СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекция "Доказательства происхождения человека от животных"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

К.Линней в своей классификации поместил человека в отряд приматов, но он был метафизиком и не искал родственных связей между человеком и приматами. Впервые гипотеза происхождения человека от обезьян была высказана Ж.Б.Ламарком, но не была принята. Ч.Дарвин в книгах «Происхождение человека и половой отбор», «О выражении эмоций у человека и животных» на большом фактическом материале доказал, что человек принципиально не отличается от других видов позвоночных животных и имеет с человекообразными обезьянами общих предков. Появление и развитие человечества под влиянием тех же движущих сил эволюции и ведущую роль играет естественный отбор. Ч.Дарвин указал и на роль социальных факторов, позднее эта проблема была раскрыта Ф.Энгельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека».

Просмотр содержимого документа
«2. Кодограмма. Доказательства происхождения человека»

2



Тема: Происхождение человека от животных.


1. Общие черты человека и животных.


К.Линней? Ж.Б.Ламарк? Ч.Дарвин? Ф.Энгельс?

Систематическое положение человека:

Класс Млекопитающие (?), отряд Приматы (?), семейство Гоминиды, род Homo, вид Homo sapiens.

Сравнительная анатомия: рудименты? Атавизмы?

Э

мбриология: закон Мюллера-Геккеля

Палеонтология: филогенетический ряд

Молекулярная биология: ДНК человека и шимпанзе сходна на 97,5%, одинаков гемоглобин.


















2. Сходство и отличие человека и понгид.


Шимпанзе, горилла, орангутан.

Сходства: 48 хромосом; группы крови, резус фактор; 12-13 пар ребер, 5-6 крестцовых позвонков; сходны строение ушей, глаз, кожи; столько же резцов, клыков и коренных зубов. Общие паразиты, общие болезни.

О

тличия:

Связанные с прямохождением: кости таза, позвоночник, грудная клетка.

Связанные с трудовой деятельностью: рука, большой палец.

С

вязанные с речью и воспитанием: гортань, подбородок, речевые центры. Головной мозг человека 1400 – 1600 см3, у понгид 600 см3, поверхность коры 1250 см2 больше в 3,5 раза.

У человека абстрактное мышление развито лучше, результат влияния социальных факторов.

Просмотр содержимого документа
«Доказательства происхождения человека от животных»

Урок. Доказательства происхождения человека от животных

1. Систематическое положение человека


К.Линней в своей классификации поместил человека в отряд приматов, но он был метафизиком и не искал родственных связей между человеком и приматами. Впервые гипотеза происхождения человека от обезьян была высказана Ж.Б.Ламарком, но не была принята. Ч.Дарвин в книгах «Происхождение человека и половой отбор», «О выражении эмоций у человека и животных» на большом фактическом материале доказал, что человек принципиально не отличается от других видов позвоночных животных и имеет с человекообразными обезьянами общих предков. Появление и развитие человечества под влиянием тех же движущих сил эволюции и ведущую роль играет естественный отбор. Ч.Дарвин указал и на роль социальных факторов, позднее эта проблема была раскрыта Ф.Энгельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека».

Систематическое положение человека следующее: тип Хордовые, подтип Позвоночные, класс Млекопитающие, подкласс Плацентарные, отряд Приматы, семейство Гоминиды (прямоходящие приматы, люди), род Homo (Человек) с единственным видом Homo sapiens (Человек разумный), подвидом Homo sapiens sapiens – Человек разумный разумный. Второй подвид Человека разумного Человек разумный неандертальский вымер.


2. Сравнительная анатомия и физиология

Человек относится к типу Хордовые, так как в эмбриогенезе закладывается хорда и есть жаберные щели в области глотки; нервная система — в виде трубки, на спинной стороне. Человек относится к подтипу Позвоночные (Черепные), так как хорда заменяется позвоночником, сочлененным с черепом, имеются две пары конечностей, головной мозг состоит из 5 отелов, сердце развивается на брюшной стороне тела. Человек относится к классу Млекопитающие по следующим признакам, характерным для млекопитающих: живорождение и вскармливание молоком, наличие молочных желез и волосяного покрова, теплокровность, обилие потовых желез для регуляции теплоотдачи. Брюшную и грудную полости разделяет диафрагма, сердце четырехкамерное с левой дугой аорты, эритроциты безъядерные, легкие альвеолярные, 7 шейных позвонков, три слуховые косточки, наличие молочных и постоянных зубов трех видов. Человек имеет все признаки подкласса Плацентарные — питание плода осуществляется через плаценту. Человек имеет все характерные признаки отряда Приматы — длинные пальцы с ногтями и противопоставленным большим пальцем, цветное бинокулярное зрение.

С группой высших узконосых обезьян — семейством Понгид, или Человекообразных обезьян его сближают следующие признаки: одна пара молочных желез, ногти и папиллярный рисунок на пальцах и ладонях, противопоставленный большой палец на руках, менструальный цикл и беременность длительностью около 9 месяцев, антигены системы АВО, резус-факторы человека и человекообразных обезьян сходны, группы крови А и В — у всех человекообразных обезьян, О — лишь у шимпанзе. У человека так же произошла редукция хвостового отдела позвоночника, человек имеет общих с понгидами паразитов (например, головная вошь), общие болезни (грипп, оспа, холера и др.).

Среди данных сравнительной анатомии интересны рудименты и атавизмы. Для человека характерно наличие рудиментарных органов — органов, утративших свое значение и находящихся на стадии исчезновения: копчика, аппендикса, третьего века, дарвинова бугорок на ушной раковине и других.

Иногда происходит проявление атавистических признаков — признаков, характерных для далеких предков. Атавизмы – случаи возврата к признакам предков, например, рождается ребенок с хвостом, развивается сильный волосяной покров на теле, изредка рождаются дети с дополнительными сосками.


3. Цитогенетические доказательства и данные молекулярной биологии


Убедительные доказательства родства человека и понгид дает изучение хромосомного аппарата и данные молекулярной биологии. У человека — 23 пары хромосом, у человекообразных обезьян — 24 пары, доказано, что 2 пара хромосом человека образована в результате слияния 12 и 13 хромосом у шимпанзе в одну, 13 и 14 у гориллы и орангутана. Гомология ДНК человека и шимпанзе составляет 91-99%, человека и гиббона — 76%. Отсюда — сходство между строением генов и строением белков. Например, цитохром С, отвечающий за транспорт электронов в митохондриях состоит примерно из 100 аминокислот. Отличия между цитохромами С человека и обезьяны — 1 аминокислота, человека и лошади — 12 аминокислот.

С помощью молекулярной биологии можно судить не только о родстве организмов, но и определить время, когда у данных организмов был общий предок. Эволюция (мутации) консервативных генов и соответственно белков происходит с постоянной скоростью, которая измеряется миллионами лет. Чем больше отличий в этих генах – тем раньше произошла дивергенция, разделение на виды. Консервативными белками считаются белки переноса электронов в дыхательной цепи митохондрий, белки гемоглобина. Таким образом «молекулярные часы» позволяют установить родственные связи между антропоидами и время их появления. Например, веточка, которая привела к появлению гиббона, отделилась от общего ствола антропоидов около 18 млн. лет назад.

Отделение орангутанов произошло около 14 млн. лет назад, менее 8 млн. лет назад сначала отделилась веточка гориллы, затем около 6 млн. лет назад от общего предка одна веточка привела к появлению гоминид, друга – шимпанзе.

Таким образом, сравнительные эмбриология, анатомия, физиология, молекулярная биология свидетельствуют о происхождении человека от животных, родстве человека с понгидами и их общем происхождении. Найдены и палеонтологические доказательства, позволившие показать филогению человека.

Человек отличается от остальных приматов прямохождением и всеми особенностями внутреннего строения, связанными с таким способом передвижения. Использование огня, тепловая обработка пищи изменили нагрузку на жевательный аппарат и пищеварительную систему, в результате стал более изящным лицевой отдел черепа, уменьшились зубы, исчезли гребни на черепе, стал более коротким кишечник.

Огромное влияние на формирование человека оказывают социальные факторы. Совместная жизнь привела к развитию второй сигнальной системы — появилась речь. В связи с речью произошли изменения в гортани, способствующие произнесению членораздельных звуков, появился подбородочный выступ, в коре больших полушарий формируются речевые центры.

Трудовая деятельность вызвала изменение строения руки. В результате естественного отбора выживали те популяции, в которых люди могли изготовить лучшие орудия труда, оружие для охоты и защиты, то есть те, у которых были лучше развиты лобные доли. Развитие коры головного мозга и появление речи привели к увеличению мозгового отдела черепа. Объем мозга человека около 1400 см3 (у гориллы до 650 см3), площадь коры в 3,5 раза больше, чем у понгид, что привело, в конце концов, к качественному отличию человека от остального животного мира.

Только жизнь в обществе, особенно на ранних стадиях, приводит к развитию речи, трудовых навыков и нормального сознания. Известны случаи воспитания детей животными, но эти дети резко отличались своими умственными способностями и поведением от обычных детей. Например, в 1920 г. в Индии в волчьем логове были пойманы две девочки — Камала (7—8 лет) и Амала (около 2 лет). Амала через год умерла от дизентерии, а Камала только через два года смогла стоять вертикально, ходить научилась через 6 лет. Через четыре года она выучила 6 слов, через семь лет — 45. Она умерла в 17 лет, достигнув уровня развития пяти- шестилетнего ребенка.


Тестовое задание:

Т

Тест 7. Гемоглобин, такой же как у человека у:

  1. Шимпанзе.

  2. Орангутана.

  3. Мартышки.

  4. Макаки.

  5. Гориллы.

  6. Павиана.

Тест 8. Гибридизация гомологичных ДНК на 97,5% с ДНК человека возможна у:

  1. Орангутана.

  2. Мартышки.

  3. Макаки.

  4. Шимпанзе.

  5. Гориллы.

  6. Павиана.

Тест 9. Для человекообразных обезьян объем мозга характерен:

  1. 300 куб. см.

  2. 600 куб. см.

  3. 800 куб. см.

  4. 1000 куб. см.

Тест 10. Набор хромосом шимпанзе:

  1. 44.

  2. 46.

  3. 48.

  4. 52.



ест 1
. Роль труда раскрыл

  1. Ч.Дарвин.

  2. Ф.Энгельс.

  3. К.Линней.

  4. Ж.Б.Ламарк.

Тест 2. Доказал происхождение человека от обезьян:

  1. Ч.Дарвин.

  2. Ф.Энгельс.

  3. К.Линней.

  4. Ж.Б.Ламарк.

Тест 3. Признаки млекопитающих, присутствующие у человека:

  1. Волосяной покров.

  2. Две пары конечностей.

  3. Зубы трех родов.

  4. Наружные ушные раковины.

  5. Диафрагма.

  6. Рудимент хвоста.

  7. Млечные железы.

  8. Выкармливание детей молоком.

  9. Грудная клетка.

  10. Внутриутробное развитие.

  11. Грудная клетка.

Тест 4. Рудименты, присутствующие у человека:

  1. Дополнительные пары сосков.

  2. Хвост у человека.

  3. Избыточный волосяной покров.

  4. Копчик.

  5. Аппендикс.

  6. Дарвинов бугорок на ушной раковине.

Тест 5. Атавизмы, присутствующие у человека:

  1. Дополнительные пары сосков.

  2. Хвост у человека.

  3. Избыточный волосяной покров.

  4. Копчик.

  5. Аппендикс.

  6. Дарвинов бугорок на ушной раковине.

Тест 6. К человекообразным обезьянам относятся:

  1. Шимпанзе.

  2. Орангутан.

  3. Мартышка.

  4. Макак.

  5. Горилла.

  6. Павиан.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!