Число имён существительных
1. Прочитай. Отметь √ ряд слов, где даны формы одного и того же имени существительного. Укажи над ними число.
дождь, дождик, дождинка, дождевик
дождь, дожди, (под)дождём, (к)дождю
• Выдели в однокоренных словах корень.
2. Прочитай. Укажи над именами существительными их число.
У одуванчика в каждом шарике семена с пушистыми хохолками. Ветер разносит эти пушинки. Где приземлятся такие парашютики, вырастет новый цветок. (В. Зотов)
• Подчеркни имена существительные, которыми автор заменяет выделенное слово.
3*. Прочитай. Подчеркни имена существительные, которые изменяются по числам. Запиши эти слова, а рядом запиши эти же слова, но в другом числе.
Озеро Байкал, планета Марс, гора Эльбрус, город Омск.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
• Укажи число над собственными именами существительными.
4. Прочитай. Отметь √ ряд слов, в котором все имена существительные употреблены в единственном числе.
девочка, пальто, кефир, каникулы
щавель, солнце, ножницы, туфли
варенье, сахар, тростник, январь
• Подчеркни слова, которые не изменяются по числам и употребляются только в одном числе.
• Укажи число каждого имени существительного.
5. Прочитай. Укажи число имён существительных. Подчеркни слова, которые употребляются только во множественном числе.
Слесарь
Мне нужны такие вещи: Ключ, напильник и ножовка,
Молоток, тиски и клещи, А всего нужней — Сноровка!
(Б. Заходер)
• Какую группу имён существительных можно составить из слов стихотворения? Напиши название группы и выпиши любые четыре слова из этой группы.
__________________
_______________,____________________,__________________,____________
• Отметь √ синонимы к слову сноровка.
ловкость храбрость честность мастерство
6*. Прочитай. Запиши каждое слово в форме множественного числа. Обозначь в словах ударение.
договор — _________________ шофёр —_____________________ месяц — _____________________ магазин —____________________ километр — _____________________ простыня — ___________________
7*. Прочитай. Определи, сколько здесь предложений. Расставь, где нужно знаки препинания. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы.
• Укажи число выделенных имён существительных.
Х__р__ша ель з__мой особенно хороша ель зимой т__жёлые шапки белого чистого снега в__сят на её раскидистых ветвях-лапах высокие в__ршины украшены гирляндами лиловых ш__шек в зимние звёз__ные и лунные ночи блестит на в__твях ели снег сказочным кажется дер__во. (И. Соколов-Микитов)
_____________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
• Подбери и запиши заглавие к тексту. Подчеркни предложение, в котором выражена главная мысль текста.