СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова.»

Технологическая карта урока русского языка


Тема урока: Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова.

Класс: 2 «Г».

Тип урока: «открытие» новых знаний.

Форма проведения урока: традиционный урок с элементами игры.

Формы работы на уроке: индивидуальная, фронтальная, в парах.

Средства обучения: учебник Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина «Русский язык» 1ч., карточки для индивидуальной работы, «Смайлик», картинки для наглядного показа, доска, мел, тетради учеников.

Используемые технологии: здоровьесберегающие технологии, технология проблемного обучения, игровые технологии.

Понятия (способы действия), которые должны быть сформированы на уроке: парные согласные, проверочное слово, однокоренное слово.

Ожидаемые результаты:

  • предметные;















  • метапредметные:

личностные:





регулятивные:









познавательные:








коммуникативные:

Ученик научится:

  • называть основные языковые единицы (звуки, буквы, слова);

  • находить ударный слог в слове;

  • понимать различия между звонкими и глухими согласными звуками;

  • понимать, почему парные звонкие и глухие согласные в корне слова являются орфограммой;

  • выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и на общность написания корней.


Ученик получит возможность научиться:

  • понимать неоднозначность соотношения «звук-буква», объяснять случаи расхождения в написании и произношении при передаче звуков в слабых позициях (парные звонкие-глухие согласные в корне слова).




Ученик научится:

  • оценивать свою учебную деятельность.

Ученик получит возможность научиться:

  • адекватно понимать причины успешности/неуспешности учебной деятельности.


Ученик научится:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • работать по предложенному учителем плану.

Ученик получит возможность научиться:

  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнении как по ходу его реализации, так и в конце действия.


Ученик научится:

  • ориентироваться в учебнике;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Ученик получит возможность научиться:

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.


Ученик научится:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

  • слушать и понимать речь других.

Ученик получит возможность научиться:

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Методические задачи урока:

Обучающие:

  • формировать умение проверять написание слов с парными согласными в корне слова путём изменения формы слова;

  • формировать умение проверять написание слов с парными согласными в корне слова путём подбора однокоренного слова.


Развивающие:

  • создать условия, способствующие развитию орфографической зоркости при написании слов с парными согласными в корне слова;

  • способствовать развитию устойчивого положительного отношения к процессу познания нового материала.


Воспитательные:

  • способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом;

  • воспитывать культуру общения, чувство взаимопомощи;

  • способствовать воспитанию интереса к предмету.







Логика образовательной деятельности


Этап урока

Задание,

деятельность

педагога

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

Предметные


Универсальные учебные действия

(метапредметные)

1. Мотивация к деятельности (самоопределение, организационный момент)

На доске картинка с изображением весёлого Смайлика

Давайте все посмотрим на Смайлика и подарим друг другу улыбки.



- Давайте поздороваемся с нашим другом Смайликом?





Смайлик пришел к нам в класс, для того чтобы учиться вместе с вами. Что же значит учиться?





Сегодня на уроке вы хотите получать новые знания?


Хорошо, я помогу вам и смайлику получить новые знания.


А сейчас открываем тетради, напишем сегодняшнее число и классную работу.

Приветствие учителя.



Улыбаются соседу по парте, затем улыбаются учителю.


Здороваются со Смайликом, по очереди (Здравствуй, привет, доброе утро, добрый день, hello и т.д.)




Это значит, когда сам что-то делаешь и не получается; это когда учитель рассказывает новую тему; когда мы получаем новые знания и другие ответы детей.


Да.





Открывают тетради, записывают число и классная работа.

- знают разные варианты слов приветствия

Регулятивные: самоорганизация, саморегуляция, контроль.


Личностные:

осмысление внутренней позиции ученика, (положительное отношения к уроку, учебной деятельности).


Коммуникативные:

умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

2. Актуализация знаний;

фиксация затруднения в деятельности

На доске записаны слова:

ГОРА, ЛЕСА, ТРАВКА, ПОЛЯ.

Найдите лишнее слово.
















Молодцы! Вы поняли, в чем ваша трудность. Пора выяснять, почему эта трудность возникла.

Ответы детей:

Лишнее слово ГОРА, потому что оно стоит в единственном числе, потому что она одна гора, а остальные слова описывают большое количество.

Лишнее слово ЛЕСА, потому что оно начинается с мягкого согласного звука.

Лишнее слово ТРАВКА, потому что больше всего согласных букв.

Лишнее слово ПОЛЯ, потому что, они заканчивается на Я;

потому что в этом слове два звука [а].

Да.



- знают признаки имени существительного;


- умеют определять мягкость/твердость звуков в слове;


- знают, что буква я обозначает звук [а].

Познавательные:

анализ;

сравнение.


Регулятивные:

выполнение пробного учебного действия;

фиксирование затруднения в пробном действии.


Коммуникативные:

умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

умение выслушать разные точки зрения.

3. Постановка учебной задачи


Какое задание надо было выполнить?


А почему вы не смогли найти лишнее слово?




Давайте, попробуем найти выход из этой ситуации.

Надо было найти лишнее слово.


Потому что опирались на разные признаки слова.

Потому что отбирали слова по числу, по звукам, по количеству букв.

- знают признаки имени существительного.


Познавательные:

анализ;

обобщение.


Коммуникативные:

умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

аргументация своего мнения.


Регулятивные:

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще неизвестно.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

(открытие детьми новых знаний).















































Чистописание

Как вы думаете, с чего мы с вами начнём?



Давайте попробуем в каждом слове поставить ударение и найти орфограммы, то есть опасные места и подчеркнём их?






Какое же слово оказалось лишним?





Давайте произнесём слово.



Какой звук слышим в середине слова?


Какой буквой будем его обозначать?

А как вы догадались?



Почему вы решили, что это проверочное слово?

Почему?



- Где находится парный согласный?

Какая же будет тема сегодняшнего нашего урока?

(Учитель пишет тему на доске.)

Зная тему урока, сформулируйте его цель с помощью опорных слов.

Повторить…


Учиться…



Познакомиться…



А теперь кто желает на доске написать парные согласные?





Вспомните, как отличить глухой звук от звонкого.




Прочитайте пословицу. Объясните смысл. Спишите.

Хорошо того учить, кто хочет всё знать.


Можно поставить ударение в словах, выделить корень и другие ответы детей.





Расставляют ударения, выделяют корень, орфограмму, подчеркивают (проговаривает один ученик – одно слово).


Лишнее слово ТРАВКА.

В этом слове орфограммы парный согласный в корне, а в остальных словах безударный гласный.


Произносят слово ТРАВКА вместе (хором).



Звук [ф].


Буквой В.


Подобрали проверочное слово – ТРАВА.



Потому что чётко слышим согласный звук.


Потому что за ним следует гласный звук, а не согласный.


В корне слова.


Парные согласные в корне слова.



Повторить парные согласные.

Учиться, правильно, писать парные согласные в корне слова.

Познакомиться с новыми словами.


Ученик пишет на доске:

б в г д ж з

п ф к т ш с

Учащиеся читают хором, а затем списывают с доски.


Глухие согласные произносятся с шумом, звонкие согласные произносятся с голосом и шумом.


Читают пословицу. Объясняют:

- если человек хочет узнать новое, он сам захочет учиться;

- ученика будет легко учить, потому что он сам будет хотеть получить новые знания и другие ответы детей.

- умеют расставлять ударения в слове и находить ударный слог;


- знают, как выделять графически на письме корень слова;


- знают, какие согласные называют парными;


- умеют отличать звук от буквы;


- умеют подбирать проверочные слова.



































- знают, как отличить глухой звук от звонкого.


Познавательные:

структурирование знаний;

анализ;

синтез;

обобщение.


Коммуникативные:

умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;


Регулятивные:

умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности;

формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.


5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Отгадайте загадку:

«Осень – сонная пора,

В спячку мне давно пора», -

Так сказал огромный зверь,

Затворив в берлогу дверь.

Кто всю зиму спит, ответь!

Это Дедушка …


Какая орфограмма в слове медведь?



Как проверить парный согласный?


Подберите проверочное слово к слову медведь?


А почему вы решили, что это слово являются проверочным словом к слову медведь?




Давайте запишем эти слова в тетрадь:

Медведь – медведи

(На доске появляются рисунки).

- Что же мы с вами сделали, чтобы проверить парный согласный в корне?

- Давайте зафиксируем наш вывод на доске

? парные согласные


Изменить слово










А теперь обратите внимание на слова:

Ягодки - ягода

(На доске появляются рисунки).

Какая орфограмма в слове ягодки? Посмотрите, какие это слова? Кто догадался?

Выделяем корень в словах. Слово ягода является проверочным к слову ягодка?

Почему?

Значит, какой мы можем сделать вывод?

Что нужно сделать, чтобы проверить парный согласный?

Давайте зафиксируем наш вывод на доске:

? парные согласные

Изменить слово

Или

͡ =

согласного – гласный





Чтобы проверить, какой буквой обозначен согласный:

- нужно изменить слово;

- подобрать однокоренное (чтобы после согласного стоял гласный)

- А теперь проговорите друг – другу.

Парные согласные

Самые опасные.

Парный в слове проверяй,

Рядом гласный подставляй.

Напомните мне, почему нужно ставить гласный после согласного?


Отгадывают загадку.





Ответ: Медведь.



Парный согласный в корне слова.


Нужно изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный.


Медведи.



Потому что чётко слышим согласный звук, после парный согласной стоит гласный.






Изменили слово.















Парный согласный в корне.


Однокоренные.



Да.

После парной согласной стоит гласный.



Чтобы проверить парный согласный, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором после согласного стоит гласный.











Проговаривают правило в парах по очереди, опираясь на запись на доске.






Чтобы согласный звук слышался четко.

- знают, какие согласные называют парными;


- знают, как проверить орфограмму в корне слова (нужно подобрать проверочное слово);


- знают, какие слова называются однокоренными.



Познавательные:

анализ;

обобщение;

построение логической цепи рассуждений;

использование знаково-символических средств.


Коммуникативные:

умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;


Регулятивные:

умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности;

формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.



Физминутка

1) - Ребята, наши медвежата скучают, давайте с ними поиграем.

- Где живут медвежата? (В лесу).

- Давайте, будем ходить по лесу. Как медведи ходят? (Облокачиваясь с одного бока на другой).

2) - Ребята, а что любят бурые медведи? (Мёд). А где находится мёд в лесу? (в улье). А Улей где находится? (На дереве).

- Давайте попробуем достать мёд. 1- подкидываем, 2- поймаем.

3) – Ребята, а ещё, какие медведи бывают? (Белые медведи). А где живут белые медведи?

(на северном полюсе ). Если они живут около океана, чем же они по - вашему питаются? (Рыбками). А где они его ловят? Давайте поймаем рыбок? 1 – поймали, 2 – поймали.

4) – Ребята, бурые медведи ещё что любят? (Ягоды). Давайте их покормим. 1 – поймали, 2- встали, 3 – ням-ням.

5) – Ребята, они у нас очень устали, давайте уложим спать, будем их укачивать.

Молодцы, они уснули.

- А теперь садитесь те, у кого имя начинается с гласного звука, затем – согласного звука.

6. Включение в систему знаний.

Повторение.

Мы выяснили, что парный согласный в корне слова необходимо проверять, напомните как мы говорили?








Любым ли однокоренным словом мы можем проверить?


Поиграем в игру «Измени слово»

Я на доске пишу слово, а вы в тетрадь записываете сразу проверочное слово:

Например, я пишу слово рыбка, а вы в тетрадь записываете слово рыба. Поняли?

Слова:

Лебедь, голос, сторож, лед, деревце, морковный.


Какая орфограмма в этих словах?



Ко всем словам подобрали проверочные?


Правильно, потому что слово морковный само является проверочным словом к какому слову?


Что ещё нового вы узнали, о чём мы с вами ещё не говорили?




Давайте зафиксируем наш вывод.

? парные согласные


Изменить слово

или

͡ =

согласного – гласный

или

согласный звук [ н ]












Работа над правилом.

- А теперь, ребята, давайте придумаем правило проверки парных согласных в корне?






А сейчас прочитаем в учебнике правило на странице 112.

Вывод.

- Как проверить парный согласный звук в корне?






Проговаривают правило, опираясь на схему на доске:

Чтобы проверить, какой буквой обозначен согласный:

- нужно изменить слово;

- подобрать однокоренное (чтобы после согласного стоял гласный).


Нет, чтобы после согласного стоял гласный.





Работают вместе с учителем, выписывают проверочные слова в тетрадь.





Парный согласный в корне слова.



Нет, к слову морковный не подобрали.




Морковь.


После проверяемого согласного может стоять не только гласный, но и согласный звук [н].















Чтобы проверить, какой буквой обозначен согласный:

- нужно изменить слово;

- подобрать однокоренное (чтобы после согласного стоял гласный или н).


Самостоятельно читают правило в учебнике.


Чтобы проверить, какой буквой обозначен согласный:

- нужно изменить слово;

- подобрать однокоренное (чтобы после согласного стоял гласный или н, м, р или л).

- знают, какие согласные называют парными;


- знают, что если после согласной буквы будет стоять гласная, то предыдущая согласная будет слышится четко;


- умеют подбирать проверочные слова;


- умеют формулировать правило, опираясь на схему.

Познавательные:

анализ;

аналогия;

использование знаково-символических средств;


Коммуникативные:

умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.


Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Выполнение упр.162.

Прочитайте задание.



Напишите слова. Выделите корень. Сравните согласные буквы в корне проверочного и проверяемого слова.

А теперь проверьте работу.

Взаимопроверка по эталону.

- У кого нет ошибок? Молодцы! У кого есть ошибки? Где у тебя ошибка? В чём ты видишь причину? Какой ты видишь выход?

- У кого не было ошибок поставьте простым карандашом на полях «5», у кого была одна или две ошибки – поставьте на полях «4», у кого было три – пять ошибок поставьте на полях «3». И потом поменяйтесь тетрадями обратно.


В какой части слова пропущены буквы? Подбери к данным словам проверочные слова.


Выписывают слова, подбирают однокоренные, выделяют корни.


На парту дается карточка, ученики меняются с соседом по парте тетрадями, проверяют ошибки.




Выставляют оценку на полях.

- знают, какие согласные называют парными;


- знают, как проверить орфограмму в корне слова (нужно подобрать проверочное слово);


- знают, как выделять графически на письме корень слова.


Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.


Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.


Познавательные:

анализ;

обобщение.

8. Итог урока.

Закрепим пройденное.

1.Подбери проверочные слова и вставь пропущенные буквы.

Я сочинила стишок, вот он

Берёзка – берёза

Ры _ ка – лодочка

Ло _ ка – селёдочка

Яго _ ка – рыба

Селё _ ка – ягода

Помоги мне его записать правильно. Корни во всех словах пишутся одинаково, чтобы не сделать ошибку, нужно подобрать однокоренное слово, где парный согласный звук слышится чётко. Например, в слове берёзка нужно писать букву з, так как в слове берёза чётко слышится звук з.

Тест.

Прочитай стишок, подбери к каждому слову проверочное и вставь пропущенную букву

Шила шу _ ку –

Сшила ю _ ку,

Шила ша _ ку –

Сшила та _ ку!

Хороша швея Наташа!

юбочка

шуба

тапок

шапочка

Вставь пропущенную букву.

Обведи парные согласные:

З Н С Ч Б

Обведи слова с парной согласной в корне слова:

Ком дом рак луг нос рыбка

Подчеркни слова, которые являются проверочными:

Сапожок погодка грибы виноград глазок лебеди

Вставь букву:

Д У .

З У .

М О Р О .

А Р Б У .

Л Е Д Н И .

С У .

Как выполните задания, можете положить листочек на край стола.


Записываем домашнее задание.

Д/з учебник стр.109 упр. 165



Выполняют устно вместе с учителем.










Выполняют задание на карточках.

- знают, какие согласные называют парными;


- знают, как проверить орфограмму в корне слова (нужно подобрать проверочное слово);




Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.


Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.


Познавательные:

анализ;

обобщение.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Молодцы ребята, вы сегодня хорошо потрудились на уроке. Я очень рада, вы и хорошо размышляли, анализировали.

Вернёмся к целям нашего урока. Какие цели мы ставили перед собой?






Достигли ли мы этих целей?

Как вы думаете, смайлик научился, проверять парные согласные в корне слова?

Если нет, то посмотрите как задание выполнил смайлик. Правильно или нет?

- Молодцы! А теперь оцените свою активность на уроке.


Поднимите прямую руку вверх если вы были активны и выполняли задания, у вас все получилось.


Поднимите руку, как положено ученику, чтобы она была согнута в локте и стояла на парте, если вы были активны, выполняли задания, но у вас были трудности.

Не поднимайте руку, если вы просидели весь урок молча, выполняли не все задания и у вас совсем ничего не получилось.

Учитель согласовывая с учащимися ставит оценки за урок

Урок окончен. Спасибо за работу.





Повторить парные согласные.

Учиться, правильно, писать парные согласные в корне слова.

Познакомиться с новыми словами.


Да.


Да/нет.




Правильно.




Дети по руке показывают высоту своей активности на уроке


Личностные: умение оценивать себя адекватно.


Регулятивные: умение оценивать собственную деятельность на уроке;

Понимает причины успеха/неуспеха учебной деятельности.


Страничка учебника русского языка 2 класс (УМК «Перспектива»)
































Р асположение материала на доске



гора леса травка поля

20 апреля.

Классная работа.




20 апреля.

Классная работа.

Парные согласные в корне слова.













б в г д ж з




п ф к т ш с



Хорошо того учить,



кто хочет всё знать.











20 апреля.

Классная работа.

Парные согласные в корне слова.






лебедь - лебеди

голос - голоса

сторож - сторожа

лед - ледяной (льды)

деревце - дерево

морковный - ?

Парные согласные


1.Изменить слово

или

2. Подобрать слово,

согл. гл.

или

согласный звук [н]























Карточки с заданиями


Проверка по эталону упр.162

Мед – меда

Крот – крота

Глаз – глаза

Лес – леса

Рукав – рукава

Шкаф – шкафы

Шалаш – шалаши

Сапог – сапоги

Урок – уроки

Медведь – медведи

Кровать – кровати

Тест.

Прочитай стихотворение, подбери к каждому слову проверочное и вставь пропущенную букву

Шила шу _ ку –

Сшила ю _ ку,

Шила ша _ ку –

Сшила та _ ку!

Хороша швея Наташа!

юбочка

шуба

тапок

шапочка

Вставь пропущенную букву.

Обведи парные согласные:

З Н С Ч Б

Обведи слова с парной согласной в корне слова:

Ком дом рак луг нос рыбка

Подчеркни слова, которые являются проверочными:

Сапожок погодка грибы виноград глазок лебеди

Вставь букву:

Д У ____

З У ____

М О Р О____

А Р Б У ____

Л Е Д Н И ____

С У ____


Страничка тетради ученика


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!