СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологическая безопасность образовательной среды

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приведено определение понятия "психологическая безопасность образовательной среды", критерии, принципы, угрозы и сспособы управления психологической безопасностью образовательной среды образовательной организации

Просмотр содержимого документа
«Психологическая безопасность образовательной среды»

Психологическая безопасность образовательной среды


Психологическая безопасность образовательной среды - состояние среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников.

Критерии психологически безопасной образовательной среды:

  1. защищенность от психологического насилия;

  2. референтную значимость окружения;

  3. удовлетворенность в личностно-доверительном общении.

Принципы обеспечения психологической безопасности в образовательной среде:

  • принцип опоры на развивающее образование и воспитание

  • принцип психологической защиты личности

  • принцип помощи в формировании социально-психологической умелости

Угрозы психологической безопасности образовательной среды:

  • Психологическое насилие в процессе взаимодействия. Психологическое насилие – это физическое, психическое, духовное воздействие на человека, которое понижает его нравственный, психический и жизненный статус, причиняя ему физические, душевные и духовные страдания, а также угроза такого воздействия.

  • Непризнание значимости образовательной среды образовательного учреждения. Следствие: ученик отрицает ценности и нормы ОО, стремится «покинуть» ее.

  • Отсутствие удовлетворенности в личностно-доверительном общении взаимодействия всех участников образовательной среды. Следствие: эмоциональный дискомфорт; нежелание высказывать свою точку зрения и мнение.

  • Неразвитость системы психологической помощи в образовательном учреждении. Следствие – неэффективность психологического сопровождения; угроза психическому здоровью.

  • Эмоциональное выгорание педагогов образовательного учреждения. Следствие – профессиональная деформация. Следствием отрицательной психологической безопасности образовательной среды являются: эмоциональный дискомфорт; нежелание высказывать свою точку зрения и мнение; неуважительное отношение к себе.

Управление психологической безопасностью подразумевает деятельность ОО, направленную на:

  • обеспечение защищённости от информационного, физического, социально-педагогического и психологического воздействия, способного привести к психической и психологической травматизации субъектов образования;

  • создание особой поддерживающей среды через вовлечение обучающихся и сотрудников ОО в реализацию различного рода инициатив;

  • развитие поддерживающей инфраструктуры (материально-технической базы, пространств и территорий развития, построения эффективных коммуникаций).

Решение проблем психологической безопасности в образовательной среде может также осуществляться через программы по улучшению межличностного взаимодействия и обучению социальным навыкам. Дефицит социальных навыков может быть уменьшен путем проработки характеристик группы, являющихся источником межличностных проблем, и увеличением мотивации эффективно справляться с такими проблемами.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!