УДК
И.Р. Адрисламова, МБОУ-Гимназия с.Чекмагуш
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
Существуют разные толкования сущности и содержания дистанционного обучения (ДО) и дистанционных образовательных технологиях (ДОТ).
В Законе об Образовании действующем на настоящий момент нет понятия дистанционного обучения, а существует понятие ДОТ, как обучение с помощью информационных технологий между обучающимся и преподавателем на расстоянии.
Дистанционное обучение – новая организация образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения студента. Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном, а часто и совсем отделены от преподавателя в пространстве и (или) во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации [1].
В этом определении отмечены важные характеристики ДО: 1) ДО – это особая организация образовательного процесса; 2)Принцип самостоятельности обучения является определяющим в ДО; 3)Особая среда обучения; 4)Возможность диалога с помощью средств телекоммуникации.
Определение особенностей организации учебного процесса в ДО предполагает рассмотрение изменений в компонентах педагогической системы: целях, содержании образования, участниках учебного процесса.
Цель современного образования: это развитие интеллектуальной и личностной сферы обучающегося в соответствии с моделью выпускника, определяемой соответствующими образовательными стандартами.
Учебный процесс в ДО может быть описан с позиций теорий классической схемы обучения, схематически представлен на рисунке 1.
Рисунок 1- Схема учебного процесса
Учебный процесс в дистанционном образовании, представляющий собой целенаправленный процесс взаимодействие субъектов образовательного процесса между собой и информационно-образовательной средой подчиняется традиционным дидактическим принципам, которые могут быть модифицированы [3].
Таким образом, организация учебного процесса в ДО базируется на сочетании традиционных дидактических принципов (принцип научности; систематичности и последовательности; доступности; наглядности) и принципов их расширяющих (приоритета деятельностных критериев оценки результатов дистанционного образования перед информационными; создание в дистанционном образовании образовательной продукции). Выделяется важнейший принцип обучения – принцип интерактивности.
Таким образом, организация ДО определяет комплекс условий его реализации, а именно материально-технических, учебно-методического и информационного обеспечения, кадровых.
Исследование психологических особенностей цифрового поколения позволит выделить такие их особенности, которые необходимо учитывать в организации дистанционного обучения.
Сделаем попытку нарисовать портрет человека, принадлежащего цифровому поколению, или поколению Игрек (Y – Generation), при этом заметим, что взгляды на это поколение у разных исследователей разные, иногда даже противоречивые. Специфика рассмотрения проблемы связана с тем, что не игнорируя психологические особенности современного ученика «наложить» на них особенности цифрового поколения, т.к. различные виды опыта (в данном случае – погружение в информационные технологии) способствуют формированию особой специфики психологических процессов [5].
Поколение, чья активная социализация происходит в условиях виртуальной реальности, повсеместного распространения цифровых технологий стали называть «цифровое поколение», «поколение сети», «цифровые аборигены», «поколение Y), «Сетевое поколение огромно и достигает два миллиарда человек. Это первое поколение, выросшее в цифровую эпоху … Оно с самого рождения купается в битах» [6]. Для них совершенно естественным является постоянный доступ к компьютеру и Интернету, а также возможность постоянно общаться с помощью мобильной связи и других технологий. Эти факторы не только изменили модели их поведения, но и повлияли на некоторые функции головного мозга [7].
Современные ученики являются детьми «цифрового поколения».
Соглашаясь с мнением ученых о позитивных и негативных изменениях представителей цифрового поколения, сделаем попытку разделить их для более четкого, контрастного представления [8] представлены в таблице 1.
Таблица 1
Проявление новообразований у представителей цифрового поколения
Новообразование | Проявление |
Информированность, включенность в поисковую деятельность | Ухудшилась способность запоминать информацию |
Информационная перегруженность | Снижение способности систематизировать информацию, последовательно её осваивать, выстраивать логические связи, структурировать материал. Потеря ценности системы знаний, знают, где находиться информация, но не отслеживают и не формируют системные связи, нет глубины проникновения в содержание, мало анализа. |
Многозадачность – одновременное восприятие информации из нескольких каналов и способность решать несколько когнитивных задач одновременно. | Понижение способности концентрации внимания. Поверхностный подход к анализу информации и принятии решений. |
Трансформация понятия личного пространства. | Интернет-зависимость, доступ к «опасному» контенту (проявление агрессии, призывы к насилию, порнография). Личная жизнь становиться достоянием широкого круга пользователей. |
Отсутствие эмоционального подключения к человеку. | Создается лишь иллюзия общения, дружбы. |
Создание онлайн-образа своей виртуальной личности, включая в него не только реальные, но и желаемые качества. | Определяются возможности развития. |
Уменьшение зрительного восприятия и ориентация в пространстве. | Положительный эффект достигается при использовании в образовательном процессе |
Улучшилась координация движений, способность быстрее принимать решения, эффективнее взаимодействовать. | Улучшаются функции психомоторики. |
Ориентация на частые положительные отзывы о своей работе, о её результатах. | Улучшается мотивация деятельности |
Гиперактивность выражается в большой потребности в новизне, поиске ощущений, меньшей терпеливости и терпимости | Способность к активной трансформации реальности (проекты молодежных инициатив, волонтерские движения и др.). |
Основной психологической проблемой является отсутствие вербального непосредственного контакта между субъектами процесса обучения. Это приводит к ощущению психологического дискомфорта от нахождения в непривычной среде. Растерянность ученика приводит к постановке для себя таких вопросов как : «Что делать? Что от меня хотят?». Ученик вне контакта с преподавателем испытывает изолированность и одиночество: «меня все бросили»; «все уже сделали задание и отправили», «я ничего не понимаю». Обучающийся может ощущать то, что называют заниженной самооценкой: «я хуже всех», «я задаю глупые вопросы». При этом он может неадекватно интерпретировать необходимость изучения учебного материала: «зачем мне это надо, мне это неинтересно, много теории, я этого делать не буду».
Другой важной психологической проблемой является отсутствие опыта самостоятельной работы в условиях ДО. Ряд исследователей психологических проблем учеников в ДО эту психологическую преграду рекомендуют решать путем переноса вхождения в ДО не с начальных классов, при этом в течение начального класса обучать учеников способам организации самостоятельной работы. Ведущими мотивами самостоятельной деятельности обучающихся в ДО являются учебно-познавательные, а стимулами выступают интересы, ответственность и др. здесь необходимо отметить, что мотивация к ДО – это удобство такого вида образования, обучаться в любой момент и в любом месте. Развитию самостоятельности способствует возможность составлять индивидуальный график учебного процесса. В то же время низкий уровень контроля в ДО требует более сильной внутренней мотивации.
Психологической проблемой обучающихся в ДО является неразвитость психологических функций, таких как волевая саморегуляция, самоуправление и проблема воспитания ребят в ДО.
Несмотря на то, что Internet является благоприятной психологической средой для «цифрового поколения», однако условия асинхронной коммуникации при использовании электронной почты вызывает беспокойство из-за возможности непризнания преподавателем результата учебной деятельности обучающихся.
Можно смягчить психологические проблемы ребят в ДО, если учесть психофизиологические характеристики обучающегося, на основе которых определяются: 1) стиль презентации учебного материала; 2) стиль освоения материала; 3)стиль помощи; 4) формулировка заданий; 5) подсказка и наводящие вопросы.
Таким образом, рассматривая характеристику обучающихся в ДО с позиций психологии заключаем, что:
Для полного определения характеристик необходимо синтезировать особенности новообразований обучающихся как возрастной категории и как представителя «цифрового поколения»;
Актуален вопрос о психологических особенностях, свойствах, качествах необходимых человеку для получения именно дистанционного образования (умственное развитие, особенности восприятия информации, личные качества, наличие умений и навыков пользования телекоммуникационными компьютерными сетями и программными комплексами);
Необходимо выработать психологические требования, которым должны удовлетворять методические средства, используемые в дистанционном образовании и ориентированные на индивидуальные особенности ребят;
Важной психолого-педагогической задачей является разработка методов и практического психологического инструментария для решения проблемы идентификации личности обучающихся при проведении тестирования в сети [4].
Таким образом, методическое обеспечение обучения обучающихся в условиях использования дистанционных образовательных технологий является новым, отличным от методического обеспечения очных форм организации образовательной деятельности в условиях классно-урочной системы обучения.
Информатизация общества и образования сформировало новое поколение, которое называют «цифровым» или поколением Y. Были выделены несколько психологических проблем обучающихся в ДО.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 29.12.2012 N 273-ФЗ (РЕД. ОТ 02.07.2021) "об Образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021).
Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Е.С. Полат // 3-е издание. - М.: «Академия», 2008. - 272 с.
Иванников, А.Д. «Информационные технологии дистанционного обучения: Психология и Педагогика». /А.Д. Иванников Автореферат. 2006.
Аналитическое исследование и классификация технологий дистанционного обучения, принимаемых в вузах Ассоциации образовательных и научных учреждений «Сибирский открытый университет» [Электронный ресурс]:– Режим доступа: http://ou.tsu.ru/about/ums/ums2/docs/doc2_1.php.
Тапскотт, Дж. Электронно-цифровое общество. / Дж. Тапскотт.– М.: Рефл - бук., 1999. – 320 с.
Тапскотт, Дж. Поколение цифровой эпохи: как сетевое поколение изменяет мир. / Дж. Тапскотт. – М.: Мс.Gran – Hill, 2009, – 342 с.
Лобачев, С.Л. К вопросу создания системы сетевого ДО в вузе: проблемы и пути решения. /С.Л. Лобачев// Материалы XIII Всероссийской научно-методической конференции «Телематика 2006», С-Петербург, 2006.
Лотев, М.И. Введение в профессионально-педагогическую специальность: / М.И. Лотев//Учеб. пособие. Спб.: Спб ГИТМО (ТУ), 2009. - 126 с.
3