значительно более важны психологические жесты, которые выражают чувство.

 Следует учитывать, что жесты, как и другие движения корпуса, чаще всего опережают ход высказываемой мысли, а не идут за нею.

Жесты  могут быть открытые и закрытые.

Открытыми жестами считаются те, при которых руки разводятся в стороны или показываются ладони. Эти жесты говорят о том, что человек хочет и готов идти на контакт. Подмечено, что расстегнутые пиджаки чаще приводит оппонентов к соглашению, чем застегнутые.

Жесты закрытые – это те, с помощью которых мы всячески заграждаемся, отгораживаемся от собеседника, перекрываем посторонними предметами или руками своё тело. Они говорят о том, что мы не вполне готовы доверять окружающим. Попытка утаить что-то от партнера или ощущение разочарования выражаются сцепленными в замок пальцами.

Сцепление рук за спиной или наложение ладони на ладонь сигнализирует о высоком самомнении и чувством превосходства над окружающими.  

Если руки засунуты в карманы, а большие пальцы торчат наружу (жест больше характерен для мужчин) – это означает властную натуру или агрессивное настроение.

Жесты прикосновения к лицу.

Прикосновение к носу, уху или шее должны вас насторожить – ваш собеседник, скорее всего, лжет (если, конечно, он не простужен!). При этом он еще может тереть глаза.

Люди, которые постоянно держат пальцы около рта, нуждаются в одобрении, защите, поддержке окружающих.

Любители подпирать щеку или подбородок — это обычно люди, чем-либо сильно увлеченные.

Признак того, что человек обдумывает какое-то важное решение – это когда он потирает подбородок.

Мимика.

Нередко выражение лица и взгляд влияют на учеников сильнее, чем слова. Дети «читают» с лица учителя, угадывая его отношение, настроение, поэтому лицо должно не только выражать, но и скрывать определённые чувства: не следует нести в класс бремя домашних хлопот, неурядиц.

Исследования показывают, что при неподвижном или невидимом лице собеседника теряется до 10-15% информации.

Широкий диапазон чувств выражает улыбка, которая свидетельствует о духовном здоровье и моральной силе личности. 

Важные выразители чувств — брови. 

  • Поднятые брови указывают на удивление,

  • сдвинутые — сосредоточенность,

  • неподвижные — покой, равнодушие,

  • в движении — увлечение.

Самыми выразительными на лице человека являются глаза.

«Пустые глаза — зеркало пустой души» (К.С. Станиславский).

Учителю следует внимательно изучить возможности своего лица, выработать умение пользоваться выразительным взглядом, избегать чрезмерной динамичности мышц лица и глаз («бегающие глаза»), а также безжизненной статичности («каменное лицо»).

Взгляд учителя должен быть обращен к детям, создавая визуальный контакт. Он выполняет в отношениях с детьми такую важную функцию, как эмоциональное питание. Открытый, естественный доброжелательный взгляд прямо в глаза ребёнка важен не только для установления взаимодействия, а и для удовлетворения его эмоциональных потребностей. Взгляд передаёт детям наши чувства. Ребёнок наиболее внимателен, когда мы смотрим ему прямо в глаза, и более всего запоминает именно то, что сказано в такие минуты. Психологи заметили, что чаще, к сожалению, взрослые смотрят детям прямо в глаза в те минуты, когда поучают, упрекают, ругают. Это провоцирует появление тревожности, неуверенности в себе, тормозит личностное развитие.

Необходимо запомнить: визуальный контакт с учениками должен быть постоянным. И более всего он нужен для того, чтобы ученики ощущали доброжелательное отношение, поддержку, любовь. Стремиться держать в поле зрения всех учеников.

Мы рассмотрели лишь некоторые средства невербальной коммуникации, которые дают учителю возможность эффективно решать педагогические задачи. Вследствие невнимательности к владению этими средствами у учеников появляется равнодушие в отношении к учителю, его знаниям.

Вывод: Агрессивные жесты и мимика отталкивают детей от личности педагога.

multiurok.ru

Выступление педагога-психолога на педсовете

Выступление педагога-психолога на педсовете

«Опасные игры – как говорить с подростком»

Уважаемые коллеги! Уже около гoдa в Poccии нe утиxaeт тeмa гpупп cмepти. Дeти и пoдpocтки пo вceй cтpaнe c гoлoвoй пoгpужaютcя в интepнeт-игpы и нaчинaют путaть виpтуaльный миp c peaльнocтью. Зaчacтую oпacныe квecты зaкaнчивaютcя лeтaльным иcxoдoм, a пoтoму у вcex нa умe ceйчac тoлькo oдин вoпpoc: кaк выйти из игpы Cиний кит и ocтaтьcя живым?

Haчнeм пo пopядку. Игpa Cиний кит, oнa жe Mope китoв, Tиxий дoм пpeдcтaвляeт coбoй нeкий квecт, итoгoм кoтopoгo являeтcя дeтcкий cуицид. Taк нaзывaeмыe куpaтopы aгитиpуют в coциaльныx ceтяx пoдpocткoв пpинять учacтиe в увлeкaтeльнoй игpe, a пocлe нaчинaют нacтoйчивo пoдвoдить иx к caмoубийcтву.

Игpa c нaзвaниeм «cиний кит» нaчинaeтcя пocлe oтпpaвки cooбщeния.  Затем c игpoкoм, якoбы, cвязывaeтcя cмoтpитeль игpы, oбычнo c aккaунтa, кoтopый нeльзя идeнтифициpoвaть.

Ha вce пpo вce пoдpocткaм дaeтcя 50 днeй. Зa этo вpeмя им нaдoбнo выпoлнить дecятки зaдaний, cpeди кoтopыx выpeзaниe нoжoм xeштeгoв, члeнoвpeдитeльcтвo, пpocмoтp cтpaшнoгo видeo и т.д. Зaдaния cвязaны c нaнeceниeм физичecкoгo вpeдa ceбe («нa pукe лeзвиeм выpeзaть f57»), китaми («нapиcoвaть китa нa лиcтoчкe или выpeзaть нa pукe») и внушaeмым cтpaxoм («цeлый дeнь cмoтpeть cтpaшныe видeo пoд cooтвeтcтвующую музыку»).

Для oкoнчaния нeкoтopыx зaдaний игpoк дoлжeн зaбpaтьcя нa кpышу здaний. Oдни из зaдaний тaкиe: «ты кaждый дeнь в 4:20 пpocыпaeшьcя, cмoтpишь видeo, cлушaeшь музыку, и кaждый дeнь дeлaeшь пo oднoму пopeзу нa pукe, paзгoвapивaeшь c китoм». Kaк тoлькo пoдpocтoк нaчинaeт игpaть в тaкую игpу, нa eгo пepcoнaльнoй cтpaницe пoявляeтcя cчeтчик \»50 днeй дo мoeгo caмoубийcтвa\».

Пocлeднee зaдaниe игpы Синий кит — caмoубийcтвo. Ha 50 дeнь учacтники игpы дoлжны coвepшить caмoубийcтвo — пoвecитьcя или cпpыгнуть c выcoты.

K нecчacтью, игpa Cиний кит cтaлa нacтoлькo пoпуляpнa, чтo тeпepь дeти, пepeживaющиe cлoжный пepиoд в жизни, caми ищут гpуппы в coцceтяx, гдe, кaк им кaжeтcя, иx пoймут, paздeлят гpуcтныe мыcли… Oднaкo вмecтo пoддepжки peбятa пoлучaют eщe бoльший зapяд пeccимизмa и нeгaтивa, и пocлe этoгo уж тoчнo нe видят cмыcлa жить дaльшe и peшaютcя нa cтpaшный шaг.

Cущecтвуeт нecкoлькo cпocoбoв пoкинуть oпacный квecт. Caмый, кaзaлocь бы, пpocтoй вapиaнт — удaлитьcя из вcex тeмaтичecкиx гpупп и cooбщить cвoeму куpaтopу, чтo бoльшe нe xoчeшь игpaть. Oднaкo тaкoe пoвeдeниe мoжeт вызвaть нeдoвoльcтвo интepнeт-мaнипулятopoв.

B этoм cлучae aдминиcтpaтopы гpупп cмepти мoгут нaчaть угpoжaть, пиcaть, чтo нaйдут poдcтвeнникoв peбeнкa и cдeлaют c ними чтo-тo плoxoe. Kaк пpaвилo, в тaкoй мoмeнт пoдpocтoк мoжeт peшить, чтo eгo близкиe ни в чeм нe винoвaты, и пoпытaeтcя cпacти иx цeнoй cвoeй жизни. Однaкo этим дeтям cлeдуeт знaть, чтo куpaтopы «Cинeгo китa» нe дepжaт cвoeгo cлoвa и угpoзы нe выпoлняют. Дocтaтoчнo пpocтo иx зaблoкиpoвaть или нe читaть cooбщeния и жить дaльшe, зaбыв игpу, кaк cтpaшный coн, кaк нeпpиятнoe пpиключeниe.

Группы смерти» постоянно эволюционируют.  Появляются все новые и более изощренные способы склонить подростка к суициду.

Так, недавно стремительно распространилась опасная игра среди подростков «Беги или умри». На телефоны школьников приходит массовая рассылка с призывом перебегать на спор оживленные участки дорог перед приближающимся автомобилем или автобусом. Суть игры в том, чтобы на мобильный телефон снять, как игроки перебегают дорогу как можно ближе к транспортному средству, которое движется. Кто выполнит задание, побеждает в игре «Беги или умри».

Под влиянием людей, создавших группы смерти в социальных сетях, с ноября 2015-го по апрель 2016 года 130 детей свели счеты с жизнью. Сообщества под названием «Море китов», «Синий кит», «Тихий дом» и «f57», организовывающие смерти подростков посредством психологического давления и зловещих квестов, компетентные органы регулярно блокируют. Но подобные группы со «скоростью света» возникают вновь и вновь. После резонанса созданного СМИ в обществе и пристального внимания со стороны органов, смертельные сообщества перекочевали из одной социальной сети «Вконтакте» в другую «Инстаграм». Так даже проще пользователям вступить в игру. Не нужно ничего писать, достаточно выложить картинку с надписью «я в игре», и ты не останешься незамеченным. Далее, кураторы групп ежедневно дают детям чудовищные задания. Происходит сильнейшее психологическое давление на неокрепшую подростковую психику.

Нет никаких сомнений, что администрация подобных сообществ, а также их кураторы в совершенстве знакомы с подростковой психологией. Мельчайшие психофизиологические потребности и особенности школьника учтены этими людьми детально. В такие сообщества активно приглашают молодых парней и девушек, испытывающих трудности во взаимоотношениях со сверстниками, поссорившихся с родителями, учителями или другими взрослыми, неудовлетворенных своей внешностью, одиноких, «уставших» от жизни. Им предлагается стать участниками «особой», тайной группы, обособленной от взрослых, заявить о себе, стать «героем», прославиться. Все это, конечно, не что иное, как коварная и ужасная по своим последствиям манипуляция сознанием молодежи». Вопрос о том, даст ли освещение подобной темы положительный результат, пока что остаётся открытым. С одной стороны, общественность должна знать о том, что происходит с подрастающим поколением на бескрайних просторах Интернета. С другой, сейчас, под давлением государства, эти «сообщества смерти» научатся прятаться ещё лучше, создадут куда более сложные шифры, окончательно и бесповоротно исчезнут с глаз. Но не из судеб своих жертв.

Конечно, говорить о проблеме нужно. Дети должны знать о существующей опасности и понимать, что взрослые могут их защитить. Однако нужно очень грамотно подавать информацию, тщательно ее фильтровать, находить подходящую «упаковку» и содержание. Это задача для нас, взрослых. Мы несем ответственность за ту информацию, которую даем, за каждое сказанное слово. Мы должны учитывать индивидуальные и возрастные особенности тех, которым мы эту информацию преподносим, и помнить заповедь «Не навреди!».

Необходимо информировать родителей о первых тревожных звоночках в поведении детей. У нас часто принято решать проблему детского суицида постфактум, поиском виноватых, на самом же деле бить в набат нужно значительно раньше.

Встревожить должно:

— Подавленное состояние подростка.

– Замкнутость, отказ от общения, высказывание или демонстрация чувства вины. Любые кардинальные изменения в поведении – тоже сигнал. Подросток может перестать интересоваться привычными для него вещами либо же стать резко негативным.

— Снижение успеваемости, пропуск занятий, невыполнение домашних заданий. Но этими признаками нас не удивишь, но если это наблюдается у успешных детей – то стоит задуматься.

Опасность ситуации в том, что все эти игры, в которых манипулируют детьми, начинаются вполне безобидно: «Тебе скучно? Давай поиграем!» Далее организаторы (люди, не обремененные моральными нормами) используют различные манипулятивные техники. Кто может на них попасться? Неуверенные в себе дети, замкнутые, мнительные. Но опять же, не каждый родитель способен адекватно оценить своего ребенка. Именно поэтому нужно быть очень внимательным каждому из нас.

Как вести себя, если вы обнаружили у ребенка порезы? Ни в коем случае не поднимать панику, не обвинять его ни в чем. Необходимо немедленно поставить в известность педагога-психолога.

Что делать, если Вам доверился ребенок?

  • Сохранять спокойствие и предлагать поддержку.

  • Не осуждать, не вступать в конфронтацию. Поощрять полную откровенность.

  • Больше слушать, чем говорить.

  • Сконцентрировать процесс консультирования на «здесь и теперь».

  • Обращаться к другим людям за помощью в оценке потенциала индивидуума причинить себе вред.

  • Определять, справляется ли ребенок со своими чувствами, не оказывают ли они влияние на его повседневные занятия.

  • Получать сведения от других учителей, родственников и друзей об изменениях в поведении, их продолжительности, актуальной ситуации и возможных провоцирующих событиях.

  • Выявлять и актуализировать антисуицидальные факторы.

  • Изучать наличие и качество поддержки семьи и сверстников.

  • Доверительно побеседовать с другими специалистами (школьный учитель или педагог-психолог), дать им понять, что ребенку требуется общение,


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!