СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проведение открытого урока в 8 классе «Физические и химические явления».

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивать дивергентное мышление через решение творческих заданий; формировать познавательную активность. повторить и углубить знания о физических и химических явлениях, выяснить их существенные отличия; сформировать понятие химических реакциях

Просмотр содержимого документа
«Проведение открытого урока в 8 классе «Физические и химические явления».»

Практическое применение технологий развития дивергентного мышления.

1.Проведение открытого урока в 8классе «Физические и химические явления».

Тема: физические и химические явления.

Цели.

  • Образовательные:

повторить и углубить знания о физических и химических явлениях, выяснить их существенные отличия; сформировать понятие химических реакциях; сформировать представление о признаках химических реакций и условиях их протекания по экспериментальным данным; совершенствовать навыки работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием; актуализировать правила техники безопасности на уроках химии.

  • Развивающие:

Развивать дивергентное мышление через решение творческих заданий; формировать познавательную активность.

  • Воспитательные:

  • Воспитывать лояльность и ответственность за результаты командной работы.

Дидактическое обеспечение: медный провод, мел, спиртовка, раствор соляной кислоты, гидроксида натрия, хлорида аммония, сульфата натрия, хлорида бария. Вода, фенолфталеин, пробиркодержатель, стеклышко, пробирки, штатив, тигельные щипцы, стеклянные палочки, карточки для МГС, инструктивные карточки, маркеры.

Тип урока: формирование и совершенствование умений и навыков.

Методы и приемы обучения: интерактивный, мини-лекция, приемы «Химическая эстафета», «Своя опора», ученический лабораторный опыт, демонстрации.

Девиз: «Человек может столько, сколько он знает».

Ход урока.

  1. Организация класса.

  2. Мотивация учебной деятельности.

Прием «Химическая эстафета».

Учитель. Сегодня мы должны вспомнить материал, изученный в курсе природоведения.

  • Процессы (изменения) происходящие в природе и мире, - это …(явления).

  • Явления бывают… (общественные, биологические, физические, химические).

  • Явления, происходящие вокруг нас каждый день… (учащиеся называют явления, учитель кратко записывает их на доске).

  • Предмет изучения науки химии…(Вещество).

  • Вещества имеют свойства…(физические и химические).

  • Явления, происходящие с веществами …(физические и химические).

  • Явления, в которых вещество не изменяется, - это …(Физические).

  • Явления, в которых вещества превращаются в другие, - это…(химические).

Итак, определим, к каким явлениям относятся те, которые вы назвали. (Учащиеся обозначают на доске, какие явления являются физическими, а какие – химическими, мотивируют ответ).

  1. Объявление темы и ожидаемых результатов.

Учитель. Наверное, вы уже догадались, что мы будем изучать на сегодняшнем уроке. Учащиеся записывают тему урока и план.

План.

1.Явления физические и химические.

2.Схемы химических реакций.

3.Условия возникновения и протекания химических реакций.

4.Признаки химических реакций.

Учитель. После этого урока вы сможете различать физические химические явления, будете формулировать, что такое химическая реакция и как называются вещества, участвующие в химических реакциях, сможете распознавать условия возникновения и протекания химических реакций, ознакомитесь со схемами химических процессов и сможете самостоятельно составлять химические уравнения.

IV.Предоставление необходимой информации для решения заданий.

Учитель. Обратимся к нашей опоре. Вы уже можете выполнить ее первое задание. Учащиеся формулируют определение физического и химического явлений, заполняют граф-схему на доске.

Демонстрация 1.

Нагревание воды в пробирке, наблюдение процесса выпаривания и конденсации водного пара на стеклышке. Учащиеся делают вывод: превратилась ли вода в другое вещество, какие это явления.

Демонстрация 2.

Изготовление спирали из медного провода, прокаливание провода в пламени спиртовки. Учащиеся делают выводы из наблюдений: какие это явления, что происходило с веществом, еще раз формулируют определение явлений.

Учитель. Теперь вы можете выполнить второе и третье задания нашей опоры.

Изменения, происходящие с веществом, вследствие химических явлений, описываются химическими реакциями.

Условная запись химической реакции:

А + В = С + D

Исходные продукты

вещества реакции

Какие условия нужно создать, чтобы началась химическая реакция?

Контакт веществ, определенный температурный режим, концентрирование (увеличение объема для газов, перемешивание для растворов, твердых веществ).

Теперь вы можете выполнить четвертое, пятое и шестое задание нашей опоры.



V.Интерактивное упражнение.

Учитель. По каким признакам можно отличить химическое явление (химическую реакцию) от физического, вы будете выяснять сами, работая в рабочих группах, которые создадите сами, согласно карточкам выбранным в начале урока. Учащиеся садятся за столы, руководствуясь подсказками и своими карточками (метод ситуативных групп – МСГ).

На ваших столах есть наборы реактивов и химической посуды, инструктивные карточки с заданиями и правилами техники безопасности, а еще карточка с творческими заданиями. Ваша задача: придерживаясь инструкций, осуществлять химический эксперимент, наблюдать его, сделать выводы о признаках химической реакции, чтобы потом презентовать свои выводы возле доски. В группе вам нужно выбрать спикера, который будет докладывать и заполнять свою опору в своем задании; инженера-технолога, который будет осуществлять эксперимент; секретаря, который будет записывать наблюдения и выводы, а также ответы на творческие задания; посредника, который будет следить за временем, и консультанта, который будет организовывать и направлять работу группы. Время – 15 минут.

Задание для первой группы.

CaCO3 + 2HCl → CaCl2 + H2O + CO2

Задание для второй группы.

BaCl2 + Na2SO4 → 2NaCl + BaSO4

Задание для третьей группы.

NaOH + HCl → NaCl + H2O

Фенолфталеин, изменение окраски.

Задание для четвертой группы.

NH4Cl + NaOH → NaCl + H2O + NH3

Появление запаха.

Задание для пятой группы. Горение спиртовки, выделение света и тепла.





Учащиеся-спикеры выходят к доске, заполняют граф-схему своими ответами, рассказывают о правилах техники безопасности, которые пришлось соблюдать. Учитель записывает схему реакции, демонстрирует соответствующие опыты.

Творческие (дивергентные) задания.

  • Может ли выделение газа сопровождать не только химические явления? Ваш пример.

  • Почему сжатие газа способствует возникновению химической реакции? Обоснуйте.

  • Среди химических явлений, которые вы сегодня наблюдали, выберите одно, для которого тепло является условием возникновения и протекания химической реакции, и одно, для которого тепло является признаком реакции.

  • В чем, по вашему мнению, отличие и сходство в понятиях «условие возникновения» и « условие протекания химической реакции»? Приведите свой пример.

  • В опыте, который выполняла третья группа, был использован фенолфталеин. Если его не было бы , протекала химическая реакция или нет? Докажите.

За все правильные ответы участники интерактива получают «химические деньги», которые в конце урока будут превращаться в баллы.

VI.Итоги урока. Рефлексия.

Учащиеся озвучивают всю опору, называют новые термины и понятия.

Ответьте на вопросы:

  • Что нового узнали?

  • Какие навыки приобрели?

  • Что было самым интересным?

  • Чем это может быть полезным в жизни?

  • Что запомнилось больше всего?

Учитель оценивает работу каждой группы и наиболее активных учащихся, ставит баллы.





VII.Домашнее задание.

Творческое задание: приведите примеры химических реакций, которые вам встречаются в быту. Опишите химические явления, которые их сопровождают.

Инструктивная карточка

для выполнения опыта по определению признаков химических реакций.

1.Возьми чистую пробирку, налей 2-3 мл раствора HCl.

2. Брось в пробирку кусочек мела.

3. Наблюдай, что происходит в пробирке.

4. Помни! HCl – кислота и может стать причиной ожога.

5. Сформулируй, что является признаком химической реакции, которую ты провел.

6. Если мел измельчить и перемешать с раствором HCl, что будем наблюдать? Объясни.

«Своя опора».

Явления.

1.Виды явлений, происходящих с веществами.

2. Определение.

3. Проявление физических явлений.

4. Схема химической реакции.

5. названия веществ, участвующих в химических реакциях.

6. Условия возникновения и протекания химических реакций.

7. Признаки химических реакций.









IV. Выработка собственного отношения.

Определение новизны данного педагогического опыта для учеников – взрослых с асоциальной позицией и большими пробелами в знаниях.

Опираясь на продолжительное исследование научно-методической проблемы и мой практический опыт, могу констатировать, что методику развития дивергентного мышления учащихся составляют:

  • Система работы учителя химии и биологии (приемы объяснения нового материала, приемы решения задач, формы проведения практических работ, типы домашних заданий, которые стимулируют к творческой деятельности)

  • Система химических и биологических заданий для учащихся (дивергентные задачи и задания на разных типах уроков и разных этапах урока);

  • требования к взаимодействию учителя и учащихся на уроках химии и биологии (творческая атмосфера на уроках, стимулирование инициативности учащихся, отказ от авторитарного стиля обучения и др.)

Список литературы.

1. Айсмонтас Б.Б. Теория обучения: схемы и тесты. М., 2010г.

2.Безрукова В.С. Все о современном уроке в школе: проблемы и решения. М., 2012г.

3.Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.,1996г

4.Гузеев В.В. Инновационные идеи в современном образовании. Школьные технологии. М, 2011г.

5.Глуховецкая О.В. Развитие дивергентного мышления учащихся в системе школьного образования. (Химия. Все для учителя, №7, 2014г).















7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!