дециметр и метр
Цели: познакомить с единицей измерения длины «метр»; учить чертить отрезок длиной 1 дециметр; совершенствовать умения дополнять отрезок до 1 метра; развивать пространственное мышление.
Ход урока
Организационный момент
(слайд № 1 )
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро!»
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера!
Повернитесь друг к другу и к нашим гостям и улыбкой пожелайте всем хорошего настроения.
И я вам хочу пожелать, чтобы доброе настроение длилось весь урок!
Садитесь. Откройте тетради запишите дату 27 ноября, Классная работа.
Сообщение темы урока и целеполагание
- И сегодня вас ждет открытие
– Прочитайте величины на доске.
(слайд № 2 )
а) 5 см, 7 дм, 9 см, 4 см;
б) 6 см, 3 см, 2 метра, 8 см.
- Какую величину измеряют в этих единицах?
– В каждой строчке найдите «лишнюю» величину.
– Попытайтесь сформулировать тему сегодняшнего урока.
(слайд № 3 )
- Чему вы хотите научиться на уроке? Что нового хотите узнать?
(Что такое метр? Зачем нужен метр? Как его использовать?)
(слайд № 4 )
(Цели урока: Сегодня на уроке мы познакомимся с крупной единицей измерения – метром и его соотношением с другими известными нам единицами измерения длины.)
- Кто или что нам в этом поможет? (Учитель, учебник, товарищи по классу.)
III. Работа по теме урока
Путешествие в прошлое.
- Чтобы сделать открытие, как наши предки, я предлагаю совершить путешествие в прошлое.
Как появились меры длины. Как измеряли на Руси
– Нельзя представить себе жизнь человека, не производящего измерений: это и портные, и механики, и обыкновенные школьники. Сегодня мы все знакомы с линейкой. А что же существовало до того, как все это изобрели? Первыми измерительными приборами были части тела: пальцы рук, ладонь, ступня.
У многих народов расстояние определялось длительностью полета стрелы или пушечного ядра. До сегодняшнего дня сохранилось выражение «не подпустить на пушечный выстрел».
– А кто знает, какие меры длины использовали издавна на Руси? (Сажень (маховая, косая), аршин, локоть.)
Сажень - расстояние между раскинутыми в стороны руками. Слово аршин пришло с Востока. Приезжие купцы торговали невиданными тканями, которые отмеряли аршинами (с персидского – «локоть»). Локоть - расстояние от конца пальцев до согнутого локтя.
Практическая работа.
– Давайте и мы представим себя торговцами и попробуем измерить локтем длину ленты (проделать это двум-трем ученикам (запись на доске)). Количество локтей получилось разное.
- Почему?
– Чтобы измерения были более точными и не зависели от роста людей, в Древнем Египте придумали образцовые меры: локоть, ладонь, палец. Теперь измеряли не своим, а общим локтем, то есть условной палочкой.
– Проведем исследовательскую работу - измерьте рост друг друга с помощью линейки и запишите результат в тетрадь.
- (Это не практично, неудобно, т.к. линейка маленькая.)
Делаем вывод - нужна более крупная, постоянная единица измерения. Так появился метр. Метр был впервые введён во Франции в XVIII веке.
(Слайд № 9 )
1) модель метра, соотношение единиц измерения длины: |
- Перед вами новая единица измерения длины – называется она метр. (На доске вывешивается модель метра, разделённая на дециметры или рис в учебнике) - Сокращенное обозначения метра записывается так: 1 м (Без точки) – это общепринятая международная единица измерения. Запишите у себя в тетради. Задание 1. – Назовите известные единицы длины. – Сколько сантиметров в 1 дециметре? – Начертите отрезок длиной 1 дециметр. – Сколько это сантиметров? (1 дм = 10 см.) (слайд № 10 ) 1 дм = 10 см - Кто догадался, на какие по величине мерки разбита модель метра. Посчитайте, сколько их? – Десять дециметров называются метром и, наоборот – в одном метре 10 дециметров. Запишем и постараемся запомнить это соотношение. 1м = 10 дм (Приставка деци- означает 10) (слайды № 11 ) - Может быть кто-нибудь догадался, сколько в 1 метре сантиметров? - Запишем это соотношение. (1м = 10 дм = 100 см) - В жизни часто приходится преобразовывать единицы длины из крупных в мелкие и наоборот. Попробуем это сделать. | (Предположения детей: дециметр, 10 дм) (Высказывания детей) |
2. Физ.минутка: зарядка для глаз. (слайды № 12,13-14)
(слайды № 15 )
Метр – это более крупная, чем сантиметр и даже дециметр, единица длины.
- Что можно измерять в метрах?
(В метрах измеряют, например, длину куска ткани или обоев, длину и ширину комнаты. При этом, например, для измерения длины комнаты используют рулетку – длинную ленту, свернутую в рулон, на которую нанесена шкала. На строительстве, при ремонтных работах. Рулетки бывают разной длины – метровые, двухметровые, трехметровые, пятиметровые, двадцатиметровые и другие. Для измерения метрами есть и другие измерительные приборы: это метровая линейка, портняжный сантиметр..) (Демонстрация приборов. Слайд № 16 )
- Ребята, хочу вас предупредить, что детям пользоваться рулеткой опасно, так как о её металлические острые края можно сильно пораниться или поранить кого-нибудь. Пожалуйста, не берите и не играйте рулеткой.
– Назовите известные вам единицы измерения длины в порядке их увеличения.
(слайд № 17 )
– Прочитайте записи на доске:
4 м, 45 м, 4 м 8 дм, 42 м 8 дм 9 см.
4. Задание 4 (работа в тетради)
- Познакомьтесь с заданием. О чем нужно помнить, чтобы выполнить это задание? (1 м = 10 дм)
– Дополните до 1 м и заполните таблицу.
1 метр | 5 дм | 4 дм | 7 дм | 8 дм | 3 дм | 1 дм | 9 дм | 2 дм | 6 дм |
5 дм | 6 дм | 3 дм | 2 дм | 7 дм | 9 дм | 1 дм | 8 дм | 4 дм |
7. Работа в парах.
Необходимо закончить фразы, вставив пропущенные единицы длины. (Карточки)
(слайд № 18 )
Учащиеся работают самостоятельно. Затем учитель организует взаимопроверку. (Обмен листочками, оценивание)
Высота дерева 2 (метра).
Спортсмены пробежали дистанцию 100 (метров).
Длина спички 4 (сантиметра).
Школьники приняли участие в заплыве на 50 (метров).
- Зачитать записи.
VII. Итог урока. Рефлексия. (слайд № 19 ) |
- Мы замечательно сегодня поработали, а итог урока подведём небольшим тестом. Возьмите листочки и карандаши, подчёркивайте верный ответ: (слайд № 20) 1. С какой величиной работали? а) масса; б) длина; в) время. 2. Что не является единицей измерения длины? а) сантиметр; б) метр; в) диаметр; г) дециметр. 3. В какой единице удобнее измерить путь от дома до школы? а) в дециметрах; б) в сантиметрах; в) в метрах. 4. В какой единице удобнее измерить длину крышки стола? а) в дециметрах; б) в сантиметрах; в) в метрах. - Проверим. (На экране остаются только верные ответы). Оцените свою работу. (слайд № 21 ) Домашнее задание: учебник с. № 3 (изготовить складной метр), тетрадь с. 38, № 2, 3 - Как вы относитесь к сегодняшнему уроку? Покажите “смайликом” на листочке. - Я тоже хочу оценить вашу работу … (слайд № 22) (оценивание) | (Высказывания детей) (Дети выполняют тест) |
Приложение 1
Высота дерева 2 .
Спортсмены пробежали дистанцию 100 .
Длина спички 4 .
Школьники приняли участие в заплыве на 50 .
1. С какой величиной работали?
а) масса; б) длина; в) время.
2. Что не является единицей измерения длины?
а) сантиметр; б) метр; в) диаметр; г) дециметр.
3. В какой единице удобнее измерить путь от дома до школы?
а) в дециметрах; б) в сантиметрах; в) в метрах.
4. В какой единице удобнее измерить длину крышки стола?
а) в дециметрах; б) в сантиметрах; в) в метрах.
Высота дерева 2 .
Спортсмены пробежали дистанцию 100 .
Длина спички 4 .
Школьники приняли участие в заплыве на 50 .
1. С какой величиной работали?
а) масса; б) длина; в) время.
2. Что не является единицей измерения длины?
а) сантиметр; б) метр; в) диаметр; г) дециметр.
3. В какой единице удобнее измерить путь от дома до школы?
а) в дециметрах; б) в сантиметрах; в) в метрах.
4. В какой единице удобнее измерить длину крышки стола?
а) в дециметрах; б) в сантиметрах; в) в метрах