СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологическое консультирование как вид психологической помощи.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе раскрыты понятия : "психологическое консультирование"; цель, задачи и этапы психологического консультирования. 

Просмотр содержимого документа
«Психологическое консультирование как вид психологической помощи.»

Психологическое консультирование как вид психологической помощи.

В основе понимания «психологического консультирования» лежит концептуальная модель взаимодействия. Данную модель пропагандируют и описывают в своих трудах Г.С. Абрамова, Ю.А. Алёшина, А.О. Обозов.
    Общая задача психолога в консультировании, с точки зрения А.О. Обозова – «помощь в осознании, поиске путей решения, способов достижения принятых решений». Г.С. Абрамова считает, что «суть психологического консультирования состоит в том, чтобы психолог, пользуясь специальными профессиональными, научными знаниями, создал условия для другого человека, в которых он переживёт свои новые возможности в решении его психологических задач». Близкой к этому является позиция Ю.А. Алешиной, которая рассматривает консультирование, как определенным образом организованную беседу.

Целью является – «профессиональная помощь человеку в поиске путей разрешения или решении определенной трудной или проблемной ситуации, связанной с трудностями в межличностном общении». Таким образом, психологическое консультирование представляет собой область практической психологии, суть которой заключается в оказании психологом-консультантом психологической помощи клиенту в ходе специально организованной беседы, направленной на осознание клиентом сути проблемы и способов ее решения.

Цель консультирования - культурно-продуктивная лич­ность, обладающая чувством перспективы, действующая осоз­нанно, способная разрабатывать различные стратегии поведе­ния и способная анализировать ситуацию с различных точек зрения. Разговор с консультантом должен помочь человеку в ре­шении проблем и налаживании межличностных отношений с ок­ружающими. В целом эффективность консультативного процес­са связывают с личностным продвижением и ростом. По мнению Скалли и Хопсона, существует три основных цели консультиро­вания: помощь другим в их самоусилении, личностное развитие клиента и создание здоровых микро- и макросистем для функ­ционирования индивидуумов. При этом они настаивают, что главной является вторая цель, и в этом видят залог эффективно­сти консультирования.

В процессе консультирования консультант, как правило, по­этапно решает основные задачи: 1) помогает клиенту сориентиро­ваться в собственных проблемах, найти направление, в котором следует искать выход из затруднительной ситуации; 2) актуали­зирует личностные ресурсы и способности клиента, способствую­щие нахождению новых возможностей решения проблем. Соот­ветственно консультативная беседа имеет два аспекта: диагности­ческий и психотерапевтический. Для решения диагностической задачи консультанту нужно осуществить всесторонний анализ не­обходимой информации о клиенте и его ситуации и определить (идентифицировать) проблемы, заставившие обратиться за помо­щью. В первую очередь выясняются причины и источники воз­никновения и развития проблем клиента. Терапевтическая зада­ча - это процесс реализации помощи человеку с использованием специальных приемов и техник. Он включает психологическую поддержку, оптимизацию психического состояния и актуализа­цию собственных ресурсов клиента, эффективность которых будет намного выше, если коррекционная работа опирается на результа­ты решения диагностической задачи, помогающей установить оп­тимальные формы помощи, адекватной именно для этого случая.

Можно выделить основные «приметы» психологического консультирования: Психологическое консультирование является одним из видов психологической помощи;

Данная помощь носит практический процессуальный характер;

Оказывается специалистом, имеющим соответствующую квалификацию;

Для её реализации необходимо наличие клиента;

Присутствие в жизни клиента некого психологического дискомфорта, определяемого им или его ближайшим окружением как проблема;

Желание клиента решить данную проблему;

Целенаправленные действия консультанта, направленные на осознание клиентом сути проблемы и способов её разрешения;

При оказании психологической помощи консультант делает акцент на имеющиеся у клиента ресурсы;

Консультация проводится в конфиденциальной обстановке.

Суммируя все выше приведённые составляющие, можно определить психологическое консультирование как область практической психологии, цель которой заключается в оказании консультантом психологической помощи клиенту в ходе специально организованной беседы, направленной на осознание клиентом сути проблемы и способов её разрешения.

Необходимость в использовании услуг профессиональных консультантов возникает в тех случаях, когда при анализе и решении проблем организация, профессиональная группа или отдельный работник нуждаются в поддержке, которая может состоять в широком спектре действий - от разработки рекомендаций и предоставления значимой информации до непосредственного участия консультанта в осуществлении необходимых изменений. "Продукт консультирования - совет, который дают клиенту или, если основной акцент делается на внедрение, изменение, которое реально имеет место в организации работы клиента и обусловлено вмешательством консультанта" .

Ни одна из теоретических ориентаций или школ психологического консультирования не отражает все возможные ситуации взаимодействия консультанта и клиента.

В литературе можно встретить различные подходы к определению структуры процесса консультирования. В.Ю.Меновщиков указывает на приводимую в ряде литературных источников пятишаговую поэтапную модель процесса консультирования:

1 этап – установление контакта и ориентирование клиента на работу;

2 этап – сбор информации о клиенте, решение вопроса о том, "в чем проблема";

3 этап – осознание желаемого результата, ответ на вопрос: "Чего Вы хотите добиться?";

4 этап – выработка альтернативных решений, которую можно обозначить как: "Что еще мы можем сделать по этому поводу?";

5 этап-обобщение консультантом в форме резюме результатов 

взаимодействия с клиентом .

Г.Хэмбли пишет: "Первая цель любого консультирования – это установление отношений доверия. Его можно описать, как возникновение раппорта или взаимного чувства близости... После того, как установлен раппорт путем хорошего выслушивания и четкой рефлексии, следующей стадией процесса консультирования является исследование. Установив отношения доверия и дав абоненту возможность выразить свои свои чувства и прояснить проблему, рассмотрев реальность и обсудив возможные подходы на следующем этапе процесса консультирования мы должны подтолкнуть его предпринять какие-то соответствующие действия" .

Некоторые авторы классифицируют варианты консультирования по позициям консультанта. Такая схема характеризует, с одной стороны, содержание его действий, а с другой – эмоциональный тон этих действий.

Так, Г.С.Абрамова, описывая позиции взаимодействующих в ситуации консультирования, выделяет:

1. Взаимодействие на равных.

2. Взаимодействие с позиции "сверху".

3. Взаимодействие с позиции "снизу" .

Здесь следует подчеркнуть то, что в процессе консультирования важны не столько схемы (хотя общее представление и понимание хода консультирования обязательны), сколько профессиональная и человеческая компетенция консультанта.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!