СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Улицы нашего посёлка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель проекта: создать условия для формирования  знаний детей о названиях улиц посёлка Кадый.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Улицы нашего посёлка"»

Муниципальное казённое образовательное учреждение

Кадыйская средняя общеобразовательная школа им. М.А.Четвертного

Кадыйского муниципального района Костромской области









Методический конкурс педагогов образовательных учреждений Кадыйского муниципального района





Номинация:

методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета, по тематике воспитательного мероприятия, исследовательский проект.




Тема проекта: «Улицы нашего посёлка»


Тип проекта: исследовательский, групповой, межпредметный, долгосрочный (1 месяц).


Участники проекта: педагоги, дети, родители, работники краеведческого музея.






















Руководитель проекта:

учитель начальных классов Кузнецова Ольга Алексеевна

Актуальность  проекта  заключается в том, что каждый житель нашего посёлка должен не только знать название своей улицы, но и знать историю её создания. Улицы – это лицо любого города, его своеобразный внутренний мир. Каждая улица по-своему уникальна, неповторима.
Идём мы по улицам своего посёлка, читаем их названия и думаем: вероятно, нет ни одного места в мире, где не было бы именных улиц, то есть улиц, названных именами выдающихся людей, деятелей культуры, науки, современников и личностей из давно прошедших времен. Не исключение и посёлок Кадый. В нашем посёлке есть большие и маленькие улицы. Некоторые носят имена известных людей, например, ул. Крупской, ул. Гагарина, ул. Комарова, ул.Балакирева, ул.Четвертного. Мы так привыкли к этим названиям, что не задумываемся над тем, кому принадлежит это имя и чем известен этот человек. Знать о людях, именами которых названы улицы городов, означает знать историю и культуру страны, где ты живёшь, знать её народ.

Цель проекта: создать условия для формирования знаний детей о названиях улиц посёлка Кадый.


  1. Задачи проекта:

Предметные:

  • Пробудить у детей познавательный интерес к изучению своего посёлка, предоставив каждому ребенку возможность открыть «новое в знакомом» окружении.

  • Развитие таких чувств как: сопричастность своему посёлку, гордость за свой посёлок;

  • Формирование знаний об улицах своего посёлка, их истории.

  • Формирование умения ориентироваться в пространстве посёлка, в своём районе, на своей улице.

  1. Личностные:

  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности.

  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

  1. Метапредметные:

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

  • Формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности.

  • Формирование умения использования различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки информации.

  • Формирование умения готовить своё выступление и выступать с видео- и графическим сопровождением.

  • Развивать умение слушать собеседника и вести диалог.

  • Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.




Методы:

  • метод исследования;

  • метод анализа литературы по теме (статьи журналов, книг, справочной литературы, архивных материалов);

  • метод классификации (используя который, объединили названия улиц в группы);

  • метод измерения (был применен в анкетировании).



Объектом исследования являются улицы посёлка Кадый.


Организация проекта.

1этап. Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы.


Проблема исследования: Для проведения проекта необходима подготовительная работа с родителями. На родительском собрании учителю необходимо рассказать, какова роль родителей в ходе проекта, какую помощь и в какой степени они должны оказать своим детям.

Начиная работу над проектом, учитель должен пробудить у учащихся интерес к теме проекта. Чтобы создать положительный мотивационный настрой, учитель может показать видеосюжет о своей улице, представить свою презентацию с устным рассказом.

Ребус (УЛИЦА)

Что такое улица? (Обсуждение предположений.)

Улица – это………

«В населенных пунктах: два ряда домов и пространство между ними для прохода и проезда, а также само это пространство» .С.И.Ожегов.



Социологический опрос на тему: «Почему улица, на которой вы живёте, имеет такое название?» в начале исследования.

Цель: изучить степень осведомлённости обучающихся 1 класса об истории названия улиц посёлка Кадый.

Методы: проведение опроса с последующим анализом полученных данных.

Были опрошены 20 человек из числа учащихся 1– х классов МКОУ Кадыйская СОШ и их родители, им было предложено ответить на следующие вопросы:

1. Как называется улица, на которой вы живёте?

2. Вы знаете, почему улица, на которой вы живете, имеет такое название?

Результаты социологического опроса приведены в таблице.

№ вопроса

Как называется улица, на которой вы живёте?


Вы знаете, почему улица, на которой вы живете, имеет такое название?


владеют

информацией

не владеют

владеют

информацией

не владеют

учащиеся 1 – классов

13 чел

68%

7

32%

-

-

20 чел

100%

родители

20

100%

-

-

14

72%

6

18%



Выводы: по результатам опроса были получены следующие данные:

  • 68% из числа опрошенных среди учащихся 1 – х классов знают название улицы, на которой они живут; 32% - не знают название своей улицы;

  • 100 % учащихся и 18% родителей не владеют информацией, почему улица имеет такое название;

Ответы респондентов свидетельствуют, что участники опроса недостаточно владеют информацией об истории улиц посёлка. Следовательно, необходима просветительская и пропагандистская работа по распространению знаний истории своего родного посёлка. Проблема является актуальной и может стать предметом исследования.


Гипотеза исследования: (Выдвигалась в процессе совместного обсуждения педагога с детьми)

  1. Названия улиц отражают историю посёлка и страны.

  2. Если каждый житель нашего посёлка с детских лет будет интересоваться и знать историю своего родного края, историю названия его улиц, то он будет передавать эту информацию своим одноклассникам, знакомым, друзьям, а в дальнейшем – своим детям, что привьёт интерес к истории своего родного края и любовь к нему.

  3. Результаты исследования:

- детские доклады на тему «История одной улицы»;

- презентация;

- буклет «Улицы посёлка Кадый»;

- фотовыставка «История одной улицы».


2 этап. Планирование.

  1. Посетить краеведческий музей. Тема экскурсии: «История улиц посёлка Кадый».

2. Провести исследовательскую работу. В соответствии с проблемой и гипотезой исследования, дети с помощью педагога поставили задачи дальнейшего исследования проблемы:

- узнать, откуда происходит название улицы,

и таким образом изучить историю и географию своего края;

- выяснить в честь кого названы улицы посёлка Кадый;

- узнать, какие улицы сменили своё первоначальное название;

- сравнить старые и современные фотографии улиц;


  1. Спланировать дальнейшее развитие проекта.

Подготовка протокола проведения исследования.
  1. Выберите улицу, исследованием которой вы планируете заниматься.

  2. Подберите как можно больше подтверждённой информации. Вы можете пойти в архив, библиотеку, музей.

  3. В ходе исследования ответьте на вопросы:

В каком году эта улица впервые получила свое название?

Как она тогда называлась?

Сколько раз переименовывалась?

Почему улица получила такое название?

Если улица имела другое название, подумайте о причинах смены названия.

Обязательно запишите, откуда вы получили эту информацию. Самые достоверные источники — это книги, архивные записи, периодические издания.

  1. Если вам попалась старая фотография здания с этой улицы, скопируйте её. Попробуйте найти в посёлке то место, которое изображено на найденной фотографии. Сделайте современную фотографию этого места. Сделайте коллаж из этих двух фотографий. Если у вас не получилось выполнить это задание, не расстраивайтесь. Вы можете просто показать найденную старую или современную фотографию.

Техника безопасности

Не забывайте при проведении исследования соблюдать правила безопасности на улице. При фотографировании каких-либо объектов не стойте на проезжей части.

3 этап. Реализация проекта.

  1. Сбор, анализ и систематизация информации об улицах посёлка Кадый.

Учащиеся начинают собирать материал, работать с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект.

Учитель наблюдает, при необходимости направляет деятельность учащихся, проводит индивидуальные и групповые консультации по содержанию проекта, оказывает помощь в отборе необходимых материалов, даёт советы по оформлению проекта, отслеживает деятельность каждого участника, оценивает промежуточные результаты.

2. Экскурсия в краеведческий музей. Работниками музея подготовлена презентация по теме экскурсии «История улиц посёлка Кадый».


3. Творческая познавательная деятельность детей:

-рисование на тему «Улица, на которой я живу»;


4 этап. Презентация результатов исследовательской деятельности.

Для успешной работы на этапе презентации, представления продукта составлен план презентации продукта для учащихся (что узнал, каким способом, чему научился, какие цели достигнуты).

Ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и оценивании результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку. Необходимой частью выступления является рефлексия ребёнка, которая завершает презентацию и может содержать выражения: «В ходе работы над проектом я узнал…, меня удивило…, а также я научился…».

-фотовыставка «История одной улицы». Приложение N1.

-выставка рисунков «Улица, на которой я живу». Приложение N2.

-доклады детей на тему «История одной улицы». ПриложениеN3.

- буклет «Улицы посёлка Кадый», подготовил учитель к родительскому собранию. Приложение N4.

Роль родителей в реализации проекта:

- сопровождение детей на экскурсиях,

- предоставление информационных и фотоматериалов к проекту.

4 этап. Выводы. Социологический опрос на тему: «Почему улица, на которой вы живёте, имеет такое название?» после исследовательской деятельности.

№ вопроса

Как называется улица, на которой вы живёте?


Вы знаете, почему улица, на которой вы живете, так называется?


владеют

информацией

не владеют

владеют

информацией

не владеют

учащиеся 1 – классов

20 чел

100%

-

-

20 чел

100%

-

-

родители

20 чел

100%



20 чел

100%





В ходе проведенного социологического опроса учащихся выяснилось, что 18 % взрослых из числа родителей учеников нашей школы не знают историю происхождения своей улицы, а значит, не могут передать эту информацию своим детям. Подтверждением этого является низкий процент осведомлённости учащихся в возрасте от 7-8 лет (100 %) о названиях улиц посёлка Кадый в начале исследовательской деятельности. Благодаря работе над данным проектом все дети узнали, как называется улица, на которой они живут, и почему она имеет такое название, больше информации узнали об истории улицы. Гипотеза, если каждый житель нашего посёлка с детских лет будет интересоваться и знать историю своего родного края, историю названия его улиц, то он будет передавать эту информацию одноклассникам, знакомым, друзьям, а в дальнейшем - своим детям, что прививает интерес к истории своего родного края и любовь к нему, подтвердилась.

Проведя исследование, дети выяснили, что наиболее часто встречаются улицы, которые названы в честь выдающихся людей нашей страны и улицы, которые названы в честь знаменательных событий. Это является подтверждением гипотезы, что названия улиц связаны с историей посёлка и нашей страны.

Условно разделили улицы посёлка на следующие группы:

  • улицы, в которых отражается героическое прошлое нашего посёлка и нашей страны и улицы, в которых увековечены имена выдающихся людей (улица Балакирева, улица Крупской, улица Четвертного, улица Гагарина, улица Комарова, улица Космонавтов, улица XVIII Партсъезда, улица Первомайская). А так же:

  • улицы, связанные с особенностями географического положения, а так же названия улиц, связанные с реками, протекающими или некогда протекавшими вблизи данной улицы (Набережная, Восточная, Западная, Южная, Нагорная)

  • названия улиц, связанные с трудовой деятельностью и общественными ролями, например профессиями тех, для кого улица строилась (Мелиорации, Совхозная, Больничная, Почтовая)

  • названия улиц, характеризующие природу (Солнечная, Лесная, Луговая, Полянская ) )

  • названия улиц, отражающие названия ближайших городов, регионов (Костромская, Макарьевская, Селищенская)

  • Другие (Новая, Дружбы)

Данный материал имеет практическое значение. Его можно использовать как на уроках, так и для проведения внеклассных мероприятий. Для ознакомления учеников нашей школы с историей улиц родного посёлка мы провели общешкольное мероприятие, на котором представили результаты нашей исследовательской работы.

Перспективы дальнейшего развития проекта:

  • продолжить работы по изучению истории улиц;

  • познакомить детей с биографией людей, в честь которых названы улицы посёлка (улица Балакирева, улица Крупской, улица Четвертного, улица Гагарина, улица Комарова);

  • разработать новые темы экскурсий, которые будут способствовать решению задач по развитию интереса к истории малой Родины и родного края, в рамках празднования 70-летнего юбилея Костромской области.

Критерии результативности проекта.

Критерии

Качественные показатели

Количественные показатели

Удовлетворенность участием в проекте





Наличие у участников потребности в дальнейшем развитии сво­его проектного опыта.

Положительная мотивация родителей, воспитанников, педагогов, социальных партнёров.




Повышение профессиональной компетентности педагогов по проблемам организации УВП.






Улучшение организации методической работы

Увеличение доли родителей, учащихся и педагогов, использующих проектную деятельность и музейную технологию в учебном и воспитательном процессе.



Повышение интереса к учебной деятельности, развитию творческой активности, мотивации и вовлеченности обучающихся в решении обсуждаемых проблем.


Педагоги отмечают рост своего профессионального, методического уровня, повышение удовлетворенности своей деятельностью, уверенностью в себе.


Список литературы:

    1. Проектная деятельность школьников, К.Н. Поливанова, Москва «Просвещение», 2010.

    2. Организация проектной деятельности младших школьников, М.В. Дубова, «Баласс», 2012.

    3. Люткова, С. С. Земля моя Кадыйская: очерки по истории Кадыйского края/ С. С. Люткова. - Кострома: [б.и.], 2004. - 224 с.: ил. (М1089511.2)

    4. Интернет-ресурсы http://project-st.blogspot.ru/

    5. В.М. Рудченко Г.К. Смирнов П.Н. Шарлин Е.Г. Щеболева

" Памятники архитектуры Костромской области» каталог, выпуск 8.

    1. Газета "За коммунизм" № 17 от 09.05.1965 года.

    2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М.: «АЗЪ». 1995г. – 907с.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!