Психологическая адаптация 10-х классов
Подготовила :
Педагог-психолог
Никишина С.Н.
Адаптация обучающихся 10-х классов к условиям обучения к старшему звену проводится с целью учёта:
- Индивидуальных особенностей и личностных качеств обучающихся 10-х классов;
- Сформированности основных компетенций обучающихся;
- Условий нормализации учебной нагрузки обучающихся.
Всего продиагностированно:
10А- 20 обучающихся
10Б- 22 обучающихся
10В- 23 обучающихся
10Г- 26 обучающихся
Всего: 91 человек
Шкала субъективного благополучия Цель: измерение эмоционального компонента субъективного благополучия или эмоционального комфорта
Определение субъективного благополучия включает три критериальных признака:
- Благополучие определяется по внешним критериям, таким как добродетельная, «правильная» жизнь. Такие определения получили название нормативных. В соответствии с ними человек ощущает благополучие, если он обладает некоторыми социально желательными качествами; критерием благополучия является система ценностей, принятая в данной культуре.
- Определение субъективного благополучия сводится к понятию удовлетворенности жизнью и связывается со стандартами респондента в отношении того, что является хорошей жизнью.
- Третье значение понятия субъективного благополучия тесно связано с обыденным пониманием счастья как превосходства положительных эмоций над отрицательными. Это определение подчеркивает приятные эмоциональные переживания, которые либо объективно преобладают в жизни человека, либо человек субъективно склонен к ним.
Оценка прохождения тестирования «Шкалы субъективного благополучия»
10А
полное эмоциональное благополучие
10Б
3ч-15%
умеренный эмоциональный
комфорт
10В
2ч-9%
умеренное субъективное благополучие
3ч-15%
12ч-60%
10ч-46%
0ч-0%
10Г
субъективное неблагополучие
4ч-17%
Всего
8ч-36%
2ч-7%
эмоциональный дискомфорт
2ч-10%
7ч-8%
7ч-27%
14ч-49%
2ч-9%
0ч-0%
14ч-54%
24ч-26%
2ч-%
0ч-0%
48ч-53%
2ч-8%
3ч-13%
8ч-9%
1ч-4%
4ч-4 %
Тест на определение уровня общей тревожности
низкий уровень
10А
11ч- 55%
тревожности
средний уровень
10Б
высокий уровень тревожности
10В
19ч- 86%
тревожности
9ч- 45%
3ч-14%
5ч-23%
0ч-0%
10Г
0ч-0%
Всего
12ч-52%
15ч-58%
9ч-35%
50ч-55%
6ч-26%
33ч-36%
2ч-7%
8ч-9%
Удовлетворенность выбором профиля продиагностировано всего 83 обучающихся
удовлетворен выбором
10А
14ч-78%
неудовлетворен выбором
10Б
не определился
10В
16ч-76%
0ч-0%
17ч-78%
4ч-22%
2ч-10%
10Г
3ч-14%
Всего
1ч-4%
18ч-82%
65ч-78%
4ч-18%
1ч-4%
4ч-5%
3ч-14%
14ч-17%
Вывод по итогам тестирования
По результатам итога диагностики адаптации обучающихся 10-х классов было выявлено , что большая часть обучающихся 10-х классов 53% находятся в умеренном субъективном благополучии, а также 55% обучающихся имеет низкий уровень общей тревожности, при этом наблюдается 12% обучающихся которые находятся в субъективном неблагополучии и эмоциональном дискомфорте и 9% из общего количества обучающихся 10-х классов имеет высокий уровень общей тревожности. Выявлено что 78% удовлетворены выбором своего профильного обучения.
Рекомендация:
Классным руководителем ,где имеются дети с высоким уровнем тревожности и находящиеся в эмоциональном дискомфорте и субъективном неблагополучии обратить особое внимание и провести совместно с психологом профилактическую коррекционную работу.
Рекомендации педагогам: Помочь ребятам познакомиться друг с другом, принять новичков в коллектив; Создать условия для актуализации учебной мотивации, необходимость взять ответственность за успешность своего образования на себя; Познакомить с миром юноши и миром девушки; Необходимо внимательно отнестись к возникшему интересу в какой-то области, помочь учащемуся углубить свои знания к ней, приобщить родителей, чтобы они помогли ребёнку ответить на вопрос: «Не ошибся ли я с выбором?»; Обратите внимание, что мнение сверстников в данный возрастной период представляется детям гораздо более ценным и авторитетным, чем мнение взрослых, но только взрослые могут продемонстрировать подросткам оптимальные модели поведения, показать им на собственном примере, как надо строить отношения с миром; Способствуйте формированию у старшеклассников потребности в поисковой активности, самоопределении и построении жизненных целей; Оказывайте поддержку при формировании у старшеклассников качественного изменения самосознания: системы ценностей, самооценки отдельных качеств личности, из которых складывается оценка своего целостного образа
Рекомендации родителям:
Необходимо выяснить с какими затруднениями ребёнок столкнулся, какие предметы сложнее всего даются; Проанализировать вместе с ребёнком те замечания, которые делают педагоги в учебном процессе, чтобы как можно раньше заметить и помочь справиться с трудностями в учёбе. Ребёнок должен понять, что требования к нему возросли и педагоги оценивают его по новым критериям; Важно помочь ребёнку научиться грамотно распределять своё время и планировать день так, чтобы оставалось время для отдыха, по возможности дневной сон; Обратите внимание, что мнение сверстников в данный возрастной период представляется детям гораздо более ценным и авторитетным, чем мнение взрослых, но только взрослые могут продемонстрировать подросткам оптимальные модели поведения, показать им на собственном примере, как надо строить отношения с миром;
Относитесь к детям соответственно их возрасту (учитывать уязвимость и противоречивость формирующегося образа «Я», стремление к самостоятельности, чувство взрослости, перестройку мотивационной сферы); Учитывайте возросшую потребность юношеского возраста к дружескому и интимному общению ,помните, вы тоже были молодыми; Не следует умалять важность чувств старших подростков на данном возрастном этапе, им свойственно переоценивать значимость внутренних психологических проблем. Попробуйте помочь, но не используйте фразы типа: «Толи еще будет», «Разве это проблема», «В жизни и не такое бывает»;
При сложности в живом общении желании узнать, чем живет ребенок, попробуйте пообщаться с ним через социальные сети, СМС-ки т.д. Не используйте полученную информацию и секреты ребенка ему во вред, особенно во время конфликтов; Не требуйте полной откровенности ребенка, он имеет право на свои секреты.