Приведено определение понятия "психологическая безопасность образовательной среды", критерии, принципы, угрозы и сспособы управления психологической безопасностью образовательной среды образовательной организации
Просмотр содержимого документа
«Психологическая безопасность образовательной среды»
Психологическая безопасность образовательной среды
Психологическая безопасность образовательной среды - состояние среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников.
Критерии психологически безопасной образовательной среды:
защищенность от психологического насилия;
референтную значимость окружения;
удовлетворенность в личностно-доверительном общении.
Принципы обеспечения психологической безопасности в образовательной среде:
принцип психологической защиты личности
принцип помощи в формировании социально-психологической умелости
Угрозы психологической безопасности образовательной среды:
Психологическое насилие в процессе взаимодействия. Психологическое насилие – это физическое, психическое, духовное воздействие на человека, которое понижает его нравственный, психический и жизненный статус, причиняя ему физические, душевные и духовные страдания, а также угроза такого воздействия.
Непризнание значимости образовательной среды образовательного учреждения. Следствие: ученик отрицает ценности и нормы ОО, стремится «покинуть» ее.
Отсутствие удовлетворенности в личностно-доверительном общении взаимодействия всех участников образовательной среды. Следствие: эмоциональный дискомфорт; нежелание высказывать свою точку зрения и мнение.
Неразвитость системы психологической помощи в образовательном учреждении. Следствие – неэффективность психологического сопровождения; угроза психическому здоровью.
Эмоциональное выгорание педагогов образовательного учреждения. Следствие – профессиональная деформация. Следствием отрицательной психологической безопасности образовательной среды являются: эмоциональный дискомфорт; нежелание высказывать свою точку зрения и мнение; неуважительное отношение к себе.
Управление психологической безопасностью подразумевает деятельность ОО, направленную на:
обеспечение защищённости от информационного, физического, социально-педагогического и психологического воздействия, способного привести к психической и психологической травматизации субъектов образования;
создание особой поддерживающей среды через вовлечение обучающихся и сотрудников ОО в реализацию различного рода инициатив;
развитие поддерживающей инфраструктуры (материально-технической базы, пространств и территорий развития, построения эффективных коммуникаций).
Решение проблем психологической безопасности в образовательной среде может также осуществляться через программы по улучшению межличностного взаимодействия и обучению социальным навыкам. Дефицит социальных навыков может быть уменьшен путем проработки характеристик группы, являющихся источником межличностных проблем, и увеличением мотивации эффективно справляться с такими проблемами.