СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная работа обучающихся "Живые сравнения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пректная работа по русскому языку "Живые сравнения" выполнила ученица 3 класса Шокирова Виктория.

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа обучающихся "Живые сравнения"»























Тема: «Живые сравнения»

Секция гуманитарная




Оглавление


Введение…………………………………………………………………2


Основная часть………………………………………………………….3 - 5


1.1. Анализ анкетирования……………………………………………..3


1.2. Понятие об устойчивых сравнениях……………………………...3


1.3. Употребление устойчивых сравнений……………………………4


1.4. Примеры устойчивых сравнений…………………………………5


Заключение……………………………………………………………..6


Литература………………....……………………………………………7





























Введение


Тема моей работы: «Живые сравнения». В своей работе я постараюсь показать сходства характера человека и некоторых представителей животного мира через устойчивые сравнения, которые употребляются в русском языке.


Тема работы: «Живые сравнения»


Цель работы: Показать сходства характера человека и некоторых животных через устойчивые сравнения.


Задачи:

  • Собрать и изучить материал из различных источников об устойчивых сравнениях

  • Узнать как можно больше устойчивых сравнений, учиться точно использовать в своей речи

  • Провести анкетирование среди одноклассников

  • Повысить культуру речи

  • Обогатить словарный запас образными сравнениями и выражениями

  • Представить в виде выступления и презентации



Методы исследования:

  • Изучение литературы по данному вопросу

  • Анкетирование

  • Систематизация


Область исследования: гуманитарная




План исследования:


1.  Провести анкетирование среди одноклассников

2. Изучить научную литературу.

3. Проанализировать с учителем собранный материал         

4. Подготовить выступление и презентацию

5. Представить работу одноклассникам




Основная часть


    1. Анализ анкетирования

Для того, чтобы достичь своей цели, я провела анкетирование среди одноклассников, чтобы выяснить, а какие черты характера они ценят в людях, оказалось, что доброта, честность, трудолюбие, аккуратность оказались на первом месте. (Анкеты в приложении)

Передо мной встал вопрос, а есть ли в русском языке устойчивые сравнения, которые раскрывают именно эти черты характера? И для чего в нашей речи существуют устойчивые сравнения?


    1. Понятие об устойчивых сравнениях


Устойчивые сравнения в русском языке имеют собственное, только им присущее значение, выверенное многовековой практикой всенародного употребления в речи. В образных сравнениях обязательно присутствуют сравнительные союзы как, словно, точно, будто. Устойчивые сравнения обогащают речь, делают её более яркой, выразительной. Устойчивые сравнения можно найти в толковом словаре С.И. Ожегова.


    1. Употребление устойчивых сравнений


Как часто нам приходится слышать: «Голодный, как волк» , «Упрямый, как баран», «Грязный, как свинья» или «Медленный, как черепаха» Нельзя и представить, сколько образных выражений, сравнивающих нас с животными, склонны употреблять люди в различных бытовых ситуациях. Именно эти выражения и подчеркивают характер кого-либо из членов общества. Если мы хотим сказать, что человек неверно поступил в той или иной ситуации, повел себя грубо, обидел кого-то, то нам свойственно сравнивать его с хищником. Если же наоборот – он превращается в кроткое, слабое животное

Так вот, наблюдая за животными, и в наше время, можно постичь огромное количество мудрости, которое пытается передать нам природа. Так, например, всем известное животное Осел. Это животное, которое имеет неимоверное количество терпения. Чего не скажешь о людях. Муравей всегда готовится к зиме летом. Вы наверняка помните известное стихотворение Крылова – «Попрыгунья стрекоза». Паук, как бы не рвалась его паутина, всегда с упорством восстанавливает её. А собака – это отличный друг. Поэтому, не надо забывать следить за животными. Природа дает нам намного больше подсказок, чем мы с вами думаем. 





    1. Примеры устойчивых сравнений


Устойчивые сравнения передают черты характера, чувства человека, внешний вид, облик, особенности передвижения человека, особенности его разговора.


Петь, как соловей

Красный, как рак

Нагрузился, как верблюд

Беззащитный, как овца

Трусливый, как заяц

Голодный, как волк

Храбрый, как лев

Хитрый, как лиса

Упрямый, как осёл

Неуклюжий, как медведь

Трудолюбивый, как пчела, муравей

Верный, преданный, как собака, лебеди

Хозяйственный, как белка

Коварная, как змея

Мудрая, как сова

Выносливый, как конь

Тихий, как мышь

Вольный, как орёл

Неряшливый, грязный, как свинья

Толстощёкий, как хомяк

Длинноногий, как журавль

Быстрый, как олень

Взгляд хищный, как у орла

Шея нежная, белая, как у лебедя

Плывёт, как лебёдушка

Порхает, как бабочка

Прыгает, как кузнечик

Ползёт, как черепаха, улитка

Идёт напролом, как лось

Упирается, как козёл

Плавает, как рыба

Болтает, трещит, как сорока

Пищит, как комар

Воркуют, как голуби

Мычит, как корова

Визжит, как поросёнок

Долбит одно и тоже, как дятел

Накаркал, как ворона




Заключение.

У человека и животных много общего. Не зря люди постоянно находят сравнения для своих действий, поступков в мире живой природы, так как человек сам является частью природы. А устойчивые сравнения помогают обогатить нашу речь, сделать её более выразительной. Благодаря таким сравнениям, нам удаётся представить образ человека живо, ярко. Мы можем передать его характер, поступки, движения. Но чтобы мы могли использовать в своей речи устойчивые сравнения, их мало найти, нужно знать, как можно больше о животном мире, о повадках тех или иных животных, об их образе жизни, о звуках, которые они издают, а для этого надо просто любить природу и стараться побольше узнать о том, что нас окружает.































Литература


    1. О. Джежелей. Помогайка. Москва, АО «Столетие»,1996



    1. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка»



    1. В.П. Жуков «Школьный фразеологический словарь»



    1. Занимательная грамматика: Сост. Е.Г. Бурлака, И.Н. Прокопенко: Донецк, ПКФ «БАО», 1997



    1. Газета « ПедСовет »: №8 (2005г.), с. 5 – 9


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!