Пояснительная записка
к диагностической работе для прохождения промежуточной аттестации
по предмету География
1.Назначение контрольно-измерительных материалов для прохождения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация проводится с целью определения соответствия результатов освоения обучающимися программы по биологии за курс 6 класса.
2. Документы, определяющие содержание диагностической работы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»).
2. Федеральная общеобразовательная программа по учебному предмету «География» (приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 №370 "Об утверждении федеральной общеобразовательной программы основного общего образования")
3. Рабочая учебная программа по учебному предмету География (приказ ОО №957 от 22.05.2023)
3. Структура контрольной работы
Вариант проверочной работы состоит из 9 заданий, большинство из которых состоит из двух/трех частей (пунктов), объединенных содержанием (темой) задания, но различающихся по форме и решаемым обучающимися задачам.
Все задания проверяют умение обучающихся работать с различными источниками географической информации (картами, фотографиями, графиками и иными условно-графическими объектами, текстами, таблицами).
С учетом времени, отведенного на выполнение работы, задания требуют преимущественно краткого ответа в виде одного или нескольких слов, последовательности цифр, числа, а также в графической форме (в виде изображения символов) и записи ответа на контурной карте.
4. Распределение заданий проверочной работы по уровню сложности
Всего заданий — 9. Максимальный балл за работу — 33 балл. Уровень сложности заданий: Б — базовый. П - продвинутый
5. Система оценивания выполнения отдельных заданий и проверочной работы в целом
Полный правильный ответ на каждое из заданий 1.1, 2.2, 3.2, 4.1, 4.3, 5.2 и 6.2 оценивается 1 баллом. Если в ответе допущена хотя бы одна ошибка (один из элементов ответа записан неправильно или не записан), выставляется 0 баллов.
Полный правильный ответ на каждое из заданий 5.1, 7 и 9.1 оценивается 2 баллами. Если в ответе допущена одна ошибка или в ответах на задания 5.1 и 9.1 перепутаны местами два элемента, выставляется 1 балл; если допущено две или более ошибки – 0 баллов.
Ответы на задания 1.2, 2.1, 3.1, 3.3, 4.2, 6.1, 6.3, 8, 9.2 и 9.3 оцениваются по специально разработанным критериям.
Максимальный первичный балл за выполнение работы — 33.
Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Первичные баллы | 0–9 | 10–20 | 21–28 | 29–33 |
6. Время выполнения работы.
Общее время выполнения работы — 45 мин.
7. Дополнительные материалы и оборудование.
Для измерений на карте и изображения условных знаков необходимо использовать линейку и карандаш.
8. План контрольной работы
№ задания | Проверяемые элементы содержания | Проверяемые требования (умения) | Уровень сложности задания | Максимальный балл за выполнение задания | Примерное время выполнения задания обучающимся (в минутах) |
1 | Изображения земной поверхности. Глобус и географическая карта. Развитие географических знаний о Земле | Умение определять понятия, устанавливать аналогии. Сформированность представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком. Сформированность представлений об основных этапах географического освоения Земли, открытиях великих путешественников. Сформированность представлений о географических объектах. Владение основами картографической грамотности и использования географической карты для решения разнообразных задач | БП | 12 | 5 |
2 | Изображения земной поверхности. Географическая карта | Владение основами картографической грамотности и использования географической карты для решения разнообразных задач. Навыки использования различных источников географической информации для решения учебных задач. Смысловое чтение. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи | ББ | 21 | 5 |
3 | Изображения земной поверхности. План местности | Умение применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. Владение основами картографической грамотности и использования географической карты для решения разнообразных задач. Умение применять географическое мышление в познавательной практике. Сформированность представлений о необходимости географических знаний для решения практических задач | ББП | 212 | 5 |
4 | Земля — часть Солнечной системы. Движения Земли и их следствия | Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. Навыки использования различных источников географической информации для решения учебных задач. Умение применять географическое мышление в познавательной практике. Сформированность представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты в пространстве и во времени | БББ | 121 | 5 |
5 | Географическая оболочка. Природные зоны Земли. | Умение определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать. Умение устанавливать причинно-следственные связи. Сформированность представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты в пространстве и во времени, особенностях природы Земли. Сформированность представлений о географических объектах, явлениях, закономерностях; владение понятийным аппаратом географии | ПБ | 21 | 5 |
6 | Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Температура воздуха. Суточный и годовой ход температур и его графическое отображение. Вода в атмосфере и атмосферные осадки. Диаграмма годового количества осадков. Ветер. Графическое отображение направления ветра. Роза ветров. Погода | Умение применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Практические умения и навыки использования количественных и качественных характеристик компонентов географической среды. Навыки использования различных источников географической информации для решения учебных задач. Смысловое чтение | ББП | 212 | 6 |
7 | Земля — часть Солнечной системы. Движения Земли и их следствия. Оболочки Земли: литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера. Географическая оболочка | Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. Сформированность представлений о географических объектах, процессах, явлениях, закономерностях; владение понятийным аппаратом географии. Смысловое чтение | П | 2 | 5 |
8 | Стихийные природные явления | Сформированность представлений о географических объектах, процессах, явлениях, закономерностях; владение понятийным аппаратом географии. Умение определять понятия, устанавливать аналогии. Умения и навыки использования разнообразных географических знаний для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий. | Б | 2 | 4 |
9 | Человечество на Земле | Практические умения и навыки использования количественных и качественных характеристик компонентов географической среды. Сформированность представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты в пространстве и во времени, особенностях жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей на разных материках и в отдельных странах. Умение применять географическое мышление в познавательной практике. Навыки использования различных источников географической информации для решения учебных задач | БББ | 222 | 5 |