СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологические основы обучения. Организация повторения на всех этапах обучения.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педагогическом совете.

Просмотр содержимого документа
«Психологические основы обучения. Организация повторения на всех этапах обучения.»


Организация повторения на всех этапах обучения



  1. Изучение теоретического материала. Психологические основы обучения


Новый современный подход в образовании учащихся показал, что знания учеников должны быть обширными, учащиеся должны обладать хорошей памятью, чтобы узнавать и воспроизводить информацию быстро и правильно за указанный промежуток времени; иметь познания по всем разделам математики. Однако, столь широкая программа, в результате по некоторым темам информация усваивается на уровне ознакомления.

Таким образом, мною поставлена цель – искать эффективные методы работы с учащимися, направленные на ликвидацию «пробелов», на формирование прочных умений и навыков.

Организация повторения, причем системного повторения, на мой взгляд, решает многие проблемы.

Повторение, как правило, состоит из набора заданий. Однако, они должны быть обоснованные, продуманные, элементами системы повторения. Решение этой задачи я вижу в психологическом обосновании обучения и, в частности, в психологическом обосновании сохранения информации, т.е. формировании памяти.

Итак, возникла необходимость вернуться к освежению знаний психологии.

Память – сложная психическая деятельность.

Она проявляется в запоминании, сохранении и последующем припоминании того, что воспринимал, делал, чувствовал или о чем думал. Без памяти невозможно успешное обучение. Память – это деятельность человека.

Для обучения учащихся надо четко выделять, что эта деятельность состоит из таких процессов:

  1. Запоминание (т.е. закрепление информации);

  2. Сохранение и забывание;

  3. Узнавание и воспроизведение.

Надо знать виды памяти:

  1. Образная;

  2. Словесно-логическая;

  3. Двигательная (моторная);

  4. Эмоциональная.


Изученная литература:

  1. Крутецкий В.А. Психология – М. Просвещение, 1980.

  2. Петровский А.В. Общая психология. М. просвещение, 1976



2. Изучение теоретического материала. Забывание и борьба с ним. Правильная организация повторения.


Забывание – естественный процесс. Борьба с забыванием нужна потом, что часто забывается необходимое, важное, полезное. Забывается в первую очередь то, что не принимается, не повторяется, к чему нет интереса, что перестает быть ученику существенным. Детали забываются скорее, обычно дольше в памяти сохраняются общие положения, выводы. Материал, закрепленный механически, без понимания, быстрее забывается.

Полезно знать, что забывание бывает:

  1. Полным;

  2. Частичным;

  3. Длительным;

  4. Временным.


Процесс забывания протекает неравномерно: сначала быстро, затем медленно.


Изученная литература:

Панишева О. Приемы запоминания учебного материала. «Математика в школе». Украина. № 8. 2007


3.Изучение теоретического материала. Повторение на уроках математики. Роль повторений


Все, что хорошо понято, должно быть закреплено в памяти путем последующих повторений. Обычно учащиеся воспроизводят материал после многократных повторений, т.е. когда он почти выучен. Такой способ малоэффективен и требует много времени. Это доказано в психологии и установлено, что полное запоминание может быть достигнуто при чередовании повторений информации и ее воспроизведения. Установлено, что заучивание зависит не столько от количества повторений, сколько от того, как эти повторения распределены во времени. Доказано, что нецелесообразно повторять пройденный материал только в конце учебного года; результаты будут более значительными, если учитель в течение года будет периодически повторять ранее пройденный материал. От мастерства учителя зависит форма этого повторения.


Изученная литература:

  1. Ковалева Г.И. Итоговое повторение курса планиметрии с привлечением метода ключевой задачи. «Математика в школе». Украина. № 8, 2009, № 10, 2008

  2. Таранова М.В. Урок обобщения и самоконтроля. «Математика в школе». Москва. № 8, 2009


4. Изучение теоретического материала. Различные виды повторений


Большая роль отводится урокам «Обобщения и систематизации знаний», «Восстанавливающего повторения». Различают первичные обобщения, локальные, поурочные, тематические, итоговые, межпредметные. Нужно знать, что систематизация и обобщение проводится в двух направлениях: обобщение и систематизация всего школьного курса; обучение учащихся математике через обобщение и систематизацию знаний, умений и навыков.


Изученная литература:

Саранцев Г.И. Методика обучения математике в средней школе. – М., 2002

  1. Повторение – эффективный метод работы


Еще раз обращаю внимание на роль наглядности в обучении математике. Особое значение имеет наглядность в повторении геометрии. Опорные конспекты, изображение геометрических фигур вызывают у учащихся ассоциации и воспроизведение изученного материала. Сочетая наглядность и системное периодическое повторение можно получить хорошие результаты в обучении.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!