Пояснительная записка
к диагностической работе для прохождения промежуточной аттестации
по предмету География
1.Назначение контрольно-измерительных материалов для прохождения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация проводится с целью определения соответствия результатов освоения обучающимися программы по географии за курс 7 класса.
2. Документы, определяющие содержание диагностической работы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»).
2. Федеральная общеобразовательная программа по учебному предмету «География» (приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 №370 "Об утверждении федеральной общеобразовательной программы основного общего образования")
3. Рабочая учебная программа по учебному предмету География (приказ ОО №957 от 22.05.2023)
3. Структура контрольной работы
Вариант проверочной работы включает в себя 8 комплексных заданий, каждое из которых в свою очередь состоит из двух-трех частей (пунктов), объединенных единым содержанием. С учетом всех пунктов вариант работы включает в себя 8 заданий из 20 пунктов.
Задания различаются не только по содержанию, но и по характеру решаемых обучающимися задач, и проверяют умение обучающихся работать с различными источниками географической информации (картами, фотографиями, таблицами, текстами, схемами, графиками и иными условно-графическими объектами). При этом каждый пункт каждого задания направлен на проверку того или иного из вышеуказанных умений.
С учетом времени, отведенного на выполнение работы, задания требуют преимущественно краткого ответа в виде записи слов или словосочетаний, последовательности цифр, чисел, а также ответа, представленного в графической форме (в виде изображения знаков/символов), в форме записи/отметки на контурной карте, заполненной таблицы или блоксхемы.
Задания (пункты) 1.1, 1.2, 1.3, 2.1, 3.1, 6.1 выполняются с использованием географических карт, приведенных в работе.
4. Распределение заданий проверочной работы по уровню сложности
Всего заданий — 8/20 (с учетом пунктов заданий); из них по уровню сложности: Б — 16; П — 4. Максимальный балл за работу — 35 баллов.
5. Система оценивания выполнения отдельных заданий и проверочной работы в целом
Полный правильный ответ на задание 1 оценивается 6 баллами: часть 1.1 — 2 балла (в соответствии с критериями); часть 1.2 — 2 балла (1 балл ставится, если в ответе допущена хотя бы одна ошибка (один из элементов ответа записан неправильно или не записан)); часть 1.3 — 2 балла (в соответствии с критериями).
Полный правильный ответ на задание 2 оценивается 6 баллами: все части задания 2.1, 2.2, 2.3 — по 2 балла (в соответствии с критериями).
Полный правильный ответ на задание 3 оценивается 6 баллами: часть 3.1 — 2 балла (1 балл ставится, если в ответе допущена хотя бы одна ошибка (один из элементов ответа записан неправильно или не записан)); части 3.2 и 3.3 — по 2 балла (в соответствии с критериями).
Полный правильный ответ на задание 4 оценивается 3 баллами: часть 4.1 — 1 балл; часть 4.2 — 2 балла (1 балл ставится, если в ответе перепутаны местами две цифры). При этом если ответ в части 4.1 не дан или дан неправильно, результат выполнения части 4.2 не засчитывается.
Полный правильный ответ на задание 5 оценивается 5 баллами: часть 5.1 — 2 балла (1 балл ставится, если в таблице соответствия в ответе перепутаны местами две цифры); часть 5.2 — 3 балла (в соответствии с критериями).
Полный правильный ответ на задание 6 оценивается 3 баллами: части 6.1 и 6.2 — по 1 баллу (в соответствии с критериями); часть 6.3 — 1 балл.
Полный правильный ответ на задание 7 оценивается 3 баллами: часть 7.1 — 2 балла (1 балл ставится, если в ответе перепутаны местами две цифры); часть 7.2 — 1 балл.
Полный правильный ответ на задание 8 оценивается 3 баллами: часть 8.1 — 1 балл; часть 8.2 — 2 балла (в соответствии с критериями).
Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Первичные баллы | 0–10 | 11–22 | 23–30 | 31–35 |
6. Время выполнения работы.
Общее время выполнения работы — 45 мин.
7. Дополнительные материалы и оборудование.
При вычислениях разрешается использовать непрограммируемый калькулятор. Для изображения условных знаков необходимо использовать карандаш.
8. План контрольной работы
№ задания | Проверяемые элементы содержания | Проверяемые требования (умения) | Уровень сложности | Максимальный балл за выполнение задания | Примерное время выполнения задания обучающимся (в минутах) |
1 | Освоение Земли человеком. Мировой океан и его части. Географическое положение и природа материков Земли | Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии. Умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение. Представления об основных этапах географического освоения Земли, открытиях великих путешественников и землепроходцев, исследованиях материков Земли. Умения ориентироваться в источниках географической информации, выявлять взаимодополняющую географическую информацию. Умения различать изученные географические объекты, описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов | БББ | 222 | 6 |
2 | Литосфера и рельеф Земли. Географическое положение и природа материков Земли | Умения создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных задач. Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение. Умения: ориентироваться в источниках географической информации; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, их положение в пространстве; представлять в различных формах географическую информацию. Умения использовать источники географической информации для решения различных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей; расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты; сопоставление географической информации. Умения различать изученные географические объекты, сравнивать географические объекты на основе известных характерных свойств | ПББ | 222 | 10 |
3 | Атмосфера и климаты Земли. Географическая оболочка. | Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать. Умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение. Умения ориентироваться в источниках географической информации: находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве; выявлять взаимодополняющую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках. Умение использовать источники географической информации для решения различных задач. Умения: различать изученные географические объекты, процессы и явления; сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств. Способность использовать знания о географических законах и закономерностях | БББ | 222 | 6 |
4 | Главные закономерности природы Земли | Умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. Умения создавать, применять и преобразовывать модели и схемы для решения учебных задач. Умения ориентироваться в источниках географической информации: находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве. Умение использовать источники географической информации для решения различных задач. Умение различать изученные географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств. Способность использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий. Умение различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы материков и океанов | БП | 12 | 5 |
5 | Географическое положение и природа материков Земли | Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать. Умения устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение. Умения: различать изученные географические объекты, процессы и явления; сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию. Умение различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов. Умение представлять в различных формах географическую информацию | БП | 23 | 7 |
6 | Главные закономерности природы Земли. Население материков Земли | Умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение. Умение применять географическое мышление в познавательной, коммуникативной и социальной практике. Первичные компетенции использования территориального подхода как основы географического мышления; умения находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных географических процессов или закономерностей. Умение использовать источники географической информации для решения различных задач. Способность использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий | ББП | 111 | 5 |
7 | Население материков Земли | Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. Умения ориентироваться в источниках географической информации: находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления. Способность использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практико-ориентированных задач | ББ | 21 | 3 |
8 | Географическое положение и природа материков Земли. Население материков Земли | Умения создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, владение письменной речью. Умение применять географическое мышление в познавательной, коммуникативной и социальной практике. Первичные компетенции использования территориального подхода как основы географического мышления, владение понятийным аппаратом географии. Умения: различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков, отдельных регионов и стран; устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран | ББ | 12 | 3 |