Проверочная работа по РУССКОМУЯЗЫКУ 6ласс. ВПР 4
Пояснение к образцу проверочной работы
На выполнение проверочной работы по русскому языку даётся 90 минут. Работа включает в себя 14 заданий. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы. При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, иными справочными материалами. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий. Желаем успеха!
Перепишите текст 1 , раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
Модест Мусоргский один из в..личайших русских к..мпозиторов. Где наход..т..ся его музей спрос..ш.. ты.
Отправ..мся в путь по ш..ссе Москва−Рига. Доедем до с..ла (К,к)арево. (З/с)десь распол..гает..ся (не)большая уса(д/т)ьба в ней р..дился к..мпозитор. Всё тут, как прежде. Р..стёт старая ива у пруд..ка кусты (бледно)розовой с..рен.. у д..ревя(н,нн)ого дома. Извилистые тр..пинки и д..ро(ж/ш)ка б..гут от него к оз..ру.
(4) Сохр..нилась и просёлоч..ная д..рога но по ней (н..)кто (не)езд..т.
С х..лма открыва..т..ся уд..вител..ный вид. У мес..ных(2) ж..телей существу..т такое пр..дание. Музыкант любил(3) с этого х..лма люб..ват..ся (не)глубок..м но широк..м оз..ром с (много)числе(н,нн)ыми остр..(в/ф)ками на нём.
Приволье (не)об..ятная ширь закатный луч.. со..нца остались в музык.. и восторженной душе русского к..мпозитора.
(По Е. Нестеренко)
2.Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(2) – морфемный и словообразовательный разборы слова;
(3) – морфологический разбор слова;
(4) – синтаксический разбор предложения.
3. В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения.
4. Поставьте знак ударения в следующих словах: (Над) воротами, алфавитный, партер, квартал.
5. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Ребята не оставили беспомощных птенцов, а на второй день вернули их наседке.
6. Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова (слов). Запишите правильный вариант формы слова (слов).
1) брат сильнее всех 2) к восемьдесяти скрепкам
3) яблочная повидло 4) у трёх учениц
7. Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Еловый лес тёмен и угрюм.
2) Весенний воздух чистый и свежий.
3) Всё говорило о приближении весны.
4) Чтение лучшее учение.
8. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Прилетают иволги в подмосковные леса в конце мая наполняют лес нежным пением.
2) Обычно иволга живёт в кроне лиственного дерева она не терпит никакого соседства.
3) Спой мне иволга песню пустынную!
4) Нежный свист иволги напоминает звуки флейты или свирели.
ВПР 4
Прочитайте текст 2 и выполните задания 9−13.
Текст 2
(1)Прапрадедушка современного баскетбола назывался «пок-та-пок». (2)Этой игрой более 2500 лет назад увлекались индейцы из племени инков, майя и ацтеков, которые жили на земле нынешней Мексики. (3)Площадка для игры была окружена высокой каменной стеной, на противоположных концах которой высоко висело по деревянному кольцу. (4)Две команды по 3–4 человека в каждой соревновались, кто забросит больше шаров в кольцо противника. (5)Сделать это было трудно: по тогдашним правилам играть разрешалось только локтями, коленями или бёдрами. (6)Игравшего кистями строго наказывали.
(7)Второе рождение баскетбола относят к 1890 году. (8)Доктор Нейсмит − преподаватель физкультуры в американском институте − обратил внимание на то, что уроки физкультуры проходят из рук вон плохо. (9)Нейсмит придумал, как растормошить скучающих студентов. (10)Он прикрепил корзины из-под персиков к ограждению вокруг зала и предложил своим питомцам бросать в них футбольный мяч. (11)«Как называется эта
игра?» – поинтересовался директор. (12)«Пока она безымянная», – ответил Нейсмит. (13)Но тут же возразил: «А собственно, почему безымянная? (14)Играют в неё мячом, бросают его в корзину, так пусть игра называется "мяч-корзина" – "бол-баскет" или, ещё лучше, "корзина-мяч" – "баскетбол"». (15)Играли в «корзину-мяч» по 9 человек в каждой команде, потому что студентов в группе, которая первой освоила баскетбол, было 18. (16)Вскоре весть о новой игре разнеслась по всему институту, и многие студенты-зрители приходили
«поболеть».
(17)Со времени первых матчей прошло много лет, но баскетбол знают и по-прежнему любят во всём мире. (18)Это один из самых зрелищных и азартных видов спорта.
(По Г. Юрмину)
9. Определите и запишите основную мысль текста.
10. Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.
11. Какие факты, по мнению автора текста, свидетельствуют о находчивости преподавателя физкультуры?
12. Определите и запишите лексическое значение слова «забросить» из предложения 4. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении
13. Определите стилистическую окраску слова «растормошить» из предложения 9, запишите. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.
14. Объясните значение фразеологизма путаться под ногами, запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.
Система оценивания проверочной работы по русскому языку. ВПР 4
№ | Содержание верного ответа и указания по оцениванию | Баллы |
| Модест Мусоргский – один из величайших русских композиторов. «Где находится его музей?» – спросишь ты. Отправимся в путь по шоссе Москва–Рига. Доедем до села Карево. Здесь располагается небольшая усадьба, в ней родился композитор. Всё тут, как прежде. Растёт старая ива у прудика, кусты бледно-розовой сирени у деревянного дома. Извилистые тропинки и дорожка бегут от него к озеру. (4) Сохранилась и просёлочная дорога, но по ней никто не ездит. С холма открывается удивительный вид. У местных(2) жителей существует такое предание. Музыкант любил(3) с этого холма любоваться неглубоким, но широким озером с многочисленными островками на нём. Приволье, необъятная ширь, закатный луч солнца остались в музыке и восторженной душе русского композитора. | |
К1 | Соблюдение орфографических норм | |
| Орфографических ошибок нет (или допущена одна не грубая ошибка). При оценивании выполнения задания по критерию К1 учитываются только ошибки, сделанные при вставке пропущенных букв, раскрытии скобок, восстановлении слитного, раздельного и дефисного написания слов | 4 |
| Допущено не более двух ошибок | 3 |
| Допущены три-четыре ошибки | 2 |
| Допущены пять ошибок | 1 |
| Допущено более пяти ошибок | 0 |
К2 | Соблюдение пунктуационных норм | |
| Пунктуационных ошибок нет | 3 |
| Допущена одна ошибка | 2 |
| Допущены две ошибки | 1 |
| Допущено более двух ошибок | 0 |
К2 | Правильность списывания текста | |
| Текст переписан без ошибочно (нет пропущенных и лишних слов, нет слов с изменённым графическим обликом). ИЛИ Допущено не более трёх описок и ошибок следующего характера: 1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке); 2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово. | 2 |
| Допущено четыре–семь описок и ошибок следующего характера: 1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке); 2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово. | 1 |
| Допущено более семи описок и ошибок следующего характера: 1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке); 2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово. | 0 |
| Максимальный балл | 9 |
Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(2) – морфемный и словообразовательный разборы слова;
местных(2) местных местный←место (суффиксальный способ)
любил(3)
1. Любил (что делал?) – глагол, н. ф. – любить.
2. Пост. – несов. вид, невозвр., переходн., II спр.; непост. – в форме изъявит. накл., прош. вр.,
м. р., ед. ч.
3. В предложении является сказуемым.
(4) – синтаксический разбор предложения.
Извилистые тропинки и дорожка бегут от него к озеру.(4)
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, с однородными подлежащими.
Грамматическая основа: тропинки (и) дорожка (однородные подлежащие, выражены именами существительными), бегут (сказуемое, выражено глаголом). Второстепенные члены предложения: (тропинки) извилистые – определение, выражено
именем прилагательным; (бегут) от него – обстоятельство (возможно: дополнение), выражено местоимением с предлогом; (бегут) к озеру – обстоятельство (возможно: дополнение), выражено именем существительным с предлогом.
№ | Указания по оцениванию | Баллы |
К1 | Выполнение морфемного разбора | |
| Разбор выполнен верно | 3 |
| При разборе допущена одна ошибка | 2 |
| При разборе допущены две ошибки | 1 |
| При разборе допущено более двух ошибок | 0 |
К2 | Выполнение словообразовательного разбора | |
| Разбор выполнен верно | 3 |
| При разборе допущена одна ошибка | 2 |
| При разборе допущены две ошибки | 1 |
| При разборе допущено более двух ошибок | 0 |
К3 | Выполнение морфологического разбора | |
| Разбор выполнен верно | 3 |
| При разборе допущена одна ошибка | 2 |
| При разборе допущены две ошибки | 1 |
| При разборе допущено более двух ошибок | 0 |
К4 | Выполнение синтаксического разбора предложения | |
| Разбор выполнен верно | 3 |
| При разборе допущена одна ошибка | 2 |
| При разборе допущены две ошибки | 1 |
| При разборе допущено более двух ошибок | 0 |
| Максимальный балл | 12 |
В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) распознавание слова: доедем; 2) объяснение причины несовпадения количества букв и звуков в слове, например: в слове шесть букв и семь звуков, так как буква е обозначает два звука. Объяснение причины несовпадения количества букв и звуков в слове может быть представлено в иной формулировке | |
Распознавание слова | |
Правильно определено и выписано слово | 1 |
Неправильно определено и выписано слово. ИЛИ Слово не выписано | 0 |
Объяснение причин несовпадения количества букв и звуков в слове | |
Верно объяснена причина несовпадения количества букв и звуков в слове | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Поставьте знак ударения в следующих словах.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
(Над) воро́тами, алфави́тный, парте́р, кварта́л | |
Верно поставлено ударение во всех словах | 2 |
Верно поставлено ударение только в трёх словах | 1 |
Верно поставлено ударение только в одном-двух словах. ИЛИ Ударение во всех словах поставлено неверно / не поставлено | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Не всякое гусиное перо годилось для письма, из десяти выбиралось одно-два.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию | Баллы |
сущ. част. глаг. прил. сущ. союз предл. числ. сущ. глаг. мест. сущ. Ребята не оставили беспомощных птенцов, а на второй день вернули их наседке Отсутствие указания части речи над словом в записанном предложении приравнивается к ошибке. | |
Верно определены все части речи в предложении | 3 |
Допущена одна ошибка | 2 |
Допущены две ошибки | 1 |
Допущено более двух ошибок | 0 |
Максимальный балл | 3 |
6. Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова (слов). Запишите правильный вариант формы слова (слов).
Содержание верного ответа и указания по оцениванию | Баллы |
К восьмидесяти скрепкам, яблочное повидло | |
Верно выписаны и исправлены две формы слов | 2 |
Верно выписана и исправлена одна форма слова | 1 |
Не выписано ни одной ошибочной формы слова (слов). ИЛИ Выписаны, но не исправлены ошибочные формы слов | 0 |
Максимальный балл | 2 |
7. Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) распознавание предложения и места постановки тире: Чтение – лучшее учение; 2) обоснование выбора предложения: В этом предложении подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в им. п. ИЛИ сущ., им. п. сущ., им. п. Чтение – лучшее учение; Обоснование выбора может быть сформулировано иначе | |
Распознавание предложения и места постановки тире | |
Правильно определено предложение и место постановки тире | 1 |
Правильно определено предложение, но место постановки тире определено не верно. ИЛИ Ответ не правильный | 0 |
Обоснование выбора предложения | |
Верно обоснован выбор предложения | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
8. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания: Спой мне, иволга, песню пустынную! 2) обоснование выбора предложения: Это предложение с обращением. ИЛИ Обращение. ИЛИ Обращение внутри предложения. Обоснование выбора может быть сформулировано иначе | |
Распознавание предложения и расстановка знаков препинания | |
Правильно определено предложение и расставлены знаки препинания | 2 |
Правильно определено предложение, при расстановке знаков препинания допущена одна ошибка | 1 |
Правильно определено предложение, при расстановке знаков препинания допущены две ошибки или более. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Обоснование выбора предложения | |
Верно обоснован выбор предложения | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
9. Определите и запишите основную мысль текста.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Основная мысль текста. В разные времена и в разных странах баскетбол всегда являлся любимым и зрелищным видом спорта. Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке | |
Основная мысль определена верно, полно; предложение построено правильно, в нём употреблены слова в свойственном им значении | 2 |
Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; предложение построено правильно, в нём употреблены слова в свойственном им значении. ИЛИ Основная мысль определена верно, полно; в предложении допущены один-два речевых недочёта. ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в предложении допущен один речевой недочёт | 1 |
Основная мысль определена верно, полно; в предложении допущено более двух речевых недочётов. ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в предложении допущены два и более речевых недочёта. ИЛИ Основная мысль не определена / определена не верно независимо от наличия/отсутствия речевых недочётов в построении предложения и слово употреблении | 0 |
Максимальный балл | 2 |
10. Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Примерный план. 1. Далёкий предок баскетбола. 2. Второе рождение баскетбола. 3. Баскетбол – зрелищная и любимая всеми игра | |
В плане в той или иной форме должно быть последовательно представлено содержание текста | |
В плане последовательно отражено содержание текста; план состоит из трёх пунктов; словосочетания или предложения (пункты плана) построены правильно (с соблюдением порядка слов), в них употреблены слова в свойственном им значении | 3 |
В плане последовательно отражено содержание текста, план состоит из трёх пунктов, в построении словосочетаний или предложений (пунктов плана) и слово употреблении допущены один – два недочёта | 2 |
В плане последовательно отражено содержание текста, план состоит из трёх пунктов, в построении словосочетаний или предложений (пунктов плана) и слово употреблении допущено более двух недочётов. ИЛИ В плане последовательно отражено содержание текста, план содержит только два корректных пункта, в построении словосочетаний или предложений (пунктов плана) и словоупотреблении допущены один - два недочёта. ИЛИ В плане нарушена последовательность содержания текста, план содержит не менее двух пунктов, в построении словосочетаний или предложений (пунктов плана) и словоупотреблении допущены один-два недочёта | 1 |
План не соответствует условиям выставления 3, 2 и 1 балла, в том числе содержит только один корректный пункт. ИЛИ План не составлен | 0 |
Максимальный балл | 3 |
11. Какие факты, по мнению автора текста, свидетельствуют о находчивости преподавателя
физкультуры?
Содержание верного ответа и указания по оцениванию | Баллы |
Ответ может быть сформулирован так: Преподаватель физкультуры решил сделать свои уроки интересными и придумал, как растормошить скучающих студентов: он прикрепил корзины из-под персиков к ограждению вокруг зала и предложил своим питомцам бросать в них футбольный мяч. Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке | |
Дан правильный ответ; в предложении (-ях) может быть допущен один речевой недочёт или допущена одна орфографическая, или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка | 2 |
Дан правильный ответ; в предложении (-ях) могут быть допущены один речевой недочёт и одна орфографическая, или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка. ИЛИ Дан правильный ответ; в предложении (-ях) могут быть допущены один речевой недочёт и две орфографические ошибки при отсутствии пунктуационных и грамматических ошибок. ИЛИ Дан правильный ответ; в предложении (-ях) могут быть допущены один речевой недочёт и две пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических и грамматических ошибок. ИЛИ Дан правильный ответ; в предложении (-ях) могут быть допущены один речевой недочёт и две грамматические ошибки при отсутствии орфографических и пунктуационных ошибок. Всего в ответе могут быть несколько предложений, в сумме может быть допущено не более трёх ошибок (в их числе – только один речевой недочёт) | 1 |
Дан правильный ответ; в предложении (-ях) допущено более трёх ошибок. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
12. Определите и запишите лексическое значение слова «забросить» из предложения 4. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) распознавание лексического значения слова в данном контексте. В контексте указанного в задании предложения может быть дано такое объяснение: Забросить – бросить, метнуть куда-нибудь. (Может быть дано иное, близкое по смыслу объяснение. В объяснении в той или иной форме в контексте указанного в задании предложения должно быть сформулировано значение слова.) 2) самостоятельно составленное предложение, в контексте которого данное многозначное слово употреблено в другом значении. Вариант ответа: Сестра увлеклась бисероплетением и забросила свои занятия музыкой. Возможны варианты предложения, в контексте которых данное многозначное слово употреблено в иных значениях. | |
Распознавание лексического значения слова в данном контексте | |
Верно объяснено значение слова | 1 |
Неверно объяснено значение слова. ИЛИ Объяснение значения слова не дано | 0 |
Составление предложения, в контексте которого данное многозначное слово употреблено в другом значении | |
Дан правильный ответ; в предложении может быть допущен один речевой недочёт или допущена одна орфографическая, или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка | 2 |
Дан правильный ответ; в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и одна орфографическая, или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка. ИЛИ Дан правильный ответ; в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две орфографические ошибки при отсутствии пунктуационных и грамматических ошибок. ИЛИ Дан правильный ответ; в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических и грамматических ошибок. ИЛИ Дан правильный ответ; в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две грамматические ошибки при отсутствии орфографических и пунктуационных ошибок. Всего в составленном предложении в сумме может быть допущено не более трёх ошибок (в их числе – только один речевой недочёт) | 1 |
Дан правильный ответ; в предложении допущено более трёх ошибок. ИЛИ Ответ не правильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
13. Определите стилистическую окраску слова «растормошить» из предложения 9, запишите. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) распознавание стилистической окраски слова: растормошить – разговорное; 2) подбор синонима к данному слову. Правильный ответ может содержать один из следующих синонимов: растормошить – расшевелить, разбудить. Могут быть подобраны другие синонимы | |
Распознавание стилистической окраски слова | |
Верно определена стилистическая окраска слова | 1 |
Неверно определена / не определена стилистическая окраска слова | 0 |
Подбор синонима к слову | |
Верно подобран синоним к данному слову | 1 |
Не верно подобран / не подобран синоним к данному слову | 0 |
Максимальный балл | 2 |
14. Объясните значение фразеологизма путаться под ногами, запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) объяснение значения фразеологизма: Путаться под ногами – находясь рядом, поблизости, мешать своим присутствием, отвлекая от дела. 2) толкование ситуации в заданном контексте, например: Перед Новым годом ребята решили украсить дом. Они достали гирлянды, мишуру, блестящий дождь. Младший брат хватал по очереди все украшения и всё время путался под ногами. Так что работа затянулась. Могут быть представлены другие жизненные ситуации, в которых возможно употребление указанного фразеологизма | |
Объяснение значения фразеологизма | |
Верно объяснено значение фразеологизма | 2 |
В целом верно объяснено значение фразеологизма‚ но в объяснении есть неточность | 1 |
Не верно объяснено значение фразеологизма. ИЛИ Объяснение значения фразеологизма не дано | 0 |
Толкование ситуации в заданном контексте | |
Фразеологизм правильно истолкован в контексте представленной ситуации, представленная ситуация корректна с этической точки зрения | 2 |
Фразеологизм правильно истолкован в контексте представленной ситуации, выбор представленной ситуации не удачен с этической точки зрения | 1 |
Фразеологизм неправильно истолкован в контексте представленной ситуации, представленная ситуация корректна с этической точки зрения. ИЛИ Фразеологизм правильно истолкован в контексте представленной ситуации, представленная ситуация не корректна с этической точки зрения. ИЛИ Фразеологизм неправильно истолкован в контексте представленной ситуации, представленная ситуация не корректна с этической точки зрения | 0 |
Максимальный балл | 4 |
Система оценивания выполнения всей работы.
Максимальный балл за выполнение работы−51.
Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале.
Отметка по пятибалльной шкале | 5 | 4 | 3 | 2 |
Первичные баллы | 0 - 24 | 25 - 34 | 34 - 44 | 44 - 51 |
Источник: https://rus6-vpr.sdamgia.ru/problem?id=450