Психологическое консультирование как вид психологической помощи.
В основе понимания «психологического консультирования» лежит концептуальная модель взаимодействия. Данную модель пропагандируют и описывают в своих трудах Г.С. Абрамова, Ю.А. Алёшина, А.О. Обозов.
Общая задача психолога в консультировании, с точки зрения А.О. Обозова – «помощь в осознании, поиске путей решения, способов достижения принятых решений». Г.С. Абрамова считает, что «суть психологического консультирования состоит в том, чтобы психолог, пользуясь специальными профессиональными, научными знаниями, создал условия для другого человека, в которых он переживёт свои новые возможности в решении его психологических задач». Близкой к этому является позиция Ю.А. Алешиной, которая рассматривает консультирование, как определенным образом организованную беседу.
Целью является – «профессиональная помощь человеку в поиске путей разрешения или решении определенной трудной или проблемной ситуации, связанной с трудностями в межличностном общении». Таким образом, психологическое консультирование представляет собой область практической психологии, суть которой заключается в оказании психологом-консультантом психологической помощи клиенту в ходе специально организованной беседы, направленной на осознание клиентом сути проблемы и способов ее решения.
Цель консультирования - культурно-продуктивная личность, обладающая чувством перспективы, действующая осознанно, способная разрабатывать различные стратегии поведения и способная анализировать ситуацию с различных точек зрения. Разговор с консультантом должен помочь человеку в решении проблем и налаживании межличностных отношений с окружающими. В целом эффективность консультативного процесса связывают с личностным продвижением и ростом. По мнению Скалли и Хопсона, существует три основных цели консультирования: помощь другим в их самоусилении, личностное развитие клиента и создание здоровых микро- и макросистем для функционирования индивидуумов. При этом они настаивают, что главной является вторая цель, и в этом видят залог эффективности консультирования.
В процессе консультирования консультант, как правило, поэтапно решает основные задачи: 1) помогает клиенту сориентироваться в собственных проблемах, найти направление, в котором следует искать выход из затруднительной ситуации; 2) актуализирует личностные ресурсы и способности клиента, способствующие нахождению новых возможностей решения проблем. Соответственно консультативная беседа имеет два аспекта: диагностический и психотерапевтический. Для решения диагностической задачи консультанту нужно осуществить всесторонний анализ необходимой информации о клиенте и его ситуации и определить (идентифицировать) проблемы, заставившие обратиться за помощью. В первую очередь выясняются причины и источники возникновения и развития проблем клиента. Терапевтическая задача - это процесс реализации помощи человеку с использованием специальных приемов и техник. Он включает психологическую поддержку, оптимизацию психического состояния и актуализацию собственных ресурсов клиента, эффективность которых будет намного выше, если коррекционная работа опирается на результаты решения диагностической задачи, помогающей установить оптимальные формы помощи, адекватной именно для этого случая.
Можно выделить основные «приметы» психологического консультирования: Психологическое консультирование является одним из видов психологической помощи;
Данная помощь носит практический процессуальный характер;
Оказывается специалистом, имеющим соответствующую квалификацию;
Для её реализации необходимо наличие клиента;
Присутствие в жизни клиента некого психологического дискомфорта, определяемого им или его ближайшим окружением как проблема;
Желание клиента решить данную проблему;
Целенаправленные действия консультанта, направленные на осознание клиентом сути проблемы и способов её разрешения;
При оказании психологической помощи консультант делает акцент на имеющиеся у клиента ресурсы;
Консультация проводится в конфиденциальной обстановке.
Суммируя все выше приведённые составляющие, можно определить психологическое консультирование как область практической психологии, цель которой заключается в оказании консультантом психологической помощи клиенту в ходе специально организованной беседы, направленной на осознание клиентом сути проблемы и способов её разрешения.
Необходимость в использовании услуг профессиональных консультантов возникает в тех случаях, когда при анализе и решении проблем организация, профессиональная группа или отдельный работник нуждаются в поддержке, которая может состоять в широком спектре действий - от разработки рекомендаций и предоставления значимой информации до непосредственного участия консультанта в осуществлении необходимых изменений. "Продукт консультирования - совет, который дают клиенту или, если основной акцент делается на внедрение, изменение, которое реально имеет место в организации работы клиента и обусловлено вмешательством консультанта" .
Ни одна из теоретических ориентаций или школ психологического консультирования не отражает все возможные ситуации взаимодействия консультанта и клиента.
В литературе можно встретить различные подходы к определению структуры процесса консультирования. В.Ю.Меновщиков указывает на приводимую в ряде литературных источников пятишаговую поэтапную модель процесса консультирования:
1 этап – установление контакта и ориентирование клиента на работу;
2 этап – сбор информации о клиенте, решение вопроса о том, "в чем проблема";
3 этап – осознание желаемого результата, ответ на вопрос: "Чего Вы хотите добиться?";
4 этап – выработка альтернативных решений, которую можно обозначить как: "Что еще мы можем сделать по этому поводу?";
5 этап-обобщение консультантом в форме резюме результатов
взаимодействия с клиентом .
Г.Хэмбли пишет: "Первая цель любого консультирования – это установление отношений доверия. Его можно описать, как возникновение раппорта или взаимного чувства близости... После того, как установлен раппорт путем хорошего выслушивания и четкой рефлексии, следующей стадией процесса консультирования является исследование. Установив отношения доверия и дав абоненту возможность выразить свои свои чувства и прояснить проблему, рассмотрев реальность и обсудив возможные подходы на следующем этапе процесса консультирования мы должны подтолкнуть его предпринять какие-то соответствующие действия" .
Некоторые авторы классифицируют варианты консультирования по позициям консультанта. Такая схема характеризует, с одной стороны, содержание его действий, а с другой – эмоциональный тон этих действий.
Так, Г.С.Абрамова, описывая позиции взаимодействующих в ситуации консультирования, выделяет:
1. Взаимодействие на равных.
2. Взаимодействие с позиции "сверху".
3. Взаимодействие с позиции "снизу" .
Здесь следует подчеркнуть то, что в процессе консультирования важны не столько схемы (хотя общее представление и понимание хода консультирования обязательны), сколько профессиональная и человеческая компетенция консультанта.