Организация повторения на всех этапах обучения
Изучение теоретического материала. Психологические основы обучения
Новый современный подход в образовании учащихся показал, что знания учеников должны быть обширными, учащиеся должны обладать хорошей памятью, чтобы узнавать и воспроизводить информацию быстро и правильно за указанный промежуток времени; иметь познания по всем разделам математики. Однако, столь широкая программа, в результате по некоторым темам информация усваивается на уровне ознакомления.
Таким образом, мною поставлена цель – искать эффективные методы работы с учащимися, направленные на ликвидацию «пробелов», на формирование прочных умений и навыков.
Организация повторения, причем системного повторения, на мой взгляд, решает многие проблемы.
Повторение, как правило, состоит из набора заданий. Однако, они должны быть обоснованные, продуманные, элементами системы повторения. Решение этой задачи я вижу в психологическом обосновании обучения и, в частности, в психологическом обосновании сохранения информации, т.е. формировании памяти.
Итак, возникла необходимость вернуться к освежению знаний психологии.
Память – сложная психическая деятельность.
Она проявляется в запоминании, сохранении и последующем припоминании того, что воспринимал, делал, чувствовал или о чем думал. Без памяти невозможно успешное обучение. Память – это деятельность человека.
Для обучения учащихся надо четко выделять, что эта деятельность состоит из таких процессов:
Запоминание (т.е. закрепление информации);
Сохранение и забывание;
Узнавание и воспроизведение.
Надо знать виды памяти:
Образная;
Словесно-логическая;
Двигательная (моторная);
Эмоциональная.
Изученная литература:
Крутецкий В.А. Психология – М. Просвещение, 1980.
Петровский А.В. Общая психология. М. просвещение, 1976
2. Изучение теоретического материала. Забывание и борьба с ним. Правильная организация повторения.
Забывание – естественный процесс. Борьба с забыванием нужна потом, что часто забывается необходимое, важное, полезное. Забывается в первую очередь то, что не принимается, не повторяется, к чему нет интереса, что перестает быть ученику существенным. Детали забываются скорее, обычно дольше в памяти сохраняются общие положения, выводы. Материал, закрепленный механически, без понимания, быстрее забывается.
Полезно знать, что забывание бывает:
Полным;
Частичным;
Длительным;
Временным.
Процесс забывания протекает неравномерно: сначала быстро, затем медленно.
Изученная литература:
Панишева О. Приемы запоминания учебного материала. «Математика в школе». Украина. № 8. 2007
3.Изучение теоретического материала. Повторение на уроках математики. Роль повторений
Все, что хорошо понято, должно быть закреплено в памяти путем последующих повторений. Обычно учащиеся воспроизводят материал после многократных повторений, т.е. когда он почти выучен. Такой способ малоэффективен и требует много времени. Это доказано в психологии и установлено, что полное запоминание может быть достигнуто при чередовании повторений информации и ее воспроизведения. Установлено, что заучивание зависит не столько от количества повторений, сколько от того, как эти повторения распределены во времени. Доказано, что нецелесообразно повторять пройденный материал только в конце учебного года; результаты будут более значительными, если учитель в течение года будет периодически повторять ранее пройденный материал. От мастерства учителя зависит форма этого повторения.
Изученная литература:
Ковалева Г.И. Итоговое повторение курса планиметрии с привлечением метода ключевой задачи. «Математика в школе». Украина. № 8, 2009, № 10, 2008
Таранова М.В. Урок обобщения и самоконтроля. «Математика в школе». Москва. № 8, 2009
4. Изучение теоретического материала. Различные виды повторений
Большая роль отводится урокам «Обобщения и систематизации знаний», «Восстанавливающего повторения». Различают первичные обобщения, локальные, поурочные, тематические, итоговые, межпредметные. Нужно знать, что систематизация и обобщение проводится в двух направлениях: обобщение и систематизация всего школьного курса; обучение учащихся математике через обобщение и систематизацию знаний, умений и навыков.
Изученная литература:
Саранцев Г.И. Методика обучения математике в средней школе. – М., 2002
Повторение – эффективный метод работы
Еще раз обращаю внимание на роль наглядности в обучении математике. Особое значение имеет наглядность в повторении геометрии. Опорные конспекты, изображение геометрических фигур вызывают у учащихся ассоциации и воспроизведение изученного материала. Сочетая наглядность и системное периодическое повторение можно получить хорошие результаты в обучении.