СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектно - исследовательская работа "Путешествие по литературным местам нашей Родины"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

При знакомстве с писателями и поэтами первым делом идет знакомство с их биографией. В наши дни есть много возможностей для получения самой разнообразной информации. Но, к сожалению, у нынешнего поколения исчезает желание узнавать о личностях, внесших свой вклад в культурное наследие нашего народа. Литературные места нашей Родины –один из  объектов паломничества почитателей таланта известных поэтов и писателей. Здесь  проникаешься духом их произведений, начинаешь понимать любимого деятеля литературы. В процессе урока не всегда хватает времени на углубленное изучение биографии писателя, поэтому в работу классного руководителя включена мной работа по ознакомлению учащихся с памятными для русских писателей и поэтов мест, оказавших на них огромное влияние и отразившихся в их произведениях.

Просмотр содержимого документа
«Проектно - исследовательская работа "Путешествие по литературным местам нашей Родины"»


Автор проекта

Фамилия, имя, отчество

Менглиева Алия Эльбулдыевна

Номер и название школы

МБОУ Гимназия №9

Город, область

Московская область, г.о. Химки

Название проекта

«Путешествие по литературным местам нашей Родины»

Краткое содержание проекта

Литературные места России – объект паломничества многих почитателей таланта известных поэтов и писателей. Где, как не здесь, проникаешься духом их произведений, начинаешь понимать любимого деятеля литературы? Особо трепетно проходят экскурсии по литературным местам России, где провели писатели и поэты детство и юность. Ведь это колыбель становления их таланта, мировоззрения и мироощущения, которые отражены в последующем творчестве. В процессе урока не всегда хватает времени на углубленное изучение биографии писателя, поэтому в работу классного руководителя включена мной работа по ознакомлению учащихся с памятными для русских писателей и поэтов мест, оказавших на них огромное влияние и отразившихся в их произведениях.

Предмет(ы)

Литература, русский язык, история, география.

Классы

6 – 9 классы

Приблизительная продолжительность проекта

4 года

Задача проекта

Приобщение детей к творческому процессу постижения нравственных основ национальной культуры и духовного богатства народа

Образовательные стандарты Государственные образовательные стандарты по литературе содержат следующие ЦЕЛИ:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание.

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ
ПОНЯТИЯ

  1. Биография писателя.

  2. Литературные места.

  3. Литературные роды и жанры.

  4. Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.

  5. Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция, стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой, система образов.

  6. Литературная критика.


ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО
ОСВОЕНИЮ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

  1. Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

  2. Выразительное чтение художественного текста.

  3. Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).

  4. Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.

  5. Заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов.

  6. Анализ и интерпретация произведения.

  7. Составление планов и написание отзывов о произведениях.

  8. Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений (только для учащихся школ с русским (родным) языком обучения).

  9. Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Цели учеников / Результаты обучения

После завершения проекта учащиеся смогут:

  • видеть связь содержания произведения с фактами из жизни автора

  • анализировать историко-культурный контекст изучаемых произведений;

  • определять принадлежность художественного произведения к месту его написания;

  • выделять и формулировать тему, идею изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • участвовать в диалоге по подготовленным материалам, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

  • использовать средства информационно-коомуникационных технологий для проведения исследования и оформления его результатов.


Вопросы, направляющие процесс обучения


Основополагающий вопрос

Нужно ли знать факты биографии русских писателей и поэтов?


Проблемный вопрос



  1. Необходимо ли при изучении творчества писателя подробно останавливаться на его биографии?

  2. Что лучше помогает усвоить данный материал: сообщения со стороны учащихся, слово учителя или реальные и виртуальные экскурсии?


Учебные вопросы

Как знание биографии отражается на усвоении учебного материала?

Что помогает для лучшего освоения данного вопроса?

Может ли путешествие по литературным местам – реальное и виртуальное – повлиять на появление любви к родному краю, Отечеству?

Что лучше: услышать слово о писателе от учителя, прослушать сообщение товарища, увидеть презентацию, сделанную педагогом, сделать проект самому ученику?

План оценивания

Последовательность оценивания

Перед началом проекта

В ходе работы над проектом

После завершения проекта

Презентация учителя (формирующее оценивание)


  1. Журнал наблюдений

  2. Сообщения

  3. Экскурсии виртуальные

  4. Поездки по литературным местам.

  5. Обсуждение промежуточных результатов деятельности.


Демонстрация результатов деятельности:

Презентация группы обучающихся

Подведение итогов


Итоговое оценивание

Вхождение в проект начинается с обсуждения вопросов, связанных с темой проекта (презентация учителя).

Проект - внеурочный, поэтому большое внимание уделяется требованиям стандарта, на их основе составляются критерии оценивания будущих работ (презентация, буклет, сочинение), по которым происходит контроль и самоконтроль в группах.

В процессе работы над проектом планируются экскурсии по близлежащим литературным местам.

После завершения работы над проектом проводится конференция, где учащиеся представляют презентации результатов исследования. Здесь в первую очередь оценивается умение обсуждать, задавать вопросы и отвечать на вопросы, краткость и полнота выступлений, грамотность, творческий подход.

На конференции предлагается игра по изученному материалу для проверки знаний учащихся.

Предварительные навыки

Знания: базового курса по литературе

Умения: работа с различными источниками информации

целенаправленный поиск информации в Интернете

создание презентаций

Процедуры обучения

  1. На обсуждение на классном часе вносится предложение о проекте. Дается список писателей для составления графика работы.

  2. На родительском собрании можно предварительно раздать родителям информационные буклеты о проекте.

  3. Делается выбор экскурсий, которые можно запланировать на данный учебный период

Следующим нашим шагом является посещение литературных мест города Москвы, демонстрация кинофильмов по данной теме, подготовка сообщений, презентаций, работа с фотографиями, каталогизация и оформление стенгазет.

Для выполнения работ в помощь учащимся предлагаются дидактические материалы.

Здесь осуществляется поиск и анализ информации в библиотеке школы, города, в Интернете. После обсуждений и обобщения материала, ребята, работая в группах, создают отчеты-презентации о проделанной работе.

В завершение можно проводить конференция. Каждый из учеников должен побывать в роли выступающего и в роли оппонента. Каждая группа старается доказать, что ее исследование получилось интереснее (на конференции было представлено 3 презентации учащихся). В рамках конференции проводится также игры, викторины, спектакли.

Средства для дифференцированного обучения

Возможности для учеников

Работа в проекте способствует формированию информационной культуры, коммуникативной культуры, воспитанию уважения к традициям, народной культуре, чувства патриотизма.

Повышается мотивация учащихся в учебе; самооценка учащихся (я могу не хуже других), каждый имеет возможность для самореализации. Одни попробовали себя в роли исследователей, другие показали свои ораторские способности в сообщении информации, в спорах и диспутах.

Самостоятельный выбор содержания и способов деятельности способствует развитию эмоциональной сферы личности, способностей, склонностей, интересов школьников. Приходит понимание того, что, работая в группе, каждый отвечает не только за себя, но и за других.

Одаренные ученики

Темы исследований в каждой группе позволяют учащимся почувствовать себя в роли критиков, исследователей, художников, артистов, зрителей и т.п. в зависимости от творческих способностей.

Материалы и ресурсы, необходимые для выполнения проекта

      1. Технологии - цифровые устройства (Отметьте флажками необходимые элементы)

 Фотоаппарат

 Компьютер(ы)

 Цифровой фотоаппарат

 DVD плейер

 Сеть Интернет

 Лазерный диск

 Принтер

 Проектор

 Сканер

 Телевизор

 Видеомагнитофон

 Видеокамера

 Оборудование для видеоконференций

Другое:

Технологии – программное обеспечение (Отметьте флажками необходимые элементы.)

 Базы данных, электронные таблицы

 Издательские системы

Программы для электронной почты

 Электронные энциклопедии

 Программы обработки изображений

 Веб-браузер

 Мультимедийные программы


 Программы редактирования веб-страниц

 Текстовый редактор

 Другое

Дополнительные ресурсы

Фотографии, презентации, компьютер, бумага и краски.

Другие ресурсы

Пригласить:

учителей-предметников, администрацию школы, родителей на защиту проекта.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!