СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Происхождение человека

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Происхождение человека»

Организационный момент Говорят, что древнегреческий философ Диоген ярким солнечным днем, высоко подняв над головой зажженный фонарь, ходил по городу и пристально вглядывался в людей. Его спрашивали: «Кого ищешь, Диоген?» - «Ищу человека», - отвечал философ... Кто же есть человек? В чем его особенности? О том, как трудно дать одно-единственное определение человека, свидетельствует такой исторический анекдот.

Организационный момент

  • Говорят, что древнегреческий философ Диоген ярким солнечным днем, высоко подняв над головой зажженный фонарь, ходил по городу и пристально вглядывался в людей. Его спрашивали: «Кого ищешь, Диоген?» - «Ищу человека», - отвечал философ...
  • Кто же есть человек? В чем его особенности?
  • О том, как трудно дать одно-единственное определение человека, свидетельствует такой исторический анекдот.
Происхождение человека и становление общества Уроки 18-19 10б класс

Происхождение человека и становление общества

Уроки 18-19

10б класс

Проблема уроков: Ознакомиться с теориями происхождения человека и становления общества, Понять особенности человечества как результата биологической и социальной эволюции.

Проблема уроков:

  • Ознакомиться с теориями происхождения человека и становления общества,
  • Понять особенности человечества как результата биологической и социальной эволюции.
План уроков: 1. Наука о происхождении человека. 2. Становление общества. 3. Человечество как результат биологической и социокультурной революции. 4. Становление культуры - неотъемлемая часть становления человека и человечества.

План уроков:

1. Наука о происхождении человека.

2. Становление общества.

3. Человечество как результат биологической и социокультурной революции.

4. Становление культуры - неотъемлемая часть становления человека и человечества.

Вопрос о происхождении и предках волнует человека издавна и остается актуальным и в наши дни.  Попробуем и мы исследовать эти вопросы на нашем уроке .

Вопрос о происхождении и предках волнует человека издавна и остается актуальным и в наши дни. Попробуем и мы исследовать эти вопросы на нашем уроке .

1. Наука о происхождении человека.   Сегодня исследования процесса становления человека идут по трем главным направлениям. Уточняются ветвления различных линий от общего предка на единой шкале развития человека, выделяются стадии возникновения человека современного. Исследуются биологические предпосылки и генетические механизмы трансформации предков человека и формирования отличительных свойств человека (прямохождение, использование передних конечностей в качестве естественных орудий труда, развитие речи и мышления, сложных форм трудовой деятельности и социальности).

1. Наука о происхождении человека.

  • Сегодня исследования процесса становления человека идут по трем главным направлениям.
  • Уточняются ветвления различных линий от общего предка на единой шкале развития человека, выделяются стадии возникновения человека современного.
  • Исследуются биологические предпосылки и генетические механизмы трансформации предков человека и формирования отличительных свойств человека (прямохождение, использование передних конечностей в качестве естественных орудий труда, развитие речи и мышления, сложных форм трудовой деятельности и социальности).
1. Наука о происхождении человека.   Уточняется общая теория антропогенеза - процесса выделения человека из мира животных, изучается соцыогенез - процесс становления общества, антропосоциогенез - двуединый процесс развития человека и общества.

1. Наука о происхождении человека.

  • Уточняется общая теория антропогенеза - процесса выделения человека из мира животных, изучается соцыогенез - процесс становления общества, антропосоциогенез - двуединый процесс развития человека и общества.
1. Наука о происхождении человека.   Люди по-разному объясняли процесс появления человека на Земле. Вот некоторые из воззрений: Гомо сапиенс - человек разумный. Звери, мы с вами одной стаи. Человек - общественное животное. Человек - образ и подобие Бога. Какие вы помните мифы, объясняющие происхождение Человека? Как же наука объясняет процесс зарождения и эволюции человека на Земле?

1. Наука о происхождении человека.

  • Люди по-разному объясняли процесс появления человека на Земле. Вот некоторые из воззрений:
  • Гомо сапиенс - человек разумный.
  • Звери, мы с вами одной стаи.
  • Человек - общественное животное.
  • Человек - образ и подобие Бога.
  • Какие вы помните мифы, объясняющие происхождение Человека?
  • Как же наука объясняет процесс зарождения и эволюции человека на Земле?
1. Наука о происхождении человека.   Прочитайте п. 1 § 7. Когда и как было положено начало процессу научного исследования теории происхождения человека? Каким образом Ч. Дарвин объяснял появление человека? На какой фактор антропогенеза указывал в своей работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» Ф. Энгельс? К какому выводу пришла научная мысль в XX в.?

1. Наука о происхождении человека.

  • Прочитайте п. 1 § 7.
  • Когда и как было положено начало процессу научного исследования теории происхождения человека?
  • Каким образом Ч. Дарвин объяснял появление человека?
  • На какой фактор антропогенеза указывал в своей работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» Ф. Энгельс?
  • К какому выводу пришла научная мысль в XX в.?
1. Наука о происхождении человека.   Охарактеризуйте современные представления процесса становления человека, используя приведенную схему в раздаточном материале.

1. Наука о происхождении человека.

  • Охарактеризуйте современные представления процесса становления человека, используя приведенную схему в раздаточном материале.
1. Наука о происхождении человека.   Человек своими корнями уходит в биосферу Земли. Исследуйте биологические предпосылки и генетические механизмы трансформации наших предков: процесс прямохождения; роль рук как естественных орудий труда; влияние космических факторов; изменения, происходящие с корой Земли; влияние радиации (изменения в коре головного мозга, изменения в психике); влияние стресса; отбор на высокий интеллект, связанный с отбором на выживание женщины при родах.

1. Наука о происхождении человека.

  • Человек своими корнями уходит в биосферу Земли. Исследуйте биологические предпосылки и генетические механизмы трансформации наших предков:
  • процесс прямохождения;
  • роль рук как естественных орудий труда;
  • влияние космических факторов;
  • изменения, происходящие с корой Земли;
  • влияние радиации (изменения в коре головного мозга, изменения в психике);
  • влияние стресса;
  • отбор на высокий интеллект, связанный с отбором на выживание женщины при родах.
1. Наука о происхождении человека.   Охарактеризуйте теорию трудовой деятельности как ведущего фактора становления человека и человеческого общества. Какие альтернативные теории происхождения человека на Земле вы знаете? Какие бы теории мы не обсуждали, неизменным остается вывод о том, что человек в полной мере стал человеком только в единстве с другими людьми.

1. Наука о происхождении человека.

  • Охарактеризуйте теорию трудовой деятельности как ведущего фактора становления человека и человеческого общества.
  • Какие альтернативные теории происхождения человека на Земле вы знаете?
  • Какие бы теории мы не обсуждали, неизменным остается вывод о том, что человек в полной мере стал человеком только в единстве с другими людьми.
1. Наука о происхождении человека.   Теория космической природы жизни. Она противостоит общепринятой концепции, утверждавшей возможность спонтанного возникновения жизни из неживой материи. Только под влиянием экспериментов Л. Пастера теория самостоятельного зарождения жизни была подвергнута сомнению. Наиболее вероятной гипотезой происхождения жизни является идея, согласно которой жизнь на нашей планете никогда не зарождалась, а была занесена из космоса. Когда космические споры и бактерии попали на Землю, то ее условия, особенно наличие воды, оказались настолько благоприятными, что они дали начало биологической эволюции. Это произошло в интервале между 4,6 и 3,89 млрд лет тому назад.

1. Наука о происхождении человека.

  • Теория космической природы жизни. Она противостоит общепринятой концепции, утверждавшей возможность спонтанного возникновения жизни из неживой материи. Только под влиянием экспериментов Л. Пастера теория самостоятельного зарождения жизни была подвергнута сомнению.
  • Наиболее вероятной гипотезой происхождения жизни является идея, согласно которой жизнь на нашей планете никогда не зарождалась, а была занесена из космоса. Когда космические споры и бактерии попали на Землю, то ее условия, особенно наличие воды, оказались настолько благоприятными, что они дали начало биологической эволюции. Это произошло в интервале между 4,6 и 3,89 млрд лет тому назад.
2. Становление общества.   «Что же было раньше - человек или общество?», - такой вопрос задают себе ученые. Как вы думаете, какое основное противоречие человека заложено в этом вопросе? Как назывался первый коллектив людей? Дайте ему характеристику. Какие факторы повлияли на дальнейшее формирование и усложнение общества?

2. Становление общества.

  • «Что же было раньше - человек или общество?», - такой вопрос задают себе ученые. Как вы думаете, какое основное противоречие человека заложено в этом вопросе?
  • Как назывался первый коллектив людей? Дайте ему характеристику.
  • Какие факторы повлияли на дальнейшее формирование и усложнение общества?
2. Становление общества.   Как шло формирование общества людей? Первые коллективы - человеческое стадо: непостоянный коллектив; сходны с поведением высших социальных животных; вместе охотятся; воспитывают потомство

2. Становление общества.

  • Как шло формирование общества людей?
  • Первые коллективы - человеческое стадо:
  • непостоянный коллектив;
  • сходны с поведением высших социальных животных;
  • вместе охотятся;
  • воспитывают потомство
2. Становление общества.   Постепенное усложнение человеческого общества. Факторы усложнения: усложнение трудовой деятельности; влияние обычаев; система табу - запреты на совершение определенных действий, которая обуздывает естественные инстинкты индивидуумов, подчиняет их интересам коллектива; влияние тотемов

2. Становление общества.

  • Постепенное усложнение человеческого общества. Факторы усложнения:
  • усложнение трудовой деятельности;
  • влияние обычаев;
  • система табу - запреты на совершение определенных действий, которая обуздывает естественные инстинкты индивидуумов, подчиняет их интересам коллектива;
  • влияние тотемов
2. Становление общества.   Переход от присваивающего к производящему хозяйству Переход к оседлому образу жизни Увеличение численности людей на Земле, необходимость управления жизнью человеческого общества Создаются ценности, которые не под силу создать одному человеку - язык, искусство, мораль, наука, религия и др. Все это передавалось из поколения в поколение

2. Становление общества.

  • Переход от присваивающего к производящему хозяйству Переход к оседлому образу жизни
  • Увеличение численности людей на Земле, необходимость управления жизнью человеческого общества
  • Создаются ценности, которые не под силу создать одному человеку - язык, искусство, мораль, наука, религия и др. Все это передавалось из поколения в поколение
3. Человечество как результат биологической и социокультурной революции.     Ассоциации при слове «человечество»? Работая с п. 3 § 7, заполните таблицу: Взгляды философов на человечество Философ Взгляды

3. Человечество как результат биологической и социокультурной революции.

  • Ассоциации при слове «человечество»?
  • Работая с п. 3 § 7, заполните таблицу:

Взгляды философов на человечество

Философ

Взгляды

3. Человечество как результат биологической и социокультурной революции.     Таким образом, если обобщить все мнения мыслителей о человечестве, то получается следующая схема: Человечество Первая модель Вторая модель  Единая судьба народов, Собирательное понятие,  коллектив землян Общечеловеческое единство,  связанное узами мозаики культур  Общее в двух моделях: человечество - результат биологической и социокультурной революции

3. Человечество как результат биологической и социокультурной революции.

  • Таким образом, если обобщить все мнения мыслителей о человечестве, то получается следующая схема:

Человечество

Первая модель Вторая модель

Единая судьба народов, Собирательное понятие,

коллектив землян Общечеловеческое единство,

связанное узами мозаики культур

Общее в двух моделях: человечество - результат биологической и социокультурной революции

4. Становление культуры - неотъемлемая часть становления человека и человечества. .     Работа с дополнительным материалом. Определите, какую роль сыграла культура в становлении человечества. Послушайте притчу. Как вы думаете, о чем повествует эта притча?

4. Становление культуры - неотъемлемая часть становления человека и человечества. .

  • Работа с дополнительным материалом.
  • Определите, какую роль сыграла культура в становлении человечества.
  • Послушайте притчу.
  • Как вы думаете, о чем повествует эта притча?
4. Становление культуры - неотъемлемая часть становления человека и человечества. .     Этот щедрый хозяин - природа, приготовившая для нас еду и питье, а неразумные гости на пиру - люди, населяющие Землю. Поведение гостей указывает на то, что мы не всегда умеем грамотно и ответственно распоряжаться тем, что дает нам природа, требуем от нее все большего и большего, хищнически растрачиванием ее кладовые и, в конечном счете, наказываем сами себя.

4. Становление культуры - неотъемлемая часть становления человека и человечества. .

  • Этот щедрый хозяин - природа, приготовившая для нас еду и питье, а неразумные гости на пиру - люди, населяющие Землю.
  • Поведение гостей указывает на то, что мы не всегда умеем грамотно и ответственно распоряжаться тем, что дает нам природа, требуем от нее все большего и большего, хищнически растрачиванием ее кладовые и, в конечном счете, наказываем сами себя.
Итоги урока   Каковы же основные теории, объясняющие происхождение человека как биосоциального существа? Укажите основные признаки понятия «человечество»? В чем состоят особенности социальной памяти человека? Какую роль в становлении человека и общества играла культура?

Итоги урока

  • Каковы же основные теории, объясняющие происхождение человека как биосоциального существа?
  • Укажите основные признаки понятия «человечество»?
  • В чем состоят особенности социальной памяти человека?
  • Какую роль в становлении человека и общества играла культура?
Домашнее задание   § 7, вопросы и задания.

Домашнее задание

  • § 7, вопросы и задания.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!