МКОУ Вознесенская СОШ Саянского района
Проект «Книга Памяти»
Срок реализации: октябрь 2014-июнь 2015 гг
I Выбор проблемы
Однажды, мы с одноклассниками, обсуждали ситуацию, сложившуюся в Украине. Особенно печальны были события 2014 года: гибнут люди, дети, старики, идет самая настоящая война. Но самое ужасное, что украинская молодежь выступает за возрождение фашизма. Их негативное отношение к ветеранам Великой Отечественной войны, уничтожение памятников в городах и селах русским солдатам, которым мы обязаны жизнью, вызывает у нас резкое осуждение. У нас в селе тоже есть памятник погибшим в войне. Но, проходя мимо него, смотришь на выбитые фамилии, и понимаешь, что ничего не знаешь о тех людях, кто погиб на полях сражений во время Великой Отечественной войны, а дома практически нет разговоров об участии в войне родственников.
Мы решили провести мероприятие, посвященное Дню Победы, и включить материал о наших вознесенцах. Но, когда мы стали спрашивать у ребят нашей школы, что они знают о своих односельчанах, о своих родственниках - участниках войны, многие пожимали плечами. Мы выяснили, что в нашем селе почти невозможно найти какую-либо информацию. И тогда наша проектная команда пришла к единому согласию о создании Книги Памяти о наших односельчанах, погибших на фронтах Великой Отечественной войны и выживших на полях сражений.
Каждый год в школу будут приходить новые ученики, они поднимут семейные архивы, и в Книгу Памяти будут вписаны новые имена.
Чтобы выяснить, действительно ли все хотят узнать и сохранить память о своих воинах-односельчанах, мы провели различные анкетирования и опросы.
Учащимся школы и молодежи села была предложена анкета:
1Что я знаю о жизни своих родных и близких в годы Великой Отечественной войны?
а) знаю все
б) знаю мало
в) ничего не знаю
2 Хотели бы узнать больше?
а) да
б) нет
3. Существует ли необходимость создания Книги Памяти
а) да б) нет
Результаты анкетирования: Всего опрошено – 56 человек. Все знают – 3,8% опрошенных. Знают мало – 77% респондентов. Ничего не знают – 19,2%. Хотели бы узнать больше – 96% человек. За создание Книги Памяти выступило-97% опрошенных.
Родители, бабушки, дедушки, соседи по месту жительства отвечали на вопросы: «Считаете ли Вы проблему написания Книги Памяти «Вы не забыты, односельчане! актуальной в настоящее время?».
Данные исследований показали: в интервью приняло участие 60 жителей Вознесенского сельского поселения. 92% респондентов ответили, что проблема написания Книги Памяти является актуальной и важной для поселения. 5 человек (8 %) посчитали эту проблему не представляющей большого значения для села, аргументировав свой ответ тем, что в настоящее время знания о прошлом не являются актуальными. Какая проблема для них важна – они не смогли ответить
На вопрос «Кто должен принять участие в поиске информации для оформления Книги Памяти 95% опрашиваемых ответили, прежде всего это должны сделать старшеклассники и работники школы. В поиске информации им должны помочь глава Вознесенского сельского совета Циммерман Леонид Александрович (18%), директор Сельской библиотеки Рудель Наталья Константиновна (50%) .Спонсорскую помощь должны оказать все жители (95%) и индивидуальные предприниматели села (5%).
Все опрашиваемые (100%) изъявили желание принять участие в написании Книги Памяти путем сообщения информации о своих родных.
Проект "Книга Памяти" - это уникальная возможность для учеников и жителей села узнать о суровой правде тех дней, об историческом опыте стойкости и беззаветного служения Родине её сыновей.
Актуальность нашего проекта состоит в том, что он способствует привлечению не только учащихся школы, но и молодое поколение села, людей пожилого возраста и пенсионеров, участников ВОВ в деятельность и увеличивает чувство востребованности людей старшего поколения.
Проект получит продолжение в практическом использовании материала школой во внеурочное и урочное время, администрацией Вознесенского сельского поселения, сельской библиотекой, краеведческим музеем Саянского района.
Цель проекта: увековечивание памяти воинов-односельчан через создание Книги Памяти. Задачи:
- собрать материал об участии жителей села Вознесенка в Великой Отечественной войне;
- оформить собранный материал в Книгу памяти;
- укрепить связь между поколениями;
- повысить социальную активность у учащихся и общественности села.
II Сбор и анализ информации
На данном этапе члены микрогрупп занимались анализом выявленной проблемы: работали со СМИ, информацией сети Интернет. Работа аналитиков показала, что в средствах массовой информации недостаточно освещается проблема увековечения памяти героев, внимание к данной теме активизируется только к празднованию дней Победы и в преддверии памятных дат российской истории. Но, все же, проанализировав районную газету «Присаянье», мы пришли к выводу, что сохранение памяти о ветеранах остается на нашей территории актуальной.
Анализ газеты «Присаянье»
Так же мы проанализировали законодательную базу по нашей проблеме. Действующие законы выступают за сохранение памяти погибших и ветеранов Великой Отечественной войны.
Закон РФ «Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества».
Статья 2. Формы увековечивания памяти погибших при защите Отечества
-занесение фамилий погибших при защите Отечества и других сведений о них в книги Памяти.
Статья 11.Полномочия органов управления, осуществляющие работу по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества
Местные органы власти и управления:
-организуют планирование и реализацию программ, направленных на увековечивание памяти погибших при защите Отечества.
Органы военного управления:
-оказывают помощь в подготовке материалов для издания книг Памяти.
Статья 12. Финансовое и материально- техническое обеспечение мероприятий по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества.
- расходы, связанные с увековечиванием памяти осуществляются за счет бюджетных и внебюджетных фондов, а также добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц.
Федеральный закон от 19 мая 1995 г №80-ФЗ «Об увековечивании Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» (с изменениями и дополнениями)
Указ от 3 марта 2007 года №270 Президента РФ « О некоторых вопросах увековечивания памяти погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, участников Великой отечественной войны, ветеранов боевых действий и ветеранов военной службы»
Система государственной социальной поддержки ветеранов в нашей стране находится в постоянном развитии. Законодательным актом, составляющим основу системы социальной поддержки ветеранов в Российской Федерации, является в настоящее время
Федеральный закон "О ветеранах" от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ.
Глава I ст. 2. Ветераны Великой Отечественной войны
Глава II ст. 13 – 20. Социальная защита ветеранов
Глава II ст. 25, 27. Общественные объединения ветеранов
Мы обратились к главе Вознесенского сельского поселения Циммерману Леониду Александровичу
и рассказали ему о решении написать Книгу Памяти. Леонид Александрович согласился с тем, что краеведческая работа сегодня очень важна для подрастающего поколения и молодежи, пообещал оказать помощь и предоставить информацию о погибших войнах ВОВ. К тому же он отметил, что данный проект необходим как для учащихся, так и для всех жителей села.
Следующим этапом было изучение Книг Памяти Красноярского края и Саянского района. В результате этой работы, мы нашли своих земляков, погибших во время Великой Отечественной войны. Их имена будут вписаны в нашу Книгу Памяти.
Списки погибших вознесенцев во время Великой Отечественной войны:
Авсиевич Федор Кононович. 1916 г.р. Рядовой. Погиб в бою , 1945 г.
Ариков Николай Андреевич. 1925 г.р. рядовой. Умер от ран 21 декабря 1943 г. Похоронен в д.Малатенка (д.Малашенка) Городокского р-на, Витебской обл., Беларусь.
Бедов Афанасий Маркович.1903 г.р. Рядовой. Погиб в бою, февраль 1943 г. Похоронен в д.Арефино Чудовского р-на, Новгородской обл.
Бедов Ефим Давыдович. 1907 г.р.Рядовой. Погиб в бою 19 февраля 1942 г. Похоронен в 2 км сев-вост. д.Горошково Старорусского р-на, Новгородской обл.
Бедов Михаил Прокопьевич. 1908 г.р. Сержант. Погиб в бою, г.Валуйки, Белгородская область.
Самым интересным этапом работы по сбору информации стала работа в архиве Саянского Военкомата. Мы нашли ветеранов, вернувшихся с войны, узнали об их боевом пути, наградах, ранениях.
Учетная карта ветеранов (из архива)
Синев Александр Андреевич.
24.02.1925 г.р., Мордовская область, Козловский район, с.Парханово.
Русский, беспартийный, образование 2 класса.
Место работы: колхоз «Красный Саянец»-рядовой. с. Вознесенка.
Призван на военную службу: 10.10.1943 года. Талды-Нурганским РВК, Алма-Атинской области.
Воинскую присягу принял:23 февраля 1944 г при 700 стрелковом полку
Состав: солдаты Звание: рядовой
Военно-учетная специальность: артиллеристы зенитной артиллерии малого калибра без радиолокационных и приборных комплектов, орудийный номер
Уволен в запас на основании постановления Совета Министров СССР от 28.01.1950 года.
С 15.02.1943 г по 9 мая 1945 года участвовал в Великой Отечественной войне в составе 700, 9 гвардейского, 219-716-стрелковых полках-стрелок.
С 9 августа по 3 сентября 1945 года участвовал в войне с Японией в составе 422 артиллеристского полка- орудийный номер.
Ранения: легко ранен в спину 23.09. 1944 г
легко ранен в поясницу 23.03.1945 г.
Награды: медали «За отвагу», «За победу над Японией»
Сведения о медосвидетельствованиях:
15.02.1972 г врачебной комиссией при Саянском РВК, Красноярского края признан: негоден в мирное время, в военное- годен к нестроевой службе
И, конечно, для нашей Книги мы постарались собрать всю информацию, которую смогли узнать, о жизни наших ветеранов. Для этого мы обратились к жителям села о помощи в сборе материалов и финансовой поддержке.
Наша группа собрала воспоминания родственников ветеранов, они показали нам личные вещами – фото, документы, награды. Они тоже войдут в нашу Книгу Памяти.
Наградная книжка Пузикова М.Н. на орден Отечественной войны I степени
Награды Чернигина Ивана Федосовича
Таким образом, сбор и анализ информации показал нам необходимость создания Книги Памяти. ... Все же хочется, чтобы слова: «Никто не забыт и ничто не забыто», всегда были актуальными. И разбудить человеческую память – наша задача. Юное поколение должно помнить о ратном и трудовом подвиге односельчан, обо всех и о каждом, кто ковал Победу.
III Программа проекта
Ожидаемые результаты.
Результат проекта должен быть положительным для всех. Знание истории, прошлого народа, родного края повысит жизнестойкость, конкурентоспособность личности. Проект служит объединению, сплочению родителей и учащихся, людей пожилого возраста, общественности вокруг высокой благородной цели – сохранить прошлое, настоящее для будущих потомков. Выход в свет Книги Памяти будет способствовать чувству патриотизма и гордости за свое Отечество, уважение к подвигу воинов-односельчан, одержавших победу в Великой Отечественной войне
План реализации проекта.
№ п/п | Название мероприятия | Сроки | Содержание | Цель | Ответственный |
1 | Анкетирование и беседы. Выпуск листовок-обращений | октябрь | Знакомство с проектом | Привлечение односельчан к участию в реализации проекта «Книга Памяти» | Руководитель проекта Команда проекта |
2 | Операция «Доброе сердце растопит лед» | октябрь | Оказание помощи ветеранам труда, людям пенсионного возраста. | Воспитание у детей чувства любви и уважения к старшему поколению | Команда проекта Администрация Вознесенского сельского совета |
3 | «А мы с тобой войны не знали» | ноябрь | Конкурс эскизов обложки и иллюстраций для Книги Памяти. Выставка рисунков. | Развитие у участников проекта коммуникативных навыков, навыков работы с компьютером, дизайна | Команда проекта Сельская библиотека |
4 | «Мы вас не забудем, односельчане!» | декабрь | Знакомство с ветеранами ВОВ | Воспитание у детей чувства любви, уважения и гордости за своих дедов и прадедов. | Команда проекта |
5 | «Почему мы не в праве забывать тех, кто отстоял для нас Великую Победу» | декабрь | Конкурс сочинений-эссе | Способствовать пробуждению чувства гордости за воинские подвиги односельчан, сохранение памяти о ветеранах. | Учителя литературы |
6 | «Живая память о войне» | январь | Обработка информации | Повышение социальной активности учащихся и общественности села. | Руководитель проекта Команда проекта |
7 | «Салют, Победа!» | февраль | Военно-спортивная игра | Гражданско-патриотическое и физическое воспитание школьников | Команда проекта |
8 | «Строки, опаленные войной» | февраль-март | Оформление Книги Памяти в электронном варианте | Развитие у участников проекта коммуникативных навыков, навыков работы с компьютером, дизайна | Руководитель проекта Команда проекта |
9 | Операция «Кто, если не Я?» | апрель | Уборка территории вокруг памятника. Приведение в порядок могил на сельском кладбище оставшихся без присмотра родных | Сохранение традиций, развитие нравственной культуры, доброты и взаимопонимания среди участников проекта | Команда проекта Администрация Вознесенского сельского совета |
10 | «Проба пера» | апрель | Сдача материалов Книги Памяти в редакцию газеты «Присаянье» | Распечатка Книги Памяти | Руководитель проекта Администрация Вознесенского сельского совета |
11 | Акция «Георгиевская ленточка» | май | Вручение односельчанам и ученикам Георгиевской ленты-символа Победы | Способствовать пробуждению чувства гордости за воинские подвиги предков | Команда проекта |
12 | Акция «С Праздником Победы!» | май | Написание писем – треугольников односельчанам с приглашением их на митинг и презентацию Книги Памяти | Формирование чувства патриотизма и гордости за свое Отечество, уважение к подвигу воинов-односельчан. | Команда проекта Администрация Вознесенского сельского совета |
13 | Операция «Я помню! Я горжусь!» | июнь | Обустройство территории вокруг памятника | Формирование у подрастающего поколения активной гражданской позиции. | Команда проекта Администрация Вознесенского сельского совета |
Имеющиеся ресурсы для реализации проекта: актовый зал, компьютер, принтер, фотоаппарат
Необходимые ресурсы: бумага, канцтовары, воздушные шары.
Расходная смета
Название | Стоимость 1 экземпляра | Количество экземпляров | Сумма |
Распечатка Книги Памяти в типографии газеты «Присаянье» | 500 руб | 10 | 5000 |
Наличие опыта в реализации проекта. Участники нашего проекта принимали активное участие в реализации таких проектов, как «Национальные гостиные», «Навстречу», «Здравствуй, музей!», «Рука в руке»
Срок реализации проекта: октябрь 2014 г-июнь 2015 г.
Организации-партнеры
Сельская библиотека | Окажет содействие в поиске информации и проведении мероприятий |
Администрация Вознесенского сельского совета | Окажет содействие в финансировании проекта и проведении мероприятий |
МКОУ Вознесенская СОШ | Окажет содействие в подготовке материалов для Книги Памяти |
Чтобы заручиться поддержкой наших партнеров, мы отправили им письма-обращения и в ответ получили письма-поддержки.
Описание реализованных мероприятий
Реализованные мероприятия | Сроки | Место проведения | Количественные показатели |
1.Анкетирование и беседы. Выпуск листовок-обращений | октябрь | Школа, село | Ученики-20 Односельчане-60 |
2.Операция «Доброе сердце растопит лед» | октябрь | село | Пенсионеры-15 Партнеры-1 |
3.«А мы с тобой войны не знали» | ноябрь | Школа | Ученики-30 Взрослое население-10 |
4.»Мы Вас не забудем, односельчане!» | декабрь | Школа | Ученики-30 |
5.«Почему мы не в праве забывать тех, кто отстоял для нас великую Победу» | декабрь | Школа | Ученики-30 Партнеры-1 Победители-7 |
6.«Живая память о войне» | январь | Школа | Ученики-10 |
7.Военно-спортивная игра «Салют, Победа!» | февраль | Стадион, спортзал | Ученики-30 Партнеры-1 Победители-4 |
8.«Строки, опаленные войной» | февраль-март | Школа | Ученики-10 |
9. Операция «Кто, если не Я?» | апрель | Парк Победы | Ученики-30 Односельчане-15 Партнеры-1 |
10.«Проба пера» | апрель | Школа | Ученики-10 |
11.Акция «Георгиевская ленточка» | май | Село | Ученики-15 Партнеры-1 Односельчане-50 |
12.Акция «С Праздником Победы!» | май | Парк Победы | Ученики-30 Односельчане-100 Партнеры-3
|
Операция «Я помню! Я горжусь!» | июнь | Парк Победы | Ученики-10 Односельчане-10 Партнеры-2 |
Рефлексия.
Социологический опрос учащихся и жителей села, проведённый в марте месяце показал, что за время работы над проектом:
45% учащихся много узнали о жизни родных в годы войны.
51% - хотели бы узнать ещё.
По – прежнему ничего не знают 0,6% учащихся (было 19,2%).
Анкетирование
октябрь 2014 года март 2015 года
Создание Книги Памяти еще больше даст информации ученикам и жителям села. Люди будут знать и гордиться своими односельчанами. Заслуги наших отцов, дедов и прадедов навсегда останутся в наших сердцах и памяти.