Филиал муниципального казённого общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с.Новая Кугульта
«Рассмотрено» на заседании методического объединения учителей естественно-математического цикла Протокол №___ от «___» ____________2016г _________/Е.И.Васильченко | «Согласовано Ответственный за организацию УВР ___________/С.Г. Безуглова/ «___» ___________2016 г. | «Утверждаю» и.о.заведующего филиалом МКОУ СОШ № 5 __________/С.Г.Безуглова Приказ №____от «__» ____2016г |
Рабочая программа
«Исследовательская и проектная деятельность в рамках
предметной урочной и внеурочной деятельности по химии и биологии»
учителя биологии и химии Кихоть А.В.
Возрастная группа обучающихся: 6-11 классы
Сроки реализации: 2016-2017
Механизм реализации: урочная и внеурочная деятельность
Новая Кугульта – 2016 г.
Цель программы: Повышение мотивации и эффективности учебной деятельности, развитие творческих способностей обучающихся, формирование основ культуры проектной и исследовательской деятельности.
Результаты: приобретение, формирование и совершенствование навыков проектной и исследовательской работы, личностное и интеллектуальное развитие школьника.
Пояснительная записка.
1. Направленность образовательной программы.
Программа учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся (далее — Программа) является средством реализации требований Стандарта к личностным и мета-предметным результатам освоения основной образовательной программы, конкретизирует методы формирования универсальных учебных действий учащихся на этой ступени образо-вания в части повышения мотивации и эффективности учебной деятельности обучающихся.
Программа обеспечивает требования Стандарта к организации системно-деятельностного подхода в обучении и организации самостоятельной работы обучающихся, развитие крити-ческого и формирование инновационного мышления в процессе достижения личностно зна-чимой цели, представляющей для обучающихся познавательный или прикладной интерес.
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в школе является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, имеющую следующие особенности:
1) цели и задачи этих видов деятельности обучающихся определяются как их личностными, так и социальными мотивами. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетентности школьников в предметной области определённых учебных дисциплин, на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других;
2) учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы обучающиеся смогли реализовать свои потребности в общении с одноклас-сниками, учителя. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, обучающиеся овладевают нормами взаимоотно-шений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, прио-бретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;
3) организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности.
При построении учебно-исследовательского процесса важно учесть следующие моменты:
— тема исследования должна быть интересна для ученика и совпадать с кругом интереса учителя;
— необходимо, чтобы обучающийся хорошо осознавал суть проблемы;
— организация хода работы над раскрытием проблемы исследования должна строиться на взаимоответственности учителя и ученика друг перед другом и взаимопомощи;
— раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое ученику, а уже потом науке.
Цель: вооружить обучающихся механизмами осуществления проектной и исследователь-ской деятельности
Задачи:
- освоение социальных ролей учащихся, необходимых для учебно - исследовательской и проектной деятельности;
- развивать аспекты личностного развития учащихся: умение учиться, готовность к самостоятельным поступкам и действиям, целеустремлённость, самосознание и готовность преодолевать трудности;
- формирование научной картины мира, понимание роли и значения науки в жизни общест-ва, значимости учебно-исследовательской и проектной работы, инновационной деятельнос-ти;
- овладение методами и методологией познания, развитие продуктивного воображения;
развитие компетентности общения;
- обучениеучащихся целеполаганию, планированию и контролю,
- формирование умений представления отчётности в вариативных формах;
- создание дополнительных условий для успешной социализации и ориентации в мире профессий;
Принципы организации учебно-исследовательской и проектной деятельности.
-доступности, естественности, наглядности, осмысленности, самодеятельности. Принцип самостоятельности является самым главным из всех вышеперечисленных принци-пов, так как именно самостоятельная деятельность в ходе учебной проектно-исследователь-ской работы — основной показатель понимания обучающимся изучаемой им проблемы, становления его мировоззренческой позиции.
Для успешного осуществления учебно-исследовательской деятельности обучающиеся должны овладеть последовательностью следующих действий:
• постановка проблемы и аргументирование её актуальности;
• формулировка гипотезы исследования и раскрытие замысла — сущности будущей деятельности;
• планирование исследовательских работ и выбор необходимого инструментария;
• собственно проведение исследования с обязательным поэтапным контролем и коррекцией результатов работ;
• оформление результатов учебно-исследовательской деятельности как конечного продукта;
• представление результатов исследования широкому кругу заинтересованных лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.
Планируемые результаты программы.
Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой иссле-довательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности исследовательской деятельности.
Выпускник средней школы научится:
- планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
- использовать такие естественно - научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, теоретическое обоснование,
- приобретёт метапредметные навыки: постановка проблемы, опрос, описание, срав-нительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов, ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
- отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания.
Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:
а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);
б) художественная творческая работа, например модель, презентация, компьютерная анима-ция и др.;
в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
г) отчётные материалы по проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедий-ные продукты.
Важным результатом такой деятельности является:
2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой /темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы.
Типы творческих работ учащихся
Тип работы | Основные характерные элементы |
Реферативные | Сбор, представление и анализ информации по заданной теме |
Проектные | Постановка цели, достижение и описание заранее спланированного результата |
Исследовательские | Решение задачи с заранее неизвестным результатом, осуществляемое на основе наблюдений, описаний экспериментов и анализа полученных данных |
Тематический план организации проектной и исследовательской
деятельности на 2016-2017 уч.год
№п/п | Название проекта | ФИО / класс | Результат |
1 | Необычные пауки Ставрополья. Агриопа дольчатая | Мальцев Данил - 6 класс | Участие в заочном этапе краевого конкурса ЮИОС - 2016 |
2 | Водопотребление муниципального поселения Новая Кугульта. | Закон Алина – 10 класс | Участие в заочном этапе краевого юниорского водного конкурса- 2016 |
3 | Охраняемые птицы реки Малая Кугульта | Карагодина Валерия – 10 класс | «Отечество – 2017» |
4 | Выращивание лопатоноса – как перспективное направление рыбоводства. | Мальцев Данил- 6 класс | «Юннат -2017» |
5 | Выращивание гибискуса разными способами. | Игнатьева Анастасия -8 класс | «Юннат -2017» |
Литература:
1.Алексеев Н. Г., Леонтович А. В., Обухов А. В., Фомина Л. Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся. Исследовательская работа школьников. М., 2001.
2.Загвязинский В.И. Моделирование в структуре социально-педагогического проектирования. М., 2001.
3.Зинченко В.П. Развивающее образование, т. 1, М., 2002.
4.Леонтович А.В. Проектирование исследовательской деятельности учащихся. М., 2003.
5.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М., 2003.