СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пропедевтика в педиатрии

Категория: Истоки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сборник  Методических рекомендаций  для самостоятельной работы при подготовке к практическим занятиям по ПМ.01 Диагностическая деятельность

Просмотр содержимого документа
«Пропедевтика в педиатрии»




Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Чукотского автономного округа

«Чукотский многопрофильный колледж»








Сборник

Методических рекомендаций

для самостоятельной работы при подготовке к практическим занятиям по ПМ.01 Диагностическая деятельность

МДК 01.04 Пропедевтика в педиатрии.



для студентов 2 курса очного обучения

Специальность 31.02.01 «Лечебное дело»




Подготовила: преподаватель Борисенко Н.И.









Анадырь 2018г.




Введение.

За последние десятилетия, достигнут большой прогресс по внедрению впрактику детского здравоохранения современных лабораторно-инструментальных методов исследования. Однако наиболее важным в диагностике по-прежнему остаются методические приемы клинического обследования ребенка. Грамотно и полно собранные жалобы и анамнез заболевания и жизни, имеют большое значение в постановке предварительного диагноза и определении объема параклинических исследований больного ребенка. Поэтому для эффективной подготовки студентов к практическим занятиям по дисциплине: «Пропедевтика в педиатрии» были составлены рекомендации для самостоятельной работы при подготовке к практическим занятиям на весь курс данной дисциплины




Методические рекомендации для самостоятельной подготовки студентов к практическому занятию №1. Тема особенности сбора анамнеза и общего осмотра у детей разного возраста.


Учебная цель:

1.Изучить особенности сбора, анамнеза и объективного обследования, больных детей различных возрастных групп.

2.Ознакомится с принципом работы детского стационара.

Знать

1.Периоды детского возраста. 2.Методики сбора жалоб у детей; 3.Методику сбора анамнеза заболевания;
4.Методики сбора анамнеза жизни у детей раннего и старшего возраста и сбора биологического, генеалогического, социального анамнеза;

5.Структуру и принципы работы детского стационара.


Уметь:

1.Проводить сбор жалоб, анамнеза заболевания и жизни у пациентов терапевтического профиля.

Овладеть:

1.Методикой сбора жалоб у больного ребенка, провести их детализацию. 2.Методикой сбора анамнеза жизни у детей раннего и старшего возраста;
3.Провести оценку генеалогического и семейного анамнезов.


Вопросы для самоконтроля 1.Периодизация онтогенеза, современная классификация.
2.Характеристика внутриутробного этапа развития и особенности сбора антенатального анамнеза.
3.Перинатальный период, его структура и значение для роста и развития ребенка.
4.Характеристика постнатального развития: периоды детства, их значение в формировании здоровья ребенка.

5.Схема анамнеза жизни у детей разных возрастов.


Литература для самоподготовки:

1.Конспект лекций.

2. Соколова Н.Г., Тульчинская В.Д., Педиатрия для фельдшера. – М., 2001. – С. 6-9.

3.Запруднов А.М., Григорьев К.И. Педиатрия с детскими инфекциями. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014.- с.19-33

4.Ежов Н.В., Русакова Е.М. Педиатрия –М. 2002 стр.13-15, 137-146.



Методические рекомендации для самостоятельной подготовки студентов к практическому занятию №2. По теме Методика обследования кожи, слизистых оболочек, подкожно- жировой клетчатки, мышечной и костной систем.


Учебная цель:

1. Закрепить знания полученные на лекционном занятии: анатомо-физиологические особенности кожи, подкожно-жировой клетчатки, мышечной и костной системы у детей.

2.Знать клинические методы обследования изучаемых систем.

3. Изучить семиотику заболеваний кожи, подкожно-жировой клетчатки, мышечной и костной систем у детей.

4. Изучить часто встречающиеся синдромы кожной, суставной, костной, мышечной патологии.

5. Усвоить современные методы диагностики кожи, подкожно-жировой клетчатки, мышечной и костной системы у детей.


Знать 1. Особенности морфологического строения кожи детей раннеговозраста.

2. Особенности придатков кожи у детей.
3. Особенности функционирования железистого аппарата кожи детей
раннего возраста.
4. Функции кожи.
7. Особенности ухода за кожей ребенка раннего возраста 8.Анатомо-физиологические особенности мышечной системы. 11.Анатомо-физиологические особенности костной системы у детей и подростков.


Уметь:

1.Измерять длину тела у детей грудного возраста.

2.Измерять окружность головы, грудной клетки.

3.Проводить исследования кожи, костно-мышечной системы в

терапевтических пациентов.


Овладеть:

1.Методикой исследования кожи и подкожной жировой клетчатки у детей различного возраста:
- расспрос;
- осмотр (окраска кожи и видимых слизистых, элементы сыпи, выраженность и распределение п/к жировой клетчатки), состояние волос и ногтей;
- пальпация: температура кожи, влажность, эластичность, эндотелиальные пробы («щипка», «жгута», молоточковая, проба Кожевниковой), толщина п/к жировой клетчатки в разных точках тела, консистенция жировой клетчатки,
тургор мягких тканей, дермографизм, отеки;
- дополнительные методы исследования кожи: тепловидение пункционная,
хирургическая биопсия кожи или кожномышечного препарата мазки-отпечатки или соскобы «кожное окно» - слежение за клеточной реакцией с участка микротравмирования кожи с помощью отпечатков кожные аллергопробы (скарификационные, внутрикожные, аппликационные). 2.Методикой исследования костей черепа, костного скелета у детей разных возрастных групп. 3.Методикой исследования подкожного жирового слоя у детей. 4. Методами определения тургора тканей, отеков.


Вопросы для самоконтроля:

1. Особенности тактильной, температурной, болевой чувствительности кожных рецепторов у детей.
2. Морфологические особенности подкожно-жирового слоя у детей, отношение п/к жирового слоя к массе тела, распределение клетчатки в зависимости от возраста и пола.
3.Морфологические особенности строения мышц и их развитие у детей различного возраста. 4. Периоды диспропорции роста костей и мышц, их значение в клинической диагностике.
5.Эмбриогенез. Стадии образования кости (остеоидный матрикс, минерализация, перемоделирование). 6.Регуляция отложения минеральных солей в костях (значение витаминов, правильного питания, эндокринных желез и т.д.).
7.Рост и формирование скелета. 8.Особенности фосфорно-кальциевого обмена у детей, его регуляция. 9.Нормальные показатели содержания в крови кальция и фосфора, их экскреция. 10.Суточная потребность детей различного возраста в кальции, фосфоре и витамине Д.
11.Время появления основных ядер окостенения. 12.Порядок и сроки прорезывания молочных и постоянных зубов. 13.Сроки закрытия родничков и швов черепа.


Тесты для самоконтроля:


1. Особенностями морфологического строения кожи
детей раннего возраста являются:


A. хорошее развитие базального слоя, слабое - зернистого;
B. слабое развитие базального слоя, хорошее - зернистого;
C. хорошее развитие базального слоя, хорошее - зернистого.


2. Физиологическими особенностями кожи детей раннего возраста
являются:


A. хорошо развита защитная функция;
B. хорошо развита резорбция через кожу;
C. несовершенна регуляция температуры тела через кожу;
D. недостаточно развита выделительная функция;
E. низкая интенсивность дыхания через кожу.


3. Укажите особенности сальных желез у грудных детей:


A. начинают функционировать после рождения;
B. распространены по всей коже, кроме ладоней и подошв;
C. сконцентрированы на ладонях и подошвах;
D. начинают функционировать внутриутробно;
E. могут перерождаться в кисты;
F. при избыточном функционировании возникает себорея волосистой части головы.


4. Укажите особенности потовых желез у детей раннего возраста:

A. усиленное потоотделение в подмышечных впадинах, паховых
складках;
B. усиленное потоотделение на коже головы;
C. достаточно выраженное функционирование с 3 – 4 месяцев;
D. начинают функционировать внутриутробно;
E. при рождении отсутствуют;
F. при рождении количество желез такое же, как у взрослых;
G. при рождении – недоразвитие выводных протоков.


5. У грудных детей легкость повреждения и инфицирования кожи связана с:


A. кислой реакцией (рН) кожи;
B. незрелостью местного иммунитета;
C. тонкостью кожи;
D. толстым, рыхлым, роговым слоем;
E. склонностью к мацерации.

6. Физиологическая желтуха у доношенных новорожденных в
среднем:


A. появляется на 1 – 2, исчезает на 5 – 7 день жизни;
B. появляется на 2 – 3, исчезает на 7 – 10 день жизни;
C. появляется на 4 – 5, исчезает на 10 – 14 день жизни.


7. Отношение подкожно-жирового слоя у детей к массе тела по
сравнению со взрослыми:


A. больше
B. меньше
C. такое же


8. Особенностями подкожной жировой клетчатки у грудных
детей являются:


A. жировые клетки – мелкие, содержат ядра;
B. жировые клетки крупные, не содержат ядра;
C. относительная масса подкожной жировой клетчатки больше,
чем у взрослых;
D. относительная масса подкожной жировой клетчатки меньше,
чем у взрослых;
E. сохранение в подкожной жировой клетчатке участков эмбриональной ткани;
F. отсутствие бурой жировой ткани.


9. В грудной, брюшной полостях и забрюшинном пространстве
скопление жировой клетчатки почти отсутствует:


A. до 2-3 летнего возраста;
B. до 4-5 летнего возраста;
C. до 5-7 летнего возраста;
D. до 9-10 летнего возраста.

10. У детей раннего возраста дерма имеет:


A. преимущественно волокнистую структуру;
B. преимущественно клеточную структуру;
C. толстые коллагеновые волокна;
D. слабо развитые эластичные волокна.


11. Наибольшее скопление бурой жировой ткани новорожденных детей находятся:


A.вокруг тимуса и щитовидной железы;
B. в межлопаточном пространстве;
C. на руках и ногах;
D. в задней шейной области;
E. вокруг почек.


12. Кожа у здоровых новорожденных:


A. после снятия смазки красная с цианотичным оттенком;
B. после снятия смазки бледная с цианотичным оттенком;
C. несколько отечная;
D. бедна водой;
E. желтушна в первый день жизни.


13. Бурая жировая ткань гистологически характеризуется:


A. многочисленность жировых вакуолей;
B. большими размерами вакуолей;
C. малыми размерами вакуолей;
D. малочисленность жировых вакуолей;
E. богатством клеток митохондриями.


14. Кожа здорового новорожденного характеризуется:


A. более тонким эпидермисом, чем у взрослых;
B. более толстым эпидермисом, чем у взрослых;
C. базальный слой выражен плохо;
D. зернистый слой выражен слабо.

15. Под склеремой понимается:


A. ограниченное уплотнение подкожно-жирового слоя;
B. уплотнение, захватывающее всю подкожно-жировую клетчатку;
C. исчезновение подкожно-жирового слоя;
D. отечность подкожно-жирового слоя;
E. избыточное образование подкожно-жирового слоя.

16. Местное повышение температуры у детей наблюдается при:


A. воспалении суставов;
B. спазме сосудов;
C. поражении центральной нервной системы;
D. поражении периферической нервной системы;
E. при рожистом воспалении.

17. Под тургором мягких тканей понимают:


A. ощущение сопротивления, получаемое при сдавливании кожи и
подкожной клетчатки;
B. ощущение при надавливании мягких тканей к близко лежащей кости;
C. ощущение эластичности;
D. ощущение своеобразного треска - крепитации при надавливании;
E. ощущение упругости при сдавливании всех мягких тканей.


18. Клинические признаки дегидратации:


A. потеря массы тела на 5% и более;
B. увеличение массы циркулирующей крови;
C. снижение тургора тканей;
D. сухость склер и слизистых;
E. увеличение диуреза.



Эталоны ответов к тестовым заданиям:
1. B. 2. B,C. 3. B,D,F. 4. C,F. 5. B,C,E. 6. C. 7. A. 8. A,C,E. 9. D. 10. B. 11. A. 12. A,C. 13. A,E. 14. A,D. 15. A. 16. A,E. 17.D,E. 18. A,C,D.

Литература для самоподготовки:

1.Конспект лекций.

2. Соколова Н.Г., Тульчинская В.Д., Педиатрия для фельдшера. – М., 2001. – С. 13-19.

3.Запруднов А.М., Григорьев К.И. Педиатрия с детскими инфекциями. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014.- с. 44-50.

4.Ежов Н.В., Русакова Е.М. Педиатрия –М. 2002 стр.182-184



Методические рекомендации для самостоятельной подготовки студентов к практическому занятию №3-№4 . По теме Методика обследования и семиотика поражения сердечно- сосудистой системы у детей.


Учебная цель:

1. Закрепить знания полученные на лекционном занятии: анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы у детей.

2.Овладеть клиническими методами обследования изучаемой системы.

3. Изучить семиотику поражения сердечно- сосудистой системы у детей.

4. Выучить часто встречающиеся синдромы поражения сердечно-сосудистой системы.

5. Усвоить современные методы диагностики сердечно- сосудистой системы у детей.

Знать:

1.Кровообращения плода. 2.Анатомические особенности сердца и сосудов. 3.Частоту пульса и артериального давления у детей. 4.Методы исследования сердечно - сосудистой системы у детей. 5.Сердечные шумы. 6.Понятие о диагностических особенностях кардиоинтервалографии, эхокардиографии.

Уметь:

1.Проводить субъективные и объективныые методы исследовани органов кровообращения у пациентов терапевтического профиля.

Овладеть:

1.Методикой сбора жалоб, анамнеза заболевания и жизни у детей.

2.Проведением осмотра, пальпацию детей с заболеваниями сердечно-сосудистой системы.

3.Проведением подсчета пульса у детей разных возрастных групп.

4.Определением границ относительной сердечной тупости.

5.Умением : аускультация сердца, измерение давления у детей разных возрастов.

6.Проведением функциональных проб: клино-ортостатическая, по Шалкову.


Вопросы для самоконтроля:


    1. Сроки и особенности формирования сердечно-сосудистой системы в эмбриональный период.

    2. Назовите отличия кровообращения плода и новорожденного ребенка.

    3. Анатомические особенности сердца и сосудов.

    4. Частота пульса у детей.

    5. Особенности измерения артериального давления у детей, показатели АД в различные возрастные периоды.

    6. Особенности сбора анамнеза, осмотра у больных сердечно-сосудистыми заболеваниями. 8. Границы относительной сердечной тупости у детей различного возраста, особенности их определения.

9.Особенности аускультативных данных у детей младшего возраста. 10.Функциональные и органические шумы, их дифференциальная характеристика. 11.Особенности аускультации сосудов. 12.Методы обследования сердечно-сосудистой системы: лабораторные, инструментальные. 13.Синдромы основных поражений сердца: аритмии, воспалительные заболевания сердца, врожденные и приобретенные пороки сердца. 14.Синдром сердечной недостаточности.


Тесты для самоконтроля:

1.Какой должна быть частота пульса у детей в возрасте 1—2 лет?

A.140—160 в минуту B.120—130 в минуту C. Около 100 в минуту. D. 80—90 в минуту.

E. 70—80 в минуту.


2.У 6-летнего ребенка при диспансерном осмотре врач выявил умеренной интенсивности систолический шум на верхушке сердца и расценил его как функциональный. Что позволяет подтвердить его функциональное протсхождение?

А. Имеет непродолжительный характер. В. Усиливается после нагрузки. С.Уменьшается в вертикальном положении. D.Проводится на сосуды шеи.


3.Какие из перечисленных ниже симптомов могут свидетельствовать о поражении сердца у ребенка 3 лет?


A.ЧСС 132 в минуту B. АД 90/45 мм.рт.ст. C. Левая граница относительной тупости сердца на 2.5 см.кнаружи от левой среднеключичной линии. D. Акцент II тона над легочной артерией.


4. Какому возрасту соответствуют следующие границы относительной тупости сердца: верхняя- II ребро, правая парастернальная линия, левая- 2 см кнаружи от левой среднеключичной линии?


A.6 мес. B. 3 года. C. 5 лет. D. 7 лет. E. 11 лет.


5. Какие изменения происходят в сердечно-сосудистой системе после рождения ребенка?

A.Начало функционирования легочных артерий и вен. B. Функциональное закритие артериального протока. C. Разобщение малого и большого круга кровообращения. D. Возрастание сердечного выброса и систолического АД.


6. В каких случаях у детей может наблюдаться эмбриокардия?


A.У доношенных новорожденных первых дней жизни. B. У недоношенных. C. При острой сердечной недостаточности. D. При синдроме слабости синусового узла.


7.Каково должно быть нормальное соотношение АД у ребенка на руках и ногах?


А. Одинаковое на руках и ногах. В. На руках выше, чем на ногах на 15-20мм рт.ст. С. На ногах выше, чем на руках на 15-20 мм рт.ст. D. Зависит от возраста.


Эталоны ответов к тестовым заданиям: 1- В; 2- А,С; 3- А,С; 4- А; 5- А, В,С, D; 6- А,В,С; 7-С.


Литература для самоподготовки:


1.Конспект лекции.

2. Соколова Н.Г., Тульчинская В.Д., Педиатрия для фельдшера. – М., 2001. – С. 25-30.

3.Запруднов А.М., Григорьев К.И. Педиатрия с детскими инфекциями. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014.- с. 53-57.

4.Ежов Н.В., Русакова Е.М. Педиатрия –М. 2002 стр.296-306


Методические рекомендации для самостоятельной подготовки студентов к практическому занятию №5-№6 . По теме Методика обследования и семиотика поражения дыхательной системы у детей.


Учебная цель.

1. Закрепить знания полученные на лекционном занятии: анатомо-физиологические особенности дыхательной системы у детей.

2.Знать клинические методы обследования изучаемой системы.

3. Изучить семиотику поражения дыхательной системы у детей.

4. Выучить часто встречающиеся синдромы поражения дыхательной системы.

5. Усвоить современные методы диагностики дыхательной системы у детей.

6. Овладеть методами обследования органов дыхания.


Знать:


1. Особенности строения и функции носовой полости,глотки, евстахиевой трубы, надгортаника, гортани, трахеи,бронхов легких.

2.Грудная клетка, диафрагма и средостение.

3.Частоту дыханий в зависимости от возраста.

4.Соотношение частоты дыхания к частоте пульса у детей в разные возрастные периоды.

5. Особенности проведения субъективных и объективных методов исследования органов дыхания у детей.


Уметь:


1.Проводить обследования органов дыхания у пациентов терапевтического профиля.


Овладеть:


1.Методикой проведения расспроса детей и их родителей при исследовании органов дыханияю.

2.Методикой объективных методов исследования органов дыхания:

осмотр (лица, грудной клетки, пальцев и ногтей), оценка голоса, пальпация грудной клетки, проведение подсчета дыхания, перкуссией грудной клетки, аускультацией.

3.Измерением пиковой скорости выдоха у детей.


Вопросы для самоконтроля:

1.Механизм первого вдоха. 2.Клинические признаки зрелости дыхательного центра у новорожденных. 3.Анатомические особенности строения легочной ткани
4.Возрастные особенности этапов дыхания у детей: внешнее дыхание, тканевое дыхание. 5.Глубина, частота, ритм, минутный объем дыхания, жизненная емкость легких, максимальная вентиляция, механика дыхания. Возрастные изменения этих параметров.

Тесты для самоконтроля:


1.У детей пуэрильное дыхание выслушивается в возрасте:

А. с рождения до 4 лет; В. с 6 мес до 5-7 лет; С. с 1 года до 8 лет; D. 6 мес до 12 лет


2.У доношенного новорожденного ребенка частота дыхания при спокойном бодрствовании составляет в 1 мин:


A.18 – 20 B. 25 – 30 C. 30 – 40 D. 40 – 50 E. 60 – 70


3. С какого возраста соотношение ЧД и ЧСС составляет 1:4:


A.с 6 мес B. с 1 года C. с 5 лет D. с 10 лет

4. Анатомическими особенностями носа у детей раннего возраста являются все перечисленные ниже кроме:


А. недоразвитие полостей В. нежность слизистой оболочки С. плотность хрящей D. узость носовых ходов E. несформированный нижний ход


5.Апноэ у новорожденных детей связано:


A.с недостатком сурфактанта B. незрелостью дыхательного центра C. со слабостью сокращения диафрагмы D. с гипоксией дыхательного центра


6.Высота стояния верхушек у детей дошкольного возраста спереди:


A.1 – 2 см B. 4 – 5 см C. 6 – 7 см D. не выходят за ключицы.


7.У детей пуэрильное дыхание выслушивается в возрасте:


A. с рождения до 4 лет; B. с 6 мес до 5-7 лет; C. с 1 года до 8 лет; D. 6 мес до 12 лет


8.У доношенного новорожденного ребенка частота дыхания при спокойном бодрствовании составляет в 1 мин:


A.18 – 20 B. 25 – 30 C. 30 – 40 D. 40 – 50 E. 60 – 70


9. С какого возраста соотношение ЧД и ЧСС составляет 1:4:


A.с 6 мес B. с 1 года C. с 5 лет D. с 10 лет


10. Анатомическими особенностями носа у детей раннего возраста являются все перечисленные ниже кроме:


A.недоразвитие полостей B. нежность слизистой оболочки C. плотность хрящей D. узость носовых ходов E. несформированный нижний ход


11.Апноэ у новорожденных детей связано:


A.с недостатком сурфактанта B. незрелостью дыхательного центра C. со слабостью сокращения диафрагмы D. с гипоксией дыхательного центра


12. Высота стояния верхушек у детей дошкольного возраста спереди:


A.1 – 2 см B. 4 – 5 см C. 6 – 7 см D. не выходят за ключицу


Эталоны ответов к тестовым заданиям: 1. A 2. D 3.D 4. C 5.B 6. B 7. A 8D 9. D 10. C 11. В 12. В.


Литература для самоподготовки:


1.Конспект лекции.

2. Соколова Н.Г., Тульчинская В.Д., Педиатрия для фельдшера. – М., 2001. – С. 19-25.

3.Запруднов А.М., Григорьев К.И. Педиатрия с детскими инфекциями. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014.- с. 50-53.

4. Ежов Н.В., Русакова Е.М. Педиатрия –М. 2002 стр.232-236




Методические рекомендации для самостоятельной подготовки студентов к практическому занятию №7. По теме Методика обследования и семиотика поражения мочевыделительной системы у детей.


Учебная цель:

1. Закрепить знания полученные на лекционном занятии: анатомо-физиологические особенности мочевыделительной системы у детей.

2.Овладеть клиническими методами обследования изучаемых систем.

3. Изучить семиотику мочевыделительной системы у детей.

4. Изучить часто встречающиеся синдромы поражения мочевыделительной системы.

5. Усвоить современные методы диагностики мочевыделительной системы у детей.


Знать:

1. Строение и функции нефрона. 2.Физиологию процесса мочеобразования и мочевыделения. 3. Методы исследования мочевыделительного тракта.


Уметь: 1.Проводить субъективные и объективныые методы исследовани органов мочевыделительной системы у пациентов терапевтическог профиля.

2. Измерить АД.

Овладеть:

1.Методикой проведения расспроса больного с поражением почек, и мочевыводящих путей;
2. Проведением осмотра ребенка
3. Методикой проведения пальпацию почек и определением наличия периферические отеки;
4.Определением симптома поколачивания.
5. Методикой проведения перкуссию мочевого пузыря;

Вопросы для самоконтроля:

1. АФО почек и мочевыводящих путей у детей;
2. Суточного количества мочи, выделяемой ребенком, объем мочевого пузыря, частоту мочеиспусканий у детей разного возраста;
3. Дайте определение: анурии, олигоурии, полиурии, гипостенурии.
4.Интерпретация общего анализа мочи, пробы Зимницкого, Нечипоренко у детей с заболеванием мочевыделительной системы.

5. Методика количественного определения форменных элементов в моче, определение степени бактериурии и оценка их;
6. Понятие о суточной салурии, показатели оксалатов, уратов у детей различных возрастов;
7. Биохимические показатели сыворотки крови, характеризующие функцию почек: общий белок и фракции, холестерин, креатинин, мочевина, натрий, калий, остаточный азот, мочевая кислоты.


Тесты для самоконтроля:


1. К особенностям почек детей первых лет жизни относятся:
А. большая величина
В. меньшая подвижность
С. дольчатое строение
D. относительно более низкое расположение
E. возможность пальпации нижнего полюса почки относительно


2.У детей старше 1 года величина клубочковой фильтрации ( клиренс по эндогенному креатинину в мл/мин ) составляет:

А. 6020
В. 8020
С. 10020
D. 12020

3. Количество выделяемой мочи от суточного количества принятой жидкости у детей составляет:

А. 1/3 – 1/5
В. 1/3 – 1/2
С. 2/3 – 3/4
D. соответствует количеству выпитой жидкости

4. Колебания суточного количества мочи (мл) у ребенка 1 мес. составляют:

А.150–200
В. 100–300
С. 300–400
D. 400–500

5. Колебания суточного количества мочи (мл) у ребенка 2-го полугодия жизни составляют:

А. 50-100
В. 100-300
С. 300-600
D.400-900
6.Число мочеиспусканий в сутки у ребенка 1 мес. составляет:

А. 5–10
В.10–15
С. 15–20
D. 20–25

7. Число мочеиспусканий за сутки у школьников ориентировочно составляет:
А. 1-2
В. 3-5
С. 6-7
D. 7-10

8. Cуточные колебания относительной плотности мочи у детей старше 1 года составляют:

А.1001–1010
В.1005–1015
С.1005–1025
D.1010–1020


9. Соотношение количества выделенной мочи днем и ночью у здорового ребенка старше 1 года составляет:

A.1:1
B. 2:1
C. 3:1
D. 4:1

10. Мочевой пузырь у детей раннего возраста имеет следующие особенности:


A. полностью расположен в полости малого таза
B. частично выступает над симфизом
C. можно пропальпировать в наполненном состоянии
D. не пальпируется

11. К возникновению пузырно-мочеточникового рефлюкса у детей раннего возраста предрасполагают:


А. небольшая емкость мочевого пузыря
В. более высокое расположение мочевого пузыря
С. короткий внутрипузырный отдел мочеточника
D. слабое развитие мышечных волокон в области устьев мочеточников

12. Особенностями клубочков почек детей раннего возраста являются:


А. меньшее число на единицу площади
В. большее число на единицу площади
С. малые размеры
D. относительно большие размеры
E. функционируют все
F. часть не функционирует

13. Фильтрационная и концентрационная функции почек у детей приближаются к уровню взрослых к (возраст в месяцах):

А. 3
В. 6
С. 12
D. 18

14. К лабораторным показателям, позволяющим оценить функциональное состояние почек у детей, относятся:

A. клинический анализ крови
B. биохимический анализ крови с определением уровней мочевины, креатинина, электролитов
C. общий анализ мочи
D. проба Зимницкого
E. клиренс по эндогенному креатинину

Эталоны ответов к тестовым заданиям: 1. A,C,D,E. 2. C. 3. C. 4. B. 5. C. 6. D. 7. C. 8. B, C. 9. B, C. 10. B, C. 11. C,D. 12. B,C,F. 13. C. 14.B,C,D.


Литература для самоподготовки:


1.Конспект лекции.

2. Соколова Н.Г., Тульчинская В.Д., Педиатрия для фельдшера. – М., 2001. – С. 39-40.

3.Запруднов А.М., Григорьев К.И. Педиатрия с детскими инфекциями. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014.- с. 63-67.

4.Ежов Н.В., Русакова Е.М. Педиатрия –М. 2002 стр.338-339




Методические рекомендации для самостоятельной подготовки студентов к практическому занятию №8. По теме Методика обследования и семиотика поражения эндокринной системы у детей.


Учебная цель:

1. Закрепить знания полученные на лекционном занятии: анатомо-физиологические особенности эндокринной системы у детей.

2.Знать клинические методы обследования изучаемых систем.

3. Изучить семиотику заболеваний эндокринной системы у детей.

4. Изучить часто встречающиеся синдромы поражения эндокринной системы.

5. Усвоить современные методы диагностики эндокринной системы у детей.


Знать:

1.Анатомо-физиологические особенности эндокринной системы у детей.

2.Функция желез внутренней секреции. 3.Основные свойства гормонов. 4.Регуляция работы эндокринной системы. 5.Роль эндокринной системы в растущем организме. 6.Роль гормонов в постнатальной адаптации новорожденного ребенка. 7.Пограничные состояния эндокринной системы у новорожденных. 8.Роль гипоталамо-гипофизарной системы в растущем организме. 9.Наиболее частые синдромы, связанные с гипер- и гипофункцией гипофиза. 10. Половое развитие детей и подростков.

Уметь: 1.Проводить субъективные и объективныые методы исследовани органов эндокринной системы у пациентов терапевтического профиля.


Овладеть:

1.Методикой обследования ребенкас патологией щитовидной, паращитоводных желез.

2.Методикой пальпации щитовидной железы у детей.

3.Методикой обследования детей патологией гипоталамо-гипофизарной системы, надпочечниковов.

4. Методикой обследования пожелудочной железы.


Вопросы для самоконтроля:


1.Наиболее частые синдромы, связанные с гипер- и гипофункцией надпочечников.

2. Основные синдромы, связанные с гипер- и гипофункцией щитовидной железы. 3. Синдромы, связанные с гипер- и гипофункцией паращитовидных желез. 4. Синдромы, связанные и гипер- и гипогликемией. 5. Семиотика нарушений полового развития.


Тесты для самоконтроля:


1.Гормональный криз у новорожденных проявляется:

A. нагрубанием молочных желез у девочек
B. нагрубанием молочных желез у мальчиков
C. метроррагией у девочек
D. геморрагической сыпью на половых органах у мальчиков
E.отеком половых губ и слизистыми выделениями из влагалища

2. Продукция гормонов фетальными гонадами является определяющей для формирования половых органов по:

A. женскому типу
B. мужскому типу
C. женскому и мужскому типу

3. У здоровых детей первых лет жизни доминируют гормоны.


A.катаболическим эффектом

B.анаболическим эффектом
C. анаболическим и катаболическим эффектом


4.Из нижеперечисленных гормонов доминирующеее влияние на рост детей раннего возраста оказывает:

A.тестостерон
B.тироксин
C. СТГ


Эталоны ответов к тестовым заданиям.

  1. A,B,C,E. 2.B. 3.B. 4. B.

Литература для самоподготовки:


  1. Конспект лекции.

2. Соколова Н.Г., Тульчинская В.Д., Педиатрия для фельдшера. – М., 2001. – С. 40-43.

3. Запруднов А.М., Григорьев К.И. Педиатрия с детскими инфекциями. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014.- с. 70-73.

4. Ежов Н.В., Русакова Е.М. Педиатрия –М. 2002 стр.347-350.


Методические рекомендации для самостоятельной подготовки студентов к практическому занятию №9-№10. По теме Методика обследования и семиотика поражения пищеварительной системы у детей.


Учебная цель:

1. Закрепить знания полученные на лекционном занятии: анатомо-физиологические особенности пищеварительной системы у детей.

2.Знать клинические методы обследования изучаемых систем.

3. Изучить семиотику заболеваний пищеварительной систем у детей.

4. Изучить часто встречающиеся синдромы патологии пищеварительной системы.

5. Усвоить современные методы диагностики пищеварительной системы у детей.


Знать:

1.Анатомические и физиологические особенности пищевода, желудка и двенадцатиперстной кишки у детей. 2.Особенности сфинктерного аппарата органов пищеварения у детей. 3.Анатомические и физиологические особенности тонкого и толстого кишечника у детей. 4.Становление микрофлоры кишечника после рождения ребенка, зависимость от вида вскармливания. 5.Анатомические и физиологические особенности печени, желчного пузыря, желчных путей и поджелудочной железы у детей. 6.Особенности стула и его характеристики у детей различного возраста.

Уметь: 1.Проводить субъективные и объективныые методы исследовани органов пищеварительной системы у пациентов терапевтического профиля.


Овладеть:

1.Методикой проведения расспроса матери или больного ребенка с поражением органов пищеварени.

2. Проведением осмотр больного: общий осмотр, осмотр живота, полости рта;
3.Методикой проведения поверхностной пальпации живота и глубокой пальпацией живота.
4. Пальпацией печени, селезенки, поджелудочной железы, желудка;
5. Методикой определения болевых точек передней брюшной стенки: точки Керра, Мейо-Робсона, Де-Жардена, Боаса, Оппенховского;
6. Определением границ печени, селезенки методом перкуссии;
7.Определением размеров печени по Курлову;
8. Методикой проведения аускультацию живота.

Вопросы для самоконтроля:

1. Анатомо-физиологические особенности ротовой полости, пищевода, желудка, кишечника, печени, поджелудочной железы у детей разных возрастов.

2. Семиотика поражений пищевода и желудка у детей;

3. Семиотика поражений печени у детей;
4. Синдром экзокринной недостаточности поджелудочной железы;
5. Семиотика поражений кишечника. Изменения стула при инфекционных и неинфекционных заболеваниях у детей;
6. Основные синдромы поражения органов пищеварения у детей: синдром «острый живот», синдром мальабсорбции, синдром желтухи, синдром недостаточности печени, синдром рвоты у детей.

Тесты для самоконтроля:


1. К особенностямпищевода детей раннего возраста относится:


A. относительно длинный
B. относительно короткий
C. анатомические сужения выражены хорошо
D. мышечные и эластические волокна недоразвиты
E. слизистая оболочка хорошо васкуляризирована

2. Склонность детей первого полугодия жизни к срыгиваниям обусловлена:

A. вертикальным расположением желудка
B. расположением дна желудка ниже антрально–пилорического отдела
C. тупым углом Гиса
D. слабой запирательной функцией нижнего пищеводного сфинктера
E. высоким тонусом пилорического отдела желудка

3. К особенностям желудка детей 1-го года жизни относятся:

A. слизистая оболочка относительно толстая
B. количество желудочных желез достигло уровня взрослых
C. желудочных желез мало
D. железы достигли морфологической зрелости, но функционально незрелы
E. железы и морфологически, и функционально незрелы

4. К функциональным особенностям желудка детей первого полугодия жизни относятся:


A. низкая кислотность (рН выше 4)
B. высокая кислотность (рН ниже 2)
C. высокая протеолитическая активность
D. низкая протеолитическая активность
E. достаточная липолитическая активность

5. К особенностям тонкой кишки детей первого года жизни относятся:

A. уменьшение относительной длины с возрастом
B. уменьшение площади функциональной поверхности с возрастом
C. большое количество лимфатических сосудов
D. хорошо сформированы пейеровы бляшки
E. лимфатические клетки разбросаны по всей кишке

6. К особенностям пищеварения в тонкой кишке детей 1-го года жизни относятся:


A. преобладание полостного пищеварения
B. преобладание мембранного пищеварения
C. активное внутриклеточное пищеварение

D. низкая активность внутриклеточного пищеварения
E. дистальный сдвиг пищеварения

7. Транзит пищи по желудочно - кишечному тракту у детей 1-го года жизни:

A. происходит быстрее, чем у взрослых
D. происходит медленнее, чем у взрослых
C. быстрее при искусственном вскармливании
E. быстрее при естественном вскармливании

8. Стул ребенка на грудном вскармливании:

A. золотисто-желтого цвета
B. кашицеобразный
C. плотной консистенции
D. содержит много воды
E. имеет кислую реакцию

9. Стул ребенка на исскусственном вскармливании:


A. светло-желтого цвета
B. имеет кислый запах
C. имеет неприятный запах
D. замазкообразной консистенции
E. имеет примесь слизи и зелени

10. При грудном вскармливании преобладающей флорой кишечника является:

A. бифидум–бактерии
B. ацидофильные палочки
C. кишечные палочки
D. энтерококки
E. клебсиеллы

11. У здоровых детей нижний край печени выходит из–под правого края реберной дуги до (возраст в годах):

A. 3 – 5
B. 5 – 7
C. 7 – 9
D. 9 – 11
E. 11 – 13

12. К особенностям печени детей раннего возраста относятся:

A. относительно большая величина
B. величина относительно мала
C. относительно большая величина левой доли
D. содержит грубоволокнистую соединительную ткань
E. печень полнокровная

13. К особенностям поджелудочной железы детей первого года жизни относятся:

A. к рождению более незрелая экзокринная функция
B. к рождению более незрелая эндокринная функция
C. активность ферментов низкая
D. активность ферментов достаточная
E.становление ферментативной активности зависит от вида вскармливания

Эталоны ответов к тестовым заданиям: 1. A.D.E. 2. B,C,D,E. 3. A,C,E. 4. A,D,E. 5. A,C,E. 6. A,D. 7. A,E. 8. A,B,D,E. 9. A,C,D. 10. A. 11. B. 12. A,C,E. 13. F,C,E.


Литература для самоподготовки:


1.Конспект лекции.

2. Соколова Н.Г., Тульчинская В.Д., Педиатрия для фельдшера. – М., 2001. – С. 34-39.

3.Запруднов А.М., Григорьев К.И. Педиатрия с детскими инфекциями. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014.- с. 70-73.

4. Ежов Н.В., Русакова Е.М. Педиатрия –М. 2002 стр.38-41.



Методические рекомендации для самостоятельной подготовки студентов к практическому занятию №11. По теме Методика обследования и семиотика поражения органов кроветворения у детей.


Учебная цель:

1. Закрепить знания полученные на лекционном занятии: анатомо-физиологические особенности органов кроветворения у детей.

2.Овладеть клиническими методами обследования изучаемых систем.

3. Изучить семиотику заболеваний органов кроветворения у детей.

4. Изучить часто встречающиеся синдромы патологии органов кроветворения.

5. Усвоить современные методы диагностики органов кроветворения у детей.



Знать:

1.Анатомо-физиологические особенности кроветворной системы у детей. 2. Основные этапы становления кроветворения анте- и постнатально; 3. Физиологическую роль морфологических элементов крови; 5. Основные механизмы гемостаза с современных позиций; 6. Группы крови. Основные эритроцитарные антигены крови, практическое значение. 7. Лейкоцитарные антигены крови: общее понятие, роль. 8.Гемостаз (определение, основные механизмы). 9. Лабораторные методы исследования в гематологии.


Уметь:

1.Проводить субъективные и объективныые методы исследовани органов кроветворения у пациентов терапевтического профиля.


Овладеть:

1.Методикой исследования органов кроветворения у детей и подростков. 2.Проведением общего осмотра. 3.Методикой исследования периферических лимфатических узлов. 4.Методикой исследования печени и селезенки.


Вопросы для самоконтроля:
1. Этапы кроветворения и типы гемоглобина у плода и детей различного возраста. 2.Современная схема гемопоэза, понятие о миело- и лимфопоэзе.

3.Особенности состава периферической крови у детей периода новорожденности. 4.Закономерности динамики состава периферической крови в постнатальном периоде у детей. 5.Особенности системы гемостаза у детей. 6.Особенности методики сбора анамнеза и клинического исследования ребенка с патологией системы крови.


Тесты для самоконтроля:


1.Периферические лимфоузлы при пальпации у здоровых детей имеют следующие характеристики:

A. пальпируется до 5-6 групп
B. пальпируется не более 3 групп
C. мягкоэластической консистенции
D. в каждой группе с одной стороны не более 3-х
E. в каждой группе с одной стороны до 5-6

  1. Уровень гемоглобина (г/л) сразу после рождения у здоровых детей составляет:


A. 100-120
B. 120-140
C. 140-170
D. 180-240

3. Уровень гемоглобина (г/л) у здоровых детей старше 1 года составляет:

A. 100-110
B. 110-120
C. 120-140
D. 140-160

4. Количество лейкоцитов (х109/л) у здоровых детей на первом году жизни составляет:

A. 5-6
B. 7-12
C. 13-15
D. 16-20

5. Количество лейкоцитов (х109/л) у здоровых детей от 1 года до 10 лет составляет:

A. 3-5
B. 6-10
C. 10-15
D. 16-30

6. Количество тромбоцитов (х109/л) у здоровых детей старше 1 мес. составляет:

A. 50 - 100
B. 100 - 150
C. 150 - 300
D. 300 -400

7. Для лейкоцитарной формулы здоровых детей первых дней жизни характерно:

A. количество лейкоцитов более 18-20 х 109
B. количество лейкоцитов не более 10 х 109
C. преобладают лимфоциты
D. преобладают моноциты
E. отмечается нейтрофилез со сдвигом влево

8. Первый перекрест в лейкоцитарной формуле крови у детей отмечается в возрасте:

А. 2-3 дня
B. 4-5 дней
C. 10-11 дней
D. 5-6 месяцев

9. Второй перекрест в лейкоцитарной формуле крови у детей отмечается в возрасте:

A. 4-5 месяцев
B. 1 год
C. 4-5 лет
D. 6-8 лет

10. Физиологический лимфоцитоз у детей отмечается в возрасте:

A. первых 3-х дней
B. первых 4-5 лет
C. младших школьников
D. старших школьников

11. Величина гематокрита капилярной крови у детей старше 1 месяца составляет:

A. 0,30-0,36
B. 0,38-0,46
C. 0,45-0,55
D. 0,56-0,65

12. К Особенностям свертывающей системы крови у новорожденных относятся:

A. время свертывания крови удлинено
B. время свертывания такое же, как у взрослых
C. повышена активность плазменных факторов (V, VIII, XI, XII)
D. повышена функциональная активность тромбоцитов
E. низкая активность витамин-К-зависимых факторов (II, VII, IX, X)

Эталоны ответов к тестовым заданиям: 1. B,D,E. 2.D. 3. C. 4. B. 5. B. 6. C. 7. A,E 8. B. 9. C 10. D 11. B 12. С,D.

Литература для самоподготовки:

1.Конспект лекции

2. Соколова Н.Г., Тульчинская В.Д., Педиатрия для фельдшера. – М., 2001. – С. 31-34

3. Запруднов А.М., Григорьев К.И. Педиатрия с детскими инфекциями. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014.- с. 67-70.


4.Ежов Н.В., Русакова Е.М. Педиатрия –М. 2002 стр.313-317.




Методические рекомендации для самостоятельной подготовки студентов к практическому занятию №12. По теме Методика обследования и семиотика поражения нервной системы и органов чувств у детей. Особенности обмена веществ у детей.


Учебная цель:

1. Закрепить знания полученные на лекционном занятии: анатомо-физиологические особенности нервной системы и органов чувств у детей.

2.Знать клинические методы обследования изучаемых систем.

3. Изучить семиотику заболеваний нервной систем у детей.

4. Изучить часто встречающиеся патологии нервной системы.

5. Усвоить современные методы диагностики нервной системы у детей.


Знать:

1.Анатомические, морфологические и функциональные особенности головного и спинного мозга у детей.
2.Особенности неврологического статуса новорожденного ребенка. 3.Безусловные (физиологические) рефлексы новорожденного. 4.Показатели нервно-психического развития детей. 5.Значение соотношения развития спинного мозга и позвоночного канала у детей различного возраста. 6.Исследование ликвора, возрастные особенности его состава у детей. 7.Критерии оценки нервно-психического развития детей различного возраста.

Уметь: 1.Проводить субъективные и объективныые методы исследовани органов нервной системы у пациентов терапевтического профиля.


Овладеть:

1.Методикой исследования нервной системы.

2.Оценкой нервно-психического развития детей разных возрастов.

3.Методикой проведения безусловных рефлексов новорожденных.

4.Методикой проведения менингиальных симптомов.


Вопросы для самоконтроля:

1. 1.Особенности строения и функции головного и спинного мозга.

2.Безусловные рефлексы.

3.Условно-рефлекторная деятельность.

4.Развитие органов чувств.

5.Нервно-психическое развитие1.Особенности строения и функции головного и спинного мозга.


Тесты для самоконтроля:


1. Масса мозга относительно массы тела( в % ) у новорожденного составляет:

A. 5
B. 7
C. 10
D. 15

2. Проницаемость гемато-энцефалического барьера у детей по сравнению со взрослыми:

A. выше
B. ниже
C. такая же

3. Особенностями кровоснабжения мозга и оттока крови у детей раннего возраста являются:

A. кровоснабжение хуже, отток лучше
B. кровоснабжение хуже, отток затруднён
C. кровоснабжение лучше, отток затруднён
D. кровоснабжение лучше, отток лучше

4. Состав спинномозговой жидкости у детей старше года:

A. цитоз представлен лимфоцитами
B. цитоз представлен нейтрофилами
C. цитоз в 1 мкл 3/3–10/3
D. цитоз в 1 мкл 30/3 -50/3
E. белок 0,16 – 0,25 г/л

5. Движения новорожденного ребенка:

A. атетозоподобные
B. целенаправленные
C. хаотичные
D. генерализованные

6. Показатели нервно-психического развития ребенка в 1 месяц:

A. вызываются безусловные врожденные рефлексы новорожденного
B. хорошо удерживает голову в вертикальном положении
C. появляется прослеживание взором за движущимся предметом
D. фиксирует взор на ярком предмете или лице матери
E. гулит

7. Показатели нервно-психического развития ребенка в 3 месяца:

A. лежа на животе поднимает голову и опирается на предплечья
B. на общение отвечает “комплексом оживления”
C. переворачивается с живота на спину
D. гулит
E. пытается садиться

8. Показатели нервно-психического развития ребенка в 6 месяцев:


A. стоит в кроватке
B. произносит отдельные слоги
C. хорошо ползает
D. берет в руку игрушку, размахивает ею
E. поворачивается со спины на живот и обратно

9. Показатели нервно-психического развития ребенка в 9 месяцев:

A. самостоятельно ходит
B. самостоятельно ест ложкой
C. сам встает, стоит и садится
D. подолгу лепечет
E. дает знакомый предмет по просьбе взрослого

10. Показатели нервно-психического развития ребенка в один год:


A. самостоятельно ест ложкой
B. самостоятельно пьет из чашки
C. произносит 5–10 облегченных слов
D. приседает, наклоняется, перешагивает через препятствие
E. начинает ходить самостоятельно

11. Признаками подготовительного этапа развития активной речи являются:

A. лепет
B. выполнение поручений «найди», «положи»\
C. произнесение отдельных слогов
D. поисковая реакция на вопрос «где?»
E. певучее гуление

12. Признаками подготовительного этапа развития понимания речи являются:

A. произнесение отдельных слов
B. ответные действия на просьбу взрослого
C. поисковая реакция на вопрос “где?”
D. связывание слов в предложение
E. связывание слова с определенным предметом

13. Ребенок произносит первые слова, смысл которых понимает, чаще в возрасте ( в мес ) :

A. 7-8
B. 9-10
C. 11-12
D. 13-16


Эталоны ответов к тестовым заданиям
1.С. 2. A. 3. C. 4. A,C,E. 5. A,C,D. 6. A,C,D. 7. A,B,D. 8. B,D,E. 9. C,D,E. 10. B,C,E. 11. A,C,E. 12.B,C,E. 13. C.

Литература для самоподготовки


1.Конспект лекции.

2.Соколова Н.Г., Тульчинская В.Д., Педиатрия для фельдшера. – М., 2001. – С. 9-13

3.Запруднов А.М., Григорьев К.И. Педиатрия с детскими инфекциями. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014.- с. 38-44. 4.Ежов Н.В., Русакова Е.М. Педиатрия –М. 2002 стр.95-97.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!