СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная работа "Секреты памяти"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная работа выполнена ученицей 3 класса Анкиной Варварой. Секция естественно-научная.

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа "Секреты памяти"»

Секреты памяти


Секция «естественно-научная»



Научно-практическая конференция

«Я -исследователь»





Выполнила: Анкина Варвара (9 лет) Руководитель: Набалова О.В.










2018 год

п. Мулино





Оглавление


Введение……………………………………………………………2 - 3


Основная часть…………………………………………………….3 - 6


Глава I. Память и её секреты………………………...…………...3 - 4


    1. Возможности памяти ……………………………………...3


1.2. Память – что это?…………………………………………….3-4


Глава II. Наша память…………………………………………….4 - 6


2.1. Изучение памяти………………………………………...…….4


2.2. Развитие памяти……………………………………………… 5 - 6


Заключение…………………………………………………………6 - 7

Литература………………....……………………………………….7

Приложение…………………………………………………………8-20






















Введение



Когда мы приходим в школу, то мы все хотим хорошо учиться, и получать только «5». Мы взрослеем и появляется желание получить профессию, стать успешным человеком, и мы понимаем, что для этого надо хорошо учиться, получать знания.

Почему же у одного человека получается многое, а у другого не всё, и не всегда?

Нам захотелось разобраться влияет ли на это память и если да, то что можно сделать, чтобы её улучшить.

Так появилась тема нашей работы.

Тема работы: «Секреты памяти»

Чтобы получить ответы на эти вопросы, нам необходимо было разобраться, что такое память (здесь мне на помощь пришла моя мама – она работает психологом); затем провести исследование (помощниками стали мои одноклассники); провести сравнительный анализ, как память влияет на положительные отметки; найти способы как улучшить память

Цель работы: Узнать, как можно больше о памяти и использовать свои знания в жизни


Задачи:

  • Изучение источников литературы в данной области

  • Определение основного вида памяти одноклассников

  • Провести сравнительный анализ как память влияет на положительные отметки

  • Сформулировать приёмы развития памяти и методы эффективного запоминания информации

  • Анализ и обобщение опыта своей работы

 

Методы исследования:

  • Исследование

  • Практическая работа

  • Сравнение

  • Систематизация полученной информации


Предмет исследования: память




План исследования:


1.  Изучить научную литературу.

2. Провести исследование (практическую работу)

3. Проанализировать с учителем собранный материал          

4. Изучив научную литературу, выбрать способы, как улучшить память

5. Представить результаты своего исследования одноклассникам и предложить им поучаствовать в эксперименте по улучшению своей памяти

6.Обработать полученный результат.

7.  Сделать выводы.

8. Подготовить выступление и презентацию


Гипотеза: Память влияет на успешное обучение


Глава 1. Память и её секреты


    1. Возможности памяти


«Без памяти человек ничего не может изобрести, не может скомбинировать и двух идей»

Вольтер

«Память человеку необходима для проявления души»

Блез Паскаль

«Память – кладовая ума»

Пословица

Высказывания великих и простых людей дали нам возможность выдвинуть гипотезу: «Память влияет на успешное обучение».


    1. Память – что это?

Память – это способность мозга сохранять информацию и воспроизводить её при необходимости спустя какое-то время.

Учёные выделяют процессы памяти:

  • Запоминание

  • Хранение информации

  • Воспроизведение (воспоминание)



Память различается:

  • по объекту запоминания

  • Двигательная

  • Образная (зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная, вкусовая)

  • Смысловая

  • Эмоциональная

  • по длительности сохранения информации.

  • Кратковременная (оперативная)

  • Долговременная

  • Генетическая



Глава 2. Наша память


2.1. Изучение памяти

Мы решили выявить основной вид памяти одноклассников и исследовали

  • зрительную память (образную),

  • зрительную память (знаковую),

  • слуховую.


Для того что бы узнать каким видом памяти пользуются мои одноклассники чаще всего и у кого из моих одноклассников память лучше, я при помощи мамы подобрала методики и с учителем провели исследование:

Диагностика слуховой и зрительной механической памяти.

(см. Приложение 1)

Методика «Память на образы».

Критерии оценки полученных данных представлены в таблице

(см. Приложение 2)

После проведения тестирования, мама помогла мне обработать полученные данные. Получились следующие результаты, которые представлены в таблице и диаграмме.

(см. Приложение 3)

Также выяснилось, что те ребята, которые хорошо учатся – их память оказалась лучше. Я поделилась с ребятами полученными результатами. И предложила провести «Месячник» по развитию памяти! Идея моим одноклассникам понравилась, так как все хотят учиться на «4» и «5», все хотят быстро учить стихи и выполнять домашнее задание. Перед началом эксперимента мы посчитали общее количество «5» в наших дневниках за одну неделю для того, чтобы сравнить свой результат сегодняшний и будущий.

2.2. Развитие памяти.

Но ведь на уроках и в других случаях нам приходится часто воспринимать информацию на слух и порой нам кажется, что она не логична. Как же запомнить всё, что нам необходимо?

Вместе с мамой мы подобрали упражнения, как можно улучшить память и стали вместе с одноклассниками играть в перемены.

(см. Приложение 4)

Например: игра «День – ночь» (ставили предметы на стол, затем убирали. Нужно вспомнить последовательность, в которой стояли предметы или назвать предметы, которых не стало).

Увлекательная игра «В палочки»! Для этой игры нам понадобятся палочки. Их бросают на стол (не больше 10). Через 1-2 секунды их закрывают листом бумаги, а тебе нужно сказать, сколько палочек на столе.

Мы стали придумывать по аналогии игры сами. Вот одна из них. Мы её назвали «Весёлый карандаш». Для этого мы берём цветные карандаши или фломастеры разного цвета и также выкладываем на несколько секунд. Нужно назвать количество карандашей и цвета карандашей.

Группами или парами составляли ряд слов для других ребят, менялись и пытались, чтобы запомнить слова, найти ассоциации, закономерности, пытались на слух, по памяти их записать или просто назвать.

С удовольствием играем в игру «Фотография» (мы её придумали сами). Нужно посмотреть на рисунок, фотографию и по памяти быстро назвать всё, что запомнил.

Увлекательная игра, в которую ещё в детстве играла наша учительница «Я знаю 5 имён девочек…)

(см. Приложение 5)

Перемены за такими занятиями пролетают незаметно.

Мы открыли для себя много нового, сделали вместе с учителем выводы и поняли, что даже самые, на первый взгляд, трудные задания можно выполнить достаточно быстро и легко, если знать некоторые правила.

Например: Попробуйте запомнить запись:

ШлСшпшсссссшк.

А теперь:

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Вывод: Запомнить легче, осмыслив материал. Нужно понимать то, что ты учишь.

Запомни эти цифры: 110111001001

А теперь: 110 111 001 001

Вывод: Запомнить легче, разделив материал на части.

Таким образом, мы открыли для себя законы памяти. Назвали их «Законы шести З» и составили правила запоминания.




Произойдёт быстрее и легче !

Закон ИНТЕРЕСА (желания)

Если учишь с желанием («А это интересно!»)

Закон МОТИВАЦИИ (установки)

Если есть мотивация и ты даёшь себе установку («Мне это очень нужно!»)

Закон СМЫСЛА (понимания)

Если тебе понятно то, что ты стараешься запомнить («Эврика!»)

Закон КРАЯ (начало и конец)

Если сложно, то лучше запоминается в начале и в конце (И, наконец….»)

Закон ДЕЛЕНИЯ (части)

Если много, то раздели материал на части («Из частей создаётся целое!»)

Закон ПОВТОРЕНИЯ

Если тяжело, повторяй материал несколько раз вслух с перерывами («Повторение – мать учения»)



Также узнали, чтобы память была лучше

  • надо правильно питаться:

  • орехи, яйца, крупы, семечки, хлеб с отрубями, ростки пшеницы, зеленые листовые овощи (витамин Е);

  • ягоды – черника и черная смородина (витамин С);

  • морские продукты;

  • горсть семечек тыквы (цинк).

  • молоко (В2), сыр, мясо (B12)

  • Говядина, баранина, зеленые овощи, сухофрукты (железо)

  • не иметь вредных привычек (Курение ухудшает память!)



Заключение.



После ежедневной активной работы по развитию памяти, соблюдая правила питания, соблюдая законы, мы провели в классе повторное тестирование и посчитали количество «4» и «5» в своих дневниках. Выяснилось, что количество хороших отметок увеличилось!

(см. Приложение 6)


Как мы видим на диаграмме и объем памяти увеличился тоже.

(см. Приложение 7)



После того как мама сравнила результаты первого и второго тестирования, то я поняла, что те упражнения, которыми мы с ребятами занимались в школе, а некоторые еще и дома – эффективны и приносят положительные результаты. Объем памяти у моих одноклассников увеличился, как и увеличилось количество хороших отметок. Значит наша работа была ненапрасной, мы достигли цели и подтвердили свою гипотезу, доказав, что память влияет на успешное обучение. Мы будем продолжать заниматься, соблюдая рекомендации и третий класс все закончат на одни пятерки!

Рекомендации:

  1. Регулярное выполнение упражнений не только в школе, но и дома. Это не только интересно и увлекательно, но и помогает развить объем памяти (зрительный, слуховой, механической).

  2. Пользоваться законами шести З.

  3. Правильно питаться и соблюдать распорядок дня.



А для всех ребят и их родителей мы с мамой приготовили «Памятки по развитию памяти».

(см. Приложение 8)



Литература

  1. Лезер Ф. «Тренировка памяти» - М., Изд. «Эйдос», 1993 г.

  2. Матюгин И.Ю. «Зрительная память» - М., Изд. «Эйдос», 1993 г.


Источники информации из интернета

  1. http://informatio.ru/2009/04/treniruem-pamyat-vidy-pamyati-priemy-zapominaniya/

  2. http://zaochnik.livejournal.com












Приложение 1


Диагностика слуховой и зрительной механической памяти.

Инструкция:

1. 10 чисел прочесть быстро 1 раз. Затем попросить детей воспроизвести эти числа. Проверяем правильность воспроизведения. Каждое правильно названное число 1 балл. Набор чисел для предъявления: 13,28,5,9,64,8,7,9,47,36.

2. На листе 10 чисел, записанных в столбик. На их запоминание дается 5 секунд. Затем дети должны воспроизвести те числа, которые запомнили, в любой последовательности. Набор чисел для предъявления:

74

85

100

3

27

5

6

94

47

155

Методика «Память на образы».

Инструкция:

Вам будет предъявлена таблица с образами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 секунд запомнить, как можно больше образов. Через 20 секунд уберут таблицу, и вы должны будете зарисовать или записать словесно те образы, которые запомнили. Оценка результатов тестирования производится по количеству правильно воспроизведенных образов.








Приложение 2



Уровень развития памяти

Кол-во правильно определённых слов

низкий

меньше 3слов (знаков)

ниже среднего

4-5 слов (знаков)

средний (норма)

6-7 слов (знаков)

хороший

8 слов (знаков)

высокий

9 – 10 слов (знаков)


Приложение 3



Зрительная (образы)

Зрительная

(знаки)

Слуховая

высокий

18

0

0

хороший

4

1

1

норма

1

13

2

ниже среднего

0

8

12

низкий

0

1

8









Приложение 4

ФОТОГРАФИИ ИЗ КЛАССА (ИГРЫ НА ПЕРЕМЕНЕ) _ РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ



Приложение 5


Игры и упражнения для развития памяти.

(памятка для родителей)


Упражнение №1


Выделить время в течение дня для специальных занятий, когда мы будем заниматься, например, перемена. Выполнять упражнения и играть в игры на развитие памяти. Вот те задания, которые мы использовали:

  • Решать ребусы и головоломки, разгадывать кроссворды;

  • Разучивать стихи, считалки, скороговорки;

  • Составляйте логические цепочки из слов;

  • Займемся рисованием. Будем почаще срисовывать различные геометрические узоры и картинки из книжек.

Упражнение №2

Очень эффективное и полезное задание – писать диктанты. Тут есть два варианта:

ВАРИАНТ А: ребенок предварительно читает небольшой отрывок текста – строчек 6-8, не больше. Находит в тексте слова с новыми, недавно изученными орфограммами. Далее школьник пишет этот текст под диктовку. По окончании сверяется с образцом, подсчитываются допущенные ошибки.

ВАРИАНТ В: текст читается взрослым в достаточно быстром темпе и с разделением на предложения. Читается первое предложение – пауза (ребенок по памяти пытается все записать) – звучит второе предложение – пауза (снова записывает). И так весь текст. При анализе результатов приоритет отдается степени точности записанных слов.


Упражнения№ 3

на развитие зрительной памяти

Цветной ряд
Выложите, перед ребенком на столе цветные кубики в количестве 5-7 штук, поставьте их в один ряд. Ребенку дается задание запомнить цвета и их последовательность. Через полминуты прикроем кубики накидкой и просим школьника повторить комбинацию цветов на других таких же кубиках или нарисовать на листе бумаги, используя фломастеры.


Упражнение№ 4

Картинка
Эффективный метод развития зрительной памяти – запомнить картинку и потом ее описать. Для этого подбирайте рисунки с достаточным количеством небольших деталей. Пусть дети разглядят все подробно за 30-40 секунд, а затем перескажут, что было нарисовано, когда картинку убрали.


Упражнение № 5

Зоопарк
Дети смотрят на карточку и должны представить вместо слов изображения животных – каждое на своем месте.

Убираем карточку. Теперь они должны припомнить и изобразить с помощью цветных карандашей каждое из животных. В конце проверяем правильно ли это удалось.

Упражнения № 6

на развитие слуховой памяти

Чемодан
Несколько детей садятся в круг. Ведущий начинает: «Я отправляюсь в кругосветное плавание и положу в чемодан…компас». Первый ребенок продолжает: «Я отправляюсь в кругосветное плавание и положу в чемодан компас и…часы!»

Второй: «Я отправляюсь в кругосветное плавание и положу в чемодан компас, часы и…рубашку!» И так далее. Играют до тех пор, пока кто-нибудь не выбьется из списка. Провинившемуся назначают штрафное задание. Например, пропрыгать на одной ноге до двери и обратно.

Упражнение № 7

Пары слов
Заранее приготовьте список, который содержит 10 пар слов. В каждой паре слова между собой имеют общую связь по смыслу. Допустим, «чашка – блюдце», «ночь – фонарь» и т.д. Зачитываем школьнику пары слов, чтобы запомнил, а затем называем в каждой паре первое слово, ученик называет второе.


Упражнение № 8


Остановка
Следующее упражнение развивает не только слуховую память, но и внимание.
Договоритесь с ребенком, что будете читать сказку. Как только вы озвучите условную фразу, он скажет слово: «Стоп!» (как вариант – хлопнет в ладоши). В качестве условной фразы берется одно из предложений текста, который будете читать, или даже одно слово.


Упражнение № 9

на развитие памяти с использованием ассоциаций


Подсказка
На столе лежит два десятка карточек с изображенными на них предметами и животными. Приготовьте набор из 8-10 слов. Читая по порядку слова из набора, предложите школьнику найти на столе карточку, которая может помочь запомнить это слово. Карточка откладывается в сторону, читается следующее слово из набора. В завершение попросите перечислить все слова из списка, опираясь на карточки-подсказки.


Упражнение № 10

Придумай
Назовите любое слово. Попросите ребенка придумать слова, ассоциирующие с ним. Например, если это слово «песок», то ассоциации могут быть: сахар, пляж, море, совочек, пустыня и т.д. Пусть ученик сформирует ассоциации для каждого слова из списка:

ВОДА, МАШИНА, ГОЛУБИ, МЫШКА, СКЛАД

Можете придумать свой набор слов. Со временем генерация ассоциаций войдет у учащегося в привычку, и тогда можно взять задание посложнее, описанное в следующем упражнении, развивающем мышление.

Упражнение № 11

Картинки-небылицы
Приготовьте список из пар слов, далеких по смысловому значению друг от друга. Например, СТУЛ – МАШИНА. Предложите ребенку вообразить картинку, где будут оба слова-предмета, слитые в единое целое.

Можно представить игрушечную машинку на стуле, можно вообразить машину, где в кабине на шоферском месте будет стоять стул. Но лучше отдать предпочтение фантастическим образам: машина проезжает под аркой в виде огромного стула или стул едет по комнате, сверкая фарами и бибикая, как машина. Предела фантазии нет.

Пусть школьник представит в виде смешной картинки каждую пару слов из вашего списка. Вторая часть задания – читаете одно слово из каждой пары, учащийся припоминает второе, пользуясь уже созданной картинкой.

Приложение 6

Сравнительный анализ «5 количество пятёрок»

месяцы

сентябрь

декабрь

февраль

недели

1

2

3

1

2

3

1

2

3

отличники

12

14

10

18

12

10

25

23

17

слабоуспевающие

0

1

1

1

1

1

3

4

4

общее по классу

119

138

229







Отличники

Слабоуспевающие



Приложение 7



Повторное тестирование теми же диагностиками. Сравнение результатов первичного с повторным.






Зрительная (образы)

Зрительная

(знаки)

Слуховая

первичное

повторное

первичное

повторное

первичное

повторное

высокий

18

22

0

3

0

1

хороший

4

0

1

6

1

2

норма

1

1

13

8

2

10

ниже среднего

0

0

8

5

12

9

низкий

0

0

1

0

8

1







































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!