Психологическая безопасность образовательной среды .
Психологическая безопасность - это состояние образовательной среды, свободное от появлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно - доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психологическое здоровье включенных в нее участников.
Понятие «Психологическая безопасность» чаще всего раскрывается через использование понятий «здоровье» и «угроза». Само содержание понятия «психологическая безопасность» означает отсутствие угроз (опасности) или возможность надежной защиты от них.
Психологическая безопасность
Внутренние условия Внешние условия
- Усложнение социальной среды
- информационный прессинг
- межличностные отношения
Возросшая психологическая
- ранимость;
- уязвимость,
- агрессивность
- низкая толерантность
- неготовность участников образовательного процесса к конструктивному разрешению конфликтов и преодолению стрессовых состояний.
Категории психологической безопасности
2.Референтная значимость среды (отношение к среде, принятие ее ценностей и норм).
1.Защищенность от психологического насилия
3.Показатель удовлетворенности основными характеристиками процесса взаимодействия
Определение факторов риска и угроз в образовательной среде.
РИСКИ, СВЯЗАННЫЕ С ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ / ЛИЧНОСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ
- отклонения от нормы психического и физического развития,
- низкая мотивация,
- трудности адаптации,
- высокий уровень агрессии,
- педагогическая запущенность,
- учебная перегрузка,
- личностные особенности,
- страхи, тревожность,
- неэффективные системы защиты,
- низкий уровень самоуважения,
- трудный характер/темперамент
- плохое обращение с ребенком,
- недостаточные социальные отношения,
- опасные привязанности,
- повышенный или пониженный уровень активности, внешний контроль,
- наличие психопатологических нарушений.
Определение факторов риска и угроз в образовательной среде.
РИСКИ, СВЯЗАННЫЕ С ОСОБЕННОСТЯМИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ДИАДЕ:
РЕБЕНОК - РЕБЕНОК:
- нарушение межличностных отношений насилие,
нетерпимость
- низкая коммуникативная компетентность
- деление на лидеров и изгоев
- соперничество
- неформальные группировки (асоциальные и антисоциальные)
- плохие отношения между микрогруппами
- конфликты: грубые выходки и проступки детей, угрозы и запугивания, слухи, оскорбления и прозвища
- отклоняющееся поведение: аддиктивное поведение, агрессивность, вспыльчивость.
Определение факторов риска и угроз в образовательной среде .
Риски психологической безопасности образовательной среды, связанные с педагогом и отношениями «педагог - ребенок»:
- отсутствие доверительных отношений
- отсутствие психологической поддержки
- авторитарность
- незащищенность ребенка
- жестокость, безразличие
- самоутверждение за счет ребенка
- предвзятость, субъективизм
- некомпетентность во взаимодействии с проблемными детьми
Определение факторов риска и угроз в образовательной среде.
Риски психологической безопасности образовательной среды; связанные с семьей и отношениями «детский сад- семья», «ребенок - родитель»
- Изменение состава семьи
- Патологии личности родителей
- Развод
- Завышенные требования к ребенку
- Пьянство
- Невнимание к ребенку
- Смерть одного из родителей
- Плохая забота о ребенке Семейные конфликты
- Педагогическая некомпетентность
- Неполная семья
- Изменение социального и материального статуса семьи
- Жестокое обращение с ребенком, асоциальный образ жизни
Понятия и принципы
Биологическая обратная связь — технология , включающая в себя комплекс исследовательских, немедицинских, физиологических, профилактических и лечебных процедур, в ходе которых человеку посредством внешней цепи обратной связи , организованной преимущественно с помощью микропроцессорной или компьютерной техники, предъявляется информация о состоянии и изменении тех или иных собственных физиологических процессов. Используются зрительные, слуховые, тактильные и другие сигналы-стимулы, что позволяет развить навыки саморегуляции за счёт тренировки и повышения лабильности регуляторных механизмов. БОС-процедура заключается в непрерывном мониторинге в режиме реального времени определённых физиологических показателей и сознательном управлении ими с помощью мультимедийных, игровых и других приёмов в заданной области значений. Другими словами, БОС-интерфейс представляет для человека своего рода «физиологическое зеркало», в котором отражаются его внутренние процессы. Таким образом в течение курса БОС-сеансов возможно усилить или ослабить данный физиологический показатель, а значит, уровень тонической активации той регуляторной системы, чью активность данный показатель отражает. С помощью БОС можно получать информацию о таких физиологических процессах, как мышечная активность, дыхание, кровоснабжение сосудов, сопротивление кожи, частота сердечных сокращений , мозговая активность. Например, обучение с помощью БОС-метода произвольно повышать температуру кончиков пальцев приводит к снижению симпатикотонии и купированию спазма периферических сосудов. Научившись с помощью БОС-метода произвольно расслаблять мышцы, пациент, у которого присутствует так или иначе проявляющийся страх, психическое возбуждение, учится преодолевать их, поскольку страх, возбуждение и мышечное напряжение связаны друг с другом.
Метод БОС позволяет проводить коррекцию таких нарушений речи :
- Заикание
- Речевую тревогу
- Нарушение темпа речи
- Нарушение звукопроизношение
- Нарушение чтения