СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологические особенности дистанционного обучения: проблемы и пути решения

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дистанционное обучение новая организация образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения студента. Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном, а часто и совсем отделены от преподавателя в пространстве и (или) во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации

Просмотр содержимого документа
«Психологические особенности дистанционного обучения: проблемы и пути решения»


УДК

И.Р. Адрисламова, МБОУ-Гимназия с.Чекмагуш

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

Существуют разные толкования сущности и содержания дистанционного обучения (ДО) и дистанционных образовательных технологиях (ДОТ).

В Законе об Образовании действующем на настоящий момент нет понятия дистанционного обучения, а существует понятие ДОТ, как обучение с помощью информационных технологий между обучающимся и преподавателем на расстоянии.

Дистанционное обучение новая организация образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения студента. Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном, а часто и совсем отделены от преподавателя в пространстве и (или) во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации [1].

В этом определении отмечены важные характеристики ДО: 1) ДО – это особая организация образовательного процесса; 2)Принцип самостоятельности обучения является определяющим в ДО; 3)Особая среда обучения; 4)Возможность диалога с помощью средств телекоммуникации.

Определение особенностей организации учебного процесса в ДО предполагает рассмотрение изменений в компонентах педагогической системы: целях, содержании образования, участниках учебного процесса.

Цель современного образования: это развитие интеллектуальной и личностной сферы обучающегося в соответствии с моделью выпускника, определяемой соответствующими образовательными стандартами.

Учебный процесс в ДО может быть описан с позиций теорий классической схемы обучения, схематически представлен на рисунке 1.



Рисунок 1- Схема учебного процесса



Учебный процесс в дистанционном образовании, представляющий собой целенаправленный процесс взаимодействие субъектов образовательного процесса между собой и информационно-образовательной средой подчиняется традиционным дидактическим принципам, которые могут быть модифицированы [3].

Таким образом, организация учебного процесса в ДО базируется на сочетании традиционных дидактических принципов (принцип научности; систематичности и последовательности; доступности; наглядности) и принципов их расширяющих (приоритета деятельностных критериев оценки результатов дистанционного образования перед информационными; создание в дистанционном образовании образовательной продукции). Выделяется важнейший принцип обучения – принцип интерактивности.

Таким образом, организация ДО определяет комплекс условий его реализации, а именно материально-технических, учебно-методического и информационного обеспечения, кадровых.

Исследование психологических особенностей цифрового поколения позволит выделить такие их особенности, которые необходимо учитывать в организации дистанционного обучения.

Сделаем попытку нарисовать портрет человека, принадлежащего цифровому поколению, или поколению Игрек (Y – Generation), при этом заметим, что взгляды на это поколение у разных исследователей разные, иногда даже противоречивые. Специфика рассмотрения проблемы связана с тем, что не игнорируя психологические особенности современного ученика «наложить» на них особенности цифрового поколения, т.к. различные виды опыта (в данном случае – погружение в информационные технологии) способствуют формированию особой специфики психологических процессов [5].

Поколение, чья активная социализация происходит в условиях виртуальной реальности, повсеместного распространения цифровых технологий стали называть «цифровое поколение», «поколение сети», «цифровые аборигены», «поколение Y), «Сетевое поколение огромно и достигает два миллиарда человек. Это первое поколение, выросшее в цифровую эпоху … Оно с самого рождения купается в битах» [6]. Для них совершенно естественным является постоянный доступ к компьютеру и Интернету, а также возможность постоянно общаться с помощью мобильной связи и других технологий. Эти факторы не только изменили модели их поведения, но и повлияли на некоторые функции головного мозга [7].

Современные ученики являются детьми «цифрового поколения».

Соглашаясь с мнением ученых о позитивных и негативных изменениях представителей цифрового поколения, сделаем попытку разделить их для более четкого, контрастного представления [8] представлены в таблице 1.

Таблица 1

Проявление новообразований у представителей цифрового поколения

Новообразование

Проявление

Информированность, включенность в поисковую деятельность

Ухудшилась способность запоминать информацию

Информационная перегруженность

Снижение способности систематизировать информацию, последовательно её осваивать,

выстраивать логические связи, структурировать материал.

Потеря ценности системы знаний, знают, где находиться информация, но не отслеживают и не формируют системные связи, нет глубины проникновения в содержание, мало анализа.

Многозадачность – одновременное восприятие информации из нескольких каналов и способность решать несколько

когнитивных задач одновременно.

Понижение способности концентрации внимания.

Поверхностный подход к анализу информации и принятии решений.

Трансформация понятия личного пространства.

Интернет-зависимость, доступ к

«опасному» контенту (проявление агрессии, призывы к насилию, порнография).

Личная жизнь становиться достоянием широкого круга пользователей.

Отсутствие эмоционального подключения к человеку.

Создается лишь иллюзия общения, дружбы.

Создание онлайн-образа своей виртуальной личности, включая в него не только реальные, но и желаемые

качества.

Определяются возможности развития.

Уменьшение зрительного восприятия и ориентация в пространстве.

Положительный эффект достигается при использовании в образовательном процессе

Улучшилась координация движений, способность быстрее принимать решения, эффективнее взаимодействовать.

Улучшаются функции психомоторики.

Ориентация на частые положительные отзывы о своей работе, о её результатах.

Улучшается мотивация деятельности

Гиперактивность выражается в большой потребности в новизне, поиске ощущений, меньшей терпеливости и терпимости

Способность к активной трансформации реальности (проекты молодежных инициатив, волонтерские движения и др.).



Основной психологической проблемой является отсутствие вербального непосредственного контакта между субъектами процесса обучения. Это приводит к ощущению психологического дискомфорта от нахождения в непривычной среде. Растерянность ученика приводит к постановке для себя таких вопросов как : «Что делать? Что от меня хотят?». Ученик вне контакта с преподавателем испытывает изолированность и одиночество: «меня все бросили»; «все уже сделали задание и отправили», «я ничего не понимаю». Обучающийся может ощущать то, что называют заниженной самооценкой: «я хуже всех», «я задаю глупые вопросы». При этом он может неадекватно интерпретировать необходимость изучения учебного материала: «зачем мне это надо, мне это неинтересно, много теории, я этого делать не буду».

Другой важной психологической проблемой является отсутствие опыта самостоятельной работы в условиях ДО. Ряд исследователей психологических проблем учеников в ДО эту психологическую преграду рекомендуют решать путем переноса вхождения в ДО не с начальных классов, при этом в течение начального класса обучать учеников способам организации самостоятельной работы. Ведущими мотивами самостоятельной деятельности обучающихся в ДО являются учебно-познавательные, а стимулами выступают интересы, ответственность и др. здесь необходимо отметить, что мотивация к ДО – это удобство такого вида образования, обучаться в любой момент и в любом месте. Развитию самостоятельности способствует возможность составлять индивидуальный график учебного процесса. В то же время низкий уровень контроля в ДО требует более сильной внутренней мотивации.

Психологической проблемой обучающихся в ДО является неразвитость психологических функций, таких как волевая саморегуляция, самоуправление и проблема воспитания ребят в ДО.

Несмотря на то, что Internet является благоприятной психологической средой для «цифрового поколения», однако условия асинхронной коммуникации при использовании электронной почты вызывает беспокойство из-за возможности непризнания преподавателем результата учебной деятельности обучающихся.

Можно смягчить психологические проблемы ребят в ДО, если учесть психофизиологические характеристики обучающегося, на основе которых определяются: 1) стиль презентации учебного материала; 2) стиль освоения материала; 3)стиль помощи; 4) формулировка заданий; 5) подсказка и наводящие вопросы.

Таким образом, рассматривая характеристику обучающихся в ДО с позиций психологии заключаем, что:

  1. Для полного определения характеристик необходимо синтезировать особенности новообразований обучающихся как возрастной категории и как представителя «цифрового поколения»;

  2. Актуален вопрос о психологических особенностях, свойствах, качествах необходимых человеку для получения именно дистанционного образования (умственное развитие, особенности восприятия информации, личные качества, наличие умений и навыков пользования телекоммуникационными компьютерными сетями и программными комплексами);

  3. Необходимо выработать психологические требования, которым должны удовлетворять методические средства, используемые в дистанционном образовании и ориентированные на индивидуальные особенности ребят;

  4. Важной психолого-педагогической задачей является разработка методов и практического психологического инструментария для решения проблемы идентификации личности обучающихся при проведении тестирования в сети [4].

Таким образом, методическое обеспечение обучения обучающихся в условиях использования дистанционных образовательных технологий является новым, отличным от методического обеспечения очных форм организации образовательной деятельности в условиях классно-урочной системы обучения.

Информатизация общества и образования сформировало новое поколение, которое называют «цифровым» или поколением Y. Были выделены несколько психологических проблем обучающихся в ДО.















СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ



  1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 29.12.2012 N 273-ФЗ (РЕД. ОТ 02.07.2021) "об Образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021).

  2. Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Е.С. Полат // 3-е издание. - М.: «Академия», 2008. - 272 с.

  3. Иванников, А.Д. «Информационные технологии дистанционного обучения: Психология и Педагогика». /А.Д. Иванников Автореферат. 2006.

  4. Аналитическое исследование и классификация технологий дистанционного обучения, принимаемых в вузах Ассоциации образовательных и научных учреждений «Сибирский открытый университет» [Электронный ресурс]:– Режим доступа: http://ou.tsu.ru/about/ums/ums2/docs/doc2_1.php.

  5. Тапскотт, Дж. Электронно-цифровое общество. / Дж. Тапскотт.– М.: Рефл - бук., 1999. – 320 с.

  6. Тапскотт, Дж. Поколение цифровой эпохи: как сетевое поколение изменяет мир. / Дж. Тапскотт. – М.: Мс.Gran – Hill, 2009, – 342 с.

  7. Лобачев, С.Л. К вопросу создания системы сетевого ДО в вузе: проблемы и пути решения. /С.Л. Лобачев// Материалы XIII Всероссийской научно-методической конференции «Телематика 2006», С-Петербург, 2006.

  8. Лотев, М.И. Введение в профессионально-педагогическую специальность: / М.И. Лотев//Учеб. пособие. Спб.: Спб ГИТМО (ТУ), 2009. - 126 с.




3


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!