Прощание с Азбукой
1 класс (1 – 4)
Действующие лица:
Ведущий (учитель).
Королева Азбука.
Незнайка.
Звучит мелодия песни «Чему учат в школе» (музыка В.Шаинского). Дети в парадной форме с эмблемами праздника и разноцветными шарами с буквами от А до Я четким строем проходят по залу и занимают свои места.
1 ученик. Сегодня, друзья, мы сюда собрались,
Чтоб доброе слово сказать
Тому, кто был другом,
Кто каждый свой час
Молчал, но учил нас трудиться.
2 ученик. Вначале он буквы свои показал,
Теперь мы читаем страницы!
3 ученик. Мы Азбуке доброе слово сказать
Сегодня должны все, ребята!
4 ученик. За окном еще прохладно,
Снег в воздухе кружится.
А нам сегодня предстоит
С Азбукой проститься!
5 ученик. Нас научила Азбука читать,
Слова на слоги разделять,
Открыла тайны многих книг.
К ней любой из нас привык!
6 ученик. Мы Азбуке спасибо скажем
И песню для нее споем.
Дети поют один куплет и припев песни «Наша школьная страна» (сл. К. Ибряева, муз. Ю. Чичкова).
Не крутите пестрый глобус,
Не найдете вы на нем
Той страны, страны особой,
О которой мы поем.
Наша старая планета
Вся изучена давно,
А страна большая эта –
Вечно «белое пятно».
Припев:
Пусть в эту страну
Не идут, не идут поезда,
Нас мамы впервые
Приводят за ручку сюда.
В стране этой звонкой, веселой
Встречают нас, как новоселов.
Страна эта в сердце всегда!
На сцене появляется Королева Азбука.
Королева. Вот и я, мои друзья!
Рада, рада очень я!
Приятно слышать добрые слова о себе.
Ведущий. Уважаемая Королева! Принимай парад войска от «А» до «Я».
Королева. Есть принимать парад!
А ну-ка, буквы, встаньте в ряд:
Гласные! Шаг вперед! Направо!
В обход по залу - шагом марш! (Под музыку дети маршируют по залу и останавливаются слева от сцены.)
Согласные! Шаг вперед! Налево! В обход по залу – шагом марш! (Останавливаются справа.) Буквы, которые не обозначают звуков, стать в общий строй!
Сейчас мы проведем перекличку. И так, я буду называть буквы алфавита, а вы отзываться. Если вы правильно отзоветесь, то буквы алфавита оживут и будут присутствовать вместе с нами на празднике.
Королева. Внимание! Буква А!
Буква А (делая шаг вперед). Абрикос, арбуз, айва – очень сладкие слова, и все – на букву А.
Королева. Буква Б!
Буква Б (пристраиваясь к букве А). Букве Б и страх неведом – бой, барабан, боец, победа!
Далее называются и представляются все буквы алфавита.
В –Ветер воет в чистом поле, волком воет он на воле.
Г – Гриб растет среди дорожки – голова на тонкой ножке.
Д – Дятел жил в дупле пустом, дуб долбил как долотом!
Е, Е (по строчке) – Ель на ежика похожа – еж в иголках, елка – тоже.
Ж – Жук упал и встать не может, ждет он, кто ему поможет.
З – В звезде найдешь ты букву З, и в золоте, и в розе, и в земле, еще в алмазе, в бирюзе, еще в заре, в морозе.
И – Иней лег на ветви ели, иглы за ночь побелели.
Й – Йод ребенок знает каждый, йодом врач нам раны мажет.
К – Кот ловил мышей и крыс, кролик лист капустный грыз.
Л – Лодки по морю плывут, люди веслами гребут.
М – Мед в лесу медведь нашел, мало меду, много пчел.
Н – На коне наездник мчит: настоящий он джигит!
О – Ослик был сегодня зол – он узнал, что он – осел!
П – Панцирь носит черепаха, прячет голову от страха!
Р – Роет землю серый крот – разоряет огород.
С – Спит спокойно старый слон, стоя спать умеет он.
Т – Таракан живет за печкой, то-то теплое местечко.
У – Ученик учил уроки, пастой вымазаны щеки.
Ф – Флот плывет к родной земле, флаг на каждом корабле.
Х – Ходит по лесу хорек, хищный маленький зверек.
Ц – Цапля важная, носатая, целый день стоит как статуя.
Ч – Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.
Ш – Шалуны, прибавьте шагу! Скорей несите мушкетеру шпагу!
Щ – Щеголь щетку уважает, щеткой щеголь пыль счищает.
Ъ и Ь (вместе). – Мягкий знак живет беспечно, он без кепки ходит вечно. А упрямый Твердый знак кепку носит только так. (Этот диалог разыгрывается как миниатюра, с использованием кепи с длинным козырьком.)
Ы – Ы – ы – ы! Нету слов на букву Ы!
Э – Экскаватор землю роет, это школу детям строят.
Ю – Юнга – будущий матрос – южных рыбок нам привез.
Я – Вы запомнили, друзья, Я в алфавите – последняя!
Королева Азбука. Я рада, что вы так хорошо знаете все 33 буквы. Отныне и навсегда они – ваши верные друзья и помощники.
Дети поют песню «Учат в школе»(сл. М.Пляцковского, муз. В.Шаинского)
Ведущий. Уважаемая Королева Азбука, сейчас ребята покажут всем, что они действительно подружились со всеми буквами алфавита. Ребята, внимание! Начинается серьезное испытание – вы сейчас покажете , как вы умеете читать. Я раздам вам карточки с поговорками и высказываниями, а вы их прочитаете. Согласны?
Раздает карточки ребятам. Они внимательно вчитываются.
Ведущий. И так, кто готов, поднимите руку.
Ведущий громко и четко называет фамилию и имя читающего. Каждый учащийся, получивший карточку, громко читает содержание своей карточки:
Букварь – начало всех начал.
Азбука – к мудрости ступенька.
Любите книгу – источник знаний.
Книга – твой лучший помощник и друг.
Без книги нет знаний.
Жить – Родине служить!
Ведущий. Молодцы, ребята! А теперь я буду показывать карточки со словами, на которых некоторые буквы закрыты, а вы, посмотрев внимательно, назовите слово. Готовы! Начинаем!
Карточки:
М . Р ШК . Л . М . М . Р . Д . НА
Королева Азбука. Родина! Какое хорошее слово! Я так люблю песни о ней! А вы, ребята, знаете такие песни?
Дети негромко запевают песню «С чего начинается Родина?» и поют один куплет.
Королева Азбука (растрогано). Спасибо, ребята! Спасибо! Мне очень приятно. Я хочу предложить…
В это время вбегает Незнайка.
Незнайка. Ваше величество! Подождите! Я тоже хочу поучаствовать в празднике. Я тоже знаю все буквы, умею читать и, даже стихи запоминать научился. Хотите послушать?
Королева Азбука. Ну как, ребята, послушаем?...Ну что ж, тогда внимательно слушайте его.
Незнайка. Ну, слушайте: Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно врачей.
Королева. Кого – кого? Какое здесь слово должно быть, ребята?
Зал. Грачей!
Незнайка. Ну, подумаешь, разочек ошибся. Слушайте дальше: Синеет море перед нами, летают майки над волнами…Ну что? Опять ошибка? Не может быть? А как надо?
Зал. Чайки!
Незнайка. Тогда другое прочитаю, вчера выучил: Говорят, один рыбак в речке выловил башмак. Но зато ему потом на крючок попался дом! Почему вы смеетесь и не хлопаете? Поэты любят аплодисменты…Неужели я опять не так сказал?
Зал. Надо сом, а не дом.
Незнайка. Ну, понял – понял. Слушайте дальше:
Врач напомнил дяде Мите:
- Не забудьте об одном:
Обязательно примите
Десять цапель перед сном!
Зал. Не цапель, а капель. Опять ошибка!
Королева. Эх, Незнайка, стихи заучивать не так – то просто. А ты опять допустил ошибку. Давайте поможем Незнайке. Сейчас мы с вами будем вспоминать стихи, написанные поэтом А. Шибаевым. Я начну, а заканчивать будете вы.
Дядя Саша огорчен.
Рассказал он вот о чем…
«Видел Настю девочку
Я на улице сейчас.
Настя – славная девчонка,
Настя ходит в первый класс!
Но…давно уже от Насти
Я не слышу слова…(Зал. Здрасьте!)
А слово – то какое –
Очень дорогое!»
Встретил Митю я, соседа.
Встреча грустная была:
На меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла!
Но – представьте! – зря от Мити
Ждал я слова…(Зал. Извините!)
А слово - то какое –
Очень дорогое!
Дед про внучку говорит:
Экая досада!
Я портфель ей подарил,
Вижу, очень рада!
Но нельзя ж молчать, как рыба.
Ну сказала бы…(Зал. Спасибо!)
А слово - то какое –
Очень дорогое!
Королева Азбука. Молодцы, ребята! Хорошие стихи вы выучили. И слова хорошие и очень нужные в жизни вспомнили. Эти слова считаются волшебными! Ну как, Незнайка, понял, как стихи надо учить?
Незнайка. Понял, понял! Постараюсь…
Ведущий. Ты, Незнайка, не огорчайся, а лучше давай – ка вместе с ребятами поучаствуй в разгадывании загадок.
Незнайка. Я согласен!
Ведущий. Вопрос к 1 –А.
Тридцать три богатыря
К нам пришли сюда не зря.
Изучая их секреты,
Ты найдешь на все ответы.
Но скажи - ка нам пока,
Как зовут их? (Азбука.)
Ведущий. Вопрос к 1 –Б.
Должен он пораньше встать,
Чтоб за партой не зевать,
Чтоб проверить, все ль в порядке,
В ранце ль книжки и тетрадки.
А вопрос такой возник:
Кто он? (Это ученик.)
Ведущий. А теперь вопрос к тебе.
Когда приходим мы в свой класс,
Она встречает первой нас.
Она добра, хоть и бывает строгой,
В мир знаний открывая нам дорогу.
Кто это, назовите! (Учительница.)
Ведущий. Вопрос к 1 –А.
Путешествую по странам,
По морям и океанам,
И по суше, и средь вод, -
Мне не нужен пароход,
Поезд, самолет, автобус,
Потому что есть, друзья.
Шар волшебный у меня,
Называется он…(Глобус.)
Ведущий. Вопрос к 1 – Б.
У каждой девчонки и у мальчишки
Есть эта книжка – заветная книжка,
Читают и ныне, читали и в старь
Чудесную книжку с названьем? (Букварь.)
Ведущий. А теперь к тебе, Незнайка, вопрос.
Не куст, а с листочками.
Не человек, а рассказывает.
Незнайка. Знаю! Знаю! Это – книга!
Ведущий. Молодец, Незнайка! Ну вот и закончилось твое первое испытание.
Незнайка. Да, как же, оказывается здорово уметь читать!
7 ученик. Ты в Азбуку впервые вник,
Читая по слогам.
Теперь прочтешь ты сотни книг
К сознательным годам.
И ты поймешь: без Азбуки
Вся жизнь прошла бы зря!
8 ученик. Тридцать три богатыря
На страницах Азбуки.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей.
9 ученик. Смех и слезы, радость и печаль
Довелось нам испытать,
Но стараний наших нам не жаль:
Книги нам легко теперь читать!
Далее читают каждый по одной строчке.
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать.
Не надо бабушку трясти:
Прочти, пожалуйста, прочти!
Не надо умолять сестрицу:
Ну почитай еще страницу!
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!
Праздник завершается исполнением песни «Голубой вагон».