СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Проектирование индивидуального образовательного маршрута одаренного ребенка» учителя русского языка и литературы Куликовой И.М.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье  Куликовой И. М. «Проектирование индивидуального образовательного маршрута одаренного ребенка»  описывается система работы с одаренными детьми, особенности работы в сельской школе; поэтапно описывается работа по созданию и реализации индивидуального проекта (образовательного маршрута) с конкретным одаренным ребенком. Приводятся задания, способствующие развитию одаренности школьника; основные формы тьюторского сопровождения; результаты диагностики; лист индивидуального образовательного маршрута; индивидуальный учебный план (недельный) ученицы.

Просмотр содержимого документа
««Проектирование индивидуального образовательного маршрута одаренного ребенка» учителя русского языка и литературы Куликовой И.М.»

Проектирование индивидуального образовательного маршрута одаренного ребенка.

«В душе каждого ребенка

есть невидимые струны.

Если их тронуть умелой рукой,

они красиво зазвучат».

В.А. Сухомлинский

В данной статье поэтапно описывается работа по созданию и реализации индивидуального проекта (образовательного маршрута) с одаренным ребенком.

Работа с одаренными детьми мною ведется в системе: урок- факультатив - элективный курс - кружок – проект. Например, на занятиях элективного курса «Учимся писать реферат» изучаются требования к реферату, на уроке литературы в начале учебного года составляется проект, на факультативных занятиях проводятся индивидуальные консультации, взаиморецензирование работ учащимися. В конце учебного года все учащиеся (кто на уроке, кто на ЭК) на зачете защищают свою работу. Затем происходит определение лучшей работы и выдвижение ее для научно-практической конференции; печатание в ученическом журнале, газете (статья); для участия в литературных конкурсах.

Для работы с одаренными детьми мною разработана программа и преподается факультативный курс «Филология», элективный курс, где работа ведется по разным направлениям:

1) подготовка к участию в предметных олимпиадах по русскому языку и литературе;

2) интеллектуальные и творческие конкурсы;

3) исследовательская деятельность

Цель программы: выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одарённых детей.

Одна из форм работы с одарёнными детьми – научно- исследовательская деятельность, которая способствует формированию сознания, самосознания и индивидуальности человека, а также формированию мотивации к получению новых знаний. Принимая участие в школьной научно-практической конференции, учащиеся имеют возможность проявить не только свои интеллектуальные способности, но и умение грамотно представить свою работу, выступать перед аудиторией, отстаивать свою точку зрения.

Работаю с детьми в данном направлении 13 лет. Ежегодно к научно-практической конференции проводим 2-3 исследования по литературе и русскому языку.

Филологическое направление основной общеобразовательной программы школы реализуется через интегрированную урочную и внеурочную деятельность (элективные и факультативные курсы), где происходит формирование ИКТ-компетенций обучающихся и основ учебно-исследовательской и проектной деятельности, предусматривающих активные формы творческой самостоятельной деятельности учащихся, выполнение ими работы исследовательского характера. Русский язык и литература как учебные дисциплины имеют широкие возможности для работы с талантливыми, одаренными детьми. Однако в сельской школе работа в данном направлении осложняется тем, что наполняемость классов составляет 8-16 человек; следовательно, талантливых детей не так уж много. В то же время в сельской школе обучение в основном индивидуальное, дифференцированное, личностно-ориентированное. Поэтому есть необходимые условия для раскрытия и развития способных учеников. Эта работа носит длительный и кропотливый характер. Одаренных детей выявляю в 5 классе и целенаправленно занимаюсь с каждым индивидуально. Для исследовательской деятельности мною были выбраны несколько детей. Одна из них Роговая Дарья, ученица 8 класса. Дарья Обладает следующими качествами: способность к быстрому усвоению и отличная память;  любопытство, любознательность, стремление к знаниям; высокая личностная ответственность; самостоятельность суждений; адекватная самооценка.

Для сопровождения Дарьи разработан лист индивидуального образовательного маршрута. Методика построения индивидуального образовательного маршрута состоит из следующих обязательных этапов: диагностика потенциальных способностей, диагностика собственного выбора и заказа родителей; выбор структуры маршрута и программ, способов и форм интеграции с дополнительным образованием; построение индивидуальной; образовательной программы конкретного учащегося; подбор методик для внутренней и внешней оценки результатов реализации учащегося.

Ожидаемый результат:

учащийся научится выделять и формулировать проблему, гипотезу, ставить цели и задачи, находить пути их решения, отбирать материал, анализировать и обобщать материал, создавать презентацию и сокращать исследовательскую работу до пятиминутного устного выступления, выступать при защите работы.

  1. Задания, способствующие развитию одаренности школьника.

Качества личности школьника

Задания (название заданий, их краткая характеристика)

Сверхчувствительность к проблеме

Проблемные, ориентированные на самостоятельную творческую работу задания.Проблемное обучение позволяет полноценно воспринимать художественное произведение, понимать его идейное содержание, позицию автора, выражать собственное отношение к прочитанному.

Проблемные вопросы:

Почему Печорин не нашёл счастья в жизни? В чём его трагическая обречённость? Решён ли в романе вопрос о предопределении?

Творческое задание:  сочинения, стихи, картины, рисунки и т.д. Когда ученик пишет рецензию на просмотренный кинофильм, он не только решает проблему, но и создает новые идеи или предметы.

- составление вопросов по прочитанному, приведение примеров на рассматриваемый теоретический вопрос, составление заданий и упражнений, сбор материала, сочинения на основе увиденного или прочитанного, исправление и рецензирование работ одноклассников.

Реферат

Склонность к задачам дивергентного типа

Творческие задания, которые допускают множество правильных ответов

-посмотри на мир чужими глазами (С одной стороны, ученик признает возможность наличия  разных точек зрения на одно и то же явление, с другой – освобождается от пассивного восприятия данности чужого мнения. Так, при описании картины, например, Решетникова «Опять двойка» детям дается задание описать происходящее от лица мамы, сестры, собаки или самого героя. Это помогает ребенку увидеть мир глазами другого человека или даже животного.

-изобретательские задачи

Запиши в последовательности устойчивые словосочетания, в состав которых входят начальные порядковые числительные: первая любовь, второе дыхание, третий Рим, четвертая власть, пятая колонна, шестое чувство, седьмое небо.

Однако продолжить эту последовательность можно по-разному: восьмое чудо света, девятый вал или девять месяцев, десять заповедей или десять негритят…

В ходе выполнения задач дивергентного типа развиваются важные исследовательские навыки, а также такие важные характеристики креативности, как: оригинальность гибкость, беглость (продуктивность) мышления и др.

Задание «Сочиняем сказку».

На карточках нарисованы сказочные персонажи и написаны их имена. Карточек должно быть много. Женские персонажи: Алёнушка, царевна Несмеяна, Баба-Яга, Золушка, Спящая красавица, Мальвина, Русалочка, Шапокляк, Лиса-Патрикеевна и др. Мужские персонажи: Иван-царевич, Буратино, Бармалей, Пьеро, Незнайка, Кощей Бессмертный, Царь и др.

   Вариант игры. Группа разбивается на подгруппы по пять человек. Карточки перемешиваются, и каждая подгруппа наугад вытягивает пять карточек. Их задача – через 15-20 минут рассказать сказку, в которой действовали бы доставшиеся им персонажи.

Отличная память

Задания на развитие памяти, внимания и мышления

-придумывание меатафор, сравнений (развитие воображения. Рождаются удивительные средства выразительности: «злобные небеса», «одинокий платок», «цифровой пес»), появление которых ученики должны объяснить с помощью выдуманной истории, сказки)

-зашифруй правило (составление схемы-правила. Перевод информации в другую систему: знаковую)

-одушевление неодушевленного (написание сочинений, сказок, где главными героями являются неодушевленные предметы: зеркало, карандаш, портфель…)

-этимология слова (заставляют ребенка задуматься над новым или давно знакомым словом и увидеть в его происхождении новые смысловые связи. Привычка «останавливаться» и «всматриваться» в слово позволяют совершенствовать навыки морфемного, словообразовательного и семантического анализа слов.)

-ассоциации (при анализе стихотворения выделяем ключевые образы и составляем ассоциативный ряд, выходим на глубинный смысл стихотворения. Например,: Кремль- башня- Россия-сила-мощь-символ России)

Понять значение «говорящей фамилии» Манилова при изучении поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» позволяет построение этимологического и ассоциативного ряда: «манить – заманивать, звать лестью, обнадеживать, обещать, обманывать, дурачить, мерещиться» - «манна… ждать как манны небесной – бездеятельность, ожидание чуда» - «мание – по манию руки, по мановению чьему-то, по волшебству».

- Составление летописи для школьного музея.






2.Основные формы тьюторского сопровождения.

- Индивидуальные и групповые тьюторские консультации.

- Семинар

- Тренинг

- Образовательное событие

3. Модели индивидуальных образовательных маршрутов.

  • Выявление одарённых детей.

  • Разработка индивидуальной программы.

  • Диагностика личностного и творческого развития, обучающегося (индивидуальный план)

  • Консультация для родителей по вопросам развития одарённого ребёнка.

  • Демонстрация творческих достижений обучающейся.

  • Формирование системы самообучения одарённого ребёнка.

  • Понимание и уважение личности ребёнка

4 Заполняем таблицу, расставив цифры во втором столбце в соответствии с порядком разработки индивидуального образовательного маршрута:

Этап

Порядок разработки

определение способов оценки успехов ребенка

7


очертить долгосрочные и краткосрочные цели и пути к их достижению;

2

определение содержания

6

определение роли родителей

4

разработка учебно-тематического плана

5

определить уровень развития ребенка - диагностика (в т.ч. его качества и способности);

1

определить время, которое должен затратить ребенок на освоение базовой и специальной программы

3

5. Определитесь, для какого ученика вы будете разрабатывать индивидуальный образовательный маршрут. Предложите ему пройти тест на определение типа ума (ТМИ) по Г. Гарднеру. Используйте для этого электронный вариант теста (ссылка: http://www.psi-test.ru/person/7_tipov_uma.html). Записываем полученные результаты в таблицу:

Тип ума

%

Соответствующие профессии

речевой

83.3

Поэты, писатели, ораторы

Логико-математический

57.1

Юристы, дипломаты, ученые

Пространственный

62.5

Художники, скульпторы, архитекторы, изобретатели

Двигательный

12.5

Танцоры, актеры, спортсмены

Музыкальный

33.3

Композиторы, музыканты, певцы

Межличностный

100

Врачи, политики, священники

Внутри личностный

87.5

Психологи, воспитатели, учителя

Выделяем жирным курсивом 3 преобладающих типа ума в таблице.

Задайте следующие вопросы школьнику, которого тестировали:

1. Какие предметы нравятся в школе: __история, литература, русский язык, алгебра, геометрия_________

2. Какие дополнительные занятия вне школы посещает: ___факультатив «Филология», танцевальный кружок, клуб «КВН», спортивная секция

3. Кем хочет стать после окончания обучения: ____________учитель или врач

4. Какие есть увлечения в свободное время: вышивать, читать книги. __________

5. Разработайте модель индивидуального образовательного маршрута для развития одаренности школьника в соответствии с рекомендуемой структурой:

Лист индивидуального образовательного маршрута

Индивидуальный образовательный маршрут как сопровождение исследовательской деятельности ученицы 9 класса МБОУ «Сабинская ООШ» Роговой Дарьи

Время реализации: сентябрь 2015- май 2017

Цель работы – создание исследовательской работы по литературе для участия в научно-практической конференции

Задачи: 1.Выбрать тему исследовательского проекта по литературе. 2. Составить библиографию по выбранной теме. 3. Внимательно прочитать тексты исследуемых литературных произведений. 4. Познакомиться с работами ведущих литературоведов по теме исследования. 5. Написать исследовательскую работу. 6. Представить результаты исследования на школьной конференции. 7. Принять участие в муниципальном (региональном) этапе научно-практической конференции.







Пакеты работ

Виды работ

Сроки

выполнения

Ожидаемый результат


1

Выбор темы исследовательской работы по литературе.


Сентябрь 2015

Предварительная формулировка темы, постановка цели исследования, определение плана исследовательской работы


Познакомиться с тематикой исследовательских работ по литературе


Определение круга вопросов, исследуемых в проектах по литературе.


Выбрать автора и литературные произведения для проведения исследования

Сентябрь 2015

Формулировка темы исследования, постановка цели и задач.


2

Составление библиографии по выбранной теме.

Посещение школьной библиотеки


Сентябрь 2015

Библиография








3

Написание исследовательской работы.


Внимательное чтение текстов литературных произведений.


Октябрь 2015

Определение круга произведений, на основе которых будет проведён анализ


Выделение эпизодов для анализа

Октябрь 2015

Круг текстов для проведения комплексного сравнительного анализа


Знакомство с работами ведущих литературоведов по теме исследования.

Октябрь 2015

Изучение истории исследуемого вопроса в литературоведении, расширение кругозора в области исследования


Работа с интернет - источниками

Октябрь 2015


Сравнительный комплексный анализ выбранных эпизодов

Ноябрь 2015

Выделение сходств и различий и интерпретация различий


Обобщение результатов исследования

Декабрь 2015

Текст исследовательской работы


Подготовка презентации

Январь 2016

Слайды презентации


4

Презентация результатов исследования

Представление результатов исследования на школьной конференции

Февраль 2016

Внешняя оценка качества проведения и результатов исследования (рецензия на работу)


Участие в муниципальном этапе научно-практической конференции

.

Октябрь 2016

Внешняя оценка качества проведения и результатов исследования (диплом призера)




Участие в региональном этапе всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И Вернадского

Февраль 2017

Внешняя оценка качества проведения и результатов исследования (сертификат участника)




Индивидуальный учебный план (недельный) Роговой Дарьи, ученицы 8 класса МБОУ « Сабинская ООШ»



Предметы

Базовый уровень

Факультатив

Элективный курс

Русский язык

3

1

1

литература

2

1


информатика

1

1











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!