СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проверочная работа: "Социальная структура и социальные отношения".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проверочный тест с обязательной и дополнительной частью для закрепления темы.

Просмотр содержимого документа
«Проверочная работа: "Социальная структура и социальные отношения".»

Проверочная работа по теме: «Социальная структура и социальные отношения»

Вариант 1

I. Обязательная часть.

1. Социальная мобильность это:

а) изменение места того или иного социального субъекта в социальной структуре

б) переход людей из одних общественных групп и слоев в другие (социальные перемещения)

в) движение к позициям с более высоким (соци­альное восхождение) или более низким (социаль­ное нисхождение) престижем

г) все перечисленное выше

2. В какой из стран процессы социальной мобильно­сти были затруднены в наибольшей степени?

а) в Древнем Египте б) в Древней Индии в) в Древнем Китае

3. Социальный статус это:

а) степень признания достоинств личности;

б) оценка обществом статуса личности

в) положение человека в обществе, определяемое его правами и обязанностями

4. Что из перечисленного характеризует прирожден­ный статус человека?

а) национальность, квалификация

б) социальное происхождение, национальность

в) образование, квалификация

5. Совокупность функций, выполняемых индивидом в обществе, образует содержание:

а) социального статуса б) социальной роли в) личного статуса г) авторитета

6. Под социальной справедливостью понимают:

а) прекращение всякой дискриминации личности, а также равенство в правах и возможностях

б) уравнительное распределение всего того, чем располагает общество (эгалитаризм)

в) обеспечение обществом жизненно важных по­требностей людей независимо от их трудового вклада и решение проблемы социальной защи­щенности

7. Слово «норма» латинского происхождения и означает буквально:

1) «хорошо»; 2) «право, порядок, поведение»; 3) « правило, образец»; 4) «ответственность».

8. Как называются социальные нормы, в которых выражаются пред­ставления людей о хорошем и плохом, о добре и зле, о справедливости и несправедливости?

1) нормы морали;2) нормы права;3) эстетические нормы.

9. Каким образом обеспечивается исполнение религиозных норм?

1) сознанием и верой в неизбежность кары за грехи отступление от этих норм;2) силой привычки людей при помощи общественного автори­тета;3) авторитетом или принудительной силой государства;4) внут­ренним убеждением людей либо силой общественного мнения; их наруше­ние встречает общественное осуждение.

10. Каким образом обеспечивается исполнение норм традиций и обыча­ев?

1) сознанием и религиозной верой в неизбежность кары за грехи от­ступление от этих норм;

2) силой привычки людей и при помощи обще­ственного авторитета;

3) авторитетом или принудительной силой госу­дарства;

4) внутренним убеждением людей либо силой общественного мнения; их нарушение встречает общественное осуждение.

11. Как называются социальные нормы, регулирующие отношения между личностью и властью, между социальными группами, государствами?

1) нормы традиций и обычаев; 2) нормы морали; 3) религиозные нормы; 4) политические нормы.

12. В реальности поведение людей в обществе:

1) далеко не всегда соответствует установленным социальным нормам;

2) всегда соответствует установленным социальным нормам;

3) никог­да не соответствует установленным социальным нормам.

13. Что может послужить примером позитивного отклоняющегося поведения?

1) свержение старых устоев; 2) проявление творческих наклонно­стей; 3) помощь ближнему в беде.

14. Социологическое объяснение причин отклоняющегося поведения со­стоит в следующем:

1) зависимость отклоняющегося поведения от кризисных явлений в общественном развитии;

2) зависимость отклоняющегося поведения от природных и климатических явлений;

3) зависимость отклоняющегося поведения от конфликта между господствующей культурой и культурой суб­культурой, отрицающей общепринятые нормы;

4) зависимость отклоняющегося поведения от внутреннего психологи­ческого состояния и стресса.

15. Субъектами социального конфликта являются:

1) индивиды; 2) социальные общности; 3) оба ответа верны.

16. Разделение общества на группы – это

1) маргинализация 3) демократизация

2) глобализация 4) стратификация




II. Дополнительная часть.

Прочитайте текст и выполните задания


Социальный статус

Социальный статус — определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Статус «учитель» имеет смысл только по отношению к статусу «ученик», но не отношению к продавцу, пешеходу или инженеру. Для них он - просто индивид. Учитель обязан передавать научные знания ученику, проверять и оценивать их, следить за дисциплиной. Он наделен правом не аттестовать ученика и оставить его на второй год. Ученик обязан регулярно посещать занятия, выполнять требования учителя, готовить домашние задания, учитель и ученик вступают друг с другом в социальные от­ношения как представители двух больших социальных групп, как носители социальных статусов.

Один человек обладает множеством статусов, так как уча­ствует во множестве групп и организаций. Например: мужчи­на, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор наук, человек средних лет, член редколлегии,

православный и т.д. Один человек может иметь два противоположных статуса, но по отношению к разным людям: для своих детей он отец, а для своей матери сын.

Совокупность всех статусов, занимаемых одним челове­ком, называется статусным набором. В статусном наборе обя­зательно найдется главный. Главным статусом именуют наи­более характерный для данного человека статус, с которым его отождествляют другие люди или он сам. Для мужчин чаще всего главным является статус, связанный с основным местом работы (директор банка, юрист, рабочий), а для женщин —- с местом жительства (домохозяйка). Хотя возможны и иные ва­рианты. Это значит, что главный статус относителен — он не связан однозначно с полом, расой или профессией. Главным всегда является тот статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения.

Яркий пример — известный российский хозяйственный и политический деятель Юрий Лужков. Несмотря на раз- нообразие его позиций в обществе (вплоть до сенатора, почетного профессора Российской академии наук и автора популярной книги о Москве), должность мэра столицы России – главный социальный статус этого человека.


По материалам сайта: http://www.anriintern.com/ind shtm]

(сервер бесплатного дистанционного образования)



17. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые части текста и озаглавьте каждую из них.

18. В тексте приводится точка зрения, согласно которой в статусном наборе обязательно найдется главный статус. Раз­деляете ли вы эту позицию? Приведите два аргумента в обос­нование своей позиции.

















Проверочная работа по теме: «Социальные отношения»

Вариант 2

I. Обязательная часть.

1. Приведите в соответствие тип социальной мо­бильности и его признаки:

1) изменение профессии

2) переезд из одного города в другой без изменения профессии

3) повышение квалификации в рамках одной про­фессии (инженер — ведущий инженер)

4) повышение уровня образования (техник, полу­чив высшее образование, стал начальником цеха)

5) понижение в должности

Вертикальная мобильность — ?

Горизонтальная мобильность — ?

2. Положение личности, занимаемое в обществе в со­ответствии с возрастом, полом, происхождением, семейным положением, называется:

а) корпоративным б) социальным в) нормативным

3. Социальный статус личности это:

а) имущественное положение человека

б) совокупность юридических прав и обязанностей

в) общепризнанное влияние какого-либо лица

г) определенное положение в системе обществен­ных отношений

4. Оценка обществом должности, профессии, вида деятельности это:

а) престиж б) социальный статус в) авторитет

5. Какие из приведенных определений характеризуют понятие социальной роли?

а) совокупность действий, которые должен выпол­нить человек, занимающий данный статус

б) модель поведения, ожидаемое поведение, ассо­циируемое с определенным статусом

в) совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должен вести се­бя человек в соответствии со своим статусом

6. Определение «Установленные в обществе правила, образцы, эталоны поведения людей, регулирующие общественную жизнь» относится к понятию:

1) социальные системы; 2) социальное взаимодействие; 3) социальные нормы; 4) социальные связи.

7. Основное назначение социальных норм состоит в там, что они:

1) направляют поведение, позволяют его контролировать, регулировать и оценивать;

2) способствуют возникновению социальных связей, которые превращаются со временем в социальные отношения;

3) предусматривают санкцию за неисполнения социально значимых требований.

8. Как называются социальные нормы, закрепляющие представления о прекрасном и безобразном в художественном творчестве и в поведении людей?

1) нормы морали; 2) нормы права; 3) эстетические нормы.

9. Каким образом обеспечивается исполнение правовых норм?

1) сознанием и религиозной верой в неизбежность кары за грехи отступление от этих норм;

2) силой привычки людей и при помощи общественного авторитета;

3) авторитетом или принудительной силой госу­дарства;

4) внутренним убеждением людей либо силой общественного мнения; их нарушение встречает общественное осуждение.

10. Как называются социальные нормы, в которых закрепляются при­вычные образцы поведения?

1) нормы традиций и обычаев; 2) нормы морали; 3) религиозные нормы; 4) политические нормы.

11. Определение «Исторически сложившееся правило поведения, став­шее общеобязательным в результате его многократного повторения» от­носится к понятию:

1) социальная традиция; 2) социальный обычай; 3) социальное взаимодействие; 4) социальная норма.

12. Как называется поведение, которое не соответствует требовани­ям принятых в обществе социальных норм?

1) противоправное; 2) отклоняющееся; 3) ненормальное; 4) ненормативное.

13. Негативное отклоняющееся поведение проявляется, прежде всего, в:

1) нарушении религиозных норм;2) отказе от повиновения стар­шим; 3) преступлениях и иных правонарушениях.

14. Выберите верный вариант ответа:

1) радикальные социальные перемены способствует возникновению отклоняющегося поведения;

2) неожиданный экономический подъем мо­жет способствовать возникновению отклоняющегося поведения;

3) вер­ного ответа нет;

4) оба ответа верны.

15. Объектом социального конфликта является:

1) то, по поводу чего произошло столкновение интересов;

2) социальные общности;

3) участники конфликта.

16. К социальным классам и слоям можно отнести:

1) группы, выделяемые по половозрастным признакам; 2) расы, на­ции, народности, племена;

3) группы, выделяемые по социальным при­знакам и сходным функциям в системе общественного разделения труда; 4) группы людей, постоянно проживающих на определенной территории, обладающих сходным образом жизни.



II. Дополнительная часть.

Прочитайте текст и выполните задания 17-18.


Социальный статус

Социальный статус — определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Статус «учитель» имеет смысл только по отношению к статусу «ученик», но не отношению к продавцу, пешеходу или инженеру. Для них он - просто индивид. Учитель обязан передавать научные знания ученику, проверять и оценивать их, следить за дисциплиной. Он наделен правом не аттестовать ученика и оставить его на второй год. Ученик обязан регулярно посещать занятия, выполнять требования учителя, готовить домашние задания, учитель и ученик вступают друг с другом в социальные от­ношения как представители двух больших социальных групп, как носители социальных статусов.

Один человек обладает множеством статусов, так как уча­ствует во множестве групп и организаций. Например: мужчи­на, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор наук, человек средних лет, член редколлегии, православный и т.д. Один человек может иметь два противоположных статуса, но по отношению к разным людям: для своих детей он отец, а для своей матери сын.

Совокупность всех статусов, занимаемых одним челове­ком, называется статусным набором. В статусном наборе обя­зательно найдется главный. Главным статусом именуют наи­более характерный для данного человека статус, с которым его отождествляют другие люди или он сам. Для мужчин чаще всего главным является статус, связанный с основным местом работы (директор банка, юрист, рабочий), а для женщин —- с местом жительства (домохозяйка). Хотя возможны и иные ва­рианты. Это значит, что главный статус относителен — он не связан однозначно с полом, расой или профессией. Главным всегда является тот статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения.

Яркий пример — известный российский хозяйственный и политический деятель Юрий Лужков. Несмотря на раз- нообразие его позиций в обществе (вплоть до сенатора, почетного профессора Российской академии наук и автора популярной книги о Москве), должность мэра столицы России – главный социальный статус этого человека.


По материалам сайта: http://www.anriintern.com/ind shtm]

(сервер бесплатного дистанционного образования)




17. Как (по тексту) определяется социальный статус человека? Приведите два примера связи прав и обязанностей носителей разных статусов.

18. Автор отмечает, что социальный статус проявляется через систему прав и обязанностей человека одного социального статуса по отношению к человеку иного социального статуса. Каким примером он иллюстрирует этот вывод? Приведите свой пример, подтверждающий это положение.



















Проверочная работа по теме: «Социальные отношения»

Вариант 3

I. Обязательная часть.

1. Социальная мобильность это:

а) только групповые перемещения

6) только индивидуальные перемещения

в) групповые и индивидуальные перемещения

2. Как называется положение, которое человек зани­мает в первичной социальной группе в зависимо­сти от его человеческих качеств?

а) личный статус б) социальный статус в) престиж

3. Какое понятие социального статуса является наи­более верным?

а) социальный статус — социальное положение человека в обществе

б) социальный статус — определенная позиция в социальной структуре группы или общества, свя­занная с другими позициями через систему прав и обязанностей

в) социальный статус — положение человека, ко­торое он занимает как представитель большой со­циальной группы

4. Оценка обществом конкретного человека, его качеств это:

а) престиж б) социальный статус в) авторитет г) уважение

5. Социальная справедливость — это:

а) обобщенная оценка отношений между людьми, их группами и слоями

б) один из основных общечеловеческих идеалов

в) один из принципов, провозглашаемых в качест­ве основы деятельности властных структур, обще­ственных организаций или движений

г) все перечисленное выше

6. Что в древнем мире способствовало соблюдению правил человеческого поведения?

1) осознание собственного места в социальной группе;2) чувство долгa и моральной ответственности;3) уважение к власти;4) страх перед наказанием за их нарушение при жизни или после смерти.

7. Социальные нормы:

1) имеют божественное происхождение; 2) вырабатываются обще­ством; 3) устанавливает каждый сам для себя.

8. Как называются социальные нормы, содержащие формально определенные правила поведения, установленные либо санкционированные государством?

1) нормы морали;2) нормы права;3) эстетические нормы.

9. Каким образом обеспечивается исполнение норм морали?

1) сознанием и религиозной верой в неизбежность кары за грехи от­ступление от этих норм;

2) силой привычки людей и при помощи обще­ственного авторитета;

3) авторитетом или принудительной силой государства;

4) внутренним убеждением людей либо силой общественного мнения; их нарушение встречает общественное осуждение.

10. Как называются социальные нормы, содержащиеся в текстах свя­щенных книг либо установленные религиозными организациями?

1) нормы традиций и обычаев; 2) нормы морали; 3) религиозные нормы; 4) политические нормы.

11. Соблюдение любых социальных норм обычно обеспечивается:

1) внутренними убеждениями людей;

2) путем применения к ним социальных поощрений и социальных наказаний (санкций);

3) оба ответа верны;

4) верного ответа нет.

12. Бывают ли случаи, когда отклоняющееся поведение носит позитив­ный характер?

1) да, отклонения от норм могут иметь полезные для общества послед­ствия, направленные на улучшение общественных отношений;

2) нет, отклоняющееся поведение всегда негативно сказывается на жизни общества.

13. Определение «Соответствие между социальной ролью и социальным положением, между их правами и обязанностями, деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием» относится к понятию:

1) социальное противостояние; 2) социальное равновесие; 3) социальная справедливость.

14. Определение «Отношение между сторонами социального взаимо­действия, связанное с противоречием их интересов» относится к понятию:

1) социальное противостояние; 2) социальный спор; 3) социальный конфликт.

15. Наиболее рациональной стратегией отношения к социальным кон­фликтам является:

1) подавление (ликвидация оппонента);

2) регулирование, которое осуществляется путем переговоров;

3) уклонение от конфликта.

16. Основу стратификации общества составляет: 1) иерархия статусов; 2) система социальных норм; 3) деление общества по национальному признаку.



II. Дополнительная часть.

Прочитайте текст и выполните задания 17-18.


Социальный статус

Социальный статус — определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Статус «учитель» имеет смысл только по отношению к статусу «ученик», но не отношению к продавцу, пешеходу или инженеру. Для них он - просто индивид. Учитель обязан передавать научные знания ученику, проверять и оценивать их, следить за дисциплиной. Он наделен правом не аттестовать ученика и оставить его на второй год. Ученик обязан регулярно посещать занятия, выполнять требования учителя, готовить домашние задания, учитель и ученик вступают друг с другом в социальные от­ношения как представители двух больших социальных групп, как носители социальных статусов.

Один человек обладает множеством статусов, так как уча­ствует во множестве групп и организаций. Например: мужчи­на, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор наук, человек средних лет, член редколлегии, православный и т.д. Один человек может иметь два противоположных статуса, но по отношению к разным людям: для своих детей он отец, а для своей матери сын.

Совокупность всех статусов, занимаемых одним челове­ком, называется статусным набором. В статусном наборе обя­зательно найдется главный. Главным статусом именуют наи­более характерный для данного человека статус, с которым его отождествляют другие люди или он сам. Для мужчин чаще всего главным является статус, связанный с основным местом работы (директор банка, юрист, рабочий), а для женщин —- с местом жительства (домохозяйка). Хотя возможны и иные ва­рианты. Это значит, что главный статус относителен — он не связан однозначно с полом, расой или профессией. Главным всегда является тот статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения.

Яркий пример — известный российский хозяйственный и политический деятель Юрий Лужков. Несмотря на разнообразие его позиций в обществе (вплоть до сенатора, почетного профессора Российской академии наук и автора популярной книги о Москве), должность мэра столицы России – главный социальный статус этого человека.


По материалам сайта: http://www.anriintern.com/ind shtm]

(сервер бесплатного дистанционного образования)


17. Что (по тексту) подразумевается под понятием «статусный набор»? Статусы, каких типов можно выделить в статусном наборе?

18. Сергею М. несколько дней от роду. В своей жизни он еще не успел ничего сделать. Можно ли говорить о наличии социального статуса у Сергея? Охарактеризуйте его. Ответ аргументируйте.




















Проверочная работа по теме: «Социальные отношения»



Вариант- 1

Вариант - 2

Вариант - 3

1. г;


1. а—1, 4, 5, 6—2, 3;


1. в;


2. б;


2. 6;


2. а;


3. в;


3. г;


3. 6;


4. б;


4. а;


4. в;


5. б;


5. а, 6;


5. г;


6. а, в;


6.3;


6.4;


7.3;


7.1;


7.2;


8. 1;


8.3;


8.2;


9.1;


9.3;


9.4;


10.2;


10.1;


10.3;


11.4;


11.2;


11.3;


12.1;


12.2;


12.1;


13.2;


13.3;


13.3;


14.1;


14.4;


14.3;


15.3


15.1


15.2


16 - 4

16-3

16 -1




17. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые части текста и озаглавьте каждую из них. Могут быть выделены следующие смысловые части:

1) понятие «социальный статус»;

2) статусный набор;

3) главный статус.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не иска­жающие основной идеи фрагмента, и выделение дополнитель­ных смысловых блоков.


18. В тексте приводится точка зрения, согласно которой в статусном наборе обязательно найдется главный статус. Раз­деляете ли вы эту позицию? Приведите два аргумента в обос­нование своей позиции.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) выражено мнение учащегося: выбрана та или иная точка зрения;

2) приведены два аргумента (объяснения), например: в случае согласия с данной точкой зрения может быть ука­зано, что

- главным называется наиболее характерный для конкретного человека статус, у каждого он свой;

- главным выступает тот статус, который на текущий момент определяет стиль поведения и образ жизни данного человека;

в случае несогласия может быть указано, что…

17. Как автор определяет социальный статус человека? Приведите два примера связи прав и обязанностей носителей разных статусов.

В правильном ответе дано определение: «социальный ста­тус — определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систем)

прав и обязанностей». Приведены примеры:

1) водитель — участник дорожного движения и инспектор ГИБДД;

2) режиссер-постановщик спектакля и артист, играющий роль в спектакле.


18. Автор отмечает, что социальный статус проявляется через систему прав и обязанностей человека одного социального статуса по отношению к человеку иного социального статуса. Каким примером он иллюстрирует этот вывод? Приведите свой пример, подтверждающий это положение.

В ответе должен быть указан пример отношений учителя и ученика. В качестве собственного примера могут быть указа­ны отношения врача и его пациента.


17. Что автор подразумевает под понятием «статусный набор»? Статусы, каких типов можно выделить в статусном наборе?

В правильном ответе должно быть отмечено, что это совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком»»

зван главный статус и неглавные.


18. Сергею М. несколько дней от роду. В своей жизни он еще не успел ничего сделать. Можно ли говорить о наличии социального статуса у Сергея? Охарактеризуйте его. Ответ аргументируйте.

В ответе должно быть указано, что человек обладает соци­альным статусом с момента рождения, так как с этого момента он наделен правами и обязанностями по отношению к окру­жающему его обществу. Следовательно, новорожденный Сер­гей М. имеет свой социальный статус: он сын, внук, житель страны, член этнической группы.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!