СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность - одно из условий выполнения ФГОС (из опыта работы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе описаны интнресные социальные проекты, которые позволяют учащимся максимально реализовать свои возможности и успешно социализироваться в обществе.

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность - одно из условий выполнения ФГОС (из опыта работы)»





ОБ АВТОРЕ.

Бурдуковская Екатерина Григорьевна, учитель высшей квалификационной категории, более 30 лет преподает историю и обществознание в МБОУ основной общеобразовательной школе с. Баляга. Она награждена знаком «Почетный работник образования РФ», является победителем конкурса «Лучшие учителя России» в рамках ПНПО. Награждена медалью «Патриот России» за заслуги перед Отечеством в деле патриотического воспитания молодежи и развитие волонтерского движения, грамотами Министерства РФ за формирование культурного и нравственного развития личности, знаком «Учитель года Забайкалья», учителю присвоен статус «Автор педагогической инициативы».

Владеет профессионально-педагогическими компетенциями: выступает в роли консультанта, помощника, тьютора, владеет апробированным на практике личностно-ориентированным обучением, внедряет передовые образовательные технологии, адаптируя их к условиям образовательного учреждения.

Имя учителя внесено в книгу Почета муниципального района «Петровск-Забайкальский район» за реализацию в районе социального проекта «Гражданский форум. Голос молодых!». Е. Г. Бурдуковская ведет активную общественную работу. Является депутатом районного Совета «Петровск-Забайкальский район», возглавляет комиссию по социальным вопросам и делам молодежи. Любит читать книги, слушать классическую музыку.




Глава. Проектная деятельность – одно из условий выполнения ФГОС (описание опыта)

3.1. Психолого-педагогического сопровождения учебы подростков

3.2. Деятельностный подход в образовании – вызов времени

3.3. Кружок для учащихся начальной школы «Знайка»

3.4. Первые проекты

3.5. Осваиваем групповые проекты

3.6. Проектная деятельность – одно из условий реализации ФГОС

3.7. Проектная деятельность на уроке

3.8. Социальный проект – воспитательный потенциал проектной технологии

3.9. Методические рекомендации при работе с проектами

Заключение. Проблемы и преимущества использования метода проектов

Литература





















Глава III Проектная деятельность – одно из условий выполнения ФГОС (описание опыта).

3.1. Психолого-педагогического сопровождения учебы подростков

Современные методы обучения предоставляют учителю широкий простор для инициативы. Почему учитель Е.Г.Бурдуковская обратилась к методу проектов? Выбор не случаен, он определяется возрастными особенностями и потребностями подростков. Метод проектов природосообразен при обучении подростков, прежде всего потому, что позволяет сгладить и некоторые проблемные проявления «трудного» возраста, такие как: – чувство взрослости, проявляющееся в потребности равноправия, уважения и самостоятельности, доверия. Если школа не предложит подростку способов удовлетворения этой потребности, она может проявиться в нарушениях поведения, уверенности в несправедливости и необъективности взрослых. Работа же над проектом позволяет выстроить особые отношения с учителем – отношения сотрудничества и равноправия – склонность к фантазированию, когда возможность осуществить собственный замысел становится мощным стимулом к действию. Если в ходе учебы не находится места для оригинального, творческого подхода – она теряет в глазах подростка свою привлекательность. В то же время проект дает возможность проявить свое творческое видение процесса и результата работы, создать проектный продукт, в котором воплотится собственный замысел и которым будут пользоваться ученики и учителя школы, может быть, через много лет после того, как автор проекта ее уже закончит. Если подросток не находит для этого приемлемых форм, он начинает эксперименты со своей внешностью, а иногда и с психоактивными веществами, нарушает установленные в школе правила поведения, а иногда и законы общества. А поскольку исходная проблема проекта, как правило, имеет личностно окрашенный характер, то его автор получает шанс лучше понять себя, яснее представить себе свои возможности, оценить приобретаемый учебный и житейский опыт – ясно увидеть процесс своего взросления. Все это позволяет учителю применять проектную деятельность не только как эффективную образовательную технологию, но и как своеобразный метод психолого-педагогического сопровождения учебы подростков.

Есть одна извечная школьная проблема, которая может быть решена в ходе проектной деятельности. Речь идет о проблеме учебного мотива. Учитель, который работает с подростками, хорошо знает, как подчас трудно поддерживать желание учиться даже у вполне способных учащихся. Эта проблема – снижение учебного мотива в подростковом возрасте – имеет ряд причин. У подростков на первый план выходит потребность в общении со сверстниками, в самопознании, в формировании образа будущего – вот основное содержание мотивационной сферы подростков. Стремление к успешной учебе в этот период отходит на второй план. Кроме того, у подростков ярче, чем у учащихся начальной школы, проявляются различия между учебным и познавательным мотивом. Например, ученик, обладающий прекрасными способностями и проявляющий интерес к какому-то одному учебному предмету, может совсем запустить учебу по другим предметам. Познавательный мотив, как правило, реализуется в хобби и другой внеучебной деятельности. Если в основе учебного мотива часто лежит стремление ребенка соответствовать требованиям взрослых (а у подростков это стремление заметно снижается), то познавательный мотив не столь подвержен этим воздействиям, так как подпитывается глубоким внутренним импульсом. Проектная деятельность дает ученику возможность реализовать свой познавательный мотив непосредственно в учебной работе, учитель предоставляет ему максимальную свободу выбора не только основной темы проекта, но и способов ее реализации. Работая над проектом, можно приобрести новые знания и опыт в интересующей сфере и сразу же применить их на практике. В этой ситуации обучение превращается в процесс осознанного активного поиска, присвоения и применения новых знаний (что вообще характерно для деятельностных технологий обучения). Это и есть те приращения в знаниях, умениях и навыках, ради которых организуется проектная деятельность и которые в дальнейшем будут легко переноситься учащимся на другие виды учебной и внеучебной деятельности.

Работа над проектом, как, может быть, никакая другая школьная работа, позволяет реализовать многие личностные потребности подростков. Она дает школьнику возможность применить и нарастить не только свои академические знания, но и использовать свой собственный житейский опыт, заявить о себе как о неповторимой личности, продемонстрировать свои сильные стороны. Все это в полной мере соответствует потребностям и интересам подростков. В этом и есть преимущество проектной технологии.

3.2. Деятельностный подход в образовании – вызов времени

В 2007-2008 учебном году в основной образовательной школе с. Баляга актуализировалась проблема снижения уровня мотивации учащихся к получению знаний. Психолого-педагогической службой образовательного учреждения была проведена возрастная диагностика учебной мотивации школьников, которая показала снижение в целом по школе познавательных мотивов на 15%, социальных мотивов на 5%, что не могло не вызвать озабоченность учителей. Подробный анализ диагностических данных показал, что детям, подросткового возраста хотелось проявлять больше инициативы и самостоятельности при организации собственного учебного труда, чем им предлагали учителя, а традиционная методика подачи знаний вызывала отсутствие интереса к познанию и снижению учебной мотивации. Снижение социального мотива объяснялось тем, что дети не видели связи между их учебной деятельностью и социальными практиками. У детей возникло противоречие между внутренними и внешними мотивами, что сказалось на качестве обучения в данный период времени. Качество знаний по школе снизилось на 11% по сравнению с 2005-2006 учебным годом. Стало очевидным, что школа отстает от жизни.

По мнению Екатерины Георгиевны нужен был переход на деятельностный подход в обучении, и внедрение метода проектов, который как нельзя лучше отвечал психологическим особенностям учащихся школы, в образовательную среду школы смогло бы решить проблему повышения учебной мотивации и социализации учащихся. Именно на ступени основного образования подростки стремятся к самопознанию и самоопределению. Этого требовали и новые федеральные образовательные стандарты.

При обсуждении данной проблемы на педсовете школы, часть учителей отнеслась скептически к предложению Бурдуковской. Они не были уверены в том, что внедрение в практику школы метода проектов, поможет исправить ситуацию. Екатерина Григорьевна продолжала наставать на своём. Она утверждала, что через активную проектную деятельность, можно будет добиться развития такой системы личных способностей, знаний и умений, которые позволят обучающимся не только повысить учебную мотивацию, но успешно социализироваться в информационном обществе.

3.3. Кружок для учащихся начальной школы «Знайка»

Учитель начала изучать концепцию проектной деятельности, прошла дистанционные курсы по программе «Метод проектов» из серии тематических тренингов на сайте Образовательной ГалактикиIntel в разделе «Элементы». Затем выступила с докладом на педсовете на тему «Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся» с целью внедрения в образовательный процесс проектной технологии. Учителю было рекомендовано, с определенными ограничениями, начать внедрение проектной деятельности в условиях МБОУ основной общеобразовательной школы со 2-го класса начальной школы в форме проектного кружка «Знайки». Е.Г.Бурдуковской была разработана программа по обучению проектной деятельности «Знайки» для учащихся 2-го класса (внеурочная деятельность, ФГОС). (Приложение 1)

Учитывая психологический возможности учащихся 2 класса, было определено время кружковой деятельности, которое составляла 30 минут. Занятия проходили один раз в неделю.

В осуществлении программы участвовали: классный руководитель, психолог, библиотекарь и родительский Совет класса. В функции классного руководителя входило формирование кружка по согласованию с родителями, организационные вопросы, связанные с работой кружка, наблюдение за ходом проектной деятельности. Психолог школы помогал диагностировать затруднения при выполнении проектной деятельности второклассниками, проводил консультации по просьбе учителя с родителями и учениками. Ответственные задачи в течение всей работы кружка возлагались на библиотекаря школы, так как через библиотеку предоставлялись необходимые информационные ресурсы. Все это необходимо для создания условий по реализации программы по проектной деятельности. Учащиеся младших классов нуждаются в значительной обучающей и стимулирующей помощи педагога почти на всех этапах работы над проектами.

У детей этого возраста еще не недостаточно сформированы общеучебные умения и навыки. У них не окончательно сформировалось субъективное ощущение времени, поэтому они не могут распределять его рационально, не всегда объективно оценивать свои силы. Им трудно на протяжении долгого времени сохранять интерес к работе. Техника чтения медленная, поэтому трудно понимают прочитанное, не умеют анализировать, обобщать, классифицировать, не обладают другими общеинтеллектуальными навыками, необходимыми для работы над проектом. Дети этого возраста не слишком рефлексивны, не умеют анализировать свои чувства и эмоции, давать объективную оценку своим достижениям. У них еще не сформированы навыки презентации и самопрезентации, не хватает словарного запаса. Всё это предстояло учитывать при вовлечении учащихся 2-го класса в проектную деятельность.

Все это предполагает, что значительный объем работы над проектом учителю придется осуществлять вместе с ребенком, постоянно его поддерживая и вдохновляя.

Показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает:

- коммуникативный (умение спрашивать, умение управлять голосом, умение выражать свою точку зрения, умение договариваться);

- интеллектуальный (развитие аналитико-синтетических действий; умения вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи; возможность выделять общий способ действий; перенос общего способа действий на другие учебные задачи);

- оценочно-самооценочный. Как только это происходит, учитель начинает усложнять задания для детей, подготавливая их к выполнению более сложных проектов.

Руководителем кружка были выделены следующие этапы, соответствующие структуре внеклассной деятельности:

1 этап. Погружение в проект. На данном этапе выбираются и формулируются проблемы, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности учащимися, выдвигаются гипотезы, требующие доказательства или опровержения. При этом необходимо учитывать интересы школьников, показать практическое применение знаний, полученных в ходе выполнения проекта.

2 этап. Организационный. На данном этапе выбираются и организуются группы участников проекта, определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы, указываются способы источников информации по каждому направлению. Данный этап может заканчиваться презентацией, представлением участников проекта. Каждая группа выступает перед классом с рассказом о составе группы, распределении ролей, о тех задачах, которые им предстоит решить и о возможных путях решения данных задач.

Формирование групп для работы над проектами

3 этап. Осуществление деятельности. Поиск необходимой информации, сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач. Примером деятельности учащихся на этом этапе может быть: изучение соответствующей литературы, проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т.д. Это вызывает особую трудность на этом этапе работы. Многие дети испытывали большие затруднения или ленились это делать. Сложность состоит в том, что детей надо научить работать с книгами в школьной библиотеке. Задачей учителя было постоянно следить за мотивацией детей, чтобы ее не ослабить на этом этапе, на помощь приходили совместные занятия с библиотекарем и


Поиск информации к проекту «Наш зеленый класс»

учителем начальных классов, которые помогали развивать у детей навыки по поиску нужной информации из источников.

Важно было помочь детям оформить проекты и их защитить, здесь использовалась индивидуальная работа с учащимися.

4 этап. Обработка и оформление результатов проекта. На этом этапе определяются способы обработки полученных данных. Ребята представляют свои творческие проекты, демонстрируя понимание проблемы, цели и задач этой работы, умение планировать и осуществлять свою деятельность, а также найденный способ решения проблемы. Результаты представляются в виде творческой работы.

5 этап. Обсуждение полученных результатов (рефлексия). Оформленные результаты представляются остальным участникам проекта в виде доклада, дискуссии, ролевой игры, через научную конференцию и т.д. Участники обсуждают и анализируют полученную информацию, делятся мнениями, задают докладчику вопросы. Проверяются выдвинутые гипотезы, обсуждают возможные пути применения полученных результатов проектной деятельности на практике. Рефлексия, самооценка проделанной работы.

3.4. Первые проекты

Первые проекты – это прежде всего индивидуальные проекты.

Среди проектов, вызвавших у учащихся 2-х классов, занимающихся в кружке «Знайки» познавательный интерес вызвали такие проекты: «Режим дня». Это широкое поле деятельности для привития детям элементарных правил гигиены и здорового образа жизни. Изучая свой распорядок дня, дети сравнивали его с днём своих одноклассников, родителей и делали выводы о необходимости соблюдения режима дня, санитарно-гигиенических правил, так как они являются основой профилактики болезней и сохранения здоровья. Затем каждый разрабатывал свой режим дня, оригинально его оформлял и презентовал. Результаты деятельности - познавательная и практическая полезность проекта.

Обсуждение идей по презентации проекта«Мой режим дня»

При изучении Темы «Растения» на уроках окружающего мира, кружковцы 2 класса разработали социальный проект «Наш зеленый класс». Проект предполагает исследовательскую работу. Ребята искали информацию о комнатных растениях, их полезности, в домашних условиях ставили опыты и наблюдали, как развиваются растения, вырастили росточки для озеленения класса. Результаты своих наблюдений они оформили в виде схематических рисунков и таблиц, книжек. Затем презентовали свои проекты перед учащимися своего класса, пригласили учителя биологии, родителей. Дети не только защитили свой проект, но и призвали родителей помочь его реализовать.

Ребята из кружка «Знайки» представили свои проекты своим одноклассникам


Внедрение проектной деятельности в рамках работы кружка «Знайки» позволила учителю выстроить обучение детей навыкам проектной деятельности с учётом их индивидуального темпа развития. При постоянной комплексной диагностике учителю удалось выявить явные и скрытые способности отдельных детей, которые предстояло развивать в условиях основной школы, и построить его личную траекторию движения в образовательном пространстве.

3.5. Осваиваем групповые проекты

Вначале, как показала практика, второклассник способен работать только индивидуально, но постепенно формируются навыки работы в группе. Часто работая в группе, дети не могут договориться, прийти к единому мнению и такая группа распадается. И вот тут задача учителя – научить детей искусству общения, понимания, взаимодействия.

Опыт работы кружка «Знайки» в 3-4-х классах показал, что детям нравится заниматься проектной деятельность, если во втором классе в кружке в начале года занималось 10 человек, то к концу четвертого класса уже 16 человек. За это время дети разработали и презентовали такие проекты: «Мой школьный уголок», «Школьная переменка», «Родословная моей семьи», «Семейная реликвия».

Опыт учителя позволяет утверждать, что привлечение учащихся начальных классов к активной проектной деятельности в рамках кружковой работы, позволило наблюдать следующий результат: ребята, занимающиеся проектной деятельностью обладали большей активностью по сравнению со своими одноклассниками, были более мотивированы к учебной деятельности, 12 ребят из 16, занимающихся в кружке учились на «4» и «5». У них наблюдался высокий уровень ответственности, толерантности и воспитанности. У двух детей проявился хороший лидерский потенциал и их дети выбрали руководителями проектных групп.

Немаловажная роль в получении положительных результатов при занятии проектной деятельностью детей, сыграли родители. Они играли роль «вдохновителей» и «организаторов». Часто работа над проектом объединяла всю семью, что улучшало детско-родительские отношения.

3.6. Проектная деятельность – одно из условий реализации ФГОС

В 2009 году МБОУ ООШ с. Баляга стала пилотной краевой площадкой по переходу на ФГОС. Перед педагогическим коллективом школы обозначилась проблема – для успешного перехода на ФГОС необходимо освоить и применять на практике проектную деятельность. В классах, где дети не имели навыков проектной деятельности, возникли трудности при работе над проектами. Возникла необходимость создания разноуровневых групп. В связи с этим учителем были разработаны подробные инструкции работы на учебным проектом для тех учащихся, которые только начинали осваивать навыки работы над проектом.

Учитель Бурдуковская Екатерина Григорьевна, к этому времени, овладев опытом работы с детьми по формированию активной проектной деятельности, предложила завучу школы о готовности провести несколько обучающих семинаров для коллег: «Проектное обучение: что, как, когда?», «Как разработать учебный проект», «Развитие проектного мышления: условия и средства» для учителей начальных классов.

Учителю предстояло выработать новую для себя модель формирования культуры проектной деятельности в образовательном учреждении, которая бы позволила эффективно развивать проектные компетенции учащихся. Учителя не только активно принимали участие в семинарах, но и занимались самообразованием по данной теме. Для этого учителем изучался опыт своих коллег, в том числе учителей МОУ СОШ с. Тарбагатай Петровск-Забайкальского района, помогло участие в межрайонных и краевых стажировочных площадках, где обобщался и распространялся опыт внедрения в школах инновационных технологий, демонстрировались модели формирования исследовательской и проектной культуры в ОУ. В конце практических занятий учителя выполнили ряд самостоятельных работ и закрепили полученные знания на практике со своими классами. На заседании методического совета учителей начальных классов, было предложено разработать программу проектной деятельности для учащихся начальной школы в условиях МБОУ ООШ с. Баляга.

Е.Г.Бурдуковская так же продолжала заниматься самообразованием. После прохождения курсов по теме «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся» в Педагогическом университете «Первое сентября», представила проект «Модель системы формирования культуры проектной деятельности в образовательном учреждении» на методическом совете школы, на который были приглашены представители Совета школы и родительского комитета. Проект был одобрен и разрешен для реализации в условиях школы.

Для успешного выполнения этого проекта необходимы совместные действия классных руководителей, администрации, учителей – предметников, учащихся и их родителей, потому что невозможно отделить процесс обучения от процесса воспитания. Учитель пришла к пониманию необходимости сочетания применения метода проектов в учебном процессе и воспитательной работе так, чтобы урок тоже стал средством формирования личности ребенка.

3.7. Проектная деятельность на уроке

В связи с требованиями ФГОС программа развития универсальных учебных действий на первой ступени основного общего образования должна быть направлена на:

  • расширение возможностей ориентации в различных предметных областях, научном и социальном проектировании, профессиональной ориентации, строении и осуществлении учебной деятельности;

  • формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного и межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.

Поэтому основополагающим элементом системы является урок, как универсальный модуль. Урок формирует общеучебные и проектно-исследовательские умения и навыки, которые формируют познание ребенка.

Обязательно следует учитывать и условия, в которых проводится проект. Это касается вопроса о том, совместима ли проектная деятельность с классно-урочной системой. Современные ученые-педагоги различают проектную форму организации учебного процесса, альтернативную классно-урочной системе, и метод проектов, который может быть использован на уроках наряду с другими методами обучения.1 В обычной школе при 45 минутном уроке осуществление проекта возможно лишь в его продолжительной версии (неделя, месяц и т.д.). Учитель Бурдуковская Екатерина Григорьевна применяет в данном случае технологию модульного обучения, что позволяет органично применять технологию мини-проектов, используя границы модуля для разделения этапов проекта. Этапы проектной деятельности в данном случае выглядят так:

Этапы деятельности

1 этап

Постановка проблемы

Выдвижение гипотез

Планирование деятельности

2 этап

Сбор информации,

ее структурирование,

изготовление продукта,

оформление продукта,

подготовка презентации

3 этап

Презентация, самооценка и самоанализ,

итоги


Циклограмма

мини-проекта

1 часть модуля

(30 мин.)

2 часть модуля

(30 мин.)

3 часть модуля

(30 мин.)

Деятельность учителя и учащихся на каждой стадии проекта можно показать в виде таблицы:

Этап работы над проектом

Содержание работы на этой стадии

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Подготовка и планирование

Формулировка совместно с руководителем проекта темы, постановка проблемы, выдвижение гипотез – путей решения проблемы, определение состава групп, распределение ролей:

  • определение источников информации;

  • определение способа и анализа информации,

  • определение формы отчета,

  • установление процедур и критериев оценки результатов и процесса,

  • распределение обязанностей между членами группы.

Обсуждают предмет с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. В рамках общей темы каждая группа определяется с темой своего буклета. Устанавливают план действий. Формулируют задачи. Составляют индивидуальные планы работы.

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей, формулировке темы.

Поисковый.

Сбор информации,

обсуждение и анализ собранной информации, решение промежуточных задач. Формулирование выводов, выбор формы презентации продукта, информации.

Собирают информацию, используя различные источники (учебную и художественную литературу, материалы Интернет. Анализируют информацию, структурируют ее, решая промежуточные задачи. Проводят промежуточные отчеты.

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью. Проводит индивидуальные и групповые консультации по содержанию и правилам оформления проектных работ.

Презентация результата работы,

оценка результатов и процесса.

Публичная защита проекта. Подведение итогов, анализ выполненной работы.

Представляют свои проекты на обобщающем уроке, обсуждают. Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения, проводят самоанализ и самооценку.

Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. Оценивает усилия учащихся, креативность, качество использования источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета.


Данная технология модульного обучения стала применяться на уроках обществознания не только пятого класса, но и шестых-девятых. Количество учащихся в классах, кроме пятого не превышает двадцати человек, что облегчало работу учителю. Учеба в основном звене школы (5-9-е классы) связана не только с освоением значительного объема теоретических знаний и развитием приемов логического мышления, главной задачей обучения в этот период является самостоятельность подростка в добывании знаний и применения их на практике. Для того чтобы учеба подростка была успешной, ему необходимо ясно понимать, зачем он учится, как применить приобретенные знания, как улучшится от этого его жизнь. Решением этих задач предполагает применение на уроках таких педагогических технологий, которые позволяют подростку занимать в процессе обучения активную позицию, быть субъектом своей учебы. Это еще раз убеждало учителя, что применение проектной деятельности на уроках даст положительные результаты не только в повышении учебной мотивации учащихся, но и повышению качества образования.

Особенно нравятся учащимся ролевые и творческие проекты. Они предполагают активное использование школьниками своих способностей и позволяют, сыграв роль, увидеть ситуацию с новой позиции. Таковы проекты «Лучший друг» (6класс), «Лучший предприниматель» (7 класс), «Идеальный глава района» (8 класс), «Идеальный муж», «Идеальная жена» (9 класс).


Работа над проектом на уроке обществознания

Следующим шагом внедрения проектной технологии в преподавании обществознания стала идея возможности рассматривать блока тем учебника как продолжительный проект. При изучении темы «Политическая сфера» в 9 классе, дети предложили разработать проект «Все в наших руках!» проект длится в течение 3 модулей, презентация проекта проходит в форме деловых игр «Все на выборы!» и «Заседание школьного парламента». На заключительном этапе проекта к нему были подключены депутаты местного самоуправления, которые играют роль представителей верхней палаты парламента. Ценно то, что результатом проекта было реальное решение, которое имело значение для всей школы: прошли выборы в школьный парламент, два ученика 9 класса были включены в работу Совета школы. Так учащиеся получили наглядный пример того, как активность граждан влияет на жизнь социума. Проект оказался эффективным способом усвоения школьниками различных понятий. Во время изучения темы «Экономическая сфера» группы учащихся 7-8-х классов разрабатывали проекты, создавая виртуальные домашние мини-фермы, предприятия по переработке мусора, разрабатывали рекомендации для Администрации села Баляга «Как добиться профицитного бюджета.

Реализация проекта «Выборы в школьный парламент!»


Контрольный срез по окончанию изучения темы показал 100% качество усвоения экономических понятий. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе и пр.), что особенно актуально для подросткового возраста. Урок дает равные возможности всем учащимся включиться в проектную деятельность не только на уроке, но и за его рамками. Это конкурсы, декады, внеклассные мероприятия по предмету. Ученики, которые успешно занимались проектной деятельностью на уроках, проявляли желание продолжить работу над проектами во внеурочной деятельности, которая дает больше возможностей для творчества, самопознания и самоопределения. При анализе и диагностике работы класса, где применялась проектная деятельность на уроках и во внеурочных мероприятиях, стало понятно, что необходимо совместить происходящее на уроке с воспитательной работой для более успешного осуществления процесса социализации.

Внеурочную работу учитель объединяет в дифференцированный модуль, так как во внеурочной деятельности дети занимаются по желанию, согласно своим увлечениям и интересам.

Большинство ниже перечисленных проектов по доминирующей деятельности учащихся относятся к практико-ориентированным, т.е. продукт проекта может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, села, государства. Такие проекты наиболее интересны ученикам, так как ориентированы на социальные интересы самих участников проекта. Учитель старалась сделать так, чтобы проекты на уроках имели продолжение во внеурочной деятельности. Примеры таких проектов приводятся ниже.

Содержание

Цель

Воспитание

Тема «Правонарушения»

Проект. «Жить по закону»

Предупреждение подростковой преступности, пропаганда ЗОЖ.

Проект.«Помогая другим – помогаешь себе!»

Волонтерское движение

Тема «Личность и общество»

Проект. «Кто я?»

Приобретение опыта лидерской работы, ЗУНов для самовыражения и самоопределения.

«Школа 3-х С» при Совете волонтерского отряда «Данко».

Проект. «Я-лидер XXI»

Тема.«Местное самоуправление».

Проект. «Я – председатель школьного парламента»

Развитие ученического самоуправления

«Модель школьного самоуправления»

Тема.«Нации и народности».

Проек. «Мы вместе!»»

Привлечение внимания школьников к изучению истории края через школьный музей.

Школьный музей.

Проект. «Традиции моей семьи»

Тема «Формы участия граждан в политической жизни общества».

Проект. «Совет молодежи»

Развитие активной гражданской и жизненной позиции.

Волонтерское движение.

Проект. «Школьная перемена»!»



3.8. Социальные проекты - воспитательный потенциал проектной технологии

Социальный проект «Школа здоровья»

В 2006 году социально-психологической службой школы совместно с классными руководителями был проведен анонимный соцопрос по теме «Здоровый образ жизни». Из 130 опрошенных были получены следующие результаты: не курили никогда – 70%, пробовали закурить – 20%, курят при случае - 5%, курят постоянно - 5%

Данные исследования не могли не насторожить педагогов школы. Подростки, которые курят, характеризуются пессимистическим восприятием действительности: отсутствие надежд на будущее, безрадостный взгляд на мир, а это уже одна из проблем воспитания. Поэтому задача школы формировать систему ценностей и установок, направленных, прежде всего, на ведение здорового образа жизни среди детей и подростков. Стали проводиться классные часы по теме «Здоровье в наших руках». Однако, как показала практика, это не дает эффективного результата без активной деятельности детей. В 2009 году дети совместно с учителем – навигатором приступили к разработке долгосрочного комплексного практико - ориентированного проекта, рассчитанного на 5 лет, под названием «Школа здоровья»

Подросткам самим предлагалось стать организаторами профилактической работы в школе, направленной на предупреждение ранних форм курения и алкоголя в детской среде Данный проект комплексный, состоит из пяти блоков. Первые четыре блока представляют собой социальные мини – проекты: «Я - социолог», «Я – психолог», «Я – режиссёр», «Я менеджер». Пятый блок подразумевал, что дети, получив достаточный проектный опыт, должны разработать и презентовать реальный социальный проект, значимый для них самих и жителей с. Баляга. Дети предложили проект «Детская спортивно-игровая площадка».

Цель данного проекта: пропагандировать здоровый образ жизни среди учащихся в условиях школы.

Задачи:

  • распространить среди подростков информацию о том, к каким последствиям может привести использование курения, алкоголя и наркотиков;

  • обучить своих сверстников и ребят начальных классов правильному поведению в ситуациях, когда их склоняют к курению, пьянству или приёму наркотиков (для разных возрастов разрабатываются разные ситуации, согласно возрасту детей).

  • провеститренинговые занятия, помогающие сказать ребёнку наркотикам: - «Нет!»

Дети на заседании школьного парламента, куда приглашаются члены Совета школы, определили проблему, круг решаемых задач и пути их достижения. Учитель – навигатор выполняет консультативную функцию. Руководителем проекта Е.Г. Бурдуковской было предложено привлечь к работе над комплексным практико-ориентированным проектом учителей предметников, медработника, межрегиональную службу наркоконтроля, социально-психологическую службу школы, общественный координационный Совет с. Баляга.

Социальный мини – проект «Я – социолог»

Обязательным условием при определении практико-ориентированного проекта является исследование актуальных проблем социальной группы. Наши дети обучены прохождению данной социальной практики. В школе создана Школьная Социальная Служба (ШСС) – «Я – социолог». Участники данного проекта сотрудничают с общественными организациями посёлка, согласуют свои действия с администрацией школы, межрайонной службой наркоконтроля. Пройдя обучение, дети умеют составлять анкеты для своего исследования, которые помогают им за короткий срок узнать мнение большой группы людей, затем используя математические знания, дети обрабатывают полученные данные, проводят сравнительный анализ (например, сколько «курящих» девочек, сколько мальчиков, сколько восьмиклассников или учеников начальных классов. Затем составляется план мероприятий, где можно представить и обсудить полученные данные. Вариантов немало – это круглый стол, ток-шоу, статья для школьной газеты, выступление на родительском собрании или даже сходе жителей посёлка. Ребятам важно, чтобы собранные и презентованные ими социологические данные были востребованы и реализованы в других социальных проектах школы или посёлка.

Члены группы «Я – социолог» получают консультативную помощь от учителя

информатики О.А.Сутуриной


Мини-проект «Я – психолог»

Жизнь человека в обществе не так легка, как порой, кажется, конфликты с одноклассниками, учителями, напряжение, внезапно возникающее даже при общении с любимыми и родными людьми, неудовлетворённость своими успехами в школе, комплексы – кто не сталкивался с подобными проблемами? Большинство из детей при поддержке родителей, учителей находят в себе силы для того, чтобы справиться с ними. Но есть дети, для которых данные проблемы оказываются слишком трудными, а рядом не оказывается тех людей, которые могли бы ему помочь, особенно это характерно для неблагополучных семей или семей авторитарного типа, и тогда подросток начинает приобщаться к курению, алкоголю, а в дальнейшем и к наркотикам. Дети должны понять, что сигареты и алкоголь не смогут решить проблем, а лишь усугубят их. Данные дети обычно обладают комплексами, заниженной самооценкой, они замкнуты, не общительны и не всегда идут на контакт со взрослыми людьми, а вот с детьми им бывает легче открыть душу.

На уроках обществознания ребята изучают темы: «Бесценный дружеский союз», «Как избежать конфликта», «Познай друзей и самого себя», «Учимся строить отношения друг с другом» и так далее. Так возник проект «Я – психолог». Дети объяснили свою идею так, а почему мы не можем помогать друг другу, а заодно и с профессией психолога поближе познакомимся. Больше будет здоровых детей, больше пользы для школы и государства.

На отдельных занятиях дети знакомятся с профессией психолога, учатся понимать значимость этой профессии для решения обозначенных проблем. Ребята знакомятся с особенностями профилактической работы среди учащихся, учатся понимать особенности своего возраста, консультируются о правильности проведения тренинговых занятий, подчёркиваем тренинговых занятий, а не тренингов, которые проводит только специалист. Учащиеся овладевают коммуникативныи навыками, необходимым для реализации проекта.

Проект достаточно сложен, так как не все дети подходят для выполнения этой роли. Здесь важно отношение ребёнка к своему здоровью, к своему образу жизни. На подготовительном этапе учащиеся обсудили свои возможности, встретились с социальным педагогом, согласовали участие в проекте с администрацией школы, Советом школы, психологом межрайонной службы наркоконтроля. Обосновали свою тему: «Помогая другим – помогаешь себе». На заседании проектной группы, дети обосновали актуальность темы тем, что они иногда даже лучше учителей знают проблемы класса. Кто, чем занимается, у кого какие интересы, кто и как проводит время, поэтому им будет легче определить «группы риска» и с помощью тренинговых занятий постараться помочь ребятам преодолеть проблемы нездорового образа жизни. Вместе с учителем – навигатором и психологом были определены цели и поставлены задачи, для их выполнения.

Занятия с членами проектных групп проводит начальник межрайонной службы наркоконтроля Н.Ю.Шестопалов


Дети учатся проявлять гражданскую позицию – «Если не я помогу себе и другим, то кто?» Разработали план мероприятий, каждое из которых формирует представления о здоровье, его значении, основах здорового образа жизни, понимании, что здоровье зависит от поведения человека и что нужно сделать для того, чтобы как можно дольше оставаться здоровым человеком и приносить пользу обществу и государству. Для проведения мероприятий используются следующие формы работы: игры - «Старайся найти дырку в целом». Это настрой на активность. «Говори только о том, что происходит здесь и теперь». Игра учит говорить об актуальном, о своих чувствах и переживаниях. «Во время игры все равны». Возможность выступить против всех участников игры. «Давайте говорить друг другу комплименты». Развиваются умения сделать правильный выбор и не говорить слово – «да», когда нужно сказать – «нет». В играх представлены три главных элемента воздействия – эмоциональная связь, требовательность и общение основаны на особых предпосылках:

  • положительные эмоции и позитивное отношение можно стимулировать в человеке через его активность;

  • строгое соблюдение правил игры постепенно развивает новые чувства и собственные позиции в ребёнке;

  • вовлечение в работу, помогает преодолеть неуверенность, колебания, стеснительность

После составления списка мероприятий дети определили календарный план реализации проекта. Все мероприятия разделили на две группы – требующие длительной подготовки и те, которые организуются в течение короткого времени. Ребята согласовали проведение мероприятий с классными руководителями школы и уточнили время их проведения.

«Нет! Вредным привычкам!»


Было проведено итоговые занятия, где дети обсудили вопросы о результативности проекта, его недостатках, провели анкетирование и собрали отзывы, наметили планы на сотрудничество с ребятами из школьной социологической службы (ШСС).

Социальный мини – проект «Я – режиссёр»

Проект предполагает идею создания театральных постановок в школе, отвечающих цели программы «За здоровый образ жизни». Дети знакомились с профессией режиссёра и артиста. Выбрали тему сценария. Был составлен план мероприятий под лозунгом «Здоровые дети – здоровая нация!» Были разработаны следующие мероприятия: классные часы «В здоровом теле – здоровый дух», «Этого могло и не быть», спектакли «Жизнь на конце иглы», «Как дети спасли здоровье», «Наркотики не пройдут», ролевые игры с элементами театрализации «Суд над Наркоманией», «Легенда о слабости», «Болезнь, сними маску», выступление агитбригады «Курить – здоровью вредить», «Здоровые дети – здоровая нация», «Твоя гражданская роль», «Отказ – дело серьёзноё», «Береги здоровье смолоду». Выступления проходили как в школе, так и за её пределами. Это были поездки в соседние школы, училища, выступления на общих сходах односельчан, родительских собраниях.

Пропаганда здорового образа жизни через театрализованный проект «Здоровые дети- здоровая нация!»


Заключительный этап проекта связан с определением эффективности работы. Критерии и методы оценки результативности деятельности всех участников проекта определялись с помощью анкетных данных, отзывов и критериев. Самое главное в этом проекте то, что у детей формируется гражданская позиция ребёнка «Нельзя быть равнодушным к чужой беде, надо жить для улыбки того, кто живёт с тобой рядом», «От трудности в жизни, друг, не беги, а если можешь, то – помоги!»

Мини-проект «Я – менеджер».

Менеджер – одна из престижных профессий сегодня в стране. Государству нужны грамотные, предприимчивые, способные и неравнодушные руководители. Данный проект помогает проверить и распознать лидерские способности детей. Проект помогает детям развить навыки культурного диалога, умение отвечать на вопросы оппонентов, излагать и обосновывать свою точку зрения, отстаивать правоту суждений, анализировать результаты, договариваться, уважать и ценить тех, кто работает над проектом.

На первом этапе дети четко формулировали цель проекта. В данном случае цель: повысить уровень школьников об опасности курения и употребления алкоголя. После чего дети приступили к планированию работы. «Менеджеры» главные руководители всех проектов, входящих в программу «За здоровый образ жизни». Именно от них зависел успех деятельности всей команды. Прежде чем принять намеченные планы, менеджеры намечают свой план работы, в который входили следующие мероприятия: деловые встречи с администрацией школы, представителями Совета школы, школьным Парламентом, на которых обсуждаются разработанные ребятами планы работ. Без их одобрения не совсем этично проводить какие-либо мероприятия, ведь они несут ответственность за школу. Функциональные обязанности этих людей предполагали, чтобы они были в курсе всего происходящего, дети должны это знать. К тому же при реализации проекта команде понадобится помощь администрации в покупке реквизита, получение на разрешение оформления спортивного зала, решения вопроса о предоставлении автобуса для поездки в другую школу и т. д. Дети предлагали следующие формы работы: деловые встречи, диспут – клуб, совещание при директоре, доклад на Совете школы, презентация предполагаемой работы перед школьным Парламентом, объявления, реклама, статья в школьную газету. Дети учились планировать, данный вид деятельности, продумывать, чего именно они ждут от этой встречи, каких результатов хотят достичь. (Получить просто одобрение своих планов или получить конкретную помощь). Данный проект предполагает формирование умения держаться во время разговора, доказывать важность и значимость данных мероприятий для школы, способность повлиять на результат встречи. Дети учатся слушать критические замечания и принимать их сведению.

Координационный Совет с. Баляга на заседании проектных групп школы


Дети представили отчёт, в форме информационных листов, выступили на родительском собрании и Школьном парламенте. Публично поблагодарили всех, кто принимал участие в работе над реализацией проекта.

Социальный проект «Детская спортивно-игровая площадка»

Набрав опыта на мини-проектах, дети приступили к подготовке и реализации социальных проектов не только школьного, но и общепоселкового значения, что способствовало повышению уровня социализации и стремления к самоутверждению в обществе на данном этапе своей жизни.

Социальный проект – вид социального проектирования, наиболее сложная форма организации социального действия. Данная деятельность предполагает создание в ходе осуществления проекта нового, ранее не существовавшего, как минимум в ближайшем социальном окружении, социально значимого продукта, который является средством разрешения противоречия между социальной трудностью, проблемой, воспринимаемой как личностно – значимая.

На уроке обществознания, при изучении темы «Здоровье человека и здоровье нации», учащиеся пришли к выводу, что здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Здоровье помогает выполнять планы, успешно решать жизненные задачи, преодолевать трудности, иногда весьма значительные. Именно дети, а не взрослые, громко решили заговорить о данной проблеме и вывели гипотезу: если мы создадим проект спортивно оздоровительного сооружения (детская спортивно-игровая площадка) в п. Баляга, а взрослые создадут его в реальности, то это поможет решить проблему досуга молодёжи.

Началась работа над проектом «Детская спортивно-игровая площадка». Выбрав тему проекта, определив её актуальность и цель, дети приступили к сбору и анализу информации о строительстве спортивных сооружений, консультировались со специалистами, искали информацию в интернете, советовались с учителем черчения, физкультуры, мастерами и ветеранами, живущими в с. Баляга.

Поиск информации к работе над проектом и ее обработка


Проводились семинары - совещания, на которых шло теоретическое изучение проектной деятельности, проходили семинары по самообразованию детей, обучение их проектной деятельности, дети изучили специальные компьютерные программы, шла работа над новыми понятиями, знакомство с профессиями проектировщика, инженера, землеустроителя, архитектора, инженера по технике безопасности. Данные знания были необходимы детям для создания довольно сложного проекта. Нужно отметить, что мотивация детей на данном этапе была очень высокой. После отработки знаний, умений и навыков детей, касающихся темы проекта, прошло отслеживание возможностей детей и уровня их компетенции по данному вопросу. Учащиеся согласовали участие в проекте с администрацией школы, администрацией посёлка, Советом ветеранов и Советом молодёжи. Затем ребята, вместе с учителем навигатором приступили ко второму этапу проекта – практическому.

Дети создали группы: социологи, проектировщики, экономисты, сценаристы. Социологи провели опрос населения с целью выявления общественного мнения по данной проблеме. Материалы были обработаны детьми и презентованы на заседании проектной группы. Общественность очень положительно отнеслась к созданию данного проекта, деятельность детей была одобрена родителями, многие стали сами помогать советами, принимали участие в заседаниях проектной группы.

Социологический опрос

Проектировщики приступили к созданию чертёжного варианта проекта на компьютере по программам. Подготовили презентационные материалы. При подготовке материалов использовалось технико-ролевое моделирование: точные технические характеристики, соблюдение масштаба, техники безопасности, эстетической линии, создан ландшафтный проект.

Экономисты обсчитывали реальную стоимость проекта, использовали знания по экономике и математике, создали экономический расчет, разработали проектно – сметную документацию. На основе полученных данных была составлена сводная таблица расчетов, подготовлена презентация.

Работа над компьютерной презентацией проекта

Землеустроители провели расчетные данные на том участке (бывший стадион), где планируется строительство нового открытого спортивного комплекса.

Проект-чертеж детской игровой площадки

Их исследования оказали неоценимую помощь в проектных расчетах спортивной площадки. Режиссеры – агитаторы разработали С сценарии с целью агитации общественности к решению проблемы здорового образа жизни в посёлке.

Каждая группа составляла свой план мероприятий, на основе которых составляется общий план работы. Использовались следующие формы работы: встречи со специалистами, поисковая работа в школьном музее, факультативные занятия, работа на интернет сайтах, деловые встречи, работа

Агитация учащихся за здоровый образ жизни!

в библиотеке, встречи с людьми технических профессий, диспут клубы, агитационные концерты, но самым важным мероприятием является защита проекта. Дети решили вынести её на общий сход жителей посёлка. Проблема общая и решать её должны все вместе – такова гражданская позиция детей. Данный проект вызвал огромный резонанс не только в школе, но и в посёлке. На презентации проекта присутствовали глава поселения «Балягинское», депутаты районной думы, представители общественности, Совет молодёжи посёлка, представители ветеранских организаций. После успешной защиты проекта, дети проанализировали, что они сумели сделать, а что не удалось. Выполнили ли поставленные цели и задачи. Дали субъективную оценку проекту. Оценили работу групп и их руководителей. Выразили своё отношение к проектной деятельности и желанию продолжать её в будущем.

Данный вид социального проектирования является наиболее сложным для подростка именно потому, что не допускает участие педагога в совместной деятельности как старшего, принимающего решения, дающего указания. Социальный проект возможен исключительно при соблюдении принципа равенства, равнозначимости его участников – как взрослых, так и подростков.

Учитель обязан быть готов принимать самостоятельность подростка и передавать ему ответственность за его поступки. Итоги проектной деятельности бы подведены на заседании творческой группы учителей, координационного Совета общественности п. Баляга, на заседании присутствовали представители Совета школы и школьного парламента.

Глава поселения «Балягинское» обсуждает проект с учащимися

С педагогической точки зрения проект помогает решить следующие задачи:

  • ориентирует личность ребёнка на гуманистические установки и смысложизненные ценности в новых социально – политических и экономических условиях общества;

  • помогает определить место и цель жизнедеятельности;

  • формирует гражданское самосознание и гуманистическое направление высших потребностей;

  • формируется стремление подростка сделать полезное и нужное дело для своей малой Родины, для живущих рядом людей

В процессе проектной деятельности формировались следующие ключевые компетенции: предметно-информационные – учащиеся совершенствовали умение работать с учебной информацией, критически её воспринимать, преобразовывать её из виртуальной в вербальную и наоборот. Деятельностно-коммуникативные компетенции проявлялись в способностях к сотрудничеству, к творчеству для достижения конкретных задач, в умении управлять собой, анализировать и организовывать деятельность, принимать рациональные решения. Ценностно-ориентационные компетенции включали в себя знания о нормах, ценностях, традициях культуры, у детей вырабатывалась система отношений к миру, к себе, к обществу, основанную на потребностях, мотивах, эмоционально-ценностных ориентациях личности.

Результаты психолого-педагогической диагностики показали, что изменилось отношение детей к своему здоровью. После внедрения проектной деятельности в образовательную и внеучебную деятельность. Если в начале эксперимента, только 51% детей посчитали, что здоровье является высшей степенью ценности для человека, то в конце предпочтение здоровью уже отдали 64% опрашиваемых респондентов. Убавилось и количество курильщиков на 2%, данные ребята стали заниматься в спортивной секции по баскетболу. Эти позитивные результаты позволили участникам проектной деятельности продолжить работу в данном направлении приобретения учащимися навыка решения жизненных задач в процессе обучения в школе и вне неё. Учащиеся школы вместе с родителями помогали Администрации поселения «Балягинское» в реализации проекта. В Баляге появился детский спортивный комплекс.


.


Ещё одним положительным этапом работы над проектом «Детская спортивно-игровая площадка» явилось то, что в процессе проектной деятельности, родители становятся союзниками учителей не только в плане реализации проекта, но и привлечении незаинтересованных детей к учёбе и вопросах развития ученических коллективов, детских талантов и способностей. Участвуя в краевом конкурсе детских и студенческих проектов «Наша новая школа», учащиеся нашей школы стали призерами, заняв 2 место за проект «Детская спортивно-игровая площадка».

3.9. Методические рекомендации при работе с проектами

В практике учителя в отношении применения метода проектов необходимо обратить внимание на несколько ключевых моментов, имеющих немаловажное значение.

В основе любого проекта всегда должна быть проблема. Проблематизация является первым этапом работы над проектом. Работа над проектом начинается с объяснения учащимся сути проблемы, важности и необходимости ее выявления. Следует заметить, что речь идет не об обычных проблемах, с которыми человек может сталкиваться в повседневной жизни, а о проблеме, которая требует обращения к дополнительной информации, исследованию, рассмотрению разных точек зрения на один и тот же вопрос. В этом разница между затруднением и проблемой. Проблемы, обсуждаемые на уроках, должны быть связаны с программным материалом. Увидеть проблему – значит увидеть противоречие. Например: Новейшие технологии, делают жизнь человека комфортной, но при этом создается множество проблем для его здоровья. Проблему проекта педагог должен сформулировать для себя и на уроке учащимся ее не озвучивать. Конкретную проблему будущего исследования школьники должны будут сформулировать сами, при этом роль учителя должна остаться направляющей. Далее учитель готовит ситуации, на основании анализа которых учащиеся и будут строить свои размышления, выявлять проблему, выдвигать возможные гипотезы решения выявленных проблем.

Задача учащихся на этапе обсуждения – дать как можно больше аргументированных гипотез. Начинать можно с ответов на вопросы, которые требуют однозначных ответов. Далее учащиеся учатся давать аргументированные ответы на вопросы, используя факты и данные источников. А если к аргументации ответов последовательно подключать других учащихся, то ответы на отдельные вопросы можно превратить в дискуссию. Рассмотрение альтернативных точек зрения, совместное обсуждение, обмен мнениями, учит учащихся приходить к общему пониманию.

Вторым этапом работы является целеполагание. Особенностью этого этапа является то, что дети не умеют ставить конкретные цели и соизмерять свои возможности с реалиями жизни, плохо оценивают трудности, с которыми придется столкнуться в работе над проектом. Учитель должен научить ученика понимать, что достижение цели проекта, должно способствовать решению исходной проблемы, а для этого необходимо определиться с проектным продуктом. Например, составить рекомендации для тех, кто не умеет вести дискуссию в группе.

Когда эти два этапа будут поняты детьми начинается работа с третьим этапом проекта – планированием. Задача учителя - формирование умений спланировать работу над проектом. Как показывает опыт работы учителя в основной школе, для детей данного возраста - это представляет определенную трудность. Важно, чтобы учитель не начал планировать деятельность детей сам. Это будет большой ошибкой в обучении проектной деятельности. У детей может исчезнуть мотивация, так как возникнет ощущение выполнения навязанного плана работы. Можно предложить алгоритм планирования. На этом этапе можно воспользоваться таблицей, чтобы убедиться, что все идет правильно:

Вопрос

Ответ

Почему выбрана эта тема проекта?

Проблема проекта

Что надо сделать, чтобы решить данную проблему?

Цель проекта

Что ты создашь, чтобы цель была достигнута?

Проектный продукт (ожидаемый результат)

Если ты сделаешь такой продукт, достигнешь ли ты цели проекта и будет ли в этом случае решена проблема?

Объяснение связи между проблемой, целью и проектным продуктом

Какие шаги ты должен проделать от проблемы проекта до реализации проекта

Перечисление основных этапов работы

Все ли у тебя есть, чтобы проделать эти шаги (информация, материалы ит. д)

Развернутый план

Ребенок должен понимать, что умение планировать свою деятельность – это путь к успеху. Учителю важно следить за мотивацией своих учеников и поддерживать ее на протяжении всей работы над проектом, так у многих детей в этом возрасте не сформировано «чувство времени» и они могут отложить работу «на потом». Как показывает опыт, одни дети начинают эффективно работать при дефиците времени, а вот детям с повышенной тревожностью это не подходит. Учитель должен выстраивать работу с учетом индивидуальных возможностей детей. Этап презентации проекта так же сложен для учеников основной школы. Учитель должен формировать важнейший социальный навык умения ребенком показать себя в выгодном свете, но при этом не терять чувство меры. Любая презентация имеет регламент, соблюдение которого дети часто нарушают, здесь очень важно научить ребенка выбирать для презентации только главную информацию, которую нужно излагать коротко и ясно. Ученик должен рассказывать, а не читать, допускается прочтение тезисов. Опыт показывает, что презентации и самопрезентации лучше отрепетировать.

Работа над проектом основана на взаимодействии детей друг с другом в обсуждении проблем, взаимопомощи и взаимной ответственности всей учебной группы.

При организации работы в группах имеют значение межличностные отношения и предпочтения. Для их выявления хорошо использовать такие приемы, как анкетирование, интервью, беседы. Учителю необходимо подобрать такие задания, чтобы, выполняя их, школьники учились организовывать работу внутри малых групп сотрудничества: знакомиться с материалом, планировать работу, распределять задания и роли, обсуждать общие задания и индивидуальные результаты, подводить итоги выполнения заданий. Все это способствует социализации детей в условиях ОУ.

Оценивание проектной деятельности

Часто в работе над разными видами проектов у учителей, детей и родителей возникают разногласия по оцениванию проектов, чтобы избежать конфликтных ситуаций, учитель должен четко представлять методику оценивания проекта. Для этого применяется стандартизация критериев оценивания. Критерии обсуждаются на методическом совете и внедряются в практику школы. Хорошим способом подбора критериев оценивания проектов для учителя может служить литература, рекомендованная методистами педагогического университета повышения квалификации «Первое сентября», апробированная учителем в ОУ. Критериальное оценивание позволяет оценивать уровень сформированости проектных умений, навыков презентации и самопрезентации, а так же отчасти предметных знаний, умений и навыков в тех работах, проектный продукт которых связан с ЗУН в конкретных предметных областях. Поэтому на основе критериев оценки проекта, предложенной методистом педагогического университета повышения квалификации «Первое сентября» М.А. Ступницкой, Е.Г.Бурдуковской совместно с учениками были разработаны следующие критерии оценки проектной деятельности:

  1. Постановка цели проекта.

  2. Планирование путей достижения цели проекта.

  3. Глубина раскрытия темы проекта.

  4. Разнообразие источников информации, целесообразность их использования.

  5. Анализ хода работы, выводы и перспективы.

  6. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе.

  7. Соответствие требованиям оформления письменной части.

  8. Качество проведения презентации.

  9. Качество проектного продукта.

Взяв за основу критерии, разработанные методистомпедагогического университета повышения квалификации «Первое сентября» М.А. Ступницкой, было решено изменить следующее: убрать критерий №5 для оценки проекта не только в пятом, но и в шестых-седьмых классах. Как показала практика, учащиеся нашей школы данного возраста не обладают достаточным уровнем рефлексевных навыков (навыков самоанализа и самооценки). Это не значит, что они не учатсяанализировать свою работу и давать реальную оценку своих достижений, но пока это у них получается только с помощью учителя. Поэтому оценить это справедливо невозможно.

Пример критерия, разработанного учителем:

Критерий №1. Постановка цели проекта

(максимум 3 балла)

Цель не сформулирована

0

Цель сформулирована, но не обоснована

1

Цель ясно сформулирована и обоснована в общих чертах

2

Цель определена, ясно сформулирована и четко обозначена

3

Всего баллов



Аналогично разрабатываются остальные 7 критериев оценки проектной деятельности.

Согласно критериям ученик набирает баллы, затем определяется процент выполненной работы, после чего процент выполненной работы переводится в отметку. Здесь тоже учителем и детьми внесены изменения. По критериям ученики пятых-седьмых классов должны набрать в идеале 27 баллов, а учащиеся восьмых-девятых классов 30 баллов, что соответствует 100% выполненной работы над проектом. Для восьмых-девятых классов учитель с детьми взяли за основу таблицу перевода № 1

Таблица перевода №1

Проценты

Баллы

Отметки

От 1% до 40 %

17-19

2

От 41% до 74%

20-23

3

От 75% до95%

24-26

4

От 96% до 100%

27-30

5


А для учащихся пятых-седьмых классов за основу взята

Проценты

Баллы

Отметки

От 1% до 40 %

11-14

2

От 41% до 74%

15-18

3

От 75% до95%

19-22

4

От 96% до 100%

23-27

5


Учащиеся, имея критериальные таблицы, учатся по ним оценивать себя сами, а при групповой работе оценивать и своих товарищей. Умение делать правильную самооценку и оценивать действия других людей важное условие успешной социализации.

Одной из проблем, остающейся на взгляд учителя, недостаточно разработанной, является возможность оценить результаты применения метода проектов в свете социализации. Критерии социализации, встречающиеся в различного рода источниках, как правило, оценивают социализацию детей всего ОУ и зачастую являются не совсем понятными.

Учитель Бурдуковская Екатерина Григорьевна использует в своей практике для оценивания уровня социализации детей, занимающихся проектной деятельностью, следующие критерии:

1.Мотивация учащихся, занимающихся проектной деятельностью на уроках обществознания и во внеурочной деятельности приведена в таблице:

Уровень учебной мотивации

2013-2014

%

2014-2015

%

2015-2016

%

Высокий

19

35,5

40,4

Средний

63

50,5

48,6

Низкий

29

17

10

Негативный




  1. Применение метода проектов положительно влияет и на качество знаний:

    Качество знаний

    2013-2014

    %

    2014-2015

    %

    2015-2016

    %

    Обществознание

    73

    70

    73

  2. Переход детей из группы риска в группу социально-активных.


    2013-2014

    %

    2014-2015

    %

    2015-2016

    %

    Внутришкольный учет

    3

    3

    0

    Учет ПДН

    2

    2

    0

    Количество правонарушений

    2

    0

    0

  3. Результаты диагностики удовлетворенности учащихся, занимающихся проектной деятельностью, школьной жизнью.

(На основеметодикА.А. АндрееваиЕ.Н. Степанова)

Группа вопросов

2013-2014


2014-2015



2015 - 2016


1

Отношения с учителями

4, 1

5, 3

6

2

Отношения со сверстниками

3,6

4,7

5,7

3

Самовыражение

3,4

4, 4

4, 7

Это значит, что среди детей школы присутствует средний и высокий уровень удовлетворенности работой школы

  1. Результаты изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (разработана доцентом Е.Н.Степановым)

Группа вопросов

2013-2014


2014-2015


2015 - 2016


1

Отношения в коллективе учащихся

4,6

4,8

4,9

2

Отношения с учителями

3,7

3,9

4.0

3

Обучение и развитие

3,4

3,4

3,5

4

Досуг

3,3

3,3

3,3

5

Здоровье

2,7

2,8

2,9

6

Социализация ребенка

3,5

3,9

4,8


Общий уровень удовлетворенности по классу

2.9

3.6

3.9

Это значит, что среди родителей школы присутствуетвысокий уровень удовлетворенности работой школы в направлении успешной социализации.

  1. Количество учеников, занимающихся проектной деятельность после основной школы.

Год

Количество выпускников, занимавшихся проектами в техникумах и вузах

Количество ребят, проявивших себя в старшей школе

2014

8

12 - 24 %

2015

12

14 - 30 %

2016

15

16 - 32%


Работа над проектом основана на взаимодействии друг с другом, обсуждении проблем, взаимопомощи и взаимной ответственности всей учебной группы.

При организации работы в группах имеют значение межличностные отношения и предпочтения. Для их выявления хорошо использовать такие приемы, как анкетирование, интервью, беседы. Учителю необходимо подобрать такие задания, чтобы, выполняя их, школьники учились организовывать работу внутри малых групп сотрудничества: знакомиться с материалом, планировать работу, распределять задания и роли, обсуждать общие задания и индивидуальные результаты, подводить итоги выполнения заданий. Все это также способствует социализации детей в условиях ОУ.

Таким образом, в процессе применения методов проектирования в образовательном процессе, учащиеся приобретают те умения и навыки, которые являются необходимым условием социализации.





























Заключение

В ходе работы учитель пришел к выводу, что, что тема проектов достаточно изучена в теоретическом плане. В работах ученых просматривается связь данных понятий, в чем мы убедились на практике, применяя метод проектов в обучении и воспитании.

Обобщая теоретические данные по критериям социализации, учитель пришел к выводу о необходимости формирования собственных критериев социализации и показать, как они работают.

Подводя итоги работы, можно отметить, что тема использования методики проектной деятельности актуальна на сегодняшний день и особо это касается практико-ориентированных и социальных проектов, ведь школа - элемент социума, и учащиеся проводят в ней большую часть своей жизни.

Обобщая имеющийся опыт работы по проектной методике, учитель выделяет основные проблемы реализации такого подхода:

  • Возможен непредсказуемый результат проекта;

  • Трудность формулирования проблем;

  • Учащиеся разных классов не всегда готовы сотрудничать друг с другом.

Организация метода проектов требует от преподавателя большой работы по конструированию специальных условий для учащегося с целью выявления и развития его творческого потенциала.

Логическим завершением модели является возврат к уроку, но на новом более высоком уровне. Это такой урок, когда планирование, организация и управление осуществляется на основе абсолютного паритетного сотрудничества всех участников процесса познания, когда все участники являются субъектами образовательного процесса. Этот уровень обозначаю как модульсаморазвития и профессионального самоопределения.

Системная модель организации проектной деятельности и формирования проектной культуры позволяет планировать и осуществлять более гибкое управление каждым структурным элементом: управление познавательной деятельностью учащихся на уроке и во внеурочное время, управление организацией и деятельностью, управление индивидуальной траекторией развития отдельных учащихся, так во время работы над проектами проявляется одаренность детей в той или иной образовательной области.

Таким образом, апробируется образовательная программа, в которой элементы проектной деятельности учащихся выступают в качестве основы интеграции базового и дополнительного образования, учебного и каникулярного времени, образовательного и воспитательного процессов. Выход на индивидуальные образовательные траектории для всех учащихся.

Трудоёмкость: Перегрузка учителя и детей за счёт работы над проектами.

Риски: Эмоциональное выгорание учителя.

Перспективы: Работа не является завершенной, поэтому данная исследовательская деятельность будет продолжена учителем.
















Литература:

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб, пособие для студентов вузов. – М.: Академия, 1997. 388 с.

  2. Авдуевская (Белинская) Е.П., Баклушинский С.А. Особенности социализации подростка в условиях быстрых социальных изменений // Ценностно-нормативные ориентации старшеклассника. Труды по социологии образования. Том Ш. Выпуск IУ. М., 1995.476 с.

  3. Белобородов Н.В. «Социальные творческие проекты в школе», М.: Аркти, 2006. 240 с

  4. Бондаревский В.Б. Социальная активность. - М.:1999. 350 с.

  5. Быков А., Любан Т. «Основные факторы и условия воспитания детей в РФ» //Воспитательная работа в школе» М.: Народное образование, № 5, 2006. 168 с.

  6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991. 496 с.

  7. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Методические рекомендации «Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся» - Самара, 2003.

  8. Гузеев В. В. Образовательная технология: от приёма до философии М.: 1996. 368 с.

  9. Гузеев В.А. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии. – М: Народное образование, 1998

  10. Дж. Дьюи. Демократия и образование: Пер. с англ. — М.: Педагогика-Пресс, 2000. 384 с.

  11. Кондратьева М.Ю. Социальный психолог в общеобразовательном учреждении. М.: ПЕРЛ СЭ, 2007

  12. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Социализация и воспитание. Ростов- на- Дону. 1997. 432 с.

  13. Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка: методическое пособие – М.: Дрофа, 2004. 285 с.

  14. Кравченко А.И. Социология. Учебное пособие. М.: 1997.388 с.

  15. ЛизинскийВ.М. «Практическое воспитание в школе», ч.1; М.: Педагогический поиск, 2002. 216 с

  16. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, 168 с.

  17. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учеб, пособие для студ. пед, вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Полат Е. С. и др.Под ред. Е. С. Полат. — М.,: Издательский центр «Академия», 1999. 224 с.

  18. Пахомова Н. Ю. Метод проектов. //Информатика и образование. Международный специальный выпуск журнала: Технологическое образование. 1996. 112 с.

  19. Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003. 112с.

  20. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000. 86 с.

  21. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель, № 1, 2000. 86 с.

  22. Певцова Е.А. «Обществознание»,книга для учителя, 8-9, 10-11 классы, М.: Русское слово, 2000. 234 с.

  23. Проект «Гражданин» — способ социализации подростков. //Народное образование, № 7, 2000. 168 с.

  24. Родионов В.А. Критериальное оценивание: история развития// Социальная профилактика и здоровье. 2006 № 6.

  25. Российская педагогическая энциклопедия. М.: 1993–1999

  26. Сарапулов В.А. «Современный урок: теория, методика, техника», Чита: Комитет образования, 2004г. 312 с.

  27. Селевко Г.К., Селевко А.Г. «Социально-воспитательные технологии»; М.: Народное образование,2002 г. 168 с.

  28. Сергеев И.С. «Как организовать проектную деятельность учащихся»; М.:Аркти, 2006 г. 146 с.

  29. Степанов П.В., Григорьев Д.В., Кулешова И.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе. М.:Академия: АПКиПРО, 2003

  30. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии. Учимся работать над проектами. – Ярославль: Академия развития, 2008.

  31. СтупницкаяМ.А.Критериальное оценивание проектных работ учащихся/ Педагогические технологии и учебное проектирование. Сборник статей/ Под научн. ред. Н.Ю. Пахомовой. – М.: МИОО, 2006.

  32. Философский энциклопедический словарь. М.: 1983. 818 с.

  33. Хуторской А.В. «Методика личностно-ориентированного обучения», М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005г. 214.с.

  34. Чечель И. Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула. //Директор школы, № 3, 1998, 95 с.

  35. Эпштейн М. Метод проектов в школе двадцатого века// Педагогический альманах. 2002. № 11

  36. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. Книга для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1996.


Интернет-ресурсы:

  1. Газета «Первое сентября» http://www.ps.1september.ru

  2. Газета «Начальная школа» http://www.nsc.1september.ru u.

  3. «Учительская газета» http://www.ug.ru

  4. http://educate.intel.com/ru 

  5. http://www.poiskntws.ru/

  6. Web-сайт Образовательного центра Школьный университет
    http://www.school.tusur.ru

1И.С.Сергеев «Как организовать проектную деятельность учащихся»; М., Аркти, 2006.С. 37




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!