СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная и исследовательская деятельность учителя биологии и химии.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная программа проектной и исследовательской деятельности учителя биологии и химии.

Просмотр содержимого документа
«Проектная и исследовательская деятельность учителя биологии и химии.»

Филиал муниципального казённого общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с.Новая Кугульта

«Рассмотрено»

на заседании методического объединения учителей

естественно-математического

цикла

Протокол №___

от «___» ____________2016г

_________/Е.И.Васильченко



«Согласовано

Ответственный за

организацию УВР

___________/С.Г. Безуглова/

«___» ___________2016 г.

«Утверждаю»

и.о.заведующего филиалом МКОУ СОШ № 5

__________/С.Г.Безуглова

Приказ №____от «__» ____2016г




Рабочая программа

«Исследовательская и проектная деятельность в рамках

предметной урочной и внеурочной деятельности по химии и биологии»

учителя биологии и химии Кихоть А.В.






Возрастная группа обучающихся: 6-11 классы

Сроки реализации: 2016-2017

Механизм реализации: урочная и внеурочная деятельность






















Новая Кугульта – 2016 г.

Цель программы: Повышение мотивации и эффективности учебной деятельности, развитие творческих способностей обучающихся, формирование основ культуры проектной и исследовательской деятельности.

Результаты: приобретение, формирование и совершенствование навыков проектной и исследовательской работы, личностное и интеллектуальное развитие школьника.


Пояснительная записка.

1. Направленность образовательной программы.

Программа учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся (далее — Программа) является средством реализации требований Стандарта к личностным и мета-предметным результатам освоения основной образовательной программы, конкретизирует методы формирования универсальных учебных действий учащихся на этой ступени образо-вания в части повышения мотивации и эффективности учебной деятельности обучающихся.

Программа обеспечивает требования Стандарта к организации системно-деятельностного подхода в обучении и организации самостоятельной работы обучающихся, развитие крити-ческого и формирование инновационного мышления в процессе достижения личностно зна-чимой цели, представляющей для обучающихся познавательный или прикладной интерес.

Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в школе является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, имеющую следующие особенности:

1) цели и задачи этих видов деятельности обучающихся определяются как их личностными, так и социальными мотивами. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетентности школьников в предметной области определённых учебных дисциплин, на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других;

2) учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы обучающиеся смогли реализовать свои потребности в общении с одноклас-сниками, учителя. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, обучающиеся овладевают нормами взаимоотно-шений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, прио-бретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;

3) организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности.

При построении учебно-исследовательского процесса важно учесть следующие моменты:

— тема исследования должна быть интересна для ученика и совпадать с кругом интереса учителя;

— необходимо, чтобы обучающийся хорошо осознавал суть проблемы;

— организация хода работы над раскрытием проблемы исследования должна строиться на взаимоответственности учителя и ученика друг перед другом и взаимопомощи;

— раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое ученику, а уже потом науке.

Цель: вооружить обучающихся механизмами осуществления проектной и исследователь-ской деятельности

Задачи:

- освоение социальных ролей учащихся, необходимых для учебно - исследовательской и проектной деятельности;

- развивать аспекты личностного развития учащихся: умение учиться, готовность к самостоятельным поступкам и действиям, целеустремлённость, самосознание и готовность преодолевать трудности;

- формирование научной картины мира, понимание роли и значения науки в жизни общест-ва, значимости учебно-исследовательской и проектной работы, инновационной деятельнос-ти;

- овладение методами и методологией познания, развитие продуктивного воображения;

развитие компетентности общения;

- обучениеучащихся целеполаганию, планированию и контролю,

- формирование умений представления отчётности в вариативных формах;

- создание дополнительных условий для успешной социализации и ориентации в мире профессий;

Принципы организации учебно-исследовательской и проектной деятельности.

-доступности,  естественности, наглядности, осмысленности, самодеятельности. Принцип самостоятельности является самым главным из всех вышеперечисленных принци-пов, так как именно самостоятельная деятельность в ходе учебной проектно-исследователь-ской работы — основной показатель понимания обучающимся изучаемой им проблемы, становления его мировоззренческой позиции.

Для успешного осуществления учебно-исследовательской деятельности обучающиеся должны овладеть последовательностью следующих действий:

• постановка проблемы и аргументирование её актуальности;

• формулировка гипотезы исследования и раскрытие замысла — сущности будущей деятельности;

• планирование исследовательских работ и выбор необходимого инструментария;

• собственно проведение исследования с обязательным поэтапным контролем и коррекцией результатов работ;

• оформление результатов учебно-исследовательской деятельности как конечного продукта;

• представление результатов исследования широкому кругу заинтересованных лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.

Планируемые результаты программы.

Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой иссле-довательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности исследовательской деятельности.

Выпускник средней школы научится:

- планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;

- использовать такие естественно - научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, теоретическое обоснование,

- приобретёт метапредметные навыки: постановка проблемы, опрос, описание, срав-нительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов, ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;

- отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания.

Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:

а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);

б) художественная творческая работа, например модель, презентация, компьютерная анима-ция и др.;

в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;

г) отчётные материалы по проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедий-ные продукты.

Важным результатом такой деятельности является:

2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой /темой использовать имеющиеся знания и способы действий.

3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.

4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы.

Типы творческих работ учащихся

Тип работы

Основные характерные элементы

Реферативные

Сбор, представление и анализ информации по заданной теме

Проектные

Постановка цели, достижение и описание заранее спланированного результата

Исследовательские

Решение задачи с заранее неизвестным результатом, осуществляемое на основе наблюдений, описаний экспериментов и анализа полученных данных


Тематический план организации проектной и исследовательской

деятельности на 2016-2017 уч.год


№п/п

Название проекта

ФИО / класс

Результат

1

Необычные пауки Ставрополья. Агриопа дольчатая

Мальцев Данил - 6 класс

Участие в заочном этапе краевого конкурса

ЮИОС - 2016

2

Водопотребление муниципального поселения Новая Кугульта.

Закон Алина – 10 класс

Участие в заочном этапе краевого юниорского водного конкурса- 2016


3

Охраняемые птицы реки Малая Кугульта

Карагодина Валерия – 10 класс

«Отечество – 2017»

4

Выращивание лопатоноса – как перспективное направление рыбоводства.

Мальцев Данил- 6 класс

«Юннат -2017»

5

Выращивание гибискуса разными способами.

Игнатьева Анастасия -8 класс

«Юннат -2017»


Литература:

1.Алексеев Н. Г., Леонтович  А. В., Обухов  А. В., Фомина  Л. Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся. Исследовательская работа школьников. М., 2001.

2.Загвязинский В.И. Моделирование в структуре социально-педагогического проектирования. М., 2001.

3.Зинченко В.П. Развивающее образование, т. 1, М., 2002.

4.Леонтович А.В. Проектирование исследовательской деятельности учащихся. М., 2003.

5.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М., 2003.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!