Просмотр содержимого документа
«Происхождение человека»
Организационный момент
- Говорят, что древнегреческий философ Диоген ярким солнечным днем, высоко подняв над головой зажженный фонарь, ходил по городу и пристально вглядывался в людей. Его спрашивали: «Кого ищешь, Диоген?» - «Ищу человека», - отвечал философ...
- Кто же есть человек? В чем его особенности?
- О том, как трудно дать одно-единственное определение человека, свидетельствует такой исторический анекдот.
Происхождение человека и становление общества
Уроки 18-19
10б класс
Проблема уроков:
- Ознакомиться с теориями происхождения человека и становления общества,
- Понять особенности человечества как результата биологической и социальной эволюции.
План уроков:
1. Наука о происхождении человека.
2. Становление общества.
3. Человечество как результат биологической и социокультурной революции.
4. Становление культуры - неотъемлемая часть становления человека и человечества.
Вопрос о происхождении и предках волнует человека издавна и остается актуальным и в наши дни. Попробуем и мы исследовать эти вопросы на нашем уроке .
1. Наука о происхождении человека.
- Сегодня исследования процесса становления человека идут по трем главным направлениям.
- Уточняются ветвления различных линий от общего предка на единой шкале развития человека, выделяются стадии возникновения человека современного.
- Исследуются биологические предпосылки и генетические механизмы трансформации предков человека и формирования отличительных свойств человека (прямохождение, использование передних конечностей в качестве естественных орудий труда, развитие речи и мышления, сложных форм трудовой деятельности и социальности).
1. Наука о происхождении человека.
- Уточняется общая теория антропогенеза - процесса выделения человека из мира животных, изучается соцыогенез - процесс становления общества, антропосоциогенез - двуединый процесс развития человека и общества.
1. Наука о происхождении человека.
- Люди по-разному объясняли процесс появления человека на Земле. Вот некоторые из воззрений:
- Гомо сапиенс - человек разумный.
- Звери, мы с вами одной стаи.
- Человек - общественное животное.
- Человек - образ и подобие Бога.
- Какие вы помните мифы, объясняющие происхождение Человека?
- Как же наука объясняет процесс зарождения и эволюции человека на Земле?
1. Наука о происхождении человека.
- Прочитайте п. 1 § 7.
- Когда и как было положено начало процессу научного исследования теории происхождения человека?
- Каким образом Ч. Дарвин объяснял появление человека?
- На какой фактор антропогенеза указывал в своей работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» Ф. Энгельс?
- К какому выводу пришла научная мысль в XX в.?
1. Наука о происхождении человека.
- Охарактеризуйте современные представления процесса становления человека, используя приведенную схему в раздаточном материале.
1. Наука о происхождении человека.
- Человек своими корнями уходит в биосферу Земли. Исследуйте биологические предпосылки и генетические механизмы трансформации наших предков:
- процесс прямохождения;
- роль рук как естественных орудий труда;
- влияние космических факторов;
- изменения, происходящие с корой Земли;
- влияние радиации (изменения в коре головного мозга, изменения в психике);
- влияние стресса;
- отбор на высокий интеллект, связанный с отбором на выживание женщины при родах.
1. Наука о происхождении человека.
- Охарактеризуйте теорию трудовой деятельности как ведущего фактора становления человека и человеческого общества.
- Какие альтернативные теории происхождения человека на Земле вы знаете?
- Какие бы теории мы не обсуждали, неизменным остается вывод о том, что человек в полной мере стал человеком только в единстве с другими людьми.
1. Наука о происхождении человека.
- Теория космической природы жизни. Она противостоит общепринятой концепции, утверждавшей возможность спонтанного возникновения жизни из неживой материи. Только под влиянием экспериментов Л. Пастера теория самостоятельного зарождения жизни была подвергнута сомнению.
- Наиболее вероятной гипотезой происхождения жизни является идея, согласно которой жизнь на нашей планете никогда не зарождалась, а была занесена из космоса. Когда космические споры и бактерии попали на Землю, то ее условия, особенно наличие воды, оказались настолько благоприятными, что они дали начало биологической эволюции. Это произошло в интервале между 4,6 и 3,89 млрд лет тому назад.
2. Становление общества.
- «Что же было раньше - человек или общество?», - такой вопрос задают себе ученые. Как вы думаете, какое основное противоречие человека заложено в этом вопросе?
- Как назывался первый коллектив людей? Дайте ему характеристику.
- Какие факторы повлияли на дальнейшее формирование и усложнение общества?
2. Становление общества.
- Как шло формирование общества людей?
- Первые коллективы - человеческое стадо:
- непостоянный коллектив;
- сходны с поведением высших социальных животных;
- вместе охотятся;
- воспитывают потомство
2. Становление общества.
- Постепенное усложнение человеческого общества. Факторы усложнения:
- усложнение трудовой деятельности;
- влияние обычаев;
- система табу - запреты на совершение определенных действий, которая обуздывает естественные инстинкты индивидуумов, подчиняет их интересам коллектива;
- влияние тотемов
2. Становление общества.
- Переход от присваивающего к производящему хозяйству Переход к оседлому образу жизни
- Увеличение численности людей на Земле, необходимость управления жизнью человеческого общества
- Создаются ценности, которые не под силу создать одному человеку - язык, искусство, мораль, наука, религия и др. Все это передавалось из поколения в поколение
3. Человечество как результат биологической и социокультурной революции.
- Ассоциации при слове «человечество»?
- Работая с п. 3 § 7, заполните таблицу:
Взгляды философов на человечество
Философ
Взгляды
3. Человечество как результат биологической и социокультурной революции.
- Таким образом, если обобщить все мнения мыслителей о человечестве, то получается следующая схема:
Человечество
Первая модель Вторая модель
Единая судьба народов, Собирательное понятие,
коллектив землян Общечеловеческое единство,
связанное узами мозаики культур
Общее в двух моделях: человечество - результат биологической и социокультурной революции
4. Становление культуры - неотъемлемая часть становления человека и человечества. .
- Работа с дополнительным материалом.
- Определите, какую роль сыграла культура в становлении человечества.
- Послушайте притчу.
- Как вы думаете, о чем повествует эта притча?
4. Становление культуры - неотъемлемая часть становления человека и человечества. .
- Этот щедрый хозяин - природа, приготовившая для нас еду и питье, а неразумные гости на пиру - люди, населяющие Землю.
- Поведение гостей указывает на то, что мы не всегда умеем грамотно и ответственно распоряжаться тем, что дает нам природа, требуем от нее все большего и большего, хищнически растрачиванием ее кладовые и, в конечном счете, наказываем сами себя.
Итоги урока
- Каковы же основные теории, объясняющие происхождение человека как биосоциального существа?
- Укажите основные признаки понятия «человечество»?
- В чем состоят особенности социальной памяти человека?
- Какую роль в становлении человека и общества играла культура?
Домашнее задание