СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная работа «Усиление роли классного руководителя в воспитательном процессе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа классного руководителя по пропаганда здорового жизненного стиля. Работа придерживается следующих целей: 1. Привлечение несовершеннолетних к добровольческой работе по профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения. 2. Внедрение профилактической программы «Путь к успеху».

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа «Усиление роли классного руководителя в воспитательном процессе»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Тавельская средняя общеобразовательная школа»

Мамадышского муниципального района

Республики Татарстан











«Усиление роли классного руководителя

в воспитательном процессе»






Работу выполнила учитель

русского языка и литературы

первой квалификационной категории

Шамбазова Роза Тахировна





КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА

Наступление нового тысячелетия, развитие новых информационных технологий, реформы в обществе и сознании людей привели не только к интенсивному росту общественного сознания, но и к появлению множества социально-психологических проблем, одной из которых является злоупотребление психоактивных веществ (ПАВ). Антинаркотической работой необходимо заниматься, начиная со школьной скамьи, так как все чаще встречаются случаи злоупотребления ПАВ – алкоголя, табака, наркотиков уже в средних классах.

Об актуальности проблемы говорят следующие цифры: число наркоманов по республике в настоящее время превысило 200 тыс. человек. За последние 5 лет количество потребителей наркотиков в Pеспублике Татарстан возросло в 4 раза. Таким образом, с учетом, прежде всего, возрастной категории большинства наркоманов (13–25 лет), под угрозой оказывается все новое поколение республики. Поэтому первичной профилактике употребления ПАВ должно уделяться большое внимание. Кто же должен и может взять на себя такую роль? Прежде всего – семья, родители, затем – школа, учителя. А из учителей в первую очередь тот, кто больше всего общается с детьми, причем не формально, но близко на протяжении многих лет, проходя с ними по непростому пути школьного бытия его радостями и тревогами. Речь идет, конечно же, о классном руководителе. Он относится к тем немногим членам школьного коллектива, которые имеют возможность многолетнего живого общения с семьей, просвещения родителей в области здоровья детей.

Исходя из выше сказанного, выделяются следующие цели и задачи: антинаркотическое просвещение учащихся, родителей, осознанное отношение к ПАВ; мотивация родителей к участию в программе «Путь к успеху».

В результате применения проекта предполагается укрепление общего соматического, психического здоровья подростков, помощь родителей в профилактике употребления ПАВ среди детей, участие родителей в программе «Путь к успеху».

В целом, проводимая мною профилактическая работа показывает, что изменение организационно-педагогических условий, направленных на формирование здорового образа жизни в условиях общеобразовательной школы, благотворно влияет на физическое и эмоциональное развитие учащихся.

Важно научить детей сказать «Нет» в тех случаях, когда тебе предлагают попробовать. Проблема наркомании неслучайно включает в себя употребление алкоголя, так как алкоголь – это наиболее доступный и наиболее часто употребляемый в целях опьянения наркотик. Для того чтобы эффективно бороться с употреблением учащимися алкоголя и наркотиков, необходимо привлечь всё общество, родителей, школу, правоохранительные органы. Все эти группы должны быть едины в том, что употребление алкоголя и наркотиков есть зло и оно приносит вред.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ


«Болезнь легче предупредить, чем лечить» - это золотое правило медицины приобретает особое значение, когда речь заходит о злоупотреблении психоактивных веществ (ПАВ) среди подростков.

Основная задача педагогической профилактики заключается не столько в предотвращении реального знакомства с психоактивными веществами, сколько в том, чтобы помочь овладеть учащимся определенными навыками поведения, которые помогут следовать здоровому образу жизни.

Молодые люди должны успешно строить отношения с окружающим миром – решать проблемы, реализовывать возникающие потребности за счет собственных знаний и умений. И тут задачи профилактики полностью совпадают с собственно задачами воспитания. Помогая юному человеку осознавать ответственность за выбор здорового образа жизни, приобретать умение решать личные социальные проблемы, педагог защищает его от власти дурманящих веществ.

Работу по профилактике употребления ПАВ необходимо вести совместно с родителями, так как семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в ней человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья продолжает оставаться одним из важнейших факторов социализации личности. Ее можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности.

Значительная часть родительской общественности склонна рассматривать наркоманию как сугубо индивидуальную проблему отдельных людей. К сожалению, среди населения велика доля равнодушия, позиционной нейтральности и терпимости к происходящим вокруг негативным явлениям, родители очень часто подвержены ошибочной иллюзии, состоящей в уверенности в том, что беда наркомании не может коснуться их ребенка. Это в какой-то степени отражает эффект «привыкания», а в некоторых случаях осознания собственного бессилия в борьбе не просто с наркоманией, а в борьбе за физическое и психическое здоровье конкретного наркомана (знакомого, близкого друга, родственника).

С другой стороны у родителей отсутствуют необходимые знания, навыки и современные социально адаптированные стратегии поведения, не позволяющим им оказывать необходимое воспитательное воздействие, психологическую и социальную поддержку детям. Психолого-педагогическая безграмотность родителей приводит к ошибкам в воспитании и является одной из причин употребления ПАВ детьми.

Содержательная часть профилактической работы с родителями, как правило, организуется в школах самостоятельно и состоит из серии классных и общих родительских собраний, лекций специалистов-медиков и сотрудников милиции для учеников, учителей и родителей.

Профилактика массовой девиации молодого поколения и особенно детской, подростковой и молодежной наркомании требует воспитания, информирования и самих взрослых (родителей, учителей школ, и др.).

На решение указанных проблем направлены усилия государства и общества при организации профилактической антинаркотической работы с семьей. Основные направления работы с семьей широко представлены в Концепции профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде, которая была разработана по заказу Министерства образования России, утверждена приказом Минобразования России от 08.02.2000 года № 619. Она предусматривает широкий спектр антинаркотической профилактической помощи семье как единой системе. В ней указаны основные направления работы с семьей, поставлены цели и задачи профилактики.

Программа профилактической работы с родителями «Путь к успеху» предназначена для решения указанных выше проблем.



ЦЕЛИ ПРОЕКТА:

  1. пропаганда здорового жизненного стиля;

  2. создание условий для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям, негативным факторам жизни;

  3. привлечение несовершеннолетних к добровольческой работе по профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения;

  4. внедрить профилактическую программу «Путь к успеху» в образовательные учреждения;

  5. повышение ответственности родителя в профилактической работе с ребенком, своевременной коррекции поведения и отклонений в развитии;

  6. формирование родителем внутренней мотивации ребенка к ЗОЖ, негативного отношения к ПАВ, создание необходимых условий для нормального развития ребенка;

  7. активизация ответственного поведения родителя за судьбу ребенка;

  8. повышение ответственности родителя в профилактической работе с ребенком и своевременной коррекции вредных привычек.


ЗАДАЧИ:

  1. определить специфику наркомании как особого социально-психологического феномена;

  2. обосновать систему педагогических условий предупреждения детской и подростковой наркомании;

  3. проанализировать знания и установки детей в отношении наркотических средств и ПАВ в сельской школе;

  4. просвещение родителей, повышение их компетентности и активности в создании в коллективе детей и родителей атмосферы добра, взаимопонимания и доверия;

  5. организовать работу по самообразованию родителей в формировании здорового образа жизни.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

  • использование здоровьесберегающих технологий в воспитательном процессе: диагностика, коррекция и развитие учащихся;

  • соблюдение валеологических требований в учебно-воспитательном процессе (физкультминутки, подвижные перемены);

  • формирование системы спортивно-оздоровительной работы, вовлечение учащихся в спортивные кружки;

  • контроль за выполнением мероприятий по укреплению и сохранению здоровья учащихся;

  • организовывать совместную деятельность «ученик-учитель-родитель»;

  • контроль за инфекционными заболеваниями;

  • формирование системы в помощи родителей в профилактике табакокурения и алкоголизма среди детей.





Школьники против употребления ПАВ































“Классный воспитатель- педагог,
основная деятельность которого – работа,
направленная на помощь школьникам
в личностном развитии”


В наше время перед любым педагогом, классным руководителем, воспитателем встаёт ряд проблем, касающиеся процесса воспитания, причина этому лежит в постоянной смене ценностей общества.

Трудности в воспитательном процессе относятся сегодня к самым острым и актуальным не только в педагогическом, но и социальном плане. Нравственный беспредел, с которым встретилось наше общество в результате так называемых «реформ», оказывают негативное воздействие прежде всего на детей, подростков и молодёжь, не обладающих определенной культурой. В обоснование этого факта можно привести постоянно растущие цифры преступности, особенно молодёжной, а также готовность многих людей действовать в достижении материального благополучия на грани закона и беззакония. Да и то, что вполне законно, далеко не всегда вдохновляет. Падение нравственности означает, по существу, смену ценностных ориентаций людей под влиянием различных обстоятельств, – в том числе и экономической неустроенности.

В настоящее время актуальной проблемой современного общества становится формирование здорового образа жизни людей, который, в свою очередь является не только основой хорошего самочувствия человека, но и путём к оздоровлению нации. При этом необходимо учесть, что здоровый образ жизни человека не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. Здоровый образ жизни – это укрепление связи человека с природой путём преодоления вредных привычек, физической и духовной закалки, профессионального и культурного саморазвития личности, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-– психологических ситуаций.

Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской проблемой, но и серьезной педагогической проблемой. Если мы хотим достичь цели – направить выбор детей к принятии здорового образа жизни, то должны признать их право иметь полезные идеи и взгляды на самих себя. Мы должны уважать их как граждан с правами на здоровье и ответственностью за него и искать такие подходы, которые бы помогали нам понять, как они видят мир.

Кто должен и может взять на себя такую роль? Прежде всего – семья, родители, затем – школа, учителя. А из учителей в первую очередь тот, кто больше всего общается с детьми, причем не формально, но близко на протяжении многих лет, проходя с ними по непростому пути школьного бытия его радостями и тревогами. Речь идет, конечно же, о классном руководителе.

Здоровье нужно каждому человеку, чтобы быть красивым, счастливым, получить интересную профессию и создать свою семью. Чтобы помочь здоровью, каждый может сделать следующее:

  • иметь свою точку зрения на здоровье и безопасность;

  • соблюдать простые правила гигиены;

  • есть пищу, полезную для здоровья, овощи, фрукты;

  • стараться проводить свободное время на воздухе и в движении;

  • побольше узнать о здоровье и эти знания передать тем, кто рядом;

  • если любишь физкультуру, то помочь друзьям тоже полюбить её;

  • стараться быть добрым и делать добрые дела;

  • почаще бывать на природе и помогать ей даже небольшими делами;

  • не пробовать наркотики и алкоголь, даже если это кажется интересным;

  • постараться понять друга или приятеля. Если он не устоял перед соблазном, предложить помощь;

  • объединиться с теми, кто хочет сделать свой класс, свою школу свободной от наркотиков.

Формировать ЗОЖ нужно неразрывно как дома, так и в школе. С этой целью в воспитательной работе с классом можно применить следующие действия:

  • устроить в классе дежурство по здоровью;

  • вместе делать зарядку на переменах;

  • оформление выставок «Здоровье – наше богатство»;

  • помогать природе (посадить деревья и кустарники возле школы)

  • чтобы побольше узнать о здоровье, проводить дискуссии, КВНы, концерты, игры, сценки.

Актуальным направлением в сфере формирования здорового образа жизни является просветительская работа по борьбе с алкоголизмом и наркоманией.

По мнению психологов, профилактику курения, употребления алкоголя и наркотиков среди школьников следует начинать с диагностики их информированности в данном вопросе и с оценки понимания школьниками социально-психологических последствий пагубных привычек. В нашей школе регулярно проводятся всевозможные виды анкетирования по выявлению у школьников вредных привычек.

При ответах на вопросы о наркотиках, все опрошенные учащиеся написали, что в компаниях с друзьями они редко говорят о наркотиках. Учащиеся знают названия самых распространенных наркотических веществ. Никто из учащихся не пробовал наркотические или токсические вещества. Ребята знают, что употребление любых наркотиков представляет серьезную угрозу для их здоровья и жизни.

В реализации проекта по профилактике используются различные формы и методы работы:

- индивидуальная и групповая работа;

- тренинги поведения;

- личностные тренинги, беседы;

- лекции;

- ролевые игры;

- элементы индивидуальной и групповой психотерапии;

- круглые столы;

- клубы по интересам.

КВН «Курить – здоровью вредить!»























Ребёнок с самого раннего детства растёт в своём, особом пространстве, его оберегают и лелеют. Привычный образ жизни у ребёнка постепенно формируется в поведенческие стереотипы, характерные для членов семьи.

Работа с родителями должна основываться на следующих принципах:

чем меньше ребенок, тем с большей степени он не может участвовать в выборе того или иного образа жизни. Он ест ту пищу, которую ему дают, дышит воздухом, который комфортен для других членов семьи, в том числе насыщенным табачным дымом, он часами смотрит телевизор, если это делают другие и т. д.

Основные поведенческие привычки, в том числе связанные с риском для здоровья, формируют у ребёнка сами родители или другие члены семьи, воспитывающие ребенка.

Выбирая тот или иной образ жизни, родители несут ответственность не только за собственное здоровье, здоровье детей, но и за здоровье своих будущих внуков. Здоровье детей – цель, где безусловно сходятся интересы семьи и школы. Общность интересов и в том, чтобы помочь себе, своей семье вырастить здоровую смену, жить в здоровой стране.

Состояние семьи в современной российской действительности можно охарактеризовать как кризисное. Во всех сферах общественной жизни можно наблюдать явления, направленные не на укрепление семьи, а препятствующие ее нормальной жизнедеятельности.

СМИ и телевидение нередко подрывают устои семейных отношений, демонстрируя негативные примеры взаимоотношений между членами семьи. Убийства детей родителями, убийства родителей детьми или других членов семей, уже вошли в нашу жизнь как нечто обычное в криминальной хронике. Двадцать лет назад в общественном сознании и мысли не могло возникнуть о том, что такие факты вообще возможны в нашей стране. Рост количества неполных семей, количества разводов, неблагополучных семей, детской беспризорности, по сравнению с советским временем, наличие демографического кризиса – все это реакция на политические изменения в нашей стране. Нельзя сказать, что изменения не были необходимыми, но отсутствие хоть какого-либо прогноза на последствия таких изменений и привело к серьезным нарушениям в семейных взаимоотношениях.

В связи со сложившейся социально-экономической ситуацией в России дети, подростки и молодежь оказались в сложном положении. Разрушены ценностные ориентиры, утратилась связь между поколениями, резко изменились стереотипы поведения. Стрессовые ситуации, неопределенность положения, нестабильность, безработица, сложности в трудоустройстве несовершеннолетних, конфликты с законом - вызывают у молодого поколения асоциальные формы поведения. У несовершеннолетних быстро формируется установка на дальнейшую наркотизацию и одновременно останавливается личностный рост, разрываются или деформируются связи с ближайшим окружением, нарушаются семейные отношения, нередко затрудняется последующее образование собственной семьи и рождение потомства. Злоупотребление психоактивных веществ (ПАВ) нередко ведет к ранней инвалидизации и смерти несовершеннолетних.

Способствуют вовлечению в наркопотребление и особенности переходного периода от детства к взрослости, характеризующиеся, например, большим количеством свободного времени, специфическими формами проведения досуга (посещение дискотек, ночных клубов, проведение досуга в компаниях), неустойчивым ценностным полем. В современном мире, если человек не попробовал алкоголь, табак или наркотические вещества, будучи молодым, вероятность, что это произойдет во взрослом возрасте, значительно снижается.

Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в ней человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья продолжает оставаться одним из важнейших факторов социализации личности. Ее можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности.

Таким образом, в число значимых субъектов профилактики наркомании среди детей, подростков и юношества следует отнести их ближайшее окружение: семью, родителей.

Наверное, сегодня одна из самых больших трудностей, встречающихся в практике деятельности классного руководителя - уметь найти контакт с родителями, сделать их своими союзниками. Тем приятнее успех, тем ощутимее радость педагогического творчества, плодами которого будет здоровье детей. Работа с родителями проводится по определенной системе, используются различные формы работы: в виде лекториев медицинских и правовых, бесед, круглого стола, конференций, индивидуальных бесед, консультаций психолога, социального педагога.

Классный руководитель относится к тем немногим членам школьного коллектива, которые имеют возможность многолетнего живого общения с семьей. Если учесть, что других возможностей просвещения семьи в области здоровья в настоящее время практически нет или они недоступны большинству родителей, без преувеличения можно сказать, что сегодня кроме учителя и, гораздо меньшей степени, врача реально взять на себя функцию просвещения родителей некому.

Просветительство семьи – крайне важная часть этой деятельности.

Работа с семьями направлена на решение нескольких взаимосвязанных задач:

- информирование родителей о роли семьи в профилактике наркомании подростков;

- информирование о возможных семейных причинах и признаках употребления подростком наркотиков;

- оптимизация внутрисемейного воспитания;

- улучшение взаимопонимания, межличностных отношений в семье.

И классный руководитель, и родители должны осознать, что они совместно работают на будущее – на здоровье детей, семьи.

Для того чтобы определить направление и выбрать наиболее эффективные формы работы с каждой конкретной группой родителей, желательно получить информацию об особенностях их образа жизни. Форма общения с родителями ни в коем случае не должна носить поучающего характера, а быть совместной попыткой рассмотреть актуальную для всех проблему с разных сторон. Очень важно стремиться избежать подобия лекции, чтобы каждый родитель мог активно включиться в обсуждении темы. Классный руководитель совсем не обязательно должен быть ведущим таких встреч. Эту роль могут прекрасно выполнить родители, если среди них найдутся профессионалы-медики, психологи или просто хорошо образованные люди. Тогда задача классного руководителя – координировать и направлять беседу.

С родителями 9 класса было проведено анкетирование по программе «Путь к успеху». Анализируя результаты, можно сказать, что родители: заинтересованы в воспитании детей, уделяют внимание учебе, дисциплине учащихся, считают, что профилактику употребления ПАВ должны осуществлять в первую очередь родители и классные руководители, хотят быть просвещенными по вопросам профилактики наркомании.

Я считаю, что именно школа является распространителем психолого – педагогических знаний среди населения, организатором совместного досуга родителей и детей. Главный координатор, организатор работы с семьёй – классный руководитель. Его основная роль должна заключаться в налаживании постоянно действующего механизма сотрудничества всего классного коллектива, включающего учителя, родителей и детей, в движении к здоровому образу жизни.

Многие социальные проблемы общества, например, преступность, наркомания, алкоголизм очень часто являются следствием воспитания детей родителями с низким уровнем педагогической культуры.

В своей работе я провожу работу по формированию педагогической культуры родителей, организовываю классный родительский совет по здоровью, систематически провожу анкетирования, результаты которых обсуждаются на очередной встрече.

Родители могут быть организаторами различных форм взаимодействия с детьми в обучении здоровью. Дело классного руководителя - выяснить степень и формы их включения в данную работу, правильно распределив роли.

При встрече с родителями я не устаю повторять: «Уважаемые родители! Всегда помните, что ваша поддержка необходима для ребенка. Все дети могут попасть в ситуацию искушения наркотиками, неважно, откуда они - из богатой или из бедной семьи, и где они учатся. Это не просто, быть всегда с детьми, но когда у вас есть время - очень важно,что вы говорите своим детям и как слушаете их. Показывайте, что вы заботитесь и любите своих детей, даже если они делают что-то, что не нравится вам».

Единственно правильной основой антинаркотической работы в школе является всестороннее, глубокое и строго научное антинаркотическое воспитание.

Мы не имеем права отворачиваться от данной проблемы, мы все должны знать меры профилактики и каждый должен внести свой вклад в эту работу, т.е. оповещать всех, своих друзей, близких, знакомых. Ведь любые усилия, даже самые маленькие шаги по дороге профилактики ведут нас к широкой и твёрдой дороге ЗОЖ. Будем надеяться, что уже в ближайшие годы у родителей дети будут лучше и прекрасней их самих. Жизнь детей не будет омрачена наркотическим зельем: физическое и духовное развитие не будет задержано. И наши дети в свою очередь будут совершенствовать грядущее поколение.

Быть непримиримым и последовательным в этой работе – дело чести и совести каждого, как взрослого, так и школьника. Наше будущее - в наших руках!




ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  1. формирование мотивации учащихся на отказ от употребления лёгких наркотиков, веществ изменяющих состояние сознания, отказ от экспериментирования с ПАВ;

  2. укрепление общего соматического, психического здоровья подростков;

  3. обеспечение оптимального взаимодействия всех заинтересованных лиц в решении проблемы профилактики как приоритетной в воспитании современных подростков;

  4. снижение уровня заболеваемости детей школьного возраста;

  5. возрастание качества знаний;

  6. практиковать помощь родителей в профилактике табакокурения и алкоголизма среди детей;

  7. формирование негативного отношения родителей к алкоголизации и наркотизации, в которой растет и общается их ребенок;

  8. повышение воспитательного потенциала семьи;

  9. проявление навыков ЗОЖ в повседневной практической деятельности учащихся;

  10. формирование позитивных отношений в семье.



Работа с родителями


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!